Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
История мировой философии показывает, что поиски предельных оснований бытия всегда были сопряжены с ключевой проблемой — постижения сути человеческого бытия. Что такое человек, каковы его место и предназначение в мире, в чем специфика его природы и смысл существования? По этим и другим вопросам сложились разнообразные традиции и направления исследований.
В настоящее время в философии существует два основных подхода в решении проблемы человека, представленные двумя школами: школой философской антропологии и марксистской философией.
Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением.
По мнению основателя этой школы Макса Шелера (1874—1928), философская антропология — это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им и которые движет он, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей».
Последователь М. Шелера, Г.-Э. Херстенберг уточняет: «Философская антропология — это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философической, биологической, психологической, лингвистической и т. д.».
Идеи М. Шелера о сущности человека несколько в иной плоскости развивает его последователь Арнольд Гелен (1904—1976). А. Гелен, как и М. Шелер, отвергает рассмотрение человека по аналогии с животным. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие, высшие ступени как подлинно человеческие.
По мнению Гелена,«человек — это существо, открытое миру». Под открытостью Гелен подразумевает слабую приспособленность человека к существованию, в отличие от животных. Однако эта неприспособленность, незащищенность культивирует в человеке деятельное начало. В силу этого человек являетсядействующим существом.
С точки зрения А. Гелена, культура является определяющей сущностью человека. Не существует какого-то «естественного человека». Отсутствие готовых средств и ресурсов физической организации человека восполняется, компенсируется его «второй природой» — культурой. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом, А. Гелен в конечном счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности человека.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!