Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Становление музейной науки



Определяя место музееведения, надо исходить из науковедческой классификации наук. История науки свидетельствует о разных тенденциях в развитии наук: интеграции и дифференциации знаний, обособлении одних его отраслей от других. Музееведение может давать как фундаментальные, так и прикладные знания. Поскольку музееведение обладает чертами смежной стыковой дисциплины, важно определить характер его связи с другими науками. В настоящее время признано, что эти связи носят характер интеграции, т. е. такого взаимопроникновения, при котором соединение элементов различных дисциплин и специфически музееведческих элементов создает новое качество. В музееведении взаимодействуют прежде всего профильные дисциплины, имеющие совпадающий с ним объект исследования, а также педагогика, психология, теория информации, документалистика и т.д. Большое значение имеют источниковедческие аспекты всех дисциплин. Например, в историческом музееведении интегрируются прежде всего профильные исторические науки: история и её специальные разделы, а также специальные и вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, этнография, нумизматика, палеография и прочие, а кроме того, педагогика, психология, социология, архивоведение.

Единство методологической основы, значительная общность объекта и метода исследования между историческим музееведением и историческими дисциплинами создает ту базу, которая определяет общность исторического музееведения и исторических наук.

Содержание деятельности исторических музеев самым тесным образом связано с развитием общества. Временем бурного расцвета музеев стал XIX век. Развитие исторической науки и городской, урбанизированной культуры, привело общество к осознанию, что именно музей является наиболее приемлемой формой сохранения культурного опыта человечества. Продолжая оставаться в общественном сознании храмом, музей, и, прежде всего, художественный, стал зримым воплощением овеществленной в памятниках исторической традиции, собранием гуманитарных и художественных ценностей, отразивших в себе идеал творческих возможностей человека. Но широкой аудитории эти памятники стали доступны лишь со второй половины XIX века, когда страны Европы, были охвачены широким движением за народное образование. Сопровождавшая это движение реформа школы стала мощным импульсом к появлению большого числа музеев разного профиля и развитию их образовательной деятельности.

Особый вклад в развитие музейной науки на этом этапе внесли А. Лихтварк (директор Гамбургского художественного музея Кунстхалле) и Г. Фройденталь. Они стали основателями экскурсионной методики и методики организации школьных занятий в музее. Широкая практика и анализ образовательной деятельности немецких музеев обусловил рождение термина «музейная педагогика» (1934), который по мнению его создателя К. Фризена, включал в свое содержание традиции художественного воспитания музейными средствами, опиравшимися на просветительную работу музея.

Труды этих ученых были хорошо известны российским музейным деятелям. Они нашли развитие в работах Н. И. Романова, Ф. И. Шмита, А.В. Бакушинского. А известный представитель русского космизма Н. Ф. Федоров раздвинул образовательные цели музея, указывая на его нравственно-воспитательное значение, как хранителя социальной памяти.

Современное состояние науки.

Тема 3. История зарождения и развития музейного дела в России

На протяжении веков непременным условием всякого путешествия считалось посещение местных достопримечательностей. Среди них музеям отводилась особая роль. Разве можно было вернуться из Парижа и не увидеть Лувра? Или покинуть Флоренцию и не заглянуть в галерею Уффици? Слово «музей» происходит от греческого - museion – «храм муз». Музами называли прекрасных спутниц бога Аполлона, покровительниц наук и искусств. Поэтому неудивительно, что собрания редкостей, произведения искусства и природных раритетов со временем стали именовать музеями. В них часто находятся редчайшие коллекции документов, книг, предметов археологических и этнографических экспедиций. Проходя по залам музеев, мы часто задумываемся, а кто же собрал все эти бесценные вещи? Надо отметить, что очень многих музеев могло бы не быть, если бы не существовало таких увлеченных людей, которых зовут коллекционерами. Не всякое собрание вещей можно назвать коллекцией.

Коллекция – это систематизированное собрание предметов, представляющих научную, художественную и др. ценность.

В России с давних времен собирали коллекции. Известны, например, коллекции Ивана Грозного и Бориса Годунова и т.д. Позднее их традиции продолжали другие цари и именитые бояре. Коллекции бывают разные, например, букинистические, нумизматические, филателистические. Кто-то собирает бонны, кто-то граммофонные пластинки. В разные годы музейные коллекции были пополнены собраниями: братьев Третьяковых, Ф. М. Плюшкина, В. В. Верещагина, П. П. Вейнера и др.

Начало музейного дела в России было положено указами Петра I. В 1709 г. при Адмиралтействе учреждается «модель-камора» - прообраз Военно-морского музея, а в 1711 г. при Литейном дворе – хранилище «достопамятных вещей». Но всё же рождением музейного дела не только в Петербурге, но и в России принято считать создание по указу Петра I в 1714 г. на основе его личных коллекций первого русского общедоступного музея – Кунсткамеры. Коллекции музея сначала находились в Летнем дворце, потом в Кикиных палатах, а с 1727 г. – в специально для них построенном здании на Васильевском острове. В 1724 г. коллекции Кунсткамеры были переданы в ведение Петербургской Академии наук. Коллекции постоянно пополнялись. В состав музея входили: художественное собрание Петра I, его библиотека, анатомическая коллекция голландского ученого Ф. Рюйша, собрание монстров и др. В 30-е годы XIX века из Кунсткамеры образовалось семь самостоятельных музеев. В 1879 году два из них – Этнографический и Анатомический музеи – были объединены в Музей антропологии и этнографии. Имя Петра Великого музей получил в 1902 году.

Просвещенный XVIII век пробудил живой интерес к коллекционированию. Именно тогда были заложены крупнейшие собрания петербургских музеев. К 1773 г. относится начало коллекций учебного музея Горного училища, пополнявшихся самыми интересными образцами, найденными на территории России. С основания в 1728 г. Зоологического отдела Кунсткамеры ведет свою историю Зоологический музей. Наконец, в 1794 г. с покупки Екатериной II коллекции берлинского негоцианта Гоцковского началась история картинной галереи Эрмитажа.

Столичный Петербург и в XIX веке был центром собирательства и музейного дела. Здесь формировались частные общедоступные музеи, такие как знаменитый «Русский музеум» П.П. Свиньина, открытый для публики в 1826 г., или «Собрание русских древностей Н. П. Румянцева», Румянцевский музей переехавший впоследствии в Москву. Появление многочисленных общественных музеев: Азиатский, Русского археологического общества, Главного интендантского управления, и др. На территории Соляного городка было расположено сразу несколько музеев: Императорский сельскохозяйственный, Технический, Педагогический музей военно-учебных заведений, Кустарный, Общий музей прикладных знаний.

Важным этапом стало открытие Русского музея – первого и крупнейшего государственного собрания русского искусства (1898).

После Октябрьской социалистической революции появились музеи нового типа: музеи-дворцы и особняки, дворцово-парковые ансамбли, музеи революции, красной армии и т.д. В Петрограде в 1918 г. был создан Музей Города. В 20-е, 30-е годы XX века были открыты музеи: Дошкольной жизни ребенка, Книги, документа и письма Академии наук, квартира А. С. Пушкина на Мойке, единственный в мире Музей Арктики и Антарктики и др.

После Великой Отечественной войны были созданы Музей обороны и блокады Ленинграда, музей квартира академика И. П. Павлова, Н. А. Некрасова и др.

Настоящий музейный бум начался в 70-е – 80-е годы. Были открыты: Монумент героическим защитникам Ленинграда, музей-квартира Ф. М. Достоевского, дворец Петра I в Стрельне и др.

Серьёзные перемены произошли в конце XX века в связи с отказом от идеологических догм советского времени. Часть музеев были реорганизованы (Музей В. И. Ленина, Музей революции) и одновременно открылись новые: музеи – квартиры М. Зощенко, А. Ахматовой, В. Набокова, Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Музей истории сберегательного дела, Музей кукол и др.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1048 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...