Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крещение



Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу через особое рождение от Него. Происходит оно в таинстве Крещения, в котором верующему дается «семя Божие», семя Нового Адама – Христа, и он становится христианином, «новым творением», получившим залог Царствия Божия. Об этом Господь говорил Никодиму, пришедшему к Нему ночью: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3;5). Новое рождение существенно отличается от плотского. Если т.н. естественое рождение совершается помимо сознания и воли рождаемого, то духовное прямо обусловлено личным убеждением и стремлением человека. Поэтому вера как необходимое условие предшествует этому таинственному рождению. Само же оно является лишь семенем и началом новой жизни, ново­го человека, а не полнотой их.

Священное Писание и святоотеческое наследие вполне определенно говорят об этом.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его превывает в нем» (1 Ин. 3,9). Апостол Петр напоминает христианам, что они – «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Петр. 1,23).

«Крещение, – пишет преподобный Ефрем Сирин, – есть только предначатие Воскресения из ада» (Спасение и вера по православному учению. – М., 1995. С. 60. – По изд.: М. 1913).

Св. Иоанн Златоуст: «Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только... Когда Христос говорит: «Сие есть Тело Мое», то убе­димся, будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не пре­дал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Так и в Крещении: через чувственную вещь, воду, сообщается дар, а ду­ховное действие состоит в рождении и обновлении» (Толкование на Матфея. Т. 7. С. 826).

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних своих грехах и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы. и пребывает в нем как се­мя» (ЖМП. 1980. № 3. С. 67. См. Архиеп. Сергий. Православное учение о спасении. С. 238).

Св. Тихон Задонский': «Вера живая есть дар Божий, и есть аки семя некое Божественное, которое на Крещении всякому крещаемому всевается» – Т. 1. С. 71 (Спасение и вера... С. 61).

Являясь только семенем нового человека, дар Божий в Крещении не исце­ляет человека автоматически от первородной порчи (первородного греха), не превращает его в Адама первозданного, бессмертного. Этот дар требует от человека возделывания поля своего сердца, подвига праведной жизни, при ко­тором лишь Семя, став древом Жизни, даст плод свой.

Очень определенно, со ссылками на многих святых отцов пишет по этому поводу св. Игнатий (Брянчанинов): «В падшем естестве нашем не уничтожено святым крещением свойство рождать из себя смешанные зло с добром» (Т. 4. С. 369). Он же пишет: «Святой Исаак (Слово 1, 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем или заглушаем, судя по тому, какое проводим житель­ство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. преподобный Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 6» (Слово о человеке. Б. Т. № 29. С. 317, прим. 16).

Ту же мысль проводит и св. Феофан (Говоров): «Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху через крещение ничего не бывает механи­чески, а все совершается с участием нравственно-свободных решимостей са­мого человека». И объясняет: «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и, освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не из­гоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати» (Спасение и вера... С. 52, 60).

«Вообще у отцов и учителей Церкви первых веков христианства мы не найдем мысли, что детям при крещении прощается грех Адамов» (Кремлевский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского. СПб., 1902. с 88. Прим. см. АЛ. Катанский. Догматическое учение церкви о таинствах в первые три века христианства. – СПб., 1876).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...