Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1.1. Понятие творчества
Процесс творчества характеризуется достаточной сложностью. Иногда он осуществляется на основе внезапно возникающей, трудно объяснимой интуиции человека, своеобразного озарения, пришедшего, казалось бы, совершенно неожиданным путём, при случайном стечении обстоятельств. В философском словаре начала ХХ века, Э.Л.Радлов отмечает, что "творчество связано с созданием чего-либо, что в наибольшей степени присуще божеству, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия" [29, с.609]. Наряду с такого рода утверждениями обращалось внимание на наличие неосознаваемых явлений в структуре творчества, на трудности фиксации интеллектуально-творческого процесса в различных сферах науки, техники и искусства.
Л.С.Выготский считал, что "...высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной, окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека" [9, с.5-7].
А.Г.Спиркин рассматривает творчество как "мыслительную и практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира и духовной культуры..." [39, с.322].
По мере научного осмысления различных видов творчества изменялось и уточнялось определение самого этого понятия. С философской точки зрения под творчеством стали понимать такую деятельность человека, которая порождает нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее [41, с.642]. В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова творчество определяется как возникшая в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям [42, с.363-364].
Белорусский исследователь Н.А.Лохманенко определяет творчество как "процесс реализации человеком своей родовой способности выходить в той или иной сфере деятельности за пределы обычного, традиционного, шаблонного и т.п. и создавать ранее неизвестные варианты и модели, новые материальные и духовные ценности" [20, с.24].
В качестве основного признака творчества большинство авторов выделяет создание чего-то оригинального, нового в любой области деятельности: "...Понятие творчества, - пишет А.Н.Леонтьев, - охватывает все области деятельности человека, помогает людям совершенствовать окружающий мир и самих себя, создавать новое, ещё неизвестное и несуществующее..." [18, с.6-7]. С психологической точки зрения в этом процессе выделяются два аспекта - личностный и процессуальный. В частности, предполагается наличие у личности таких психологических компонентов, как способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.
Процессуальный же аспект творчества связан с воображением, интуицией, умственной активностью личности и т.д. Рассмотрение творчества в педагогической психологии с процессуальной стороны и оценка его по конечным результатам (продуктам), позволяет судить о наличии или отсутствии творческого подхода к деятельности. "Творчеством мы называем процесс создания человеком объективно или субъективно качественного, нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действия",- подчёркивает И.Я.Лернер [19, с.163].
Человек может реализовать свой духовный потенциал, свои идеалы и творческие способности, лишь исходя из объективных условий и закономерностей развития окружающего мира. Он никогда не сможет решить проблему "вечного двигателя", поскольку сама идея такого двигателя находится в противоречии с законом сохранения энергии. Следовательно, творческий поиск в науке и технике, образовании и воспитании всегда должен опираться на знание объективных законов, лежащих в основе тех или иных явлений и процессов.
К тому же творчество обусловлено и теми конкретноисторическими условиями, в которых живут и трудятся люди. Оно всегда опирается на то, что достигнуто предшествующими поколениями. Познавая законы развития природы и общества, человек способен преобразовать окружающий мир, и в то же время каждый творческий акт, отмеченный позитивным результатом, есть шаг по пути прогресса, умножения духовного и материального потенциала общества.
Таким образом, при определении понятия творчества учёные опираются на два основных взаимосвязанных положения. Во-первых, на определяющую роль объективных законов окружающего мира в деятельности людей; во-вторых, на признание преобразующей, созидающей роли сознания человека.
1.2. Творчество как деятельность
Для решения любой творческой задачи значим не только объём информации, но и её отбор, и анализ. Эту работу и выполняет сознание человека, в котором задействованы все его компоненты: логическое мышление, фантазия, интуиция, воля, эмоциональные переживания и т.п.
В любом виде созидательного труда достаточно чётко прослеживаются моменты творчества, поиска, экспериментирования, которые обязательно требуют участия воображения. Уже сама постановка трудовой задачи, мысленное представление её содержания и последовательности предстоящих действий органически связаны с активностью воображения. В этом состоит основа изобретательства и новаторства в любом виде труда.
Творчество является такой деятельностью, посредством которой человек изменяет действительность по своей воле и желанию в соответствии со своими потребностями и запросами. Сама творческая деятельность может начинаться с небольших элементов, которые вызываются прежде всего необходимостью преодолеть затруднения, возникшие в процессе труда, когда у человека появляется желание или потребность "сделать по-своему". Это и есть первоначальный элемент творческой деятельности.
Развитие творческой деятельности личности в значительной степени обусловлено той сферой культуры, в которой она реализуется и связано с особенностями развития производства, техники, науки, политики и др. Свои желания, потребности, идеалы человек не толкует произвольно, как это может показаться на первый взгляд, а соотносит их с общественными целями и интересами. Через творческую деятельность, удовлетворяя запросы общества, человек утверждается как неповторимая целостная личность и индивидуальность. В педагогических исследованиях подчёркивается, что важным признаком целостности личности являются её творческие качества. В свою очередь творческое отношение личности к труду, отмечает А.И.Кочетов, сопряжено с формированием таких интеллектуальных качеств, как любознательность, сообразительность и пытливость [15, с.4].
Учитывая то, что творчество неотделимо от труда, педагог-новатор И.П.Волков утверждает: "Творчество - это явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству - это прежде всего учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных созидателей жизни. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможно без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. Эти качества в свою очередь стимулируют стремление пробовать свои силы при выполнении задач различной степени сложности - от простых до творческих, искать дело по душе" [8, с.3-4].
1.3. Виды творчества
Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило в современных исследованиях данной проблемы (Ф.И.Иващенко [14], А.И.Кочетов [15], Н.В.Кузьмина [17], В.П. Пархоменко [24], Е.С.Рапацевич [32], И.М.Розет [35]) выделить следующие его основные виды:
а) научное творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, к разработке научных идей, их логической обоснованности и доказательности, к обобщению опыта учёных, к новейшим рекомендациям по развитию науки и т.д.;
б) художественное творчество, которое воплощается в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства и т.п.;
в) техническое творчество, относящееся к конструктивно-технической деятельности, к процессу развития творческой инииативы и самостоятельности, технических способностей, формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.
1.4. Природа технического творчества учащихся (ТТУ)
Процесс развития творчества в технике представляет собой древнейшее занятие человека. Естественные потребности людей в пище, одежде, жилье выдвигали задачи изготовления и совершенствования орудий труда, повышения эффективности средств охоты, защиты от диких зверей и нежелательных явлений природы. Переход человечества на более высокую ступень развития неизменно выдвигал новые общественные потребности и более сложные изобретательские задачи. Бурное развитие производительных сил в начале ХХ века потребовало эффективного решения многочисленных технических задач и привело к выделению изобретательского труда в самостоятельную разновидность производственной деятельности, а также к созданию специальных мастерских и лабораторий для технического творчества.
С другой стороны, сформированное веками общественное мнение об исключительном праве на творчество деятелей литературы и искусства, препятствовало признанию творчеством изобретательскую деятельность, относя её к своеобразному ремесленническому труду. Поэтому разработка научных основ технического творчества связана с более поздним периодом психолого-педагогических исследований.
Одними из первых, кто не только понял значение технического творчества, но и боролся за его признание и изучение, были В.Оствальд, А.Пуанкаре, Т.Рибо и П.Энгельмейер [33, 46, 47]. В частности, французский учёный-психолог Т.А.Рибо убедительно доказывал, что техническое и художественное творчество тождественны по своей природе, ибо в основе того и другого лежит такая особенность творческого отношения человека к действительности, как способность к воображению. Воображение являетcя основой всякой творческой деятельности и одинаково проявляется во всех сферах культурной жизни, делая возможным как художественное, так и другие виды творчества, включая техническое. "Созидающее воображение механика и художника, - указывал он, - по своей природе тождественны и отличаются друг от друга только своими целями, способами и условиями проявления. Всякое изобретение - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением-постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений" [33, с.113].
Все предметы обыденной жизни, бесхитростные орудия ручного труда, а также научные открытия и сложные изобретения в области техники Т.Рибо считал продуктами человеческого воображения. Исходя из этого, творчество он характеризовал как "кристаллизованное воображение" [33, с.114].
Многие исследователи ставили под сомнение возможность изучения творческого процесса, отождествляя его с "божьим даром". Против подобного толкования творчества выступил русский инженер П.К.Энгельмейер. Он отмечал, что в каждом человеке есть стремление к творчеству: "Гениальность вовсе не такой божественноредкий дар, напротив того, вовсе не редкость и даже составляет удел всякого, кто не рождён совсем идиотом" [47, с.135]. Возникает вопрос: какова же природа технического творчества - врождённая или вырабатываемая?
В процессе своего развития человек формируется по двум взаимосвязанным направлениям: биологическому (влияние наследственности) и социальному (воздействие внешней среды и воспитания). Развитие биологических задатков и свойств человека характеризуется функциональными изменениями на всех возрастных этапах его жизни. Однако формирование личности определяет не только гены и врождённые способности. Процесс биологического созревания человека сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, что не может не сказываться также на развитии его творческой деятельности.
По утверждению генетиков, никакая психическая информация в генах не кодируется и по наследству не передаётся. Н.П.Дубинин утверждает: "Никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей" [13, с.68]. Всё зависит от продолжительного и специальным образом организованного воспитания и обучения. По этому поводу А.С.Макаренко отмечал: "Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитателю, своему детству. Никаких компромисов, никаких середин быть не может..." [21, с.363].
Таким образом, признание определяющей роли социальных условий и воспитания в развитии и формировании творческой личности позволяет утверждать, что способность к техническому творчеству вырабатывается в процессе специально организованной педагогической деятельности. Именно исходя из этого П.К. Энгельмейер настоятельно проводил мысль о том, что умение, знание и творчество можно воспитывать, а для воспитания изобретательского чутья полезны работы в мастерских и лабораториях, что надо учить школьников теории машин, учить их проектировать, а не изобретать там, где конструктор возьмёт готовую деталь, будет пользоваться справочниками и документами [46, с.208].
Указывая на важнейшие факторы развития творческой личности и подчёркивая определяющую роль обучения и воспитания в развитии технического творчества, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе придаётся активности самой личности, её творческо-преобразующей деятельности [44, с.75].
Понимание этого явления в педагогике привело к тому, что все воздействия и влияния на личность стали разделять на две группы - внешние (средовые влияния и воспитание) и внутренние (природные склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают при взаимодействии с внешними). В формировании творческой личности воспитание играет решающую роль только при условии, когда оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование её активности в работе над собой.
1.5. Определение ТТУ
Большой вклад в исследование природы научно-технического творчества и различных форм её проявления внесли Т.В.Кудрявцев [16], В.Г.Разумовский [30, 31], С.Л.Рубинштейн [36], П.М.Якобсон [48, 49] и другие учёные. Однако в научной литературе до настоящего времени нет достаточно полного и единого определения понятия "технического творчества учащихся". Каждый из авторов в содержание этого понятия вкладывает свой смысл. Так, например, С.Л.Рубинштейн связывал проблему технического творчества с психологией трудовой деятельности. Он писал: "Труд является насущнейшей потребностью человека. Трудиться - это значит, объективируясь в продуктах своего труда, обогащать и расширять своё собственное бытие, быть создателем, творцом - величайшее счастье, которое вообще доступно человеку. Труд - основной закон развития человека." [36, с.51-54].
Белорусские исследователи обращали внимание на пути и средства развития творческого отношения к технической деятельности в условиях школьного обучения и воспитания, на роль и значение учителя в этом процессе. По мнению М.У.Пискунова, любой труд школьников может носить творческий характер. Но, желая блеснуть успехами технического творчества, некоторые педагоги превращают поделки в самоцель, забывая другие более важные стороны - творческую и образовательную [27, с.33].
А.А.Бытев понимал под техническим творчеством деятельность детей, при которой они самостоятельно конструируют различные модели, приборы и установки, вносят новое в содержание выполняемых заданий, облегчая изготовление и улучшая работу моделей [7, с.4].
Аналогичной точки зрения в определении понятия технического творчества учащихся придерживаются также такие исследователи данной проблемы, как П.Н.Андрианов [1, 2, 3], И.И.Бака [4, 5, 6], В.А.Горский [10, 11, 12], И.Г.Розанов [34]. В качестве основных критериев детского технического творчества при создании технических объектов они выделяют элементы полезной новизны.
И.Г.Розанов в книге, посвящённой основам детского конструирования, определяет техническое творчество учащихся как осуществление технического замысла, направленного на внесение полезной новизны, которая облегчает труд человека, коллектива работников, увеличивает производительность труда и делает возможным новые виды производства. Он отмечает, что содержание технического творчества ориентировано на внедрение в производство (в технологический процесс) чего-то нового: рационализаторских предложений по изготовлению инструментов, приборов, механизмов и машин, по усовершенствованию техники и привычных технологий организации труда [34, с.4].
Техническое творчество учащихся по утверждению И.И.Бака - это вид конструкторско-технологической деятельности, в результате которой создаётся продукт, обладающий полезностью и объективной или субъективной новизной" [5, с.9].
П.Н.Андрианов также считает, что в воспитании личности, способной к техническому творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только как следствие его - результат труда. При решении вопроса о сущности технического творчества школьников он указывает, что понятие это в настоящее время используется для характеристики двух различных процессов. Первый - учебно-воспитательная работа, направленная на развитие творческих способностей школьников. Второй - творческая деятельность учащихся, целью которой является создание технических объектов, полезных самому ученику и коллективу. Согласно П.Н.Андрианову, техническое творчество учащихся - это "деятельность учащихся в области техники, в процессе которой осуществляется поиск и применение оригинальных способов решения технических задач и заданий, а результат обладает индивидуальной или общественной значимостью и объективной или субъективной новизной....Под результатом творческой деятельности следует понимать не только создание технических объектов, но и усовершенствование имеющихся, предложения по рационализации технологических процессов или их элементов и т.п." [1, с.53].
Эти же признаки положены в основу определения технического творчества школьников в педагогической энциклопедии: "Техническое творчество детей - это вид деятельности, в результате которой создаются объекты, обладающие признаками полезности и существенной новизны" [26, с.265].
Для того, чтобы подчеркнуть особенности творческой деятельности детей в области техники, исследователи прибегают к уточнению понятия "новизны", которая может быть объективной или субъективной. Получая продукт, обладающий субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности в области техники. Достаточно, чтобы результат творческого решения был нов для самого ребёнка, который сопоставляется лишь с его индивидуальным опытом. У взрослых же творческое решение той или иной проблемы сопоставляется с накопленным коллективным опытом человечества.
Руководителю и организатору творческой деятельности учащихся следует ориентироваться прежде всего на субъективную новизну продуктов творчества. Ожидать, что в процессе работы школьниками сразу будет сделано настоящее открытие или изобретение, не следует, так как такие случаи чрезвычайно редки. Объективно новые изобретения бывают обычно результатом длительного и настойчивого труда. Но путь к объектино новому проходит через субъективно новое. К.Э.Циалковский писал: "Сначала я делал открытия давно известные, потом не так давно, а затем и совсем новые" [30, с.25].
Техническое творчество представляет собой единый процесс познания и созидания. Познавательная деятельность школьников, занимающихся творчеством, выражается прежде всего в проведении научно-технических исследований, опытов, экспериментов, в ходе непосредственного решения технических зачач, в процессе создания новых технических объектов. Даже на стадии репродуктивного конструирования (по готовым чертежам и схемам) учащиеся получают новые для себя научные и технические знания о реальном мире, доказательства истинности или ложности выдвинутых теоретических посылок. В самом процессе создания подобных объектов они так или иначе сталкиваются с технологией изготовления, с проявлением физических и химических свойств материалов, с поведением технических устройств в тех или иных условиях.
Однако рассматривать техническое творчество учащихся только как реализацию имеющихся знаний, их проверку и подтверждение - значит недооценивать его роль в общем развитии ребёнка. В таком подходе не видна его специфика как средства воспитания и политехнического образования. Нужно обратить внимание на то, что техническая творческая деятельность школьников - это целенаправленный, педагогически управляемый процесс. Это положение подтверждают исследования В.Г.Разумовского [30, 31], Ю.С.Столярова [40] и белорусского учёного В.П.Пархоменко [25].
В.Г.Разумовский показал, что все основные характеристики творческого процесса: новизна продукта, внезапность догадки, случайность открытия, которые придают ему характер непознаваемости и неуправляемости - относительны. С точки зрения педагога, который хочет организовать творческую деятельность ученика в учебно-воспитательных целях, творческий процесс является познаваемым и управляемым. Это объясняется тем, что для педагогических целей в творчестве существенна лишь субъективная внезапность догадки, субъективная случайность открытия. При этих условиях учитель может создавать ситуацию для возникновения творческой проблемы, решение которой возможно на основе знания школьного предмета [31, с.3].
В.П.Пархоменко подчёркивает, что техническое творчество учащихся - это педагогически управляемая деятельность учащихся по решению общественно полезных технических и технологических задач, имеющих вначале субъективную, а затем и объективную новизну, осуществляемую на уроках, в процессе внеклассных и внешкольных занятий, направленная на формирование качеств личности и практическую подготовку учащихся к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве [25, с.43].
На основе анализа существующих определений можно заключить, что техническое творчество учащихся - это педагогически управляемая и стимулируемая деятельность школьников в области техники, направленная на развитие их творческих способностей и формирование личностных качеств, а также ориентированная на создание материальных ценностей, обладающих субъективной или объективной новизной.
Указанные характеристики наиболее полно раскрывают сущность и природу технического творчества учащихся. Они отражают специфику и направленность педагогически управляемой и стимулируемой творческой деятельности школьников, процесс и результат которой выражается в практической реализации технических идей и конструкций. Данные характеристики технического творчества учащихся необходимо учитывать в динамике развития творческой деятельности юных техников.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 720 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!