Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коммуникатор



Под словом коммуникатор обычно понимается не только журналист, но и любой индивид, который использует СМИ для распространения своих знаний, идей. На результативность выступления коммуникатора влияет доверие, которое ему оказывает аудитория. В теории массовой коммуникации найдется немало критериев успеха коммуникатора у аудитории. С. Рощин отмечает, что "степень доверия аудитории зависит от трех факторов: авторитетности, компетентности и привлекательности". 1 Авторитетность определяется социальным или профессиональным статусом коммуникатора. Компетентность глубиной его знаний в том вопросе, по которому он выступает. Привлекательность – наиболее субъективный фактор, зависящий от личностных качеств коммуникатора, в аудиовизуальных СМИ – еще и внешних: голос на радио, внешность на телевидении.

В соответствии с этими тремя факторами выглядит теория американского психолога Г. Келмана, рассматривающая качество и глубину усвоения информации аудиторией в зависимости от ее источника.

Прием информации от авторитетного, облеченного властью источника имеет механизм "податливого согласия". При этом точка зрения такого коммуникатора не обязательно становится позицией реципиента. Люди "послушно" соглашаются с изложенным, т. к. считают, что сомневаться в отношении такого авторитетного коммуникатора не положено, как не положено и его критиковать. Однако, чем более образована аудитория, тем более критично она настроена по отношению даже к авторитетному коммуникатору. Для нее на первом месте оказывается не имя, не социальный статус, а содержание и качество выступления.

Информация от компетентного источника усваивается лучше всего. Это происходит в форме "интернализации" (от англ. "internal" — "внутренний"). Сообщения такого характера воспринимаются на веру в силу неоспоримой компетентности источника. Сведения автоматически включаются в багаж знаний реципиента, становятся его собственными.

Информация от привлекательного источника воспринимаются через процесс "идентификации", т. е. отождествления себя с источником. При этом человек уже заранее согласен со всем, что ему скажут, некритичен по отношению к коммуникатору. Однако глубокого усвоения информации не происходит. Влияние привлекательного коммуникатора распространяется только на тот период, пока он на виду и сохраняет свою привлекательность. Наиболее актуален вопрос об имидже для телевизионных ведущих. Успех или неуспех "человека экрана" все чаще увязывают с харизмой (личностной притягательностью, магнетизмом), которой он, соответственно, обладает или не обладает. Американский исследователь Дж. Голдхабер описал три типа харизматической личности.

· "Герой" — идеализированная личность, смел, агрессивен. Говорит то, что желает слышать аудитория.

· "Антигерой" — "простой человек", "Один из нас", с этим коммуникатором аудитория чувствует себя безопасно.

· "Мистическая личность" — внешне чуждый аудитории коммуникатор, необычен, непонятен, непредсказуем. 2

Еще один вариант разграничения коммуникатора — по половому признаку. В. Олешко называет типические черты, присущие мужчинам и женщинам — коммуникаторам.

"Коммуникатор-женщина" — полагается на интуицию; эмоциональна; не способна акцентироваться на том, что не ее интересует; легко принимает решения.

"Коммуникатор-мужчина" — обладает влиянием на людей; стремится действовать единственно верно; хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает; рационален; не выносит потерь времени и неэффективности; в журналистских произведениях четко обозначает линия, которую проводит, заявляет цель, называет конкретный повод. 3

В последнее годы в исследованиях, посвященных творческой личности журналиста, все чаще звучит понятие имидж 4 — как нечто конструируемое с учетом личностных качеств журналиста и запросов аудитории. В. Олешко называет такие "составляющие имиджа коммуникатора: внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, "идейная платформа", и, главное, психологические качества коммуникативного лидера — т. е. впечатление о нем в комплексе." 5 Формирование имиджа журналиста исследователь представляет в виде процесса, который предполагает следующие этапы"

1. Выявление целевых групп, с которыми журналист собирается взаимодействовать

2. Изучение пристрастий выявленных групп — его образ должен отражать ожидания аудитории.

3. Доминанты "работающего" имиджа- умение говорить "на языке" аудитории, Знание того, что ее сегодня волнует, острота ума и чувство юмора.

4. Подбор и примерка адекватного типажа, называемого еще "социальной ролью" коммуникатора.

5. Привлечение внимания к персоне журналиста (внешность, одежда, манера держаться "говорят" до того, как журналист раскрыл рот).

6. Вербальный, текстовый ряд — что и как излагает, насколько аргументировано.

7. Способность вызывать доверие у своей аудитории — соответствие "стандарту героя" у публики.

8. Главный этап — дать ответы на вопросы
· Чего я хочу добиться как профессионал?
· Что я могу (реально)?
· Кто я сегодня как личность (воспитание, образование)?
· Что я должен сделать для того, чтобы добиться результата? 6


1 Рощин С. Психология и журналистика. М., 1989. С. 82.
2 Цит. по Олешко В. Журналистика как творчество. М., 2003. С. 49.
3 Олешко В. Журналистика как творчество. М., 2003. С. 52.
4 Шостак М. "Роли" и "маски" репортера // Журналист. 1998. № 11-12; Пронин Е. Психологические проблемы современной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. Жур. 2001. №10; Олешко В. Моделирование в журналистике. Екатеринбург, 2000; Олешко В. Журналистика как творчество. М., 2003. и др.
5 Олешко В. Журналистика как творчество. М., 2003. С. 50.
6 Там же. С. 54-55.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 892 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...