Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС». 3 страница



В данном разделе мы хотели бы сосредоточить ваше внимание на одном изсамых важных, на наш взгляд, аспектов Метамодели, представленной в"Структуре магии I"; на семантической неправильности. Две основные формысемантической неправильности, описанные в "Структуре магии I", -- это: Причина-следствие Джордж заставил Мэри весить сорок фунтов. Ты сердишь меня. Она вызывает во мне чувство подавленности. Чтение мыслей Я знаю, о чем ты думаешь. Она не любит меня. Все меня ненавидят. Он думает, что я -- урод. Чтобы освежить память, напомним кратко об этих формах. Семантическаянеправильность причина-следствие -- это такая ситуация, когда референтныйиндекс ответственности располагается вне говорящего. Ты сердишь меня. У говорящего Х нет выбора, быть или не быть сердитым, так как Yрассердил его, заставил быть сердитым. Итак, утверждение вроде: "Y каузативный глагол Х почувствовать какую-либо эмоцию" считаетсясемантически неправильным. В предложениях подобного типа описывается,фактически, ситуация, когда одно лицо совершает какое-либо действие, адругое реагирует, испытывая те или иные чувства. Суть здесь в том, что, хотядва события происходят одно после другого, необходимой связи междудействиями первого лица и реакцией на него второго -- нет. Следовательно, впредложениях подобного типа утверждается модель, в которой пациентприписывает ответственность за свои эмоции не подконтрольным ему людям исилам. Сам акт не причиняет эмоции, эмоция -- это реакция, порожденнаямоделью, в которой пациент не берет на себя ответственность за то, что онсам мог бы контролировать. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы так или иначе поставитьмодель пациента под вопрос, так, чтобы помочь пациенту взять ответственностьза свои реакции на себя. В последующем изложении мы предполагаем более тщательно исследовать этоявление, рассмотрев различные виды опыта, которые, как правило, лежат воснове этой формы репрезентации. Чтение мыслей представляет собой любую ситуацию, когда одно лицо Хутверждает, что знает мысли и чувства другого лица Y. Я знаю, что она несчастлива -- это один из примеров, иллюстрирующий это явление. Способ постановки обоих типов этой семантической неправильности подвопрос, принятый в Метамодели, лучше всего суммируется процессуальнымвопросом "как?". В главе 3 "Структуры магии I" мы следующим образом описалипсихотерапевтическую задачу, возникающую при работе с семантическойнеправильностью Причина-Следствие. Утверждение пациента: (а) Мой муж жутко злит меня. (б) Мой муж несчастлив. Задача психотерапевта, состоящая в том, чтобы помочь пациентупредставить семантически неправильные репрезентации, имеет два очень важныхизмерения. Во-первых, надо понять, каким образом создаются семантическиправильные репрезентации, а во-вторых, помочь пациенту изменить процесс,посредством которого они создают семантически неправильные репрезентации. СЕМАНТИЧЕСКАЯ НЕПРАВИЛЬНОСТЬ И НЕЧЕТКИЕ ФУНКЦИИ Причина-Следствие Многие исследователи детской психологии указывали на то, что детинеспособны отличать себя от окружающего мира. Они не выработали в себемеханизма, который бы позволял им как опускать поступающие сигналы извнешнего мира, так и различать стимулы, поступающие из внешнего мира, отстимулов, источник которых располагается в их собственном теле. Сенсорныестимулы, поступающие по каждому из входных каналов, репрезентируются вноворожденном кинестетическими репрезентациями. Если, например, вы создадитевблизи ребенка громкий звук, ребенок заплачет, причем не только от самогошума, но и от того, что он репрезентировал этот шум, как телесное ощущение(Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых, вздрогнет). Таким образом,ведущие процессы репрезентации у ребенка заключаются в том, что он беретинформацию, поступающую к нему по всем входным каналам, и репрезентирует этусенсорную информацию как телесное ощущение. Ребенок видит, как выулыбаетесь, и чувствует себя хорошо; он видит, как у вас на лице появляетсянасмешливая ехидная улыбка, и чувствует себя плохо. Кто-то незнакомыйулыбается, его большое лицо медленно приближается к ребенку: ребенокчувствует страх и плачет. Таким образом, под нечеткой функцией мы имеем в виду любоемоделирование, в котором участвует какая-либо репрезентативная система икакой-либо входной или выходной канал, причем модальность вводного иливыходного канала отличается от модальности репрезентативной системы, вместес которой он применяется. В традиционной психофизике этому термину --"нечеткая функция" -- наиболее точно соответствует термин "синестезия". Какбудет показано в данном разделе, нечеткие функции не представляют собойничего плохого, ненормального или болезненного, поэтому в результатеэффективной психотерапии вовсе не должно быть устранения этих функций.Скорее, следует понять, что эти функции могут представлять собой основу кактворческой деятельности человека, так и источник его страдания и боли. Какподсказывает опыт, в результате эффективной психотерапии у пациента долженпоявиться выбор: работать ему с нечеткими функциями или, наоборот, счеткими. Из сказанного психотерапевт должен сделать два вывода. Во-первых,множество случаев так называемого импритинга, случающегося с детьми младшеговозраста, является результатом того, что родители и другие люди не сумели сдолжным вниманием отнестись к этим характерным для детейвидео-кинестетическим, аудио-кинестетическим и кино-кинестетическимпроцессам, которые вопреки намерениям взрослого, могут привести квозникновению у детей травматических, связанных со страхом переживаний. Во-вторых, надо понять, что физическая основа этих переживанийрепрезентацией создается в нас, когда мы находимся в раннем детскомвозрасте. Эти схемы, подобные схемам ЭВМ, не растворяются в нас по меретого, как мы становимся взрослыми. У многих взрослых используются те жепроцессы репрезентации, когда они видят кровь и чувствуют слабость, слышатрезкий обвинительный ток голоса и чувствуют страх. Особенно часто этипроцессы происходят во время стрессов. Стресс по самому своему определению(англ.-- давление, БАРС. т.2,стр. 554 -- Прим. перев.) -- это телесноеощущение, являющееся результатом какого-либо множества событий, источниккоторых располагается либо внутри организма, либо вне его. Мы не хотимсказать, что эта форма репрезентации плоха, неверна или неполезна, мы простоуказываем на одну очень часто встречающуюся составную часть опыта,связанного с переживанием стресса. Когда пациент произносит семантическинеправильное предложение, утверждение, такое как: Мой отец заставляет меня сердиться, чувствовать себя сердитым. Мой отец сердит меня. Мы в ответ спрашиваем его, каким образом конкретно он это делает. Ответпациента почти неизбежно будет представлять собой описание чего-либо такого,что он видел или слышал (или то и другое), причем источником виденного ислышанного был отец. Пациент, высказывающий семантически неправильноеутверждение формы Причина-Следствие, либо видит-чувствует, либослышит-чувствует, либо одновременно и то и другое. Поэтому, когда нашпациент описывает свою репрезентацию опыта: Когда мой отец смотрит на меня таким образом (кривит лицо), я сержусь(досл. -- я чувствую сердитым), он фактически описывает свой опытвидения-чувствования. Таким образом, когда мы говорили, ссылаясь на"Структуру магии I", что реакция пациента порождена его моделью мира, чтоощущаемая в результате эмоция -- это реакция основывающаяся на модели этогопациента, и что в репрезентации Причина-Следствие референтный индексответственности возлагается на мир, -- мы фактически описывали результатфункционирования неконтролируемых схем видения-чувствования илислышания-чувствования. Когда мы говорим, что эти пациенты не берут на себя ответственности заэмоции, которые они могли бы контролировать, мы тем самым не утверждаем, чтокаждый должен быть всегда рассудочным и рациональным. Мы хотим, скорее,сказать, что люди могут располагать выборами относительно того, когда и гдеприменять процессы видения-чувствования и слышания-чувствования 2). Чтение мыслей Чтение мыслей оказывается часто результатом переворачивания обращения(reversal) процесса, связанного с семантической неправильностьюПричина-Следствие. Пациент воспринимает информацию через визуальные илиаудиальные каналы и представляет ее как телесные ощущения -- кинестетическуюрепрезентацию. В случае чтения мыслей мы обнаруживаем, что пациент беретсвои телесные ощущения -- свою кинестетическую репрезентацию -- и искажаетинформацию, поступающую к нему извне аудиально и визуально, таким образом,что она согласуется с его телесными ощущениями. Пусть, например, пациентподавлен и чувствует свою никчемность во взаимоотношениях с человеком,который для него очень много значит. Этот человек, совершенно не подозреваяо чувствах нашего пациента, приходит домой, сильно устав после рабочего дня.Она входит в комнату, где находится наш пациент, едва машет рукой и тяжеловздыхает. Основываясь на своих чувствах подавленности и никчемности, пациентистолковывает самый слабый жест и тяжелый вздох, как реакцию на егоприсутствие в комнате, и, обращаясь к психотерапевту, заявляет: Вы видите, я же говорил вам, что она думает, будто я совсем никудышный,как она вздохнула? Мы наблюдаем в данном случае пример того, как пациент читает мыслисвоей подруги -- он интерпретирует (или, пользуясь классическимипсихологическими терминами, -- проецирует) определенные аналоговые сообщениясвоей подруги (слабый взмах рукой и вздох) в качестве визуальной иаудиальной информации о том, что подруга считает, что он ни на что не годен,ибо это чувство он сам испытывает в данный момент. Таким образом, пациент искажает воспринимаемые им визуальные иаудиальные части информации таким образом, чтобы она согласовывалась с егочувствами. Способ, посредством которого каждый из нас искажает информацию,которую мы получаем визуально и аудиально, не случаен. Напротив, этаинформация искажается таким образом, чтобы она максимально соответствовалатому, как мы чувствуем себя в данный момент времени. Другими словами, мыэксплуатируем наши схемы чувствования-видения и чувствования-слышания 3). Что же делать? Случается, что люди, приходящие к нам как к психотерапевтам истремящиеся получить помощь в беде, оказываются во власти своих схем,связанных с нечеткими функциями, вроде схемы "вижу-чувствую", "слышу-чувствую и т.д. Результатом этих нечетких функций является семантическаянеправильность. Причина-Следствие Чтение мыслей вижу-чувствую или слышу-чувствую чувствую-вижу или чувствую-слышу. Или, если представить эти два процесса наглядно, мы имеем: Семантическая неправильность Причина-Следствие Чтение мыслей Визуальныеи аудиальные Визуальные и аудиальные входные каналы пациента входные каналыпациента Кинестетическая репрезентация Кинестетическая репрезентация Результатом неконтролируемых нечетких функций, связанных ссемантической неправильностью Причина-Следствие, оказывается во-первых, то,что у пациента в буквальном смысле нет выбора, относящегося к его способучувствования, а во-вторых, он утрачивает контакт (в буквальном смысле) ссобственным кинестетическим опытом, потому что основу его чувств образуетинформация, воспринимаемая им визуально и аудиально, а не то, что он вданный момент испытывает кинестетически. С другой стороны, результатомнеконтролируемых нечетких функций, связанных с Чтением Мыслей, является то,что пациент искажает свои входные каналы: он создает опережающую обратнуюсвязь или подпитку предстоящего опыта (forward feedback), о чем шла речь в"Структуре магии I", и оказывается в ловушке самоосуществляющихсяпророчеств, трудно поддающихся изменению и лишающих его возможностинепосредственно воспринимать мир и людей. Многие из психотерапевтов, которых мы обучали распознавать это явление,сомневались в нем даже больше, чем в возможности идентифицироватьрепрезентативные системы по употребляемым предикатам английского языка.Теперь мы обратимся к работе Пауля Бах-И-Риты, чтобы показать вам, что схемынечетких функций не только существуют, но и могут быть как большим благом,так и основой семантически неправильных репрезентаций. Исследования Бах-И-Риты относятся к области сенсорной субституции.Вместе со всеми сотрудниками он разработал устройство, осуществляющееперевод визуальной входной информации в кинестетическое ощущение, стремясьпредоставить слепым некоторые из ресурсов, имеющихся в распоряжении зрячих.Слепые, обученные пользоваться этим устройством, способны довольно умелопользоваться информацией, имеющейся в распоряжении зрячих- Группа Бах-И-Ритыразработала, кроме того, еще одно устройство, переводящее аудиальные входныесигналы в кинестетические ощущения. В своей книге "Механизмы мозга всенсорной субституции" (1965) он пишет не только об успешной реализациизадуманного, но и о нейрологических механизмах, положенных в основупредложенных разработок. "Действительно, сообщалось, что зрительные реакции появляются сначала всоматической (кинестетической) коре, а лишь затем в специфической зрительнойкоре (Krendler Ceigrel, Stoica and Sotrisen, 1963). Подобным же образом, те реакции на тактильную стимуляцию обнаруживаютсяв чрезвычайно разнообразных областях коры, включающих "специфическую"соматосенсорную кору, ассоциативные области и даже зрительную кору (Murata,Kramerand Bach-I-Rita, 1965). В исследовании первичных кортикальных зрительных клеток у кошек (Murataet al 1965) было показано, что даже клетки были полисенсорными, причемпримерно 37 процентов этих клеток реагировали на аудиальную, 46 процентов --на тактильную стимуляцию, а 70 процентов реагировали на применяемые намизрительные стимулы. Большая часть единиц, реагирующих на аудиальную ивизуальную стимуляцию, реагировали также и на тактильную стимуляцию... Этирезультаты показывают, что зрительная кора (кора, считающаяся наиболееспециализированной из областей сенсорной проекции) получает наряду созрительными сигналами входные сигналы из других сенсорных модель-гостей, чтосвидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторые из клеток,находящиеся в этой области, играют ассоциативную или интегративную роль. Бах-И-Рита не только доказывает существование перекрестных связей междуразличными схемами, но и находит способы их использования, как для слепых,так и для глухих. Значимость этих схем для психотерапии, возможно, не вполнеясна читателю, поэтому вернемся к обсуждению вопроса семантическойнеправильности. Применяя технику направленной фантазии, то есть предлагая пациентамзакрыть глаза и представить в воображении образы того, что описываетпсихотерапевт, он фактически просит пациента пользоваться нечеткой функцией:а именно -- взять слова и аудиальные сигналы в качестве входного (канала)сигнала и создавать по ним визуальные репрезентации. Когда пациент с ведущейвизуальной репрезентативной системой говорит: Я вижу, что вы говорите, он часто создает себе картину из словпсихотерапевта. Как говорилось в части I, убедиться в этом можно, простоспросив у ваших друзей и знакомых, услышав от них подобные высказывания. Этотакже нечеткие функции. Этот тип активности назван термином "нечеткаяфункция" не потому, что это, якобы, плохая активность -- на самом деле, какоб этом свидетельствуют результаты Бах-И-Риты применения направленнойфантазии в психотерапии, -- она может явить собой фантастический ресурс.Название "нечеткая функция" дано этому конкретному способу моделированияпотому, что многие люди не сознают ни наличия данного явления, нивозможностей контролировать эти способы создания репрезентаций. Как частонам приходилось слышать, как одни люди упрекают других за то, что у нихнечеткая функция отличается от собственной. Так, например, однажды авторы -читали цикл лекций в одном из колледжей. Перед самым началом одна студенткаупрекала своего друга за то, что он, якобы, лишен способности чувствовать.Она считала его бесчувственным, потому, что ему не было плохо, когда назанятиях по биологии он проводил анатомирование кошки (он невижу-чувствовал). Он, в свою очередь, обвинял ее в отсутствии чуткости зато, что она не посочувствовала ему, когда он сказал, как глубоко обидело ееобвинение в бесчувственности (она не была слышу-чувствующей). Этотмежличностный конфликт и был предметом и сосредоточением нашей лекции, покаобе стороны не поняли, наконец, что ни одна из этих карт ни была правильнымспособом репрезентировать мир, напротив, каждая из них состояла, фактически,из тех именно различий, которые мы постепенно начинаем принимать во вниманиеи ценить в других людях. Оба спорщика узнали, кроме того, что-то новое длясебя относительно имеющихся у него возможностей выбора того или иногоспособа поведения (способа репрезентировать мир). Мы помогли этой студенткеусвоить вижу-видение и вижу-чувствование, так что у нее появиласьвозможность пройти курс по биологии, а также выполнять множество другихзадач, которые оказались бы для нее слишком тяжелыми, располагай она тольковозможностью вижу-чувствования. Многие участники наших семинаров, научившисьпользоваться всеми нашими входными каналами и репрезентативными системами,множеством различных способов, высоко оценили приобретенные ими умения ивозможности выбора. Например, многие психотерапевты, слушая рассказыпациентов о своих проблемах и различных мучениях этих людей, испытываютсильное страдание. Само по себе это свойство не недостаток: фактически, ономожет быть очень большим достоинством. Но некоторые психотерапевты,участвовавшие в работе нашего семинара, рассказывали, как у них возникаетчувство страдания, боли и подавленности, доходящее до такой степени, что онипрактически уже не способны оказать им какую-либо помощь. Когда схемывижу-чувствую и слышу-чувствую выходят из под контроля и психотерапевт илипациент не имеют возможности выбора, результаты могут быть совершенноразрушительными. Мы считаем, что все может закончиться так называемымисоматическими заболеваниями. В будущем мы планируем исследовать, какие конкретно различия каждойсенсорной системы (например, для зрения: цвет, форма, интенсивность, яркостьи т.д.) могут отображаться на какую репрезентативную систему и какие приэтом получаются результаты как в поведенческом, так и в психологическомаспектах. Мы думаем, что определенные сочетания нечетких функций в случае ихжесткого употребления могут приводить к конкретным психосоматическимзаболеваниям. В настоящее же время обратимся к рассмотрению, как нечеткиефункции могут быть использованы в психотерапии. Невозможно переоценить важность понимания нечетких функций и работы сними. Когда психотерапевты впервые сталкиваются с этим подходом к описаниючеловеческого поведения, они часто удивляются: "Прекрасно, но с какойстороны это касается меня? Как я-то мог применить все это?" На этот вопросесть несколько ответов. Первый ответ: "Необходимо понять, что люди, обращающиеся кпсихотерапевту, -- это не больные, свихнувшиеся с ума, порочные или дурныелюди, это люди, совершающие выбор из возможностей, имеющихся в их моделимира. Возьмем для примера Марту. Это молодая женщина 28 лет была осуждена заизбиение собственного ребенка. Она была опозорена не только в глазах судей,родителей и друзей, но, и что самое главное, в собственных глазах. С нейработали несколько клиницистов, много раз беседовал с ней ее священник. Итем не менее, она не доверяла самой себе, она не нравилась самой себе.Однажды она пришла на семинар, проводившийся под руководством авторов этойкниги. Ее не приглашали, и она выказывала смущение и стеснительность, в тоже время помощь ей была жизненно необходима. Когда мы спросили ее, 'как онапопала к нам, она извинилась и сказала, что сейчас уйдет. Почти одновременнооба мы спросили ее, чего бы она хотела. Она сразу же начала плакать ирассказала нам свою историю. Она рассказала о раннем замужестве, ребенке, мальчике, которого онаочень любила, и в то же время жестоко избивала, что сама же обратилась квластям, единственно, чтобы не потерять сына и получить "законноенаказание". Она рассказывала: "Я чувствую, что на пределе. Я не вижу, как бы я могла чувствоватьпо-другому. Я просто теряю контроль и не могу остановить себя. Я не вижу,где выход, чтобы чувствовать себя по-другому. Иногда, когда я вижу сына, ячувствую в себе такую гордость, но только он скажет что-нибудь не так, ячувствую такой гнев, я начинаю ругать его, а потом он как-нибудь посмотритна меня -- я даже не знаю -- я завожусь все больше и больше, пока не ударюего, а потом... Я просто не знаю, что случилось, я теряю контроль и бью его,как если бы сошла с ума". Авторы немедленно опознали некоторые привычные паттерны, хотя нам ещене приходилось работать с женщиной, которая избивает своего ребенка. Мыуслышали необычное употребление предикатов. Я не вижу, как бы я смогла чувствовать по-другому. Это один из наиболее четких примеров предикатов видения-чувствования.Кроме того, она высказывала такие утверждения: Мой сын казался теплым. Судья показался мне холодным человеком. Я невижу, с какого конца взяться за свои проблемы. Ясно, что это било тяжело дляменя. Во всех вышеприведенных утверждениях присутствует пересечениепредикатов, связанных с кинестетической репрезентацией визуального входногосигнала. Эта женщина была вижучувствователем. Мы приступили к исследованиюее модели мира с помощью Метамодели. Мы внимательно наблюдали за ней,прислушивались к ее речи, стремясь понять, каким образом вижу-чувствующаянечеткая функция этой женщины вызвала такой результат, как избиение ребенка,ведь у большинства людей такого не происходит. По мере того, как мы выявлялиполную репрезентацию или модель опыта, процесс, благодаря которому этопроисходило, раскрывался перед нами. Важные параметры. которые мы постепенноустановили (в терминах информации, которую мы изложили до сих пор в этомтоме и в томе I) можно представить следующим образом. Главным входнымканалом этой женщины был визуальный канал. Фактически, она сталкивалась сбольшими трудностями коммуникации, так как не слышала многих из обращенных кней вопросов и просила вас повторять их по много раз. Она легко понималавещи, только если в них применялись кинестетические предикаты: ее ведущейрепрезентативной системой была кинестетическая система. Большую частьвремени она плакатировала (от термина "плакатор" в системе В.Сейтер),употребляла в своей речи много номинализаций. Главный выходной канал приобщении у нее был, по-видимому, кинестетический, она легко пользоваласьжестами, при ответе она пользовалась различными выражениями лица: улыбаласьили хмурилась. Иногда мы спрашивали ее, какие чувства она испытывает поотношению к чему-либо. Вербальные ответы произносились ее скрипучим,голосом, причем словами она отвечала только после того, как мы начиналитребовать от нее именно вербальных ответов. Когда мы просили описать ещераз, как она начала бить своего сына, то, по ее описанию, получалось, что еедействия во многом совпадали с действиями ее сына (хотя мы не имеливозможности убедиться в этом). Таким образом, вопрос о том, как эта молодая женщина вдруг сталачеловеком, избивающим собственного ребенка, оставался пока без ответа. Темне менее, мы уже располагали определенной информацией, которую можно было быпредставить следующим образом (см. таблицу, МАРТА I). Визуальная информация, поступающая на вход, репрезентатирована кактелесные ощущения, номинализированное вижу-чувствование, выраженноекинестетически как плакатирование. Постепенно мы начали подходить кпониманию того, посредством какого процесса эта женщина пришла кнасильственному поведению. Если вы припомните, что говорилось в разделе опроигрывании полярностей, вы вспомните, что проигрывание одной полярностивыявляет другую непроигрываемую полярность, в случае этой женщины такойполярностью является блаймирование (от термина "бламер" в системе В.Сейтер),которое также выражалось кинестетически (как правило, блаймированиевыступает как противоположная позиция плакатированию). Более того,кинестетическое блаймирование в его наиболее ярко выраженной форме естьнасилие. Один из авторов сыграл полярность, которую играла Марта. Он началболее конгруэнтно, чем получалось у нее самой. Он обеспечил такжесогласование тона голоса, который она, по-видимому, не замечала. Затем онскопировал ее плакатирующую позу, попросив ее же тоном не быть такой строгойк самой себе. По-видимому, тон голоса она не услышала, но, пристально глядяна него, она сначала скосила глаза в сторону, сжала руки в кулаки, началаводить ими вверх и вниз. Затем отведя взгляд до предела в сторону, она резкоразволновалась, взорвалась, начала что-то невнятно, но пронзительновыкрикивать и, приближаясь к насмешнику, с силой размахивала кулаками. Отвлекшись от Марты на момент, посмотрим, что мы имеем в результатевмешательства. Иногда Марта таким образом изменяла некоторые аспекты того, какрепрезентирует она свой мир, что у нее появлялась возможность совершенияактов насилия. Когда она с криками приближалась к нам, мы заметили, что вкачестве входного канала у нее по-прежнему выступает визуальный, а вкачестве репрезентативной системы -- кинестетическая система. Кроме того, изее речи исчезли номинализаций, щеки покрылись румянцем, и впервые за весвремя нашего общения с нею она начала дышать глубоко. Семантическаянеправильность Причина-Следствие сохранялась, но пациентка уже неплакатировала. Скорее, она начала с силой блаймировать, причем основнымвыходным каналом у нее был кинестетический канал (см. схему МАРТА 2 втаблице). Результатом этого процесса репрезентации было физическое насилие.Рассмотрим, каким образом возникает этот результат. Обычно визуальнаяинформация у Марты поступала внутрь и репрезентировалась в качестве телесныхощущений, которые в номинализаций представлены как не-движсние.(Номинализация -- это процесс, посредством которого глагол естественногоязыка превращается в событие или вещь, "овеществляется"). Номинализациякинестетической репрезентации -- это движение, застывшее в виде положениятела. Так как один из авторов начал играть полярность Марты, онавижу-почувствовала свою собственную полярность. В результате она быладеноминизирована следующим образом: контуром обратной биосвязи онапочувствовала, что именно она делала со своим собственным телом, так какпсихотерапевт представлял ей в этот момент зеркальное отражение се самой,поэтому, когда она увидела-почувствовала его. то она почувствовала и то, чтопроисходило в ее собственном теле. Кроме того, психотерапевт сыграл еедоминирующую полярность более конгруэнтно, поэтому она ответила тем, чтоначала выдавать пара-сообщения, связанные с менее сильно выраженнойполярностью -- бламированием. В результате происходит кинестетическаяденоминализация -- сообщения Бламера выдаются кинестетически, что ипредставляет собой прямое насилие. Рассмотрим еще раз ситуацию Марты. Онажестко вижу-чувствует, ругает своего сына жестким голосом, скрипучимголосом, причем сама не осознает качество своего голоса. Ребенок у нееслышу-чувствует, и в ответ плакатирует, как это произошло с одним изавторов, причем в ответ на это у нее происходит деноминализация и взрывкинестетического блаймирования она бьет сына, становящегося в ответ ещеболее плакативным. Такая реакция только усиливает токи, проходящие по схемевижу-чувствую Марты, в результате происходит нарастание насильственныхдействий, которые контролировать Марта не может, не располагая для этогонеобходимыми ресурсами. Здесь, рискуя создать впечатление излишней скрупулезности, мы бы хотелиотвлечься от Марты на некоторое время, чтобы подготовить вас к пониманиюпоследующего изложения. Прежде чем продолжать обсуждение ее случая, мы быхотели уяснить с вами две вещи. Первая -- это теория разрушения паттерна. Поопыту мы знаем о том, как важно помочь пациенту разрушить паттерныэскалации, особенно паттерны эскалации кинестетического выражения гнева.Многие психотерапевты признают опасность неконтролируемой эскалациикинестетического выражения гнева, нарастания этого процесса. Чтобы нарушитьпаттерн нарастающего усилия насилия, они либо прибегают к лекарственнымсредствам, либо связывают пациента. Мы считаем такое решение совершеннонеудовлетворительным. Лекарства не разрушат паттернов вижу-чувствования ислышу-чувствования таким образом, который бы давал пациенту новые способырепрезентировать мир и общаться в будущем. Кроме того, лекарства и ремни непомогают интегрировать в единое целое обе ценные части человеческогосущества. Они помогают лишь подавлять одну из полярностей, как это Мартаделала всю жизнь. Но до тех пор, пока она будет продолжать вижу-чувствовать,когда-нибудь в будущем она обязательно взорвется, причем весь цикл будетповторяться вновь и вновь. Пичкай пациентов лекарствами и связывая их, мы не принимаем в расчетудивительных способностей человека к усвоению новых способов взаимодействияс миром и его репрезентациями. Но самое главное в том, что в подходахданного типа не используется вся та динамическая жизненная сила, котораяпредставлена взрывом такой природы, а ее можно обратить на пользу, превративв источник интегративного опыта. Мы не собираемся обрушиваться с упреками напсихотерапевтов, применяющих подобные методы, Мы понимаем, что каждыйпсихотерапевт выбирает лучшее решение из имеющихся у него в наличииопределенных инструментов и умений. Мы понимаем, что психотерапия -- молодаяобласть деятельности, что нам еще предстоит много узнать о громадномпотенциале, которым располагает человек, потенциале, который позволяет емуучиться и расти, перестраивать процессы, посредством которых онрепрезентирует и сообщает свой опыт. Нам еще много предстоит узнать оспособностях людей изменяться при наличии соответствующих ресурсов. Мыуверены, что некоторые психотерапевты, осознавшие природу этого выбора,обратились к полярно противоположному решению традиционной психотерапии,позволяя своему пациенту доходить в своем взрыве до полного исчерпанияфизических сил, потому что они считают это гневным выражением своих чувств.Пациент может разрядиться от них навсегда. К сожалению, как об этомсвидетельствует наш опыт, все это не разрушает схему вижу-чувствую ислышу-чувствую и не помогает интегрировать или перевоспитывать пациентовтак, чтобы они сумели по-новому представлять или сообщать свой опыт. Хотяэто, возможно, лучше для пациента, чем лекарства, эффекты которых нам неизвестны, тем не менее, фундаментальный паттерн остается неизменным. Какимиже другими возможностями располагают психотерапевты в подобных ситуациях? Мы хотим подсказать психотерапевтам попытаться испробовать другуюальтернативу -- прервать взрыв гнева таким образом, который позволитпациенту применить для себя разряжаемую в процессе взрыва динамическую энергию, жизненную силу, и тем самым интегрировать выражаемые паравообще ни я -- использовать эту энергию, чтобы разрушить схему вижу-чувствуюи слышу-чувствую таким способом, который создает пациентам новые выборы,отличающиеся устойчивостью и позволяющие им организовывать свой опытпо-другому. Конечно, легче такое заявить, чем осуществить на деле, хотя иэто не так трудно, как могло бы показаться на первый взгляд. Рассмотрим нашупроблему по этапам. Входной канал Репрез. система Выходной канал Категория по Сейтер Семантическая неправильность ОДИН Причина-Следствие Нарушение по Метамодели Результат Инконгруэнтная неустойчивая система Полярное V К К 1 г ПОЛЯРН СТЬ ДВА Причина-Следствие Конгруэнтное насилие V К К 2 Во-первых, в рассматриваемом случае мы имеем дело с вижу-чувствующимпациентом. Ее взрыв явился результатом того, что психотерапевт началпроигрывать полярности, чтобы прервать паттерн эскалации, психотерапевтимеет в своем распоряжении ряд возможностей. Он может начать играть обратнуюполярность. Это потребует от психотерапевта максимальной конгруэнтности, ибоон должен представить себя в качестве более сильного Бламера, чем самапациентка. Психотерапевт может, кроме того, потребовать от пациентки, чтобыта закрыла глаза, отсекая тем самым схему вижу-чувствую. Трудность,связанная с этим ходом, состоит в том, что пациентка может создатьвизуальный образ в собственном сознании, а этот визуальный образ будетпереведен в кинестетическую репрезентацию. Чтобы предупредить эту опасность(пациент) психотерапевт должен постоянно требовать от пациентки, чтобы таглубоко дышала. Он может также, применив какой-нибудь конгруэнтный способ,потребовать от нее, чтобы она переключила репрезентативные системы исдвинула то, что она чувствует кинестетически, в визуальную репрезентацию.На схеме наглядно показано, что происходило, когда психотерапевт игралполярность. Если вы сравните две приведенные на этой схеме репрезентации, вызаметите, что оба этих выбора, или карты мира, производят впечатлениедовольно неудовлетворительных способов представления опыта Марты, но нетолько это. Они к тому же представляют собой (по критериям, описанным вчасти второй данной книги) плохо отсортированные и плохо отделение друг отдруга полярности. Чтобы процесс интеграции у Марты мог начаться, она должнаиметь большие возможности выбора, касающегося ее опыта. В описываемый моментвремени она может репрезентировать свой опыт мира только в виде чувств.Психотерапевтическая цель N1 состоит в том, чтобы создать опыт, который быпозволил Марте использовать какую-либо еще из имеющихся у неерепрезентативных систем. Цель N2 будет состоять в том, чтобы этарепрезентативная система выдавала свой материал через выходной канал,позволяющий ей безопасным способом осуществлять деноминализацию себя самой. Когда Марта, крича и размахивая кулаками, приближалась к нам, мы обаодновременно твердо и конгруэнтно прервали ее взрыв, когда он начал доходитьдо степени неистовства, потребовав от нес тоном Бламера прекратить все это,закрыть глаза и сделать так, чтобы то, что она чувствует, оформилось в еевоображении в визуальный образ. Она приостановилась, как если бы былаошеломлена. Мы с силой и еще более конгруэнтно повторяли свое требование.Глаза у нее закрылись, и она начала щуриться. Психотерапевт: Что вы сейчасчувствуете? Марта: (с визгом) Ничего (голос ее начал слабеть). К черту... Психотерапевт: Смотрите лучше, пока не увидите! Марта: Я не могу. Я немогу (с плачем в голосе, но руки по-прежнему сжаты в кулаки). Психотерапевт: (он сказал ей дышать глубоко, она подчинилась, так чтонапряжение в ее теле должно было выйти из нее, как визуальный образ. Голосего становится мягче, он уговаривал ее до тех пор, пока, наконец, выражениеее лица слегка изменилось). Ну, а теперь что вы видите? Марта: Да, я не могу сказать, что это... это как в тумане...Психотерапевт: Вздохни глубже, пусть картина прояснится, смотривнимательнее, пусть она станет четче. Марта: (начинает всхлипывать). Дерьмо...о-о-о, дерьмо (она начинаетсжимать руки в кулаки, похоже, припадок возобновляется). Психотерапевт: Нет, сейчас не надо вмешиваться, пусть идет как идет ипросто смотрите. Вы слишком долго избегали этого, слишком часто испыталиболи, потерпите на этот раз немного, и вы поймете (мягким голосом). Марта: (громко плача) Мой ребенок, о-о-о, мой ребенок... (рыдает). Психотерапевт: Расскажите мне, что вы видите, опишите свой образ какможно более ясно. марта: Он кажется таким испуганным, ему так плохо... (расплакалась, ноначинает сжимать руки в кулаки). Психотерапевт: Нет, просто смотрите и наблюдайте и описывайте. Хотя бытолько однажды. Вы слишком долго тянули на себе этот груз. Просто смотритена то, что вы видите и описывайте это мне. Здесь Марта начала описывать своего сына, каким испуганным он ейкажется, каким жалким. Она непрерывно всхлипывала при этом. м Вход Репрезентативная Система Выход Позиция Сейтер Семантическая неправильность Наиболее частое нарушение правиль А ности ло Р Мета- Т модели Визуальный Кинестетическая Кинесте-тическая Плакати-рование Номина- лиэация Причина-Следствие V К К К Norn С-Е М А Входной канал Выход Категория по Сейтер Семантическая непра Нарушение по Мета- Р Т вильность модели А II Визуальный Кинестетическая Блайми-рование Деноми- нализация Причина-Следствие V К К 2 Norn С-Е Это лишь начало, но довольно часто, как свидетельствует наш опыт,психотерапевты здесь останавливаются и позволяют всей этой энергия исчерпатьсебя. Мы стремились оказать Марте более действенную помощь. У Мартыпроизошло обращение процесса: теперь она берет кинестетические репрезентациии создает по ним визуальные образы. Вижу-чувствующий цикл, по крайней мере,прерван, временно прерван. Марта начала процесс изменения. После этого мы попыталисьрассортировать входные каналы в соответствии со связанными с нимирепрезентативными системами. Осуществляя это, мы предлагали Марте наблюдатьобраз своего ребенка, мы придавали ее телу положение, из которого она ранееплакатировала. Манипулируя ее телом, мы просили ее внимательно смотреть наобраз в своем воображении. Этот образ изменялся. Сначала это ее напугало, номы успокоили ее. Она описала, как она видит себя, по ее словам, она казаласьсердитой и мерзкой. По ее описанию у нее было злое лицо и напряженныйвзгляд. Психотерапевт: Глядя на эту часть себя, посмотрите на нее пристально искажите ей, как вы себя чувствуете при ее виде, постарайтесь, чтобы картинабыла яркой, и внимательно смотрите ей в лицо, высказывая ей все это. Эта просьба основывалась на допущении, что пациентка будет выражатьсвои кинестетические ощущения вербально, удерживая одновременно визуальнуюрепрезентацию. Марта: Пожалуйста, не заставляйте меня... Психотерапевт: (перебивая ее) Скажите ей, что вы чувствуете, когдавидите ее в своем воображении. Марта: Я чувствую себя испуганной (Я боюсь). Психотерапевт: Скажите ей конкретно. Марта: Ты... Психотерапевт: Следите за ней, за ее лицом' Что вы видите?... Как онавыглядит? Марта: Видно, что ей противно. Психотерапевт: Как конкретно? Марта: Она насупила брови, мотает головой из стороны в сторону (Мартамотает головой, не соглашаясь)- Психотерапевт: Опишите, что вы видите. А этого не надо (психотерапевтпрекращает движение головы у Марты). Она продолжает мотать головой? Марта: Да. Психотерапевт: Вы смотрите на нее, слушаете, что она говорит? Марта: Я ничего не слышу... Психотерапевт: Слушайте внимательно, внимательнее.' Ну, как, слышите?Вы видите, как у нее движутся губы? И что же она говорит вам при этом? Марта: (склонив голову, как бы прислушиваясь к словам, она глупоухмыляется). Психотерапевт: Что она вам сказала? Марта: (Хихикая) Что я дуранабитая, чтобы перестала ныть и защищалась. Психотерапевт: Что здесь смешного? Марта: Ну, это я, но слова те жесамые, что у моей матери, она все время мне это говорила (хихиканиепереходит в всхлипывание). Я поклялась, что никогда не буду походить на нее.К черту, все! (по-прежнему и тихо, и невнятно). Психотерапевт: Ну, а теперь, Марта, внимательнее смотри на нее. Смотрии скажи ей, что ты не похожа на нее. Внимательно смотри на нее и слушай всеэто время. Скажи: "Марта..." Марта: Марта, я не похожа на тебя. Я.-.я.-.ям-м-м хорошо отношусь клюдям, и вообще мягкая, добрая, не обижаю их... Психотерапевт: Вы смотрите на нее, что она вам говорит? Внимательнослушайте. Марта:...Она говорит, что я слишком слабая и что люди пользуются этим. Психотерапевт: Как она выглядит, когда говорит все это? Марта: Теперь она не кажется злой, она кажется озабоченной, похоже,беспокоится за меня. Психотерапевт: Скажи ей, что ты волнуешься за нее, беспокоишься за нее.Смотри при этом и слушай. Марта: Ты...Э-э-э...я тревожусь за тебя. Ты обижаешь людей, появляешьсятак неожиданно, так подло... а потом опять остаешься одна. Даже я борюсь стобой, чтобы ты не высовывалась. Психотерапевт: Теперь слушай внимательно, как никогда, и хорошенькоследи за ней. Марта: (улыбаясь с озабоченным выражением лица) Она выглядит отважной,понимаете, что я хочу сказать. Она говорит, что ей это по плечу...) Психотерапевт: Какие чувства вы испытываете к ней теперь, глядя на нее? Марта: Да, это пожалуй впервые, чтобы,..ну-у-у... она мне хотьсколько-нибудь нравилась. Психотерапевт: Внимательно смотри на нее и спроси, что конкретно онахочет. Марта: (перебивая его) Чего ты хочешь? Она хочет, чтобы я позволила ейпомочь мне выпрямиться, чтобы...м-м-м, чтобы ей не выходить из себя. Онахочет, чтобы я поняла, что мне вовсе не обязательно быть такой размазней ихлюпиком. Психотерапевт; Тебе бы этого хотелось? (Марта кивает головой в знаксогласия). Скажи ей, скажи ей. Марта: Я чувствую, что ты нужна мне не вся сразу, но мне действительнонадо быть смелее и сильнее. Надо. Психотерапевт: Скажи ей, чего ты хочешь для себя. Смотри на нее и скажией, что ты хочешь для себя. Марта: Я хочу от тебя...ну-у...хорошее, но я хочу быть доброй и необижать никого... физически, и не терять полностью власть над собой, тыпонимаешь? Психотерапевт: Марта, вот теперь вы видите, как она улыбается, сильнаяи смелая, она не стремится подчинить вас себе, она знает, что вы можетевместить в себя и ее силу, и свою нежность, и то и другое необходимо вам,пусть ваши руки подымутся, протяните их вперед, медленно и глядя ей в лицо(Марта по-прежнему с закрытыми глазами. Она поднимает руки и хватает что-тоневидимое в воздухе примерно в 40 сантиметрах от тела). Теперь, медленноглядя на неб, ощущая себя саму, медленно потяните ее на себя...медленно...пока не почувствуете, как она вошла в вас и стала частью вас, истала видеть то, что вы видите, и чувствовать то, что вы чувствуете. Вот ивсе. (Марта медленно притягивает руки к телу, пока они, наконец, не касаютсягруди. Тут она глубоко вздыхает, делает один вздох, еще один, тело еерасслабляется, она улыбается). Что вы чувствуете, чувствуя, что она сталавашей частью? Марта: Я чувствую, что в груди немного покалывает, какой-то звон...хорошее чувства... но... Психотерапевт: Пускай это расходится во все стороны, пока не заполнитвас целиком. Ну, а пока это происходит, что вы чувствуете? Марта: Бобби (ее сын). Мне не хватает его... Психотерапевт: Как вы себячувствуете? Марта: Все еще слегка пощипывает и покалывает, но теперь повсему телу. Психотерапевт: Теперь, Марта, откройте глаза, медленно ощутите своетело, всматриваясь в то, что вы видите, ощущая себя...медленно...вот так...скажите, чТОБЫ видите? Марта: Я вижу людей... Они такие яркие... Я хочу сказать, краски, цветатакие яркие, я вижу вас (обращаясь к одному из нас). Психотерапевт: Как вы чувствуете себя, глядя на меня? Марта: Все еще покалывает. Хорошее чувство. Я так расслабилась, но в тоже время я такая бодрая. Хорошо себя чувствую. Психотерапевт: Марта, нередко результат кажется прекрасным, но невсегда он такой на самом деле. Можно проверить вас? Марта: Что? Нет-нет, я все слышала. Как? Психотерапевт: Может бытьплохо. Вы мне доверяете? Марта: Да (в смущении откидывает голову назад, нопо-прежнему вся сияющая и с улыбкой на лице, глубоко дыша). Психотерапевт: (Здесь психотерапевт начинает проигрывать ту жеполярность, которая вызвала столь сильную реакцию, образ обращаясь к Марте встойке плакатера и упрашивая ее (скрипучим голосом) не относиться к себе такстрого. Марта: Марта весело хохочет, а затем с улыбкой смотрит на психиатра ишутливым тоном произносит: "Вы совершенно невыносимы. Вам определенно нужнапомощь". Хотя никто из нас с Мартой больше не встречался и хотя в ней имеетсямножество частей, которые только выиграли в результате терапевтическоговмешательства, этот случай может служить примером того, как великиспособности людей к изменению. Дважды она звонила нам по телефону, первыйраз, чтобы сообщить, что жива и здорова, и чувствует себя хорошо. Она была счастлива и стремилась начать новую жизнь. Второй раз онапозвонила нам через полгода и радостно сообщила нам, что сын ее снова с ней,поблагодарила нас за те два часа, которые мы ей уделили, и пообещала намкупить нашу книгу. Мы не утверждаем, что пациенту достаточно одногоединственного сеанса психотерапии, мы хотели бы лишь показать, как многоможет произойти за очень короткий промежуток времени, если мы,психотерапевты, принимаем в расчет способность пациента к росту и изменениюпри наличии необходимых для этого ресурсов. Самое же важное: мы бы хотели,чтобы вы поняли то, как они будут представлять свой мир, в особенности, еслиу них выработаны жесткие паттерны нечетких функций. Вернемся теперь к Марте и посмотрим, чему мы можем научиться на примереданного сеанса психотерапии. В последнем изменении, обсуждаемом нами выше,Марта репрезентировала мир с помощью следующего процесса (см. таблицу,строка 1). Когда психотерапевт придал телу Марты положение, когда она оказалась впозе плакатера, единственная возможность изменения была связана ссодержанием ее визуального канала, визуальной репрезентации ---она как быоказалась на месте своего сына (см. ту же схему, строка 2). Это такойпроцесс репрезентации, который деноминализировать уже не опасно.Психотерапевт помогает пациентке в деноминализации, переводя движения,действие и процесс в визуальную репрезентацию, одновременно он работает надсозданием кинестетической репрезентативной системы. В итоге онрассортировывает инконгруэнтности Марты на две конгруэнтных модели мира (см.строки 3 и 4). Затем эти полярности были интегрированы одновременно как ввизуальной, так и в кинестетической репрезентативной системах. Результатпредставлен строками 5 и 6. Хотя во многих аспектах жизни Марты остались неправильныерепрезентации, тем не менее у нее появилась новая референтная структуравижу-видеиия и чувствую-чувство-вания, происходящих одновременно. Это сильнапоможет ей в разных ситуациях, когда она решит употребить в дело усвоенноеею в течение этого занятия. Можно ли требовать большего от пары часов даслучайной встречи. Вышеописанный случай с Мартой не представляет собой ничегоисключительного Мы обнаружили, что нечеткие функции в основе болезненных инеадекватных стратегий взаимодействия с миром у многих наших пациентов. Вслучае садизма, например, это схемы вижу-чувствую, в некоторых визуальныйканал входной, информация, возникающая при виде боли другого существа,репрезентировалась, как кинестетическое ощущение наслаждения. В нашейпрактике встречались пациенты, у которых астма возникла от того, что ихвижу-чувствующая, слышу-чувствующая репрезентация агрессии, направленной наних со стороны других лиц, хранилась в их собственных телах (преимущественнов шее и горле). Входной Репрезен Выходкой Катего Семанти Наруше канал тативная Кана-п рия по ческая нии по система Сейтер непра Мета- вильность модели 1 К V А 1 M.R Ф 2 К V Л! M.R Ф 3 К К А 1 M.R Del Внешний - Внешний 4 А V А 2 СЕ Del Внутренний 5 К к К 6 V V V Ценность работы с нечеткими функциями состоит в том, что в итоге мыможем предоставить нашим пациентам выбирать, когда и где им следуетприменять эти нечеткие функции -- что само по себе представляет большойпотенциал для психотерапии. Это, однако, не единственный выигрыш отпонимания этих процессов. Очень часто в ходе психотерапии именно тогда,когда часто что-то начинает происходить, пациент как бы теряет способностьслышать и видеть, или то и другое. Иногда его охватывает какое-товозбуждение, которое останавливает его продвижение вперед, в развитии иросте новых возможностей. Мы убедились на практике, что часто для того,чтобы обратить эти задержки, необходимо всего лишь обратить внимание иизменить позу наших пациентов. Мы обнаружили, что нечеткие функции частотесно связаны с различными положениями тела. Положения эти могутварьироваться в зависимости от того или иного пациента, однако в каждомслучае они довольно наглядны. В ситуациях напряженности, в стрессовыхситуациях некоторые пациенты задирают подбородки, другие выставляют ихвперед, третьи подымают плечи, четвертые начинают щуриться и т.д. Все этотипичные явления. Результат во всех случаях один -- такие особенностипомогают идентифицировать функцию. Мы обнаружили, что иногда достаточно лишьвернуть тело. пациента в прежнее, более расслабленное положение илипопросить его начать часто дышать -- и психотерапевтический сеансвозвращается на путь, который куда-то ведет. Иногда такой маневр можетвызвать очень сильную реакцию со стороны пациента. Если пациентвидит-чувствует сильное чувство и пытается отсечь эту эмоцию, вытягивая инапрягая шею, то, когда мы возвращаем его в прежнее положение, он прямосоприкасается с чувствами, явившимися для него источником больших жизненныхтрудностей. В этой области имеются очень интересные результаты. Джеральд Шухман и Эрнст Дж.Берджи публиковали в 1971 году статью, вкоторой отмечали, что положение нижней челюсти оказывает сильное воздействиена слух. Изменяя положение нижней челюстной кости, можно увеличитьчувствительность к тональным сигналам. Например, пороговую чувствительностьудавалось увеличить в среднем в 1,5 дБ. Для психотерапевта из сказанногоясно, что, изменяя положение нижней челюсти пациента, он может улучшить егоспособность слышать. Обращая пристальное внимание на положение нижнейчелюсти пациента, психотерапевт может определить, когда он нас слышит, акогда -- нет. Альтшуллер и Комалли сообщали о результатах, касающихся взаимосвязимежду наклоном тела и способностью к локализации источника звука.Исследований такого рода произведено множество. Знакомясь с подобными результатами, мы, психотерапевты, должны пытатьсякаждый по-новому взглянуть на собственный опыт. Вот, попробуйте, например,такое: попросите кого-нибудь, чтобы он вам о чем-нибудь рассказал. Когдаразговор не требует от вас ответа, попытайтесь изменить положение нижнейчелюсти, обращая внимание: на то, как это отразится на вашей способностислышать. Всем нам довелось испытать чувство, что голос собеседника как бызатихает. Но обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, каким образом выизменили положение собственного тела, чтобы придти к такому результату? Тутимеется возможность узнать что-либо новое не только о самом себе, но и том,как ваши пациенты используют различные позы для того, чтобы регулироватьслух- Вы можете испытать различные сочетания движения головы справа налево,наклонив тело, поднимания плеч -- в общем самые разные сочетания, какиетолько придут вам в голову. Вы бы могли испытать, например, позу одного изваших пациентов, который как вам кажется, прекрасно вас слышит, ипосмотреть, как изменение позы повлияло на ваш слух. Изменение способности слышать будет представлено в ваших пациентах вакцентировании ситуации стрессов или при обсуждении проблем с эмоциональнымзарядом. В этих ситуациях многое может дать ваше вмешательство. Вы можетепомочь им сохранить правильное дыхание, обрести такое положение тела,которое позволит им хорошо вас слышать. Однажды Вирджиния Сейтер заметилаодному из своих пациентов: "Легко испытывать подавленность, придавливаясобственный взгляд к земле". Рекомендуем вам испытать в течение часа, каковажизнь с постоянно устремленным в землю взглядом, и вы убедитесь в истинностиее слов. Имеется множество приемов создания хорошего настроения с помощьюизменения положения тела, которыми мы пользуемся в своей работе. О них мыподробно и точнее расскажем в одной из своих следующих книг. Большую частьэтих методик вы можете обнаружить при желании сами, занявшись исследованиемна самом себе, как это делаем мы. Люди, привыкшие постоянно щуриться,жалуются, что у них большие трудности со зрением (слухом). Часто они простозаявляют: "Я не вижу, что вы говорите". РЕЗЮМЕ ЧАСТИ III Нечеткие функции -- это процессы представления мира, лежащие в основеСемантической неправильности в тех случаях, когда у наших пациентовотсутствует выбор того, что они видят-чувствуют, слышат-чувствуют и т.д. Таккак семантическая неправильность -- это источник сильного страдания, которое мы видим и слышим в нашейпсихотерапевтической деятельности, мы бы хотели представить в свободном видевозможности нечетких функций и их результаты. Вход Репрезентация Тип семантической неправильности Визуальный Кинестетическая " Причина-Следствие (Вы делаете меня печальным) (Вы печалите меня) Аудиальный Кинестетическая = Причина-Следствие = С.Е. (пример тот же) Кинестетический Визуальная = Чтение мыслей (Я не могу видеть, когда он боится) Кинестетический Аудиальная =МК (Я знаю, что он думает) Визуальный Аудиальная =MR Аудиальный Визуальная =MR Все функции, связанные с чтением мыслей [м] LR Утраченный Перформатив (Он знает, что это неверно) ПРИМЕЧАНИЕ К ЧАСТИ III 1. В первом томе "Структуры магии" мы идентифицировали три типасемантической неправильности: Причина-Следствие Чтение мыслей Утраченный Перформатив В качестве примеров третьего типа (Утраченный Перформатив) можнопривести следующие предложения: Все курильщики ненормальные. Это верно, что без денег нету счастья. Хорошие девочки мальчиков не бьют. В случае Утраченного Перформатива человек исходит из предположения, чтоего модель мира и есть сам мир, или, по крайней мере, она должна бытьмоделью любого другого человека. По сути это нарушение связано снеспособностью отличить карту от территории. Как говорилось в "Структуремагии I", -- это явление представляет собой частный случаи опущения, когдаопускается перформативный глагол, в котором выражено отличие карты оттерритории. Семантическую неправильность, связанную с Утратой Перформатива,можно рассматривать также как особый случай чтения мыслей, когда говорящийраспространяет свою модель мира не только на того человека, с которым онразговаривает, но и на весь мир: как это имеет место в предложении: вам,должно быть, скучно слушать о моих проблемах. Скучно слушать, как людирассказывают о своих проблемах. 2. Здесь мы называем и обсуждаем только две наиболее распространенныенечеткие функции, инициируемые стимулами, находящимися вне пациента,испытывающего это явление. Мы сталкиваемся, однако, и с другими логическимивозможностями, а именно: а) когда пациент репрезентирует аудиальную информацию, воспринятую имвизуально. Например, пациент наблюдает другого человека, который машетрукой, напоминая жест, напоминающий по смыслу "пошел вон", и одновременноиздает какой-то звук, но не в словах. В этом случае пациент можетвпоследствии утверждать, что слышал, как этот другой человек заявил ему:"Пошел вон"! (Это пример нечеткой функции вижу-слышу).. б) когда пациент воспринимает информацию, поступающую по аудиальномуканалу, и репрезентирует ее визуально. Например, один человек слышит, какдругой кричит: "Вон с дороги, не мешай!", и одновременно бросает свой свитерна стул, находящийся между ними. В этом случае первый человек утверждает,что второй бросил в него свитером. Это пример нечеткой функции невижу-слышу, а слышу-вижу. 3. В данном случае мы также упоминаем и обсуждаем лишь две наиболеераспространенные нечеткие функции, связанные с семантической неправильностьюЧтение Мыслей. Мы встречали и другие логически возможные случаи, например: а) когда пациент берет информацию, которую он хранил визуально иискажает материал, поступающий через его аудиальный канал, чтобы тотсогласовывался с уже имеющимся визуальным материалом. Например, люди, согласно своемусобственному образу самих себя, никчемны и некудышны, склонны слышать впохвалах других выражение иронии или сарказма, то есть здесь мы имеемвижу-слышание; б) когда пациент берет информацию, хранящуюся у него аудиально, и такискажает информацию, поступающую через визуальный вход, чтобы онасогласовывалась с аудиальной. Например, человек, который, как известно нашейпациентке, всегда относился к ней с иронией. Оба они стоят с другими членамигруппы, и пациентка при этом описывает какой-то случай, который с нейпроизошел, рассказывая этот в общем-то забавный случай (слушатели смеются,слушая рассказ), она замечает улыбку на лице этого человека. Онаинтерпретирует эту поступающую к ней информацию так, чтобы онасогласовывалась с ее прежней аудиальной информацией, хранящейся в ее памяти.Она истолковывает эту улыбку как ироническую, насмешливую по отношению к еенынешнему поведению, в отличие от того, что он проявляет удовольствие,слушая ее рассказ. Это пример слышу-видения.

* Часть IV. ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ НЕЖНЫЙ ЦВЕТОК *




Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...