Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гармония и форма



В главе «Интонация античности» мы выяснили, что интеллектуальная работа мыслителей этого периода – Платона, Аристотеля, Пифагора, Аристоксена и других позволили организовать звуковую материю, создав совершенную ладовую конструкцию, способную к саморазвитию – семиступенный звукоряд. Как это обосновать? Лад до мажор состоит из семи ступеней – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Мы даем самые общие конструктивные характеристики). Нижняя ступень – основной тон до (1 ступень). III, V и VII ступени присутствуют в гармонических призвуках основного тона, называемых обертонами, т. е. являются частью его звукового спектра, несут его интонационную энергию (это ноты ми – соль – си). Поэтому эта группа называется главной или доминантовой. В свою очередь, сам основной тон присутствует в обертонах II, IV и VI ступений, т. е. как бы возвращает им свою интонационную энергию. Поэтому эта группа называется подавляемой или субдоминантовой. Таким образом, вся семиступенная ладовая конструкция превращается в уже знакомую нам управляющую систему, где основной тон Т является регулятором, лад Л – регулируемой системой, доминантовая группа D – управляющим сигналом и субдоминантовая группа SD – сигналом обратной связи. Получается гармоническая схема.

D (сигнал управления)

 
 


Т Л


SD (сигнал обратной связи)

Процесс ладового саморазвития на пути к тональному мышлению прошел исторический путь, в точности соответствующий этой схеме.

В грегорианском хорале к концу Средневековья она прослеживается в секвенциях Ноткера Бальбулиса IX века. Более очевидна она в песнях бардов и менестрелей периода Возрождения («Палестинская песня» Вальтера фон Фогельвейде, 1228 год). Реформация начинается с немецких хоралов Марина Лютера, где схема Т D SD Т становится ведущей формой («Jesaia», 1526 год.).

В песнях и танцах этого времени складывается основной первичный элемент формы – период. Чаще всего он звучит как основа или тема для вариаций. В таком случае его гармоническая последовательность такова: Т D SD Т. Как правило, на SD приходится кульминация в мелодии. На темы, построенные по такой схеме, написаны сотни вариаций. Назовем Вариации Моцарта, Вариации Бетховена («Ярость по поводу потерянного гроша»), «Симфонические этюды» Шумана и т. п.

В конце периода Реформации в пьесах французских клавесинистов Люлли, Куперена, в танцевальных сюитах складывается простейшая музыкальная форма – т. н. простая трехчастная форма. Крайние части формы повторяются, то есть ее структурная схема ABA. Эта структурная схема поддерживается гармонической схемой ТDТ. Простая трехчастная форма встречается в сонатах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Популярна она и сегодня, особенно в эстрадных песнях (Вспомните знаменитую песню Нино Рота из фильма «Крестный отец»).

Следующее развитие музыкальной структуры привело к появлению сложной трехчастной формы. В ней первая часть – простая трехчастная форма идет в тональностях ТDТ. Середина (т. н. трио) идет в тональности SD. Третья часть является повторением (репризой) первой. В схеме [ТDТ] [SD] [ТDТ] мы вновь читаем ту же схему Т D SD Т. В сложной трехчастной форме написано подавляющее большинство средних частей сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена. Это одна из наиболее часто встречающихся форм в классической музыке.

Здесь нельзя не упомянуть о музыкальной форме, сложившейся в народной музыке еще во времена Возрождения – о форме рондо. Оно строится по принципу чередования основной темы А и эпизодов В, С, D и т. д. Получается схема ABACADA. Применение этой схемы в классической музыке выработало схему классического рондо АВАСА. Эта схема также подкрепилась гармонической последовательностью. Часть А шла в основной тональности Т, часть В – в тональности D, часть С – в тональности SD. Всё это совершенно очевидно указывало на то, что интонационный процесс в классической музыке, наиболее совершенной интеллектуально и духовно, развивается по принципу управляющей ладовой системы.

Пожалуй, наиболее полно такой принцип проявляется в форме, являющейся вершиной музыкальной диалектики – в сонатном аллегро. В этой форме написаны все первые части классических сонат и симфоний и некоторые их финалы. Сонатное аллегро опирается на ту же гармоническую схему. Ее экспозиция пишется в тональностях Т и D, разработка в тональностях D – SD – Т, что дает основную гармоническую схему Т – D – SD – Т. Называть примеры из музыкальной классики здесь излишне, поскольку эту схему можно считать правилом, из которого, разумеется, есть исключения. Эти исключения можно трактовать как нарушение управляющей ладовой системы, вызванное особыми причинами. Эти причины складываются из основного интонационного принципа – борьбы ладовых и тональных сил. Иногда преобладание ладовых сил приводит к усилению сигналов обратной связи, т. е. функции субдоминанты. Это приводит к смещению основного тона и его перемещению на одну из субдоминантовых ступеней. Чаще всего оно встречается в музыке Шопена (Баллады, Экспромты) и указывает на преобладание в его музыке ладового мышления, что свойственно славянской культуре с бóльшим развитием подсознательных сил. Мы теперь можем оценить роль гармонии как фактора управления лада, формирующего интонационный процесс.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 418 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...