Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ударение. Ударение (акцент) – это просодическая единица, выделяющая один из слогов фонетического слова



Ударение (акцент) – это просодическая единица, выделяющая один из слогов фонетического слова. Параметры русского ударения: артикуляционный – сила выталкивания воздушной струи; акустические – амплитуда и длительность колебаний; перцептивные – сила (громкость и долгота) звучания, тембр звучания.

В ударном слоге все звуки произносятся более чётко, чем в безударном, их коартикуляция проявляется слабее. Однако особенно заметно это различие проявляется в слоговой вершине. Поэтому можно говорить и об ударных / безударных гласных звуках (а также об ударных / безударных морфемах, если они содержат [Г]). Каждый гласный имеет свой индивидуальный эталон силы, зависящий от ширины раскрытия ротовой полости: чем ниже подъём, тем больше сила. Кроме того, некоторые [Г] возможны почти исключительно в ударных слогах, и их тембр является одним из перцептивных признаков ударения: [о,ׁо, э,ׁэ, є,ׁа].

Русское ударение имеет ряд специфических свойств, на которых основаны его функции. Главная функция, как для любой просодической единицы, – формирующая. В её основе лежит синтагматическое свойство – неоднородность слогов и слов в потоке речи:

1. Различие степеней ударности, позволяющее ударению выделять центр различных сегментных единиц. Наряду с основным словесным ударением, существует также ударение ослабленное (побочное) и усиленное: тактовое и фразовое. Тактовое ударение – самое сильное из словесных, фразовое – самое сильное из тактовых. Они могут быть ритмическими (на последнем слове такта и фразы) и логическими (сильнее ритмических, на любом слове).

2. Различие степеней безударности. Основная акцентная схема русского слова (формула А.А.Потебни) имеет вид 1 2 3 1. Цифры обозначают соотношение слогов по силе звучания:

3 – ударный; 2 – 1-й предударный; 1 – 2-й (и прочие) предударный, все заударные. Знание такой закономерности иногда способно помочь слушающему в определении границ фонетического слова. Однако нередко эта единица имеет более сложное строение.

3. Различие грамматических слов по степени самостоятельности. Фонетические слова могут включать в свой состав соседние грамматические слова – клитики. Они делятся на 2 класса в зависимости от направления происходящих фонетических процессов. Проклитики – результат проклизы (примыкания к следующему слову). Энклитики – результат энклизы (примыкания к предшествующему слову).

Оба процесса могут происходить на разных этапах порождения речи.

1) Проклиза / энклиза + реализация фонем аллофонами ® абсолютные клитики (полная потеря самостоятельности). Это большинство служебных слов, а также некоторые существительные с предлогами и односложные глагольные формы прошедшего времени с отрицательными частицами. Их звучание не отличается от обычных морфем.

2) Реализация фонем аллофонами + проклиза / энклиза ® относительные клитики (неполная потеря самостоятельности). Это некоторые служебные слова, а также многие знаменательные. При этом внутри фонетического слова сохраняется виртуальная пауза, определяющая особенности звучания обоих компонентов (см. 8.1). Компоненты-клитики обычно сохраняют побочное ударение; полностью безударными могут быть односложные служебные слова типа союза [но], частицы [л’и], особенно рядом с ударным слогом.

Превращению знаменательных слов в относительные клитики способствуют 2 фактора:

а) семантическая отвлечённость + формальная краткость (односложные местоимения, числительные, глаголы-связки);

б) независимо от семантики и формы – темп и ритм речи, особенно стихотворные размеры:

[//скоÚръ стàл (#)вáс’ъ /па лу Ú чшы ч’итáт’//] (дактиль ® относительная проклиза);

[// скòръ (#)стаÚл(#) вàс’ъ / лу Ú чшы ч’итáт’//] (анапест ® относительные проклиза и энклиза).

Возможно, правда, и намеренное нарушение размера: [// с’н’ׁэ Ú к (#) выпъл /тóл’ко в’jинва р’ׁэ Ú //] (выделено самое важное в такте слово снег, хотя ямб требует ударности глагола).

Виртуальная пауза и побочное ударение могут возникать также в сложных и префиксальных словах. Факторы: а) относительно автономный 1-й компонент; б) значительное расстояние от основного ударения на 2-ом компоненте.

Формирующая функция ударения
Центр
фонетического слова речевого такта и фразы
без клитик с клитиками Ударения
абсолютными относительными ритмические логические
[пъдак ó н#’ик ] [скваз’н’ ׁá к] [над ó мныj]   [шт ó тъ] [гр ы зл’и] [рòс(#)с’им’ин á ] [м’ׁэш(#)в’идав ó j] [ пъд акн ó м] [ б’из ък’и á нъ] [ на д ó м] д’л’и кав ó ] [пак áштъ ] [ и з л’ису ] [н áдъм ] [н’ ׁэ бъл ] [ штòп (#)акн ó ] [ сквòс’ (#)ׁак’и á н] [ но (#)д ó м] [ д’л’ׁа (#)н á с] [шт ó (#) пакà ] [гр ы с(#) л’и ]   [//òнуч’ил уроÚк’и /óч’ин’ до Ú л гъ//]   [//òнуч’иÚл урóк’и /óч’ин’ до Ú л гъ//] [//оÚн уч’ил урóк’и / о Úч’ин’ дóлгъ//] [//òнуч’и л у ро Úк’и /óч’ин’ доÚлгъ//]

В основе второй функции русского ударения – различительной – лежат его парадигматические свойства: разноместность (возможность выделения любого слога фонетического слова) и подвижность (перемещение на другой слог при изменении или образовании слова). 1-ое свойство действует во всех случаях различения, 2-ое действует ограниченно.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 931 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...