Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О совершенстве монашеской жизни



(Писано, по-видимому, в 366 г.)

В богодухновенном Писании много правил, которые обя­заны наблюдать возревновавшие о благоугождении Богу. Но я почел необходимым сделать краткое напоминание, по ука­занию самого богодухновенного Писания, пока о тех только обязанностях, о которых у вас теперь предложен вопрос. И поелику свидетельство о каждой обязанности найти в Писа­нии не трудно, то предоставляю сие тем, которые упражня­ются в чтении Писания и сами в состоянии напоминать да­же другим следующее:

Христианин должен иметь образ мыслей, достойный не­бесного звания, и жить достойно Евангелия Христова. Хри­стианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от

памятования о Боге, о воле и судах Его. Христианин, став во всем выше оправданий по Закону, не должен ни клясться, ни лгать. Он не должен хулить; не должен обижать; не должен ссориться; не должен мстить сам за себя; не должен воздавать злом за зло; не должен гневаться. Он должен быть долготерпеливым, переносить все, что бы то ни было; а кто делает неправду, того обличать благовременно, не с страст­ным движением, чтобы отомстить за себя, но с желанием исправить брата, по заповеди Господней. Об отсутствующем брате не должен он ничего говорить с намерением очернить; это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо. На­добно отвращаться от человека, который наговаривает на брата. Не должно говорить шуточного. Не должно смеяться и терпеть смехотворцев. Не должно празднословить и гово­рить что-нибудь такое, что не служит ни к пользе слуша­ющих, ни к необходимому и дозволенному нам Богом упо­треблению; почему занимающиеся работою должны, сколь­ко можно, стараться, чтоб работа производилась в безмол­вии и чтобы самые даже добрые речи вели у них те, кому по испытании поручено устроить слово к созиданию веры, да не будет оскорбляем Дух Святый Божий. Никто из пришлых не должен самовольно подходить к кому-либо из братии или разговаривать с ним, пока приставленные смотреть за об­щим во всем благочинением не рассудят, угодно ли сие Бо­гу к общей пользе.

Не должно порабощаться вину, желать вкушения мяс и вообще быть сластолюбивым в рассуждении яств или пития; потому что подвизающийся воздерживается во всем. Данно­го каждому в употребление не должно почитать собственностию или припрятывать; но с заботливостию надобно смот­реть на все сие, как на принадлежащее Владыке, и не про­ходить без внимания даже мимо того, что по случаю броше­но или оставлено в небрежении.

Никто не должен быть господином даже себе самому; но каждый, как отданный Богом в услужение единодушным братиям, сообразно с сим обязан и рассуждать обо всем и делать все, впрочем, пребывая в собственном своем чине. Не должно роптать ни при недостатке потребного, ни при утомлении от дел; потому что судят о каждом те, кому предоставлена на сие власть.

Не должно дозволять себе ни крика, ни другого какого вида или движения, которыми показываются раздражитель­ность или уклонение от несомненной уверенности, в Божием присутствии. Голос должно соразмерять с потребностию. Не должно отвечать кому-либо или делать что-нибудь дерзко или презрительно, но надобно показывать во всем скром­ность и ко всем почтительность. Не должно с умыслом ми­гать глазом или употреблять другой какой знак или движе­ние члена, которые оскорбляют брата или выказывают пре­зрение.

Не должно стараться о нарядности в одежде или в обуви, это — суетность. К удовлетворению телесных потребностей должно пользоваться не дорогим. Ничего не должно издер­живать сверх потребности и для пышности: это — злоупо­требление.

Не должно искать чести и домогаться первенства. Каж­дый должен предпочитать себе всех. Не должно быть непо­корным.

Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо в славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле, по ме­ре сил. Каждый должен, с одобрения настоятелей, с разу­мом и убеждением так делать все, не исключая вкушения пищи и пития, как бы делалось сие в славу Божию. Не должно от одного дела переходить к другому без одобрения тех, кто приставлен распоряжаться сим, разве неминуемая нужда позовет кого вдруг на помощь обессилевшему. Каж­дый обязан пребывать в том, к чему приставлен, а не дол­жен, преступая меру собственной обязанности, принимать­ся за непорученное ему, разве имеющие власть распо­ряжаться сим признают кого нуждающимся в его помощи. В одной рабочей не надобно никому быть из другой рабо­чей. Не должно ничего делать из соперничества или по ссо­ре с кем-нибудь.

Не должно завидовать доброй славе другого и радоваться чьему-либо недостатку. В любви Христовой надобно скор­беть и сокрушаться о недостатках брата, радоваться же его преуспеянию. Не должно равнодушно смотреть на согреша­ющих или умалчивать о них. Обличающий должен обличать со всяким сердоболием, в страхе Божием, и в намерении обратить грешника. Обличаемый или получающий выговор должен принимать сие охотно, признавая, что в исправлении состоит собственная его польза. Когда обвиняют кого, никто другой при обвиняемом, или и при других, не должен делать возражений обвиняющему. А если кому обвинение кажется неосновательным, то должен повести слово с обвинителем наедине и убедить его или сам убедиться. Каждый, сколько есть у него сил, должен врачевать того, кто имеет что-нибудь против него. На согрешившего и покаявшегося не должно помнить зла, а надобно простить ему от сердца.

Кто говорит, что покаялся в грехе, тот должен не толь­ко сокрушаться о том, в чем согрешил, но и принести до­стойные плоды покаяния. Кто вразумлен был касательно прежних своих грехов и сподобился получить отпущение оных, тот, если грешит опять, уготовляет себе суд гнева строжайший прежнего. Кто по первом и втором увещании остается в своем прегрешении, о том надобно объявить на­стоятелю и тогда, получив выговор при многих, придет, может быть, в стыд. А если и в таком случае не исправит­ся, надобно уже отсечь его, как соблазн, и смотреть на не­го, как на язычника и мытаря, для приведения в безопас­ность ревностно трудящихся в прохождении послушания, по сказанному, что при падении нечестивых приходят в страх праведные. Но должно и плакать о нем, как о члене, отсеченном от тела.

Не должно допускать, чтобы солнце заходило в гневе брата; иначе ночь может разлучить обоих и оставить им не­избежное осуждение в день суда. Не должно отлагать времени своего исправления; потому что утрешний день не ве­рен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до ут­решнего дня.

Не должно даваться в обман пресыщенному чреву, от ко­торого бывают ночные мечтания. Не должно развлекаться непомерною работою и преступать пределы умеренности, по сказанному Апостолом; имеюще же пищу и одеяние, сим доволъни будем (1 Тим, 6, 8); потому что обилие сверх потреб­ности выказывает любостяжательность; а любостяжательность осуждается как идолопоклонство (Кол. 3, 5). Не долж­но быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокрови­ща, каких не надобно. Приходящий к Богу должен возлю­бить нищету во всем и быть пригвожден страхом Божиим, подобно сказавшему: пригвозди страху Твоему плоти моя; от судеб бо Твоих убояхся (Псал. 118, 120).

Да дарует же вам Господь, со всем убеждением приняв сказанное, во славу Божию явить плоды, достойные Духа, по благоволению Бога и содействием Господа нашего Иису­са Христа. Аминь.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 170 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...