Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чей Иерусалим? 6 страница



Автору этой книги посчастливилось встречаться со многими профессорами Иерусалимского университета – историками, философами, политологами, составляющими цвет израильской гуманитарной науки. Большинство из них придерживается умеренных, реалистичных взглядов на израильско‑палестинские отношения, не упрощая сложности решения проблемы, но и не впадая в крайности националистического догматизма. Важно, что в этом духе они воспитывают и своих студентов.

Если этим росткам нового понимания сути взаимоотношений двух народов и суждено принести плоды, то воспользоваться ими смогут только будущие поколения израильтян и палестинцев. Обнадеживающий пример преемственности поколений подает внучка И. Рабина Н. Бен‑Арци, которая осталась верна принципам своего деда. Даже в период второй интифады, когда израильское общество в основной его массе охватила истерия националистических настроений и ряд прежних сторонников мирного процесса в корне пересмотрели свои взгляды, она продолжала участвовать во встречах с простыми палестинцами, проводившимися в целях поисков взаимопонимания и определения возможностей выхода из возникшего тупика. Может быть, именно новым поколениям предстоит найти заветный и единственный путь к миру.

Тогда, возможно, вечный вопрос «Кому принадлежит Иерусалим?» получит наконец совершенно нетривиальное разрешение. Ведь разделить Иерусалим, распределить суверенитет над святыми местами так же трудно, как невозможно установить границы на иерусалимском небе, которое веками принимало обращенные к нему молитвы тысяч людей независимо от того, какому Богу они поклонялись. Как писал один из самых известных современных израильских писателей А. Оз: «…ведь святые места святы для считающих их святыми без всякой связи с наличием или отсутствием флага. Не флаг их делает святыми».[439]Своей трагической историей, своей драматической ролью в судьбе трех монотеистических религий Иерусалим завоевал себе особое место в истории человеческих цивилизаций. Он по праву может считаться одним из мировых центров, достоянием всего человечества. Провидением предназначено израильтянам и палестинцам быть хранителями этого великого города, обустраивать и оберегать его. Все сиюминутные политические и идеологические соображения меркнут перед этой исторической миссией.


[1]1 Петухов Ю. Д. История русов. – М., 2000. – Т. 1. – С. 130.

[2]2 Политический Magazine, Тель‑Авив, 1997, 17–23 марта

[3]3 История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. – М., 1988. – Ч. 2. – С. 269.

[4]4 Там же. С. 271.

[5]5 Вяземский П. А. Путешествие на Восток (1849–1850). // В сб.: Святые места вблизи и издали. – М., 1995. – С. 263.

[6]1 Псалом N 86:2.

[7]2 См., например, W. Keller Bible as History, L., 1982.

[8]3 Вторая книга Царств, Гл. 5:6–8, Первая книга Паралипоменон, Гл. 11:4–6.

[9]4 Шофар – древнееврейский музыкальный инструмент, сделанный из рога ритуально чистого животного, обычно барана.

[10]5 Вторая книга Царств, Гл. 5:11.

[11]6 Там же, Гл. 5:7.

[12]7 Идумея примыкала к южной оконечности Мертвого моря.

[13]8 K. Armstrong Jerusalem. One City Three Faiths. NY, 1996, p. 40.

[14]9 Op. cit. K. Armstrong, p. 45.

[15]10 «Известия», 2 ноября 1999 г.

[16]11 Вторая книга Царств, Гл. 6:14–15.

[17]12 Там же, Гл. 7:2.

[18]13 См. об это подробнее: Д. Фрэзер Фольклор в Ветхом Завете М., 1985, с. 338.

[19]14 Первая книга Моисеева. Бытие, Гл. 13:16.

[20]15 Первая книга Паралипоменон, Гл. 28:20.

[21]16 Третья книга Царств, Гл. 10:25.

[22]17 Там же, Гл. 11:9.

[23]18 N. Kotker. The Earthly Jerusalem NY, 1969.

[24]19 Четвертая книга Царств, Гл. 19:35.

[25]20 Именно этими данными руководствовались создатели макета Иерусалима периода первого храма для выставки «города Библии», проходившей в иерусалимском Музее Библейской Земли в 1996 г.

[26]21 Д. Д. Фрэзер Фольклор в Ветхом Завете, с. 79.

[27]22 Вторая книга Паралипоменон, Гл. 36:19.

[28]23 Книга Ездры, Гл. 3:12.

[29]24 Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 1996, т. 1,с. 466–468.

[30]25 Административная единица в Персидской империи.

[31]26 Op. cit. K. Armstrong, p. 96.

[32]27 Книга Неемии, Гл. 4:17.

[33]28 Там же, Гл. 7:4.

[34]29 История древнего мира, т. 2, М., 1982, с. 208.

[35]30 Иосиф Флавий. Иудейские древности. т. 1, с. 468–469.

[36]31 T. Idinopulos Jerusalem. Chicago, 1994, с. 69.

[37]32 Вслед за Иосифом Флавием так археологи называют западную часть Старого города, расположенную на более высоком холме, чем город Давида и Храмовая гора.

[38]33 Происхождение этого названия некоторые авторы связывают с именем первосвященника царя Давида Садока, духовными последователями которого считали себя саддукеи.

[39]34 Название этого религиозного направления, видимо, происходит от ивритского Perushim – отделившиеся.

[40]35 Иосиф Флавий. Иудейские древности. т. Х1У, 4. 4

[41]36 В Дюрант считает, что эта сумма эквивалентна 3 600 000 дол. См. В. Дюрант. Цезарь и Христос. М., 1995, с. 579.

[42]37 Мф., 2,16.

[43]38 См., например, M. Craveri, The Life of Jesus, L., 1967, p. 57.

[44]39 Op. cit. p. 50.

[45]40 Лк. 2, 46.

[46]41 Галаха – нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев.

[47]42 N. Kotker, p. 99.

[48]43 D. Bahat. The Illustrated Atlas of Jerusalem. Jerusalem, 1990, p. 48–49.

[49]44 Ин., 5, 2–3.

[50]45 Мф. 9:11–13.

[51]46 С древних времен у евреев запрещались какие‑либо изображения живых существ, будь то животные или люди. В дальнейшем этот запрет был воспринят и исламом.

[52]47 Э. Баррет Калигула, М., 1999, с. 325.

[53]48 Прокуратор – титул римского военного правителя в завоеванной провинции.

[54]49 В. Дюрант Цезарь и Христос, с. 618.

[55]50 Мк., 11:9,10.

[56]51 Иуда Галилеянин (Гавлонит) был сыном Иезекии, казненного Иродом вождя мятежников. В середине первого десятилетия нашей эры он поднял в Галилее антиримское восстание.

[57]52 В. Дюрант. Цезарь и Христос, с. 591.

[58]53 По оценке Тацита, в Иерусалиме находилось в этот период 600 тыс. человек. Иосиф Флавий приводит в два раза большую цифру.

[59]54 Псалом N 136.

[60]1 K. Armstrong. Jerusalem. One City Three Faiths. NY, 1996. Р.155.

[61]2 W. Besant, E.H. Palmer. Jerusalem – the City of Herod and Saladin. L., 1908, p.61.

[62]3 Первая точка зрения содержится, например, в: T. Idinopulos Jerusalem. Chicago, 1994, p. 88; M. Join‑Lambert Jerusalem. L., 1958, p. 97–98. К. Армстронг в выше цитированной книге придерживается другого мнения (с.162).

[63]4 Кн. пророка Михея. – Гл.3:12.

[64]5 Ин. – Гл.19:5.

[65]1 K.Armstrong Jerusalem, One City Three Faiths. NY, 1996, p.169.

[66]2 В раннехристианском Богословии земной Иерусалим считался городом, отвергнувшим Христа. Гораздо больше значения придавалось Иерусалиму небесному, о котором говорится в Откровении от Иоанна «…и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.»(Откр., Гл.21;10).

[67]3 M.Join‑Lambert. Jerusalem. L., 1958, p.105.

[68]4 N.Kotker. The Earthly Jerusalem. NY, 1969, p.128.

[69]5 D.Bahat The Illustrated Atlas of Jerusalem, Jerusalem, 1990, p.71.

[70]6 Op. cit.: N.Kotker, p.128.

[71]7 Мартириями назывались христианские храмы, строившиеся с IV в. в местах мученичества первых христианских святых.

[72]8 Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.

[73]9. Беляев Л.А, Христианские древности. – М.: 1998, с.237.

[74]10 В отечественной литературе результаты археологических исследований в современном храме Гроба Господня и сложившиеся на их основании представления об этапах формирования всего священного комплекса в IV в. подробно изложены в вышеупомянутой книге Л.А.Беляева «Христианские древности».

[75]11Op. cit.: M. Join‑Lambert, p.109.

[76]12. Микульский Д.В., Арабский Геродот. – М.: 1998, с.188.

[77]13 Кн. пророка Захарии, Гл. 14;20.

[78]14Op. cit.: K.Armstrong, p.195.

[79]15Op. cit.: N.Kotker, p.131.

[80]16 Op. cit.: K.Armstrong, p.191.

[81]17 Op. cit.: N.Kotker, p. 134.

[82]18 Перечисленные святые реликвии связаны с различными эпизодами «страстей Господних»: столп бичевания – колонна, к которой был привязан Иисус, подвергавшийся бичеванию перед казнью; святая чаша – сосуд с дурманящим напитком, подносившийся осужденному перед казнью; святое копье – один из стражников пронзил уже испустившего дух Иисуса копьем, чтобы удостовериться, что он умер.

[83]19 Op. cit.: K.Armstrong, p.198.

[84]20 Op. cit.: M.Join‑Lambert, p.135.

[85]21 Ин., Гл.9.

[86]22 Пс. № 50:20.

[87]23 N.Avigad. Discovering Jerusalem. Nashville, 1983, p.229.

[88]24 Апсида – алтарный выступ в христианских храмах, ориентированный на восток.

[89]25 Неф – один из нескольких (чаще всего трех) проходов в христианском храме (базилике), которые отделяются друг от друга рядами колонн.

[90]26 Op. cit.: N. Avigad, p. 213–229.

[91]27 Пс.№ 136.

[92]28 Th. Idinopulos, Jerusalem.Chicago, 1994, p.103.

[93]1 Большаков О.Г. История халифата, т.2. – М.: 1993, с.14.

[94]2 Th..Idinopulos, Jerusalem.Chicago, 1994, p.209.

[95]3 Большаков О.Г. История халифата, т.1. – М.: 1989, с.104.

[96]4 См. там же, т.2, с.70.

[97]5 Мф., Гл.24:15.

[98]6 D.Bahat The Illustrated Atlas of Jerusalem. Jerusalem, 1990, p.82.

[99]7 Op. cit.: Th.Idinopulos, p.225.

[100]8 Мишна – собрание иудейских текстов, трактующих устный закон, Галаху (письменный закон), различные обычаи, ритуалы, правила.

[101]9 R. Price, In Search of Temple Treasures. Eugene, Oregon, 1994, p.161.

[102]10 Аггада – части иудейского устного закона, не входящие в Галаху, то есть не имеющие характера религиозно‑юридической регламентации.

[103]11 Op. cit.: Th.Idinopulos, p.229.

[104]12 K.Armstrong, Jerusalem, One City Three Faiths. NY, 1996, p. 242.

[105]13 F.E.Peters, Who Built the Dome of the Rock? – Greco‑Arabica 2, 1983; Meir Ben Dov. The Western Wall, Jerusalem, 1983, p.57.

[106]14 Коран, перевод Крачковского И.Ю., М.: 1963, 4;169. В надписях также цитируются 172 стих из 4‑ой суры и 34–37 стихи из 19‑ой суры.

[107]15 Коран, 17:1.

[108]16 M.Lev. Jerusalem. A Guide to the Sacred Places of Jerusalem. NY, 1989, p.59.

[109]17 City of the Great King. Jerusalem from David to the Present. Ed.by N.Rosovsky. Cambridge, Mass.and London, Engl., 1996, p. 111.

[110]18 N.Kotker, The Earthly Jerusalem. NY, 1969, p.162.

[111]19 Op. cit.: Th.Idinopulos, p.234.

[112]20 Op. cit.: K.Armstrong, p.243.

[113]21Op. cit.: Th.Idinopulos, p.212.

[114]22 Цит. по: О.Г. Большаков. История халифата, т.2, с.73. В тексте название города Илия, т. е. искаженное Элия.

[115]23 Op. cit.: Th.Idinopulos, p.223.

[116]24 Op. cit.: K. Armstrong, p.233.

[117]25 The History of Jerusalem. The Early Muslim Period 638‑1099. Ed.by J.Prawer and H.Ben‑Shammai. NY, 1996 p.141.

[118]26 Op. cit.: K.Armstrong, p.254.

[119]27 Op. cit.: The History of Jerusalem. The Early Muslim Period, p.333.

[120]28 Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов. СПб, 1998, с.410.

[121]29 Op. cit.: The History of Jerusalem. The Early Muslim Period, p.178.

[122]30 Op. cit.: K. Armstrong, p.263.

[123]

[124]1 K. Armstrong. Jerusalem: One City Three Faiths. NY, 1996, p. 269.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М.: 1980, с.29.

[125]3 N. Kotker. The Earthly Jerusalem. NY, 1969, p.167.

[126]4 M. Join‑Lambert, Jerusalem. L., 1958, p.211.

[127]5 N. Schur. Twenty Centuries of Christian Pilgrimage to the Holy Land, Tel‑Aviv, 1992, p.23.

[128]6 Откровение, Гл.20:1–4.

[129]7 Op. cit.: N. Kotker, p.167.

[130]8 Заборов М.А., с.39.

[131]9 Op. cit.: K. Armstrong, p.273.

[132]10 Заборов М.А., с.109.

[133]11 Там же, с.113.

[134]12 Житие и хождение Даниила, игумна Русской Земли. – В сб. Путешествия в Святую Землю. – М.: 1995,с.21, 29.

[135]13 Там же, с. 35–37.

[136]14 Th.Idinopulos. Jerusalem.Chicago, 1994, p.170.

[137]15 Цит. по: J.Prawer. The Latin Kingdom of Jerusalem, L., 1972, p.215.

[138]16 Путешествия в Святую Землю, с. 45–46.

[139]17 Заборов М.А., с.140.

[140]18 Трансепт – поперечная часть крестообразной планировки церковных построек (базилик) в западноевропейской архитектуре раннего средневековья.

[141]19 M. Join‑Lambert, p.215

[142]20 Баптистерий – в христианской архитектуре отдельное сооружение, предназначенное для совершения таинства крещения.

[143]21 Город на территории современной Турции.

[144]22 Кн. Исаии, Гл.2:3.

[145]23 Путешествия в Святую Землю. с.17.

[146]24 Мк., Гл.14:22–24.

[147]25 Цит. по: A.Millgram. Jerusalem Curiosities. Philadelphia, NY, 1990, p. 211.

[148]26 Кенотаф – могила, не содержащая погребения и отмеченная знаком или памятником.

[149]27 У римлян преторием первоначально назывался шатер командующего войсками; позже этим словом стали обозначать резиденцию римского правителя в захваченной провинции.

[150]28 Ин., Гл.19:13.

[151]29 Путешествия в Святую Землю, с.18.

[152]30 Op. cit.: J.Prawer, p.261.

[153]31 G.Regan Saladin and the Fall of Jerusalem. L.‑NY‑Sydney, 1987, p.103.

[154]32 Op. cit.: J.Prawer, p.264.

[155]33 M.Bеnvenisti The Crusaders in the Holy Land. NY, 1970, p.381.

[156]34 G. Delaforge The Templar Tradition in the Age of Aquarius. Vermont, 1987, p.68.

[157]35 J.Hancock The Sign and the Seal, L., 1992, p.96.

[158]36 M. Ben‑Dov In the Shadow of the Temple: The Discovery of Ancient Jerusalem. NY, 1985, p.347.

[159]37 R.Price Temple Treasures, Eugene, Oregon, 1994, p.124.

[160]38 Op. cit.: J.Hancock, p. 96.

[161]39 См., например, P.P.Read The Templars L., 1999.

[162]40 Щустер Г. История тайных союзов, – М.: 1996, с.231.

[163]41 Атеистический словарь. – М.: 1983, с.477; Шустер Г. История тайных союзов, с.231.

[164]42 М.Заборов. с.171.

[165]Op. cit.: K. Armstrong. p.293.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М.: 1980, с.295.

[166]Th. Idinopulos. Jerusalem.Chicago, 1994, p.259.

[167]N.Kotker. The Earthly Jerusalem. NY, 1969, p.203.

[168]Пятая Книга Моисеева, Второзаконие, гл. 34:6.

[169]A.E. Millgram. Jerusalem Curiosities. Philadelphia, NY, 1990, p. 207.

[170]6 Иерусалимский Вакф – мусульманское религиозное управление, в ведении которого находятся все святые места и религиозные учреждения.

[171]7 Sabino De Sandoli. Calvary and the Holy Sepulchre. Jerusalem, 1974, p.59.

[172]8 K. Armstrong. Jerusalem: One City Three Faiths. NY, 1996, p.314.

[173]9 J.Comay The Temple of Jerusalem. NY, 1975, p.233.

[174]10 K. Armstrong, p.320.

[175]11 Кн. Левит, гл. 26:32.

[176]12 J. Prawer. The Latin Kingdom of Jerusalem, L., 1972, p.247.

[177]13 Op. cit. J. Prawer, p.248.

[178]1 K.Armstrong. Jerusalem: One City Three Faiths. NY, 1996, p.322.

[179]2 Z.Vilnay. Legends of Jerusalem, v.1. Philadelphia, 1973, p.206. Цит. по Книге Пророка Михея, гл.5:5.

[180]3 Санджак – мелкая единица административно‑территориального деления в Османской империи, входившая в более крупное образование – пашалык.

[181]4 D. Bahat. The Illustrated Atlas of Jerusalem. Jerusalem, 1990, p.118.

[182]5 Op. cit. Z. Vilnay, p.218.

[183]6 M. Ben‑Dov. Jerusalem: Man and Stone. Tel Aviv, 1990, p.31.

[184]7 Op. cit. Z. Vilnay, p.208.

[185]8 M. Benvenisti. City of Stone: The Hidden History of Jerusalem. Berkeley, 1996, p.136.

[186]9 Op. cit. D. Bahat, p.121.

[187]10 Путешествия в Святую Землю. – М.: 1995, с. 60.

[188]11 Там же, с.61.

[189]12 A.E.Millgram. Jerusalem Curiosities. Philadelphia, NY, 1990, p.228.

[190]13 Op. cit. K. Armstrong, p.325.

[191]14 Op. cit. Z. Vilnay, p. 28–29.

[192]15 Op.cit., pp. 31, 33.

[193]16 Хадис – рассказ о поступках и высказываниях Мухаммеда и его ближайших сподвижников.

[194]17 Op. cit. K.Armstrong, p.333.

[195]18 N. Kotker, The Earthly Jerusalem. NY, 1969, p.227.

[196]19 Псалом N 136.

[197]20 A.Cohen Jewish Life under Islam: Jerusalem in the Sixteenth Century. Cambridge, Mass., 1984, p. 119, 123–125.

[198]21 Op.cit.M. Ben‑Dov, p.57.

[199]22 Op. cit. Z. Vilnay. p.163.

[200]23 Op. cit. A.E.Millgram, p.97.

[201]24 Op. cit. Z.Vilney, p.180.

[202]25 В «Атласе Иерусалима», составленном известным израильским археологом Д.Бахатом, на территории Старого города в XVI в. отмечено четыре синагоги. В письменном источнике этого столетия, принадлежащем перу раввина Моисея Базолы, говорится о существовании только одной синагоги.

[203]26 Каббала – средневековое религиозно‑мистическое учение в иудаизме.

[204]27 Слова из эпитафии на надгробье Мордехая Цорефа. См. op. cit. M.Ben‑Dov, p.156.

[205]28 Путешествия в Святую Землю, с.161.

[206]29 P. Baldini. The Question of the Holy Places. Roma, 1919, p.20.

[207]30 Термин «капитуляции» происходит от латинского слова «capitula» – небольшой раздел. Капитуляциями в Османской империи назывались грамоты, предоставлявшие европейским купцам особые права и привилегии. В более позднее время капитуляции приняли характер двусторонних договоров.

[208]31 W.Zander. Israel and the Holy Places of Christendom. L., 1971, p.23.

[209]32 Op.cit., p.24.

[210]33 Op. cit. P.Baldini, p. 27–28.

[211]34 Op. cit. P.Baldini, p.58.

[212]35 Op.cit. W. Zander, p.47.

[213]36 Путинцева Т.А. Следы ведут в пески Аравии. М., 1984, с.111.

[214]37 Op. cit. P.Baldini, p.65.

[215]38 Op. cit. W.Zander, p. 47.

[216]39 Берг Н.В. Мои скитания по белу свету – В сб.: Путешествия в Святую Землю. М.: 1995, с.190.

[217]40 Безобразов П.В. О сношениях России с Палестиной в XIX в. 1.Император Александр I и патриарх Поликарп/ Сообщения ИППО. ‑ 1911 – т. XXII – Вып.1.

[218]41 Берг Н.В., с.190.

[219]42 Дружинина Е.И. Кучук‑Кайнарджийский договор 1774 г. М.: 1955, с. 352–353.

[220]1 B.Tuchman. Bible and Sword. NY, 1956, p.166.

[221]2 Op.cit. B. Tuchman, p.163.

[222]3 Сент‑Жан д'Акр – французское название крепости Акко, сохранившееся со времен крестоносцев.

[223]4 Mарк Твен. Простаки за границей или путь новых паломников. Собр. соч., т.1. М.: 1959, с. 516–517.

[224]5 N. Schur. Twenty Centuries of Christian Pilgrimage to the Holy Land. Tel Aviv, 1992, p.110.

[225]6 F.Chateaubriand. Itineraire de Paris `a Jerusalem. Цит. по: L. and J. Uris. Jerusalem: Song of Songs. NY, 1981, p. 231–232.

[226]7 A.Millgram. Jerusalem Curiosities. Philadelphia, NY, 1990, p.47.

[227]8 Y. Ben‑Arieh. Jerusalem in the 19th century, v.1. Jerusalem, 1984, p.79.

[228]9 Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М.: 1991, с.47.

[229]10 Речь, видимо, идет о греческом монастыре Святогробского братства при Храме Гроба Господня.

[230]11 Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством. М.: 1962, с.88, 98.

[231]12 Op. cit. Y.Ben‑Arieh, v.1, p.136.

[232]13Базили К.М., с.97.

[233]14. Вяземский П.А. Путешествие на Восток. – В сб.: Святые места вблизи и издали. М.: 1995, с.267.

[234]15 Виноградов В.Н., с. 47.

[235]16 Луцкий В.Б.Новая история арабских стран. М.: 1966, с.93.

[236]17 Op. cit. B.Tuchman, p.212.

[237]18 Op. cit., B.Tuchman, p.207.

[238]19Дмитриевский А.А. Императорское православное палестинское общество и его деятельность за истекшие четверть века (1882–1907). Спб: 1907, с.2.

[239]20 Там же, с.4.

[240]21 Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя, т.4. М.: 1897, с.700.

[241]22 Кармель А. Деятельность России в Палестине в XIX в. В сб.: Взгляд на конфликт на Святой Земле. Сент Мартинс пресс, 1985.

[242]23 D.Hopwood. The Russian Presence in Syria and Palestine 1843 – 1914. Oxford, 1969, p.33.

[243]24 Трактат, заключенный в Париже 18(30) марта 1856 г. В кн.: Тарле Е.В. Крымская война, т. II. М.: 1950, с.604.

[244]25 Бат‑Йеор. Зимми: Евреи и христиане под властью ислама. Иерусалим, 1991, с.138.

[245]26 Там же, с.164.

[246]27Op.cit. N.Schur, p.143.

[247]28 J.Finn. Stirring Times. L., 1878, p.191.

[248]29 Op.cit. N.Schur, p.188.

[249]30 Бунин И.А. Иудея. В кн.: Путешествия в Святую Землю: Записки русских паломников и путешественников XII–XX вв. М., 1995, с.221, 225.

[250]31 K.Armstrong, Jerusalem: One City Three Faiths. NY, 1996, p.354.

[251]32 C.Warren. Underground Jerusalem. An Account of Principal Difficulties Encountered in its Exploration and the Results Obtained. L., 1876.

[252]33 Базили К.М., с.22.

[253]34 Op. cit. Y.Ben‑Arieh, v.2, p.132.

[254]35 Берг Н.В. Из кн.: «Мои скитания по белу свету». В сб.: Путешествия в Святую Землю. М.: 1995, с.202.

[255]36 Op.cit. D.Hopwood, p.72.

[256]37 «Новости», Иерусалим, 1995, 22 ноября.

[257]38 Бат‑Йеор, с.136–137.

[258]39 М. Монтефиори был избран шерифом Лондона и графства Мидлсекс в 1837 г., в 1847 г. его избрали шерифом графства Кент.

[259]40 Бат‑Йеор, с.135.

[260]41 Op. cit. Y.Ben‑Arieh, v. 2, p.77.

[261]42 Op. cit. Y. Ben‑Arieh, v. 2, p.78.

[262]43 Эти цифры являются оценочными, так как переписи населения в те годы не проводилось. Они приведены в цитированной выше книге Y.Ben‑Arieh, v. 2, p.241.

[263]44 Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 26:12.

[264]45 Op. cit. Y. Ben‑Arieh, v.2, p.112.

[265]46 «Новости недели», 1996, 12 ноября.

[266]47 Тфиллин – предмет иудейского культа, две маленькие коробочки, содержащие отрывки из Пятикнижия, во время молитв укрепляются на руке и на лбу с помощью специальных ремешков.

[267]48 W. Laqueur. A History of Zionism. NY,1972, p. 76.

[268]49 M.Jilbert. Jerusalem: Rebirth of a City. Jerusalem, 1985, p.227.

[269]50 Op. cit. M. Jilbert, p.277.

[270]51 Op.cit. D.Bahat, p.125.

[271]1 B. W. Tuchman. Bible and Sword. L., 1982, p.320.

[272]2 D.Maxwell. The Last Crusade. L., 1920. J. Rose With Allenby's Crusaders L., n.d.

[273]3 M.Jilbert. Jerusalem in the 20th Century. L., 1996, p.,43.

[274]4 A. Millgram. Jerusalem Curiosities. NY, 1990, p.262.

[275]5 А. Elon. Jerusalem: City of Mirrors. L., 1991, p.167.

[276]6 R.John, S.Hadawi. The Palestinian Diary, v.1. Beirut, 1970, p.55.

[277]7 W. Laqueur. A History of Zionism. NY. 1976, p.187–188.

[278]8 C.Weizman. Trial and Error. NY, 1949, p.111.

[279]9 Op. cit. A. Millgram, p.258.

[280]10 Цит. по: Тума Э. Национально‑освободительное движение и проблема арабского единства. М.: 1977, с.212.

[281]11 Op. cit. B.W.Tuchman, p.335.

[282]12 N. Schur. Twenty Centuries of Christian Pilgrimage to the Holy Land. Tel Aviv, 1992,p.216.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 170 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.033 с)...