Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

N ПСН.9ВР. рюжртя — конфликты 3 страница



1 «Литературная газета», 1956, № 93 (Письмо Блока к начинающему поэту от 17 ноября 1911 г).


Мы ясно ощущаем, что все эти писатели идут в одном на­правлении, к одной цели, но каждый из них идет своей особой дорогой, не повторяющей дороги другого. И именно понятие ху­дожественного метода, метода социалистического реализма и помогает нам уловить эти общие черты в творчестве советских писателей, понять, что их объединяет. Для историка литера­туры, для критика, стремящегося понять закономерности лите­ратурного развития, объяснить его характерные особенности, понять место того или иного писателя в этом процессе, поня­тие художественного метода вообще и в данном случае метода социалистического реализма существенно и необходимо. Оно позволяет ему охватить развитие литературы в целом.

Понятно, что в антагонистическом классовом обществе раз­личие социальных позиций писателей, резкая борьба тех обще­ственных интересов, с которыми они связаны, приводит к тому, что вокруг тех центральных вопросов, которые подсказывает им эпоха, возникает резкая идейная борьба, выдвигаются различ­ные общественные идеалы, развертывается борьба различных методов и стилей. Так, скажем, в русской литературе 60-х годов прошлого века образ революционера-демократа выступал как положительный герой в творчестве Чернышевского и близких ему писателей и трактовался как отрицательный образ в ряде тогдашних реакционных антинигилистических романов. Такая же ожесточенная борьба шла вокруг образа революционера в литературе начала XX века.

И в советской литературе (в особенности в первые годы после Октября, да и в течение всех 20-х годов), хотя и в ином плане, но в ряде случаев сталкивались различные идейные тенденции. Но, как уже говорилось, в процессе развития совет­ской литературы нарастало творческое единство советских писа­телей, и метод социалистического реализма охватывал все более широкие слои советских писателей, что и было подтверждено на Первом съезде советских писателей, включившем в свой Устав положение о методе социалистического реализма как об основном методе советской литературы. При этом в Уставе Союза было резко подчеркнуто, что единство метода предпола­гает развитие самых различных индивидуальных стилей писа­телей и ни в какой мере не может их стеснить.

Метод социалистического реализма открывает литературе путь к современности, путь наиболее глубокого отражения_ дей­ствительности в ее революционном развитии. Он указывает на основной, центральный характер эпохи — на деятеля революции в самых различных ею жизненных преломлениях, в самых раз­личных формах борьбы со всем тем, что мешает его развитию, т е. в основных общественных конфликтах современности. Тем самым метод социалистического реализма направляет внимание писателя на острые, глубокие, существенные конфликты эпохи,


на те жизненные противоречия, разрешение которых нпсущио необходимо. Понятие метода социалистического реализма неразрывно связано с понятием индивидуального стиля, вне которого оно и не может быть конкретно раскрыто. Тем самым метод социалистического реализма представляет собой не бо­лее чем творческую возможность, а осуществление этой воз­можности есть дело только данного писателя. Поэтому, как и раньше, мы наряду с величайшими представителями реализма, такими, как Лев Толстой, могли наблюдать творчество и второ­степенных, и третьестепенных, и совсем незначительных пред­ставителей реализма, так и сейчас в советской литературе пе­ред нами возникают и выдающиеся, и средние, и неудачные произведения социалистического реализма, т. е., другими сло­вами, возможности, которые он открывает писателям, осуществ­ляются ими каждый раз по-своему, в зависимости от всех тех общих законов художественного творчества, которые остаются в полной силе для любого художественого метода. Степень та­ланта, знание жизни, культура, мастерство —вот те условия, без которых самые глубокие размышления о социалистическом реализме не могу г привести писателя к художественному успеху.

Но вместе с тем именно то, что метод социалистического ре­ализма соответствует эпохе, т. е. что он обрашает внимание писателя на наиболее значимые и существенные ее явления, что он помогает ему социалистически их осмыслить, а в историче­ских жанрах осмыслить прошлое так, чтобы оно служило целям социалистического воспитания,— все это создает для писателя наиболее благоприятную творческую атмосферу, в условиях ко­торой его индивидуальные способности могут развиться наибо­лее полно. Социалистический реализм помогает писателю ви­деть настоящих людей и настоящих героев именно там, где они действуют, указывает на те жизненные конфликты, в которых сталкиваются и разрешаются наиболее существенные жизнен­ные противоречия, помогают говорить о тех наиболее высоких и благородных целях, к которым стремится человеческое об­щество. Тем самым социалистический реализм вооружает пи­сателя критическим отношением к действительности. В свете великих общественных задач писателю становятся яснее все те несовершенства в жизни, которые мешают их решению.

Метод социалистического реализма вызван к жизни эпохой борьбы за социализм, и Ленин в своем определении будущей свободной литературы уже указал на его основные черты. Ме­тод социалистического реализма — это ленинский путь разви­тия литературы. На этом пути писатель располагает наиболь­шими творческими возможностями. Вот почему творчество наших виднейших писателей, сложившихся еще до Октября (Маяковского, А. Толстого, Тренева, Сергсева-Ценского и мно­гих других), обрело широкий размах лишь после Октябрьской


r


революции. Но именно виднейших. Метод социалистического ре­ализма глубиной своего кругозора, высотой своих эстетических целей, требованием видеть человека в его отношении к важней­шим сторонам современности, хотя бы это отношение проскаль­зывало в самых частных, интимных сторонах жизни и быта, предъявляет к писателю наиболее сложные и ответственные тре­бования и приводит к успеху лишь в том случае, если писатель обладает достаточной силой, чтобы осуществить эти требования. Иначе, даже и располагая верным направлением, писатель бу­дет бесплодно блуждать в поисках своего индивидуального творческого пути.

Социалистический реализм является передовым методом со­временного искусства. Но в каждом конкретном произведении метод как бы рождается заново. Ту общую концепцию действи­тельности, которую дает метод, писатель должен воплотить в человеческих судьбах, интимных переживаниях, тончайших оттенках языка. И здесь уже вся ответственность лежит на пи­сателе. Блок говорил когда-то, что только то создание писателя, «в котором он сжег себя дотла... только оно может стать ве­ликим». Этого самопожертвования требовал Блок от писателя во имя правды. «Всякую правду,— говорил он,— исповедь, будь она бедна, не долговечна, не всемирна — правды Глеба Успенского, Надсона, Гаршина — и еще меньшее — мы примем с распростертыми объятиями» '.

Художественный метод социалистического реализма — это лишь путь к правде. А правду находит сам художник там, где он ближе всего, теснее всего связан с жизнью. А если он отхо­дит от жизни, его метод и превращается в схему, догму.

Социалистический реализм, с одной стороны, является не­посредственным и преемственным продолжением и развитием тех творческих принципов, идей и образов, которые были соз­даны великой русской классической литературой XIX века. Но в то же время, и главное, он представляет собой исторически необходимый и закономерный новый шаг вперед в художест­венном развитии человечества, новаторски решая встающие пе­ред нами проблемы, создавая новые творческие принципы, идеи и образы.


1 А. Б л о к, Собр соч. в восьми томах, т. 5, М., Гослитиздат, 1962, стр. 278,


Глава четвертая

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

РЕАЛИЗМА

УХенин определяет идею как «познание» и стремление (хотение) человека», на основании которого «мир не удовлетворяет чело­века и человек своим действием решает изменить его» '.

Идеал и есть стремление, выросшее из познания. Это — утверждение лучшего в нашей жизни, для того чтобы оно стало ее нормой и затем снова было преодолено еще более высоким стремлением. Социалистическое искусство утверждает это луч­шее в жизни, осмысляя его как прекрасное, непосредственно воплощая его в художественных образах. Оно обретает благо­даря этому огромную силу примера, ибо прекрасно в подлинно передовом искусстве то, что взято им в самой жизни масс, в основных тенденциях их развития.

Идеал социалистического общества в наиболее общей форме можно определить как движение к коммунизму. Он прояв­ляется, естественно, во всех областях жизни —• и личной, и обще­ственной,— выступает в практически бесконечно разнообразных формах частных идеалов.

Мир социализма, созданный в процессе освободительной борьбы рабочего класса,— это мир, в котором находят свое осу­ществление самые высокие цели, которые определились в про­цессе развития человеческого общества. Его эстетический идеал — это идеал освобожденного человечества, проявляющий себя всесторонне в процессе непрерывного роста и развития об­щества, освобожденного от всех и всяческих форм гнета и экс­плуатации.

1 В. И. Ленин, Поли собр соч, т. 29, стр. 177 и 185.


Этот идеал ни в какой мере не отрицает эстетических норм, сложившихся в процессе исторического развития чело-_ вечества.

Высота и благородство человеческого духа, проявляющиеся прежде всего в борьбе за свободу, пафос преодоления челове­ком стихийных сил природы, величие труда, преобразующего мир, гуманизм и народность, великое чувство любви к Родине, принцип жизненной правды и устремленность в будущее, во­площенные в лучших произведениях искусства прошлого, со­храняют для нас непререкаемую эстетическую ценность. Они и сейчас воспитывают человека нашего времени, помогают ему в его борьбе за коммунизм.

Но вместе с тем эстетический идеал нашего общества и на­шего искусства — это идеал до конца и полностью новаторский. Сущность и основа этого новаторства прежде всего в том, что оно неразрывно связано с великими целями и задачами, вы­двигаемыми и осуществляемыми партией коммунистов.

Единственная в истории человечества партия, интересы и за­дачи которой представляют собой высшее выражение интере­сов всех трудящихся, дает эстетическому идеалу искусства и жизни такое богатое содержание, которое не могло иметь места ни в какую другую эпоху.

Новое чюдержание получает идея родины, основанная на утверждении общественного строя, созданного победившим на­родом, на единстве личности и общества, личности и государства.

Утверждение передового, новаторского, творческого, сози­дающего— важнейшая черта нашей жизни и эстетики. Это прежде всего эстетика преобразования, эстетика творческого труда и созидания и неустанной борьбы со всем, мешающим движению жизни вперед.

Труд является основой для формирования нового типа со­циалистической личности.

Свободный творческий труд возможен только в условиях мирной жизни пародов. Мир и труд — неразрывно связанные между собой понятия. Первый же декрет, принятый Советской властью, был декрет о мире, и n этом отразилась не только конкретная историческая обстановка, но и самая сущность со­вершившегося исторического переворота: к власти пришел тру­довой народ, и первая мысль его была о мире между народами, ибо без него невозможен свободный творческий труд. Идея мира входит вместе с идеей труда в эстетический кодекс социалисти­ческого реализма. Говоря об идеале свободного творческого труда, мы необходимо предполагаем и то, что он является мир­ным, творческим трудом. Не случайно Александр Блок, поэт, во многом далекий от нового мира, но во многом и чутко уло­вивший пафос революционных событий 1918 года, сланил в своих «Скифах» «братский пир труда и мира»: он почувство-


вал неразрывную связь этих понятий уже с первых такт советского строя.

Яркими примерами, раскрывающими и новые качества со­циалистического труда, и новый характер социалистического искусства, неразрывно связанного с творческим трудом, явля­ются образцы трудового героизма, проявленного советскими людьми при постройке Кузнецкого металлургического комби­ната. «Работали круглые сутки... Когда на половине котлована вдруг обнаружились плывуны, котлован продолжали рыть, стоя по пояс в воде... Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую глинистую почву пло­щадки»1,— рассказывает академик И. Бардин в своей книге «Жизнь инженера». Известные стихи Маяковского о людях Кузнецкстроя были написаны тогда, когда строительство еще только развертывалось, и в Кузнецке на стенах вновь возводи­мых зданий писали крупными буквами заключительные строки стихотворения Маяковского:

Я знаю — город б^дет! Я знаю — саду цвссть, Когда такие люди В стране советской есть 2.

Идея труда и мира — основополагающая идея советской литературы, определяющая сущность ее эстетического идеала, неразрывно связанная с идеалом человека.

Человек в коммунистической эстетике выступает как новый тип человека прежде всего потому, что в нем впервые в ми­ровой истории осуществлено единство личности и общества. Только отдавая себя обществу, личность может раскрыть все свои возможности; только освободив личность, общество может достичь своего расцвета; только в свободном обществе личность становится действительно свободной.

Неустанная борьба со старым в общем строю за великое дело коммунизма определяет счастье человека как полноценной личности. Известны слова Маркса, что счастье — это борьба. Подчинение обстоятельствам, отказ or борьбы принижает че­ловека.

В неустанном стремлении вперед, в борьбе со всем, что ме­шает этому стремлению, определяется важнейшая черта харак­тера нового человека — героичность, готовность к величайшему самопожертвованию, к подвигу в борьбе за коммунизм. Эта героичность опять-таки несет в себе совершенно новое со­держание. В ней устранено прежде всего противоречие между субъективной целью и объективным историческим смыслом

И. Бардин, Жизнь инженера, 1939, стр 165—166.

См.: Г. Н. Спидченко, Города Кузбасса, М, 1947, стр 93.


совершенного подвига, которое в прошлом зачастую в той или иной мере обесценивало значение самого подвига из-за огра­ниченности или неверности цели.

Мы не можем не ценить мужества, чувства долга, верности присяге, например, Гринева, отказывающегося в «Капитанской дочке» присягнуть Пугачеву, несмотря на грозящую ему смерт­ную казнь. Однако мы понимаем в то же время все противоре­чие между субъективными достоинствами Гринева и объектив­ным антинародным смыслом совершаемого им поступка — отказа перейти на сторону народа во имя преданности Ека­терине II. Здесь резкий разрыв между субъективной целью и объективным историческим смыслом совершенного поступка.

В героичности человека социалистического общества устра­нено противоречие между героем и массой. Единство цели мил­лионных масс, строящих коммунизм, определяет внутреннюю готовность к подвигу каждого советского человека, делает героя лишь передовым представителем народа в целом.

Эта героичность устраняет, наконец, из героического под­вига элемент жертвенности: самоотверженный подвиг борца за коммунизм есть в то же время и высшее утверждение его лич­ности в борьбе за великое общее дело. Человек социализма мыслит себя как часть мощного потока народной жизни и в его общем движении находит смысл и оправдание своей личной судьбы. Эстетика социализма не снимает трагизма личной ги­бели, но рассматривает ее как частицу победы общего дела.

Прототип Павла Власова, Заломов, в своих воспоминаниях рассказывает, что самым счастливым днем его жизни был день, когда он с красным знаменем шел во главе демонстрации на штыки солдат. От Павла Власова до молодогвардейцев Фадеева сквозь всю историю литературы социалистического реализма проходит этот пафос высшего счастья, которое обретает чело­век, отдавая всего себя великому делу коммунизма.

Трагическому как признанию человеком своего бессилия перед представляющимися ему необоримыми силами, своей об­реченности на неизбежное несчастье противостоит в эстетике коммунизма жизнеутверждающее начало, полно І а выявления личности, в служении великой цели находящей полноту счастья. Если смерть, грозящая уничтожению человеческой личности, для всех форм индивидуализма представляется непреодолимым пре­пятствием на пути человека к поставленной им цели, то чело­век— носитель эстетического идеала коммунизма — отвечает на эту угрозу презрением к смерти, потому что в победе общего дела он находит утверждение и своей личности

В статье «Уроки московского восстания» Ленин писал: «Бу­дем помнить, что близится великая массовая борьба. Это будет вооруженное восстание. Оно должно быть, по возможности, единовременно. Массы должны знаїь, что они идут на воору-


женную, кровавую, отчаянную борьбу. Презрение к с-мсрш должно распространиться в массах и обеспечить победу» '.

Основу этого массового героизма Ленин видел именно в един­стве цели, объединяющей массы.

Героизм, презрение к смерти, способность к величайшему самопожертвованию (но не жертвенность, в основе которой лежит неверие одиночки в силы народа)—все эти важнейшие черты человеческого характера формируются в процессе борьбы за коммунизм, воспитываются партией, ведущей к нему массы.

На основе их складывается весь строй характера советского человека, каким он выступает в жизни и в искусстве. Участие в общем великом деле воспитывает и определяет твердость его характера, его страстность в отношении к любой задаче, кото­рую ставит перед ним жизнь, умение дерзать, принципиальность и непримиримость. И это же чувство общности дела определяет его простоту — достоинство, которое Маркс больше всего ценил в людях,— простоту, вытекающую из сознания, что каждый из участников общего дела на его месте будет вести себя так же, будучи воспитан в той же великой школе. Поэтому-то тип со­ветского человека, объединяя в себе лучшие черты человече­ского характера, придает им новое качественное наполнение, ибо они подчинены в нем новой и высшей цели и вместе с тем и благодаря этому образуют такое целостное единство, которое не могло возникнуть до начала борьбы за создание коммуни­стического общества. В эстетическом кодексе нашей страны получают новое наполнение, новый смысл и содержание такие извечные, казалось бы, категории, как чувство любви, дружбы, материнства. Через них красной нитью проходит единство об­щего дела, придающее им совершенно новый характер. Отно­шения Ниловны и Павла, Корчагина и Таи, Левинсона и Ба­кланова— это принципиально новый тип человеческих отноше­ний, в которых теснейшие узы, связывающие людей, являются личными в той мере, в которой они являются и общественными, и вне этого единства уже не могут проявляться.

Говоря о коммунистическом идеале, мы не можем мыслить его абстрактно, вне исторической обстановки. Он складывался и складывается в жесточайшей борьбе с эксплуататорским об­ществом, и важнейшая его черта, без которой немыслимо его осуществление,— это воинствующий его характер, непримиримая борьба со всеми формами угнетения трудящихся масс во всем мире. Воинствующая человечность, готовая к любым формам борьбы с угнетением трудящихся, входит в эстетический ко­декс коммунизма как неотъемлемая его часть.

Эстетика как наука о прекрасном в жизни и об отражении его в искусстве представляет собой науку историческую, она

1 В И. Ленин, Поли.собр. соч, т. 13, стр. 376.


может установить закономерности в области, ею изучаемой, лишь рассмотрев их историческое развитие в реальной обще­ственной обстановке. Эстетический идеал нашего общества в процессе сложной борьбы за создание социалистического об­щества приобретает все новые и новые формы, изменяясь, раз­виваясь и обогащаясь на каждом ее этапе.

Новый тип общественных отношений рождает новый эстети­ческий идеал. Новый идеал воплощается в образе нового поло­жительного героя.

Принципом оценки положительного героя для нас является характер его отношения к действительности. Чем полнее он вос­принимает передовые тенденции исторического процесса, чем яснее они в нем проявились, тем значительнее и исторически устойчивее его положительное содержание^ Понятно, что субъек­тивно писатель может в качестве положительного героя выдви­гать и носителя отнюдь не передовых тенденций (для Булгарина и его Иван Выжигин был положительным героем), но подлинное художественное значение будут иметь лишь те герои, характер которых определен отношением к передовому, новому, выра­стающему в жизни, в конечном счете — к освободительному движению народа, а в советском обществе — к строительству коммунизма. И чем глубже передовые тенденции эпохи, тем выше и'значительнее исторические качества положительного ге­роя, их отражающего.

В этом критерий оценки положительного героя. И именно постольку, поскольку движение к коммунизму охватывает все сферы жизни нашего общества, каждый советский писатель по-своему рисует положительного героя, связывает его с самыми различными сторонами жизни.

Специфической чертой социалистического реализма является также и многогеройность. Уже «Мать» Горького дает пример изображения ряда героев, выражающих передовые тенденции эпохи (Павел, Ниловна, Находка, Софья и другие). В «Раз­громе» Фадеева и Левинсои, и Бакланов, и Дубов, и Морозка, и другие персонажи каждый по-своему выражают передовое начало своей эпохи. То же можно сказать и о «Молодой гвар­дии», и о «Жатве», и о других произведениях, в героях которых выражено единое отношение"к передовым началам эпохи. Мно­гогеройность является одним из ярких примеров того богатства индивидуальностей, которое присуще социалистическому обще­ству, выдвигающему героев, по выражению Ленина, сотнями, тысячами.

Формирование человека социалистического общества опреде­ляется, в частости, и тем, п какой мере он воспринимает куль­туру, революционный опыт, лучшие достижения более ранних.периодов общественного развития. Тем самым образ положи-


тельного героя нашего искусства преемственно связан с луч­шими традициями искусства прошлого.

В этом же и своеобразие проявления основных особенностей социалистического реализма в произведениях исторического жанра, в которых писатель, не изображая непосредственно человека нашего времени, воспитывает его на примере героев прошлого, их отношения к передовым тенденциям своей эпохи, преемственно связывая с ними современного человека.

С наибольшей отчетливостью черты социалистического реа­лизма выступают тогда, когда художник рисует социалистиче­скую действительность. Но все же он ею не ограничивается. Исторический роман в советской литературе не изображает, ко­нечно, людей прошлого как носителей социалистического созна­ния, непосредственно являющихся примером поведения для со­временного читателя, но, правдиво отражая исторические факты, он отбирает их под углом зрения интересов современности. Это позволяет решать проблемы нашего времени при помощи опыта прошлого, не нарушая исторической правды. Не случайно, на­пример, целый ряд произведений исторического характера (при отдельных их ошибках) был связан с историей освободительного движения («Степан Разин» Чапыгина, «Емельян Пугачев» Шишкова и др.). Большое развитие перед войной получил исто­рический военно-оборонный роман («Севастопольская страда» Сергеева-Ценского, «Дмитрий Донской» Бородина). И в нем на историческом материале осмысливались вопросы, близкие со­временности.

В «Петре I» А. Толстого проблема государства и человека, общественного служения человека, борьбы России за свою на­циональную независимость, картины ее боевой славы точно так же тесно связаны с интересами современности. Советский писа­тель подходит к изображаемой им действительности под углом зрения воспитания социалистического человека, осмысления прошлого в свете тех результатов, к которым привело развитие исторического процесса.

Подобно тому как самый идеал социалистического искусства не ограничен рамками социально-исторических преград и клас­сового своекорыстия, а имеет подлинно общечеловеческий ха­рактер, объединяющий и воодушевляющий все передовое чело­вечество, и положительный герой советской литературы — это герой неограниченной, в широком смысле слова, общечеловече­ской цели и в то же время цели реально достигаемой, вопло­щаемой и вырастающей в самой жизни — движения к комму­низму в самых различных его жизненных и исторических пре­ломлениях.

Гармоническое развитие человека, внутренняя свобода его сознания, избавленного от всего того, что гнетет человека ка­питалистического мира, доступ ко всем областям культуры,


открытый широчайшим народным массам, новое творческое от­ношение к труду, исключительное чувство коллектива и, как итог всего этого, небывалое по силе и высоте патриотическое чувство — все это характеризует человека совершенно нового исторического типа — человека советского. В полноте своей об­щественной деятельности он находит все возможности для пол­ноценного развития своей личности.

Именно этот, существующий в самой реальности тип совет­ского человека и лежит в основе образа положительного героя советского искусства и литературы.

В историю достижений советской литературы как необходи­мая составная часть входит история ее борьбы со всякого рода враждебными идейно-художественными тенденциями.

В самом широком смысле слова можно сказать, что в об­ласти литературы эта враждебная идеология в конечном счете сводилась к тому, чтобы противопоставить новому типу совет­ского человека тип буржуазного индивидуалиста во всех его разветвлениях и маскировках, менявшихся в зависимости от характера того или иного исторического периода.

Проблема личности — по сути дела одна из важнейших проб­лем общественного процесса, смысл которого в конечном счете состоит в освобождении человека, в создании того, по выраже­нию Маркса, «человеческого человека», который может достичь своего полного развития только в эпоху коммунизма. Тем са­мым проблема человека, проблема человеческой личности при­обретает решающее значение именно в искусстве, отражающем все многообразие действительности в ее непосредственной связи с человеческой практикой.

В советской литературе проблема положительного героя по­лучает свое наиболее многогранное и многообразное разреше­ние. Богатство социалистической действительности, вырабаты­вающее все новые и новые типы людей, отвечающих своими качествами все новым и новым задачам, которые ставит перед нами социалистическая действительность', определяет и беско­нечное разнообразие в трактовке положительного героя, кото­рого рисует советская литература в процессе ее исторического развития.

В конкретном историко-литературном процессе изображение положительного героя отнюдь не всегда осуществимо для писа­тели. Но и в этом случае проблема положительного героя со­храняет свое значение в силу того, что критика действитель­ности, разоблачение отрицательных сторон человеческой лич­ности в конечном счете восходят в искусстве к тем позитивным свойствам и качествам человека, с точки зрения которых писа­тель отрицает все искажающее и уродующее человека, что в данный исторический период характерно для действительности.


В этом смысле положительный герой есть и u гягиро. У Кантемира, Фонвизина, Гоголя, Щедрина мы ясно ощу­щаем тот тип человека, который противостоит отрицаемым ими людям.

В основе оценки образа положительного героя лежит опре­деленное его содержание, т. е. высота и значительность тех идеа­лов, которые он несет в себе и которые обусловлены стоящей за ним действительностью. Вслед за тем высота и значитель-лость этих идеалов может получить свою историческую оценку только в зависимости от действенности образа положительного героя, т. е. от того, в какой мере реальны, исторически осуще­ствимы в самой действительности эти идеалы, в какой мере они соответствуют задачам и смыслу исторического процесса, в ка­кой мере те субъективные цели, которыми руководствуется данный положительный герой, отвечают объективным условиям жизни, ходу исторического процесса. И, в-третьих, критерием реальности и осуществимости тенденций, утверждаемых в об­разе положительного героя, будет являться для нас степень реальной осуществленности этих тенденций в жизни, в челове­ческой практике.

Таким образом, вопрос о решении в литературе проблемы положительного героя в конечном счете является вопросом о качестве той действительности, которая раскрывает и утверж­дает себя в этом образе. Содержание, действенность, степень реальной осуществленности образа положительного героя — эти три основные его грани и определяют новаторский характер литературы сравнительно с предшествовавшими периодами ли­тературного развития.

Эпоха борьбы за коммунизм есть новая по своему историче­скому качеству эпоха именно потому, что борьба за комму­низм становится делом всего народа, что в основе борьбы за коммунизм лежит, по выражению Ленина, движение самих масс. Отсюда и вытекают те условия, которые определяют но­вые качества искусства эпохи коммунизма.

Новое содержание исторического процесса выковывало но­вый тип человека, поскольку во главе исторического процесса становился рабочий класс, поскольку классовая борьба прини­мала новый характер и тем самым ставила человека в новые условия, предъявляла к нему новые требования. Прежде всего движение народных масс получило единый и организованный характер. Единство воли масс в новой исторической дей­ствительности необходимо сочетается с единством цели. «...Год за годом ты отдавал свою драгоценную молодость,—• писал своему другу Эрнст Тельман из тюрьмы,—за идеалы, жертвовал ею во имя великого дела социализма... Два борца, две судьбы, две жизни в заточении и два скорбных пути, и,





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...