Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скептики



(сомнение как принцип мышления, особенно, в надёжности истины)

(4 в. до н.э.)

(Пиррон, Секст Эмпирик)

1) никогда не может быть рацио­нального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому;

2) невозможность рационального обоснования нравственных норм; нравст­венное одновременно и не нравственно, т.к. в одном ме­сте оно признается таким, а в другом нет;

3) несомненно лишь су­ществование явлений, только они и обладают достоверностью, однако невозможно вывести причин этих явлений;

4) единственный критерий истины – видимость («все лишь кажется»), ощущаемое (видимое) и мыслимое противостоят друг другу; любая мысль (или ощущение) — не более чем просто видимость, она такова «не в себе», а лишь в отношении к чему-то другому;

5) различное устройство органов чувств; зависимость восприятия от пе­реживаемого человеком состояния (из различных положений, расстояний и мест, предмет кажется иным);

6) сколько философов — столько философий, значит, истинной философии нет и быть не может;

Пиррон

7) что приводится для обос­нования какого-либо утверждения, само, в свою оче­редь, всегда нуждается в обосновании и так до беско­нечности;

8) невозможно принять какой-либо принцип без доказательств, т.е. в качестве аксиомы.

Киники

(«циники», «собаки»)

IV в. до н. э.

Антисфен Диоген Синопский

(«истинный пёс»)

1) абсолютизация простоты и естественности; избавление от условностей и искусственностей, свобода от обладания лишним и бесполезным, жить «подобно собаке», следуя собственной природе, презрение к условностям; умение отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность;

2) отторжение общепринятых взглядов, развитие новых, прямо противоположных («перечеканка монеты»); освобождению от догм религии, отстранённость от культуры и общества (культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым, необразованность, невоспитанность и неграмотность – добродетели);

3) жизненный опыт – главный источник познания; философия – жизненная практическая мудрость, не нуждающаяся в отвлечённом умозрении; её основная задача – исследование внутреннего мира человека, определение того, что́ является для него истинным благом;

4) истинное благо – внутренняя свобода человека от всех обязательств, отказ от семьи, государства, имущества; может быть только достоянием отдельного лица, но никак не общим для многих; индивидуализм – внутренняя свобода добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом»; цель добродетельной жизни – не богатство, а здоровье (спокойствие, умиротворение); добродетели можнонаучить;

5) аскесис — самоотречение, воздержание от наслаждений, нечувствительность к страданиям, перенесение трудностей, ограничение потребностей; отстранённость от всего, что не является жизненно необходимым; автаркия – внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему.

Когда Диогена продавали на рынке как раба, он кричал: «Кто хочет купить себе господина».

Однажды на площади он закричал: «Эй, люди!» Когда собрался народ, он сказал: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Александр Македонский: «Проси у меня чего хочешь». Диоген: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце»

Однажды Диоген философствовал на площади. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. — «Вот, афиняне, цена вашего ума. Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот»

Афоризмы Диогена

«Ищу человека»

«Народу много, а людей нет»

«Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья».

«Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы».

«Я — гражданин мира».

«Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл».

«Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе».

Стоики

(4 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

Зенон Китийский Сенека Марк Аврелий

1. Философия сравнима с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами (а также, с животным: кости — логика, мясо — физика, душа — этика; и с яйцом: скорлупа — логика, белок — физика, а желток — этика).

2. Восприятие отпечатывается в душе, как в воске.

3. Мир – живой организм, управляемый божественным логосом. Человеческая судьба – проекция логоса, поэтому глупо с ней спорить, её испытывать. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — страсти. Идеал – невозмутимый мудрец.

4. Всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.

     

5. Все люди — граждане космоса как мирового государства (равенство свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин). Нравственное действие есть самосохранение и самоутверждение, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы.

6. Существует четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением.

7. Цель человека – жить «в согласии с природой», достигнув апатии (полного безразличия), гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).

«Все хорошие люди – друзья друг другу» (Зенон Китийский)

«Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется» (Зенон Китийский)

«Не видеть спокойной жизни тому, кто слишком много думает о её продлении» (Сенека)

«Если ты сердишься на кого-нибудь, представь себе этого человека мёртвым, лежащим в гробу, и ты простишь его» (Марк Аврелий) – страх смерти переходит в жалость к людям

ЭМПЕДОКЛ АКРАГАНТСКИЙ

(5 в. до н.э.)

Личность. Философ, врач, государственный деятель, жрец. Писал в форме стихотворных поэм. Сторонник демократии. О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы (смог воскресить женщину, находившуюся месяц без дыхания). Обладал всевозможными талантами и достоинствами, например, искусством красноречия (основал школу ораторского искусства). Считал себя божеством. Предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Однако Боги приняли его не полностью — без сандалий.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...