Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Махмуд бен Халед — аль-Валид — Абу-Гамр, т. е., аль-Аузагий; сказал [последний]: и ЭТО означает ви­деть на поверхности земли желтизну от солнца. 3 страница



Раздел «О призыве непосредственно перед началом молитвы (икама)»

508. Сулейман бен Харб и Габдур-Рахман бен аль-Мубарак — Хаммад — Саммак бен Гатыййя; Муса бен Исма­ил — Вахиб — все они [передали] от Аййуба — от Абу-Кылябы — от Анаса; сказал [последний]: было велено Би­лялю произносить чётное число раз слова призыва, и нечётное — икамы. Хаммад в своём хади­се добавил: «... кроме икамы».

509. Хумайд бен Масгада — Исмаил — Халед аль-Хаззаъ — Абу-Куляба — Анас — [хадис,] подобный хадису Ва- хиба — Исмаил; сказал [последний]: и рассказал я его Аййубу; и сказал он: «...кроме икамы».

510. Мухаммад бен Башшар — Мухаммад бен Джагфар — Шугба — Абу-Джагфар — Муслим Абу-ль-Мусанна — от Ибн-Гамира; сказал [последний]: «Поистине, при жизни Посланника Аллаха (м.е.и б.!) слова призыва на молитву повторялись по два раза, а икамы — по одному разу». Кроме как он сказал: «[кад каматис-са­ля кад каматис-саля]». И, когда мы слышали икаму, то совершали малое омовение; затем выходили на молитву. Сказал Шугба: «И не слышал я от Абу-Джагфара никакого иного хадиса, кроме этого».

92

511. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Абу-Гам ер, т.е., [аль-Гакдий] Габдуль-МаликИбн-Гамр — Шугба — Абу- Джагфар, муэдзин мечети «аль-Гарьян»; сказал [последний]: слышал я, как Абу-ль-Мусанна, муэдзин мечети «аль-Акбар» говорил: слышал я, как Ибн-Гумар говорил: «... — и далее рассказал тот же хадис.

Раздел «О произнесении призыва одним человеком, а икамы — другим»

512. Гусман бен Аби-Шайба — Хаммад бен Халед — Мухаммад бен Гамр — Мухаммад бен Габдулла — от дяди своего [по отцу] Габдуллы бен Зайда; сказал [последний]: «Желал Пророк (м.е.и б.!), чтобы слова призыва не подвергались никаким изменениям». Сказал: «И слышал Габдулла бен Зайд призыв на молит­ву во сне; и пришёл к Пророку (м.е.и 6.!), и сказал: «Научи ему Биляля». И научил он его; и про­изнёс Биляль призыв на молитву. И сказал Габдулла: «Я тоже слышал его во сне, я тоже хотел его произносить». Сказал [ему Пророк (м.е.и б.!)]: «Тогда ты произнеси икаму».

513. Губайдулла бен Гумар (аль-Каваририй) — Габдур-Рахман бен Махдий — Мухаммад бен Гамр (, старец из числа жителей Медины); сказал [последний]: слышал я, как Габдулла бен Мухаммад говорил: мой дед Габдулла бен Зайд рассказывал этот хадис (хабар). Сказал он: «И мой дед произносил икаму».

514. Габдулла бен Маслама — Габдулла бен Гумар бен Ганем — Габдур-Рахман бен Зийад, т.е., аль-Ифрикий;;последний сообщил,] что он слышал, как Зийад бен Нагим аль-Хадрамий говорил, что он слышал, как Зийад бен аль-Харс ас-Суда-ий говорил: «Когда был первый призыв на утреннюю молитву, повелел мне, т.е. Пророк (м.е.и б.!), и я произнёс призыв. И стал я говорить: «Произнести мне икаму, о Посланник Аллаха?» И стал он смотреть в сторону восхода солнца на зарю, и сказал: «Нет». Пока не забрезжила утренняя заря. Он спустился вниз и справил свою [большую] нужду. Затем пришёл ко мне, догнав своих товарищей, т. е., уже совершивши малое омовение. И захо­тел Биляль произнести икаму, и сказал ему Пророк Аллаха (м.е.и б.!): «Поистине, брат Судаъ [ас- Судаий] произнёс призыв на молитву». А тот, кто произнёс призыв на молитву, тот произносит и икаму». Сказал: «И произнёс я икаму».

Раздел «(Повышение) голоса при произнесении призыва на молитву»

515. Хафс бен Гумар ан-Намрий — Шугба — Муса бен Аби-Гусман — Абу-Йахья — Абу-Хурайра — от Проро­ка ''м.е.и б.!); сказал [последний]: «Произносящему призыв на молитву прощаются грехи его в соотве­тствие силе его голоса. И свидетельствует за него всё влажное и сухое [всё живое и неживое]. А присутствующему на [совместной] молитве пишется вознаграждение за двадцать пять молитв. И прощаются ему грехи, что меж двух молитв».

516. Аль-Кагнабий — Малик — Абу-з-Зинад — аль-Аградж — Абу-Хурайра; [последний передал,] ЧТО Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Когда произносится призыв на молитву, Сатана удаляется, (вы­пуская газы,) на такое расстояние, где бы он не слышал голос призыва. И, когда призыв на ут­реннюю молитву [слова: «[ас-саляту хайрум-минан-наум]»] («[суввиба]») завершён, он снова приближается; а когда он уходит. Затем, когда заканчивается произнесение слов призыва на ут­реннюю молитву («[тасвиб]»), он приходит, и входит в душу человека, и говорит: «Вспомни об этом, вспомни о том», — чего он не помнил, пока не сбивается человек со счёта того, сколько он уже совершил [кругов молитвы]».

Раздел «То, что обязательно нужно делать произносящим призыв (касательно соответствия наступления времени молитвы)»

517. Ахмад бен Ханбаль — Мухаммад бен Фудайль — аль-Агмаш — личность, персоналия которой (точно) не установлена — Абу-Салих — Абу-Хурайра; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «На имаме ответственность [за совершение молитвы вовремя], на произносящем призыв — дове­

93

ренность [произнесения призыва в нужное время]. О мой Аллах! Наставляй имамов, и прощай произносящим призыв!»

518. Аль-Хасан бен Галий — Ибн-Нумайр — аль-Агмаш; сказал [последний]: сообщил я об Абу-Салихе, сказав: «И не думаю я о себе, что слышал я его [этот хадис] от кого-либо иного, кроме как от не­го [, в передаче] от Абу-Хурайры; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!):... — хадис, подобный ему.

Раздел «Призыв на молитву [произносится] с башни (минарета)»

519. Ахмад бен Мухаммад бен Аййуб — Ибрахим бен Сагд — Мухаммад бен Исхак — Мухаммад бен Джагфар бен аз-Зубайр — Гурва бен аз-Зубайр — от одной женщины из [племени] «Бану-н-Наджжарр»; [последняя] сказа­ла: был дом мой одним из самых высоких из числа тех, что стояли рядом с мечетью; и Биляль произносил призыв на утреннюю молитву, поднимаясь на него: приходил он в предрассветные сумерки, садился на крышу дома, и наблюдал за появлением зари. И когда он видел её появле­ние, то потягивался, [и] затем говорил: «О мой Аллах! Поистине, я возношу хвалу тебе! И прошу твоей помощи, дабы род курайшей поднял религию Твою». Она сказала: «Затем он произносил призыв». Она сказала: «Клянусь Аллахом, не знаю я и одного дня [или одной ночи], чтобы он так или иначе не сказал их, т.е., эти слова.

Раздел «(О) поворачивании [головы] произносящего призыв на молитву в стороны при произнесении призыва»

520. Муса бен Исмаил — Кайс, т.е., Ибн-ар-Рабиг — Мухаммад бен Сулейман аль Анбарий — Вакиг — Суфьйан — все они передали от Гауна бен Аби-Джухайфы — от отца его; сказал [последний]: пришёл я однажды к Про­року (м.е.и б.!) в Мекке. И был [он] в красной круглой палатке из дубленой кожи. И вышел Би­ляль, и произнёс призыв. И повторял я за ним все слова. Сказал: «Затем вышел Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и на нём была красная рубаха — йеменский полосатый плащ («[кытрий]») [узорчатый грубый плащ, привозившийся из деревни «Кытр», что в Бахрейне]. И сказал Муса: сказал он: «Видел я, как Биляль вышел в долину, и произнёс призыв. И когда дошёл до слов «[хаййя галяс- саля/хаййя галяс-саля]», повернул голову направо и налево, и не повернулся телом. Затем вошёл, и вытащил посох... — и далее продолжил рассказ своего хадиса.

Раздел «О том, что дошло из сведений о молитвах', творимых между [первым] призывом на молитву и икамой»

521. Мухаммад бен Касир — Суфьйан — Зайд аль-Гамий — Абу-Ияс — Анас бен Малик; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Молитва [просьба], сотворённая между призывом на мо­литву и икамой, не остаётся без ответа [Аллахом Всевышним]».

Раздел «Что говорят, когда слышат [слова][призыва]»

522. Габдулла бен Маслама аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шихаб — Гатаъ бен Йазид ал-Лайсий — Абу-Сагид аль-Хударий; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Если услышите призыв, то повторяйте слова за муэдзином».

523. Мухаммад бен Салама — Ибн-Вахб — Ибн-Лахига и Хайва, и Сагид бен Аби-Аййуб — Кагб бен Галькама — Габдур-Рахман бен Джубайр — Габдулла бен Гамр бен Аль-Гас; [последний слышал,] как Пророк (м.е.и б.!) го­ворил: «Если услышите слова призыва, то произносите те же слова. Затем творите молитву о нис­послании мне благодати, ибо, поистине, тот, кто пожелает мне благодати, тому Аллах воздаст де­сятикратной благодатью. Затем просите у Аллаха (да возвеличится да и восславится [имя] Его!), дабы дал Он мне степень заступничества, ибо, поистине, это есть ступень, что находится в раю; и не полагается она никому, кроме как одному [единственному] рабу из числа рабов Аллаха Все­

94

вышнего. И желаю я, чтобы был я тем рабом. И тот, кто попросит Аллаха для меня ступень зас­тупничества, тот удостоится заступничества».

524. Ибн-ас-Сарх и Мухаммад бен Салама — Ибн-Вахб — Хуйайй — Абу-Габдур-Рахман, т.е., аль-Хаблий — Габдулла бен Гамр; [последний передал,] что один человек сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, те, кто произносят призыв, превосходят нас [в воздаянии]». И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Говори так же, как они, [и их превосходство над] тобой исчезнет. И вопрошай, и будет дано тебе».

525. Кутайба бен Сагид — ал-Лайс — аль-Хаким бен Габдулла бен Кайс — Гамер бен Сагд бен Аби-Ваккас — Сагд бен Аби-Ваккас — от Посланника Аллаха (м.е.и 6.!); [Пророк] сказал: «Кто скажет, когда услышит призывающего на молитву «[ва ана ашхаду ан ла илаха иллаллаху вахдаху ла шарика лаху ва (аш­хаду) анна мухаммадан габдуху ва расулюху радыйту билляхи раббан ва бимухаммадин расулан ва биль ислами динан]» («и я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Един Он, и нет у Него сотоварища; и свидетельствую, что Мухаммад — раб и посланник Его; доволен я Аллахом как господом, и Мухаммадом — как Посланником, и Исламом — как религией») — простятся ему [все его грехи]».

526. Ибрахим бен Махдий — Галий бен Масхар — Хишам бен Гурва — от отца его — от Аиши; [последняя со­общила,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда слышал слова призыва на молитву, [так же] про­износил свидетельства; и говорил: «И я..и я...»

527. Мухаммад бен аль-Мусанна — Мухаммад бен Джахдум — Исмаил бен Джагфар — Гимара бен Газьйа — Хубайб бен Габдур-Рахман бен Исаф — Хафс бен Гасем бен Гумар — от отца его — от деда его, Гумара бен аль-Хат- таба (да будет Аллах доволен им!); [последний сообщил,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Если ког­да муэдзин будет говорить «[аллаху акбар аллаху акбар]», и кто-либо из вас скажет: «[аллаху ак­бар аллаху акбар]», а когда он будет говорить «[ашхаду ан ла илаха иллаллаху ашхаду ан ла илаха иллаллаху]» — скажет «[ашхаду ан л а илаха иллаллаху ашхаду ан л а илаха иллаллаху]», и когда скажет «[ашхаду анна мухаммад расульулла]» — скажет «[ашхаду анна мухаммад расульулла]», затем, когда скажет: «[хаййя галяс-саля]» — скажет: «[ла хаула ва ла куввата илла биллах] [«нет силы и моши, кроме как у Аллаха»]», а когда скажет: «[хаййя галяль фалях]» — скажет: «[ла хаула ва ла куввата илла биллах]», затем, когда скажет: «[аллаху акбар аллаху акбар]» — скажет «[аллаху акбар аллаху акбар]», затем скажет: «[ла илаха иллалла]» — от всего сердца, [то] войдёт в рай».

Раздел «То, что следует говорить после услышания икамы»

528. Сулейман бен Дауд аль-Гуткий — Мухаммад бен Сабет — один человек из жителей стран Шама [Сирии и близлежащих стран] — Шахр бен Хаушаб — Абу-Умама, или — от кого-то из сподвижников Пророка (м.е.и б.!), что когда Биляль произносил слова икамы «[кад каматис-саля]», Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Да восстановит Аллах её [молитву], и сделает продолжительным её [совершение] («[акамаллаху ва адамаха]»). И сказал [он это] и некоторые другие вещи, что кроме икамы — подобно [тому, как это в] хадисе Гумара (да будет Аллах доволен им!) о призыве на молитву.

Раздел «[О] (том, что дошло из [сведений] о) молитвах, творимых после окончания призыва

529. Ахмад (бен Мухаммад) бен Ханбаль — Галий бен Гаййаш — Шугайб бен Аби-Хамза — Мухаммад бен аль- Мункадир — Джабер бен Габдулла; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Не скажет кто-либо из вас во время слышания слов призыва на молитву [следующие слова]: «О мой Аллах, господь сего совершенного призыва [, а также] и скоро последующей за ним молитвы! Дай Му­хаммаду милость заступничества, превосходства и высокую степень. И воскреси его в день суда ва достохвальном месте, которое Ты ему обетовал» («[аллахумма рабба хазихид-дагватит-таммати ■ас-салятиль каимати ати мухаммаданиль василята вальфадыйлята вад-дараджаталь галийатар-

95

рафига вабгасху макаман махмудан ниллязи вагадтах]»), кроме как [удостоится] он заступниче­ства в день Суда».

Раздел «Что следует говорить при [слышании слов] призыва на вечернюю молитву»

530. Муаммаль бен Ихаб — Габдулла бен аль-Валид — аль-Гаданий — аль-Касем бен Маган — аль-Масгудий — Абу-Касир, вольноотпущенник Умм-Саламы — Умм-Салама; [последняя] сказала: «Научил меня Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) говорить [при слышании] призыва на вечернюю молитву: «О мой Аллах! По­истине, это — наступление [времени] ночи Твоей, и уход времени дня Твоего, [и это —] голоса призывателей Твоих. Так прости мне мои грехи («[аллахумма (инна) хаза икбал ю лай лика ва ид- бару нахарика ва асвату дутатик фагфирли]»).

Раздел «О взятии платы за выполнение произнесения призыва»

531. Абу-ль-Галяъ — Мутарриф бен Габдулла — Гусман бен Аби-ль-Гас; сказал Муса в другом месте: Гусман бен Аби-ль-Гас сказал: «О Посланник Аллаха (м.е.и б.!)! Сделай меня предводителем моего [племени]!» Сказал [Пророк]: «Ты — их предводитель. И будь примером для слабых. И избери из их числа муэдзина [огласителя призывов на молитву], который б не брал платы за своё произнесение при­зывов».

Раздел «О призывах, что произносятся до наступления времени [молитвы]»

532. Муса бен Исмаил — Дауд бен Шабиб (ранее упомянутый) — Хаммад — Аййуб — Нафег — Ибн-Гумар; [последний передал,] что Биляль произнёс [однажды] призыв перед появлением утренней зари. И велел ему Пророк (м.е.и б.!) произнести его снова, произнося: «Разве раб божий не подвержен сну?! Разве раб божий не подвержен сну («[ала инналь-габда (кад) нама ала инналь-габда (кад) нама]»)». Муса добавил: и снова произнёс он [призыв] «Разве раб божий не подвержен сну?! («[ала инналь-габда нама]»).

Сказал Абу-Дауд: этот [хадис] не передал от Аййуба никто, кроме Хаммада бен Саламы.

533. Аййуб бен Мансур — Шугайб бен Харб — Габдуль-Газиз Абу-Дауд — Нафег — муэдзин Гумара, которого звали Масрух; он произнёс призыв перед наступлением рассвета, и велел ему Гумар...— и привёл такой же [хадис].

Сказал Абу-Дауд: и передал его Хаммад бен Зайд — от Губайдуллы бен Гумара — от Нафега и других, что муэдзин Гумара, которого звали Масрух (, или кто-то другой) [...]

Сказал Абу-Дауд: передал его ад-Даравардий от Губайдуллы — от Нафега — от Ибн-Гумара; сказал [последний]: был у Гумара муэдзин, которого звали Масгуд...— и привёл такой же хадис; и это более достоверный [хадис], чем тот.

534. Зухайр (бен Харб) — Вакиг — Джагфар бен Баркан — Шаддад, вольноотпущенник Гайада бен Гамера — от Биляля; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал ему: «Не произноси призыва, пока не станет тебе ясно виден рассвет вот так», и развёл свои руки [в стороны].

(Сказал Абу-Дауд: Шаддад — вольноотпущенник Гайада) не жил в то время, когда жил Биляль.

Раздел «Произнесение призыва слепым»

535. Мухаммад бен Салама — Ибн-Вахб —Йахья бен Габдулла (бен Салем бен Габдулла бен Гумар) — Сагид бен Габдур-Рахман — Хишам бен Гурва — от отца своего — от Аиши; [последняя прередала,] что Ибн-Умм-Мак- тум был муэдзином у Посланника Аллаха (м.е.и 6.!), будучи слепым.

Раздел «Выход из мечети после призыва»

536. Мухаммад бен Касир — Суфьйан — Ибрахим бен аль-Мухаджир — Абу-Шагсаъ; сказал [последний]: «Бы­ли мы с Абу-Хурайрой [однажды] в мечети; и вышел один человек [из мечети], когда муэдзин

96

произносил призыв на послеполуденную молитву. И сказал Абу-Хурайра: «Что касается этого [человека], то он ослушался Абу-ль-Касема [Пророка Мухаммада](да будет мир над ним!)».

Раздел «О муэдзине, что ждёт прихода имама»

537. Гусман бен Аби-Шайба — Шубаба—Исра-иль — Саммак — Джабер бен Самура; сказал [последний]: «Би­ляль произносил призыв, а потом немного ждал. И, когда видел, что Пророк (м.е.и 6.!) уже вы­шел, произносил икаму».

Раздел «О словах, что произносятся [исключительно] в призыве на утреннюю молитву»

538. Мухаммад бен Касир — Суфьйан — Абу-Йахья аль-Каттат — Муджахид; сказал [последний]: «Был я с Ибн-Гумаром [ однажды в мечети]; и произнёс один человек слова утреннего призыва на молит­ву во время полуденной молитвы, или после полуденной. Сказал: «Выйди с нами, ибо, поистине, это — ересь».

Раздел «О молитве, на которую был произнесён второй призыв (икама), и после этого не появляется имам, а люди ждут его, сидя [в мечети]»

539. Муслим бен Ибрахим и Муса бен Исмаил — Аббан — Йахья — Габдулла бен Аби-Кутада — от отца своего — от Пророка (м.е.и б.!). [Пророк] сказал: «Если будет произнесён второй призыв на молитву, то не вставайте, пока не увидите меня [как я приду]». Сказал Абу-Дауд: и так передал его Аййуб и Хаджжадж ас-Савваф — Йахья — Хишам ад-Дустува-ий — Йахья; и передал его Мугавия бен Са- лам, Галий бен аль-Мубарак — от Йахьи; [последние передали] (сказали): «... пока не увидите вы меня, сохраняя спокойствие [души] («сакина»).

540. Ибрахим бен Муса — Иса — Мугаммар — Йахья — подобный же хадис, с такой же цепочкой. Последний в нём сказал: «... пока вы не увидите, как я вышел к вам...»

Сказал Абу-Дауд: и не упоминал слов «...пока я не вышел [к вам]» никто, кроме Мугаммара; и передал его Ибн-Гуйайна — от Мугаммара; не сказал в нём «...пока не выйду я [к вам]».

541. Махмуд бен Халед — аль-Валид — Абу-Гамр и Дауд бен Рушайд — аль-Валид, и эти — его слова — аль-Ау­загий — аз-Зухрий — Абу-Салама — Абу-Хурайра; [последний передал,] что второй призыв на молитву про­износился тогда, когда [появлялся] Посланник Аллаха (м.е.и 6.!). И занимали люди места свои прежде, чем Пророк (м.е.и б.!) займёт своё.

542. Хусайн бен Мугаз — Габдуль-Агля — Хумайд; сказал [последний]: спросил Я Сабета аль-Бананий о чело­веке, который разговаривает после того, как был произнесён второй призыв на молитву. И рассказал мне он [, передавая ] от Анаса (бен Малика,) [что тот] сказал: «Был произнесён второй призыв на мо­литву, и появился перед Посланником Аллаха (м.е.и б.!) один человек [, желая заговорить с ним]. И удержал его он [от разговоров] после того, как был произнесён второй призыв на молитву».

543. Ахмад бен Галий (бен Сувайд бен Манджуф) ас-Судусий — Гаун бен Кахмас — от отца его Кахмаса; сказал [последний]: «Встали мы для совершения молитвы в долине Мина, а имам [ещё] не вышел; и сели некоторые из нас. И сказал мне один старик из числа жителей Куфы: «Что заставило тебя сесть?» И сказал я: Ибн-Бурайда сказал: «Это «сумуд» [горделивое стояние при ожидании выхода имама, что порицаемо]». Сказал (мне) тот старик: рассказал мне Габдур-Рахман бен Гаусаджа от аль-Ба- раъ бен Газеба, [что последний] сказал: мы стояли в рядах при жизни Посланника Аллаха (м.е.и 6.!) долго, пока не произносили слова возвеличивания [аллаху акбар; слова, означавшие, что со­вершение молитвы уже началось]». Сказал: и сказал он: «Поистине, Аллах и ангелы Его благос- лавляют тех, кто совершает молитву в первых рядах. И нет шага, более любимого Аллахом, не­жели шаг, что совершается для [того, чтобы] дойти до первых рядов».

97

544. Мусаддад — Габдуль-Варис — Габдуль-Газиз бен Сухайб — Анас; [последний рассказал:] «Был произне­сён второй призыв на молитву, и Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) что-то говорит [про себя шёпо­том] стоя рядом с мечетью. И не приходил [не восставал] он на молитву до тех пор, пока люди не заснули».

545. Габдулла бен Исхак аль-Джаухарий —Абу-Гасем — Ибн-Джурайдж — Муса бен Гукба — Салем Абу-н- Надр; сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда произносился второй призыв на мо­литву, бывал в мечети; и, если видел, что их [людей] мало — садился, и не совершал молитвы; а если видел, что их достаточно много (джамаат) — совершал молитву».

546. Габдулла бен Исхак — Абу-Гасем — Ибн-Джурайдж — Муса бен Гукба — Нафег бен Джубайр — Абу-Мас- гуд аз-Зуракый — Галий бен Аби-Талиб (да будет Аллах доволен им!) — [хадис] подобный предыдущему.

Раздел «(О) предостережении от оставления совместных молитв»

547. Ахмад бен Йунус — Зайда — ас-Са-иб бен Хубайш — Магдам бен Аби-Тальха аль-Йагмурий — Абу-д-Дар- даъ; сказал [последний]: слышал я, как Посланник Аллаха (м.ел б.!) говорил: «Не будет троих людей, живущих в деревне, или кочующих в пустыне [вместе], [и] не совершающих [совместную] мо­литву, кроме как овладеет ими Сатана. И должно тебе придерживаться общины — т.е., совмест­ной молитвы. Ибо, поистине, волк съедает [овцу], что отдалилась [от стада]».

Сказал Зайда: «... сказал ас-Саиб:...»

548. Гусман бен Аби-Шайба — Абу-Мугавия — аль-Агмаш — Абу-Салих — Абу-Хурайра; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Я думаю о том, чтобы велеть произносить призыв на мо­литву, и чтобы она совершалась. Затем велеть совершать людям молитву совместно (с [другими] людьми). Затем пойти вместе с людьми, у которых будут вязанки дров, к домам тех, кто не при­сутствовал на совместной молитве, и сжечь их огнём».

549. Ан-Нуфайлий — Абу-ль-Малих — Йазид бен Йазид — Йазид бен аль-Асамм; сказал [последний]: слышал я, как Абу-Хурайра говорил: Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Я уж подумываю о том, чтобы ве­леть моим людям [сподвижникам] собрать вязанки дров, затем пойти [вместе с ними] к людям, которые молятся в своих домах, не имея на то уважительной причины, и поджечь их».

Сказал я Йазиду бен аль-Асамму: «О Абу-Гауф! Он имел в виду пятничную молитву или дру­гие?» Сказал он: «Да оглохнут уши мои, если я не слышал, [как] Абу-Хурайра передаёт от Послан­ника Аллаха (м. е. и б.!), что он не упоминал ни пятничной, ни какой-либо другой молитвы».

550. Харун бен Гыбад аль-Азадий — Вакиг — аль-Масгудий — Галий бен аль-Акар — Абу-ль-Ахвас — Габдулла бен Масгуд; сказал [последний]: «Блюдите эти пять молитв, исполняя их там, где призносится призыв на них. Ибо, поистине, они — из числа канонов Истинного Пути. И, поистине, Аллах предписал для Пророка Своего (м.е.и б.!) каноны Истинного Пути. И уж видел ты нас; и не отсутствует на них [совместных молитвах] никто, кроме как тот, лицемерие которого ясно видимо. И ты уж видел нас; и, поистине, не становится человек меж двух других людей, пока не встанет [не оказывается] он в ряду; и нет среди вас никого, у кого в доме не было бы домашней мечети. И, если вы совер­шаете молитву в домах ваших, и оставляете мечети ваши, то оставляете вы канон Пророка ва­шего (м.е.и б.!). И если вы оставите канон Пророка вашего (м.е.и б.!), то, поистине, впадёте в безверие».

551. Кутайба — Джарир Абу-Джунаб — Маграъ аль-Габдий — от Гадий бен Сабета — Сагид бен Джубайр — Ибн-Габбас; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Кто услышит слова призываю­щего [на молитву], и не воспрепятствует ему повторять за ним слова его уважительная причина...» Сказали [люди]: «А что есть суть уважительная причина?» Сказал [Пророк]: «Страх или бо­лезнь. То молитва, что он совершит, не будет принята».

(Сказал Абу-Дауд: был передан [этот хадис] от Маграъ Абу-Исхака).

98

552. Сулейман бен Харб — Хаммад бен Зайд — Гасем бен Бахдаля — Абу-Разин — Ибн-Умм-Мактум; [послед­ний передал,] что он спросил Пророка (м.е.и б.!), сказав: «О Посланник Аллаха! Поистине, я человек с пов­реждённым зрением. И сижу я дома, а живу я далеко. И у меня есть поводырь, что не слушает [ся] меня. Есть ли мне разрешение совершать молитву у себя дома?» Сказал [Пророк]: «Слышишь ли ты слова призыва?» Сказал: «Да». Сказал Пророк (м.е.и б.!): «Я не нахожу [основания] для разре­шения тебе [этого]».

553. Харун бен Зайд бен Аби-з-Зарка — Убайй — Суфьйан — Габдур-Рахман бен Габес — Габдур-Рахман бен Аби-Лайла — Ибн-Умм-Мактум; сказал [последний]: «О Посланник Аллаха! Поистине, в городе (Меди­не) много [бродячих] и бешеных животных, собак». И сказал Пророк (м.е.и б.!): «Слышишь ли ты слова «хаййя галас-саля, хаййя галяль фалях»? Так повторяй же эти слова [за муэдзином].»

Сказал Абу-Дауд: так передал его аль-Касим аль-Джармий от Суфьйана (в его хадисе отсут­ствуют слова «так повторяй эти слова [за муэдзином]»

Раздел «О достоинстве совместной молитвы»

554. Хаф бен Гумар — Шугба — Абу-Исхак — Габдулла бен Аби-Басыйр — Убайй бен Кагб; сказал [последний]: «Совершил с нами Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) [однажды] утреннюю молитву, и сказал: «При­сутствует ли такой-то?» Сказали [люди]: «Нет». Сказал: «Присутствует ли такой-то?» Сказали [люди]: «Нет». Сказал он [Пророк]: «Поистине, эти две молитвы [утренняя и ночная] — наитя­желейшие из молитв для лицемеров. И, если бы вы только знали, что в них [содержится], то при­ходили бы на них хоть бы и ползя на животе друг за другом. И, поистине, первый ряд подобен ряду ангелов. И, если бы вы только знали о достоинстве его, то вы бы непременно поспешили [встать] на него, состязаясь друг с другом. И, поистине, молитва, совершённая человеком совме­стно с другим человеком, более чиста [более искренна], нежели та, которую он совершает в оди­ночестве; а молитва человека с двумя другими людьми ещё более чиста, нежели молитва его сов­местно с одним человеком. И, чем больше [людей], тем более любимо это Аллахом Всевышним».

555. Ахмад бен Ханбаль — Исхак бен Йунус — Суфьйан — Абу-Сахль, т. е., Гусман бен Хаким — Габдур-Рахман бен Аби-Гумра — Гусман бен Гаффан; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Кто совер­шит ночную молитву в общине, то будет это подобно тому, как, если совершал бы он молитвы в течение половины ночи [в одиночестве]; и кто совершит ночную и утреннюю молитву [в об­щине], то это будет подобно тому, словно бы провёл он всю ночь в молитве».

Раздел «(О том, что дошло [из сведений] о) достоинстве хождения на молитву [в мечеть] пешком

556. Мусаддад — Йахья — Ибн-Аби-Зиэб — Габдур-Рахман бен Махран — Габдур-Рахман бен Сагд — Абу-Ху- райра — от Пророка (м.е.и б.!). [Пророк] сказал: «Чем дальше и дальше от мечети, тем более великое награждение».

557. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Зухайр — Сулейман ат-Таймий — Абу-Гусман — Убайй бен Кагб; [последний рассказал:] «Был один человек, и не знаю я никого из жителей Медины, кто бы совершал молитвы в сторону Каабы, и живущего дальше от мечети, нежели тот человек. И совершал он мо­литвы в мечети не опаздывая [на них], когда совершал молитву в мечети. Сказал я [ему]: «Если приобретёшь ты осла, то будешь ездить на нём в зной и во тьму». И сказал [он]: «Я не хотел бы, чтобы моё жилище было близко к мечети». И дошёл этот разговор до Посланника Аллаха (м.е.и 6.!); и спросил он его (о его) словах. И сказал: «Хотел бы я, о Посланник Аллаха, дабы записыва­лось мне моё хождение к мечети, и возвращение моё к семье моей». И сказал [Пророк]: «Да [воз]даст тебе Аллах всё это сполна! Да даст тебе Аллах (да восславится и да возвеличится [имя] Его!) то, на что ты рассчитываешь сполна, и всё [оное]!»

99

558. Абу-Тауба — аль-Хайсан бен Хумайд — Йахья — бен аль-Харс — аль-Касем — Абу-Габдур-Рахман — Абу- Умама; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Кто выйдет из дома своего, со­вершив очищение [омовение], [дабы пойти] на предписанную молитву, то вознаграждение ему [за это] будет подобно вознаграждению того, кто начал совершать хаджж («[аль-хадж аль-мух- рим]», совершающий обязательный хаджж); а тот, кто выйдет на утреннее поминание [молитву после восхода солнца — «Духа»], не намереваясь совершить ничего, кроме неё, то вознагражде­ние его будет подобно вознаграждению человека, совершившего дополнительный хаджж («[аль- муттамир]»); а за молитву, совершённую сразу за другой молитвой, без пустословия меж ними — книга в гиллиййюн (название того места, где записаны деяния святых)».

559. Мусаддад — Абу-Мугавия — аль-Агмаш — Абу-Салих — Абу-Хурайра; сказал [последний]: сказал Пос­ланник Аллаха (м.е.и 6.!): «Молитва человека, [совершённая им] в общине, превышает [по воз­награждению и достоинству] его молитву, совершённую в его доме, и молитвы, совершённой им у него на рынке [в лавке] — в двадцать пять раз. И оное — при том, что он, когда будет совер­шать малое омовение, хорошо будет исполнять каждое его действие, и придёт в мечеть, не желая ничего, кроме молитвы, и не приведёт его туда ничего, кроме желания [совершить] молитву, то при каждом шаге, что ступает [он], поднимается [он] на одну ступень, и спадает с него один грех (ошибка) — и так, пока он не дойдёт до мечети. И, когда он войдёт в мечеть и будет он совер­шать молитву по собственной воле своей, и не будет в тягость ему молитва, то ангелы будут бла­гословлять его всё то время, в течение которого он будет сидеть на том месте, на котором совер­шит молитву. [И будут] говорить [они]: «О наш Аллах! Прости ему [грехи его]! О наш Аллах! По­милуй его! О мой Аллах! Прими его покаяние!» — и так до тех пор, пока он не осквернит это мес­то, или что-нибудь не сделает [не осквернится ветром]».

560. Мухаммад бен Иса — Абу-Мугавия — Хиляль бен Маймун — Гатаъ бен Йазид — Абу-Сагид аль-Хударий; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Молитва в общине равняется двадца­ти пяти молитвам [, совершённым в одиночестве]. И, если он [человек] совершит её в пустыне, и в совершенстве выполнит поясные и земные поклоны, то достигнет она [величины] пятидеся­ти молитв».

Сказал Абу-Дауд: Габдуль-Вахид бен Зийад сказал в этом хадисе: [вознаграждение за] молитву [совершённую] человеком в пустыне вдвое превосходит [вознаграждение] его же молитвы в об­щине и далее [продолжил] рассказ того же хадиса.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...