Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методы исследования действительности в журналистике



Публицистическое познание действительности во многом зависит от личностных интеллектуальных качеств журналиста. Не случайно издавна существует разделение внутри профессии на репортеров и аналитиков. Репортера "кормят ноги", он должен обладать "чутьем на новости", видеть информационный повод, скрытый от остальных. Репортер может цениться именно за эти свойства, а не за литературные способности. Задача аналитического крыла прессы - проникновение в глубинную суть ситуаций и процессов, проведение исторических аналогий, прогнозирование и моделирование общественного развития. Нельзя утверждать, что аналитики важнее для масс-медиа, чем репортеры, или наоборот. Такое сравнение в принципе некорректно. СМИ не смогут обойтись ни без тех, ни без других. Однако не вызывает сомнений утверждение Г. Лазутиной: "Чем богаче система его [журналиста] знаний, играющих роль методов решения теоретических задач, тем глубже, точнее, масштабнее его мысль". 1 Исследовательница выделяет три уровня универсальных знаний, которыми должен обладать журналист. Знания первых двух уровней - философского, отражающего общие закономерности развития природы и общества, и социально-гуманитарного, необходимы каждому журналисту. Знания третьего уровня - содержащего сведения из конкретных научных дисциплин, востребованы в зависимости от специализации сотрудника СМИ в той или иной области - экономике, технике, искусстве и т. д.

Принцип, аналогичный делению журналистов на репортеров и аналитиков, положен в основу структурирования методов познания действительности в публицистике. Метод - это система научно-обоснованных действий, необходимых для достижения какой-либо цели..

В журналистике существует две основные группы методов исследования действительности: рационально-познавательные (эмпирические и теоретические) методы и художественный метод.

К эмпирическим методам, основанным на получении знания в результате прямого контакта с действительностью, относятся наблюдение, работа с документами, интервью и эксперимент.

Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. Журналистское наблюдение характеризуют

· по способу организации: открытое (журналист представляется) и скрытое (журналист не представляется);

· по степени участи журналиста: включенное (журналист непосредственный участник) и невключенное (журналист только наблюдатель);

· по условиям изучения предмета: прямое (непосредственное наблюдение) и косвенное (опосредованное наблюдение в силу ряда причин – удаленность, скрытость объекта);

· по временному признаку: кратковременное и длительное.

Работа с документами. Под документами в данном случае подразумеваются не только официальные бумаги, а любые свидетельства, которые могут различаться

по типу фиксации (печатные, рукописные, магнитные пленки и т. д.)

· по типу авторства (официальные и личные);

· по степени предназначенности для печати (предназначенные и нет);

· по сфере деятельности, породившей документ (бытовые, производственные, научные, справочно-информационные и др.).

Существуют два основных метода работы с документами. Традиционный (качественный), предполагающий знакомство с документом и его интерпретацию. Формализованный метод, строящийся на контент-анализе, т. е. исследовании большого массива однотипных документов по определенным параметрам.

Метод интервью включает любую работу, построенную по принципу опроса: традиционное интервью, беседу, опрос, анкетирование.

Метод эксперимента имеет две формы. Первая из них давно известна под названием "журналист меняет профессию". Вторая, собственно, и являет собой эксперимент: журналист специально моделирует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает.

Теоретические методы основаны на мыслительной деятельности и служат для постижения скрытых взаимосвязей различных явлений. Они подразделяются на две основные группы: формально-логические (методы выводного знания) и содержательно-логические.

Формально-логические методы:

1. Индуктивное умозаключение (от частного к общему) – исследование отдельных представителей класса предметов дает знание обо всем классе предметов.

2. Дедуктивное умозаключение (от общего к частному) – знание обо всем классе предметов дает знание о его отдельных представителях.

3. Традуктивное умозаключение (сравнение и аналогия) – исходя из сходства основных признаков двух и более явлений, делается вывод о сходстве прочих признаков этих явлений.

Содержательно-логические методы:

1. Анализ и синтез. Этот метод предназначен для изучения сложных, многоплановых ситуаций и процессов. Он предполагает изучение составляющих частей объекта исследования (анализ) с последующим соединением исследованных элементов (синтез).

2. Гипотетический метод – попытка предсказать развитие исследуемого явления.

3. Метод историзма – изучение предмета с учетом его предшествующего развития.

Суть художественного метода заключается в применении авторской фантазии, вымысла, которые дают свободу в создании художественного образа и выявлении через него "правды жизни". Рассуждать о применении этого метода в журналистике следует с оговорками. Свободно использовать его могут очеркисты и фельетонисты, работающие над художественно-публицистическими жанрами, которые допускают вымысел и беллетристичность при отображении типических черт окружающей действительности. Результатом правильного применения художественного в журналистике является создание публицистических образов, содержащих вымысел, ограниченный "правдой факта".

Контрольные вопросы

1. Какими видами творчества представлена журналистика? Какой из них превалирует?

2. Назовите черты, свойственные публицистическому типу творчества.

3. Что такое жанр?

4. Приведите различные значения слова "факт". В чем разница между бытовой и научной трактовкой факта?

5. В чем отличия между объективным и познавательным фактом?

6. Что такое социальная ситуация? Назовите виды социальных ситуаций. Приведите примеры.

7. Какие еще предметы отображения действительности в журналистике вы можете назвать?

8. Что такое метод? Назовите основные группы методов журналистского познания.

9. В чем суть эмпирических методов? Назовите и охарактеризуйте их.

10. В чем суть логических методов? Назовите и охарактеризуйте их.

11. Каковы ограничения для использования художественного метода в журналистике?

1 Лазутина Г. Журналистское познание мира// Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 76





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 684 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...