![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Данная уголовно-правовая норма предусматривает ответственность за нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью или применение иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей воинской службы или в связи с исполнением этих обязанностей. Насильственные действия в отношении начальника, будучи направленными против основ воинских отношений, затрудняют, а иногда делают невозможным выполнение командиром (начальником) своих уставных обязанностей.
Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно снижает обороноспособность государства, ведет к срыву воинских мероприятий и выполнения принятых решений. Посягательство на честь, достоинство, здоровье командира со стороны подчиненных может нанести серьезный ущерб боеспособности части, подразделения.
Непосредственным объектом этого преступления является установленный воинскими уставами порядок, обеспечивающий неприкосновенность личности начальника во время исполнения или обязанностей воинской службы или в связи с исполнением им этих обязанностей. Именно по непосредственному объекту необходимо отличать насильственные действия в отношении начальника от смежных преступлений. Пример: военнослужащие П. и М. пришли в гостиницу воинской части и, будучи в нетрезвом состоянии, выражались нецензурными словами. П., кроме этого, грубил и придирался к проживавшему в гостинице старшему лейтенанту Р., который был в гражданской одежде. Присутствовавшая при этом гражданка Ф. сказала П., что Р. — старший лейтенант, и обратила внимание П. на недопустимость грубого отношения к офицеру. Однако П. продолжал грубить офицеру, а когда последний потребовал от П. и М. удалиться из гостиницы, П. схватил Р. за руку, выволок его в вестибюль и нанес сильный удар по голове. Затем П. и М. оттащили Р. от гостиницы и избили.
Военный суд квалифицировал эти действия как общеуголовное преступление — хулиганство. Однако вышестоящий суд такую квалификацию признал ошибочной и оценил содеянное как воинское преступление - насильственные действия в отношении начальника, поскольку офицер Р., призывая к порядку военнослужащих П. и М., являлся по отношению к ним начальником по воинскому званию и действовал в соответствии с требованиями воинских уставов. Преступление здесь совершено на почве службы, по поводу службы1.
Другой пример: рядовые К. и И. будучи в карауле, допустили распитие спиртных напитков. Их в нетрезвом состоянии обнаружил начальник караула и доложил ответственному по роте офицеру Г. Оказывая сопротивление начальнику, К. и И. причинили легкий вред здоровью офицера. Военный суд обоснованно квалифицировал совершенные деяния К. и И. как насильственные действия в отношении начальника2.
С объективной стороны данное посягательство выражается в совершении насильственных действий в отношении начальника путем нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью или применения иного насилия. Признаки побоев и легкого вреда здоровью рассмотрены нами выше. Нужно лишь подчеркнуть, что судебно-медицинский эксперт не устанавливает факта побоев. Если в результате побоев на теле потерпевшего остаются повреждения, их оценивают по тяжести вреда здоровью, исходя из обычных признаков. Если побои не оставляют после себя никаких объективных следов, то судебно-медицинский эксперт, в своем заключении отмечает жалобы потерпевшего, указывает, что объективных признаков повреждений не обнаружено.
Каждый из названных признаков образует самостоятельный оконченный состав преступления.
Следует отметить, что в соответствии с вышеназванным Приказом Министра здравоохранения РК под иным насилием понимается любой разовый насильственный акт, не повлекший расстройства здоровья (толчок, выкручивание рук, пинок, защемление пальцев рук без признаков истязания и т.д.).
Истязания — это действия, связанные с многократным или систематическим причинением боли (щипание, сечение, нанесение множественных небольших повреждений различными тупыми и острыми предметами, воздействие химических, физических факторов и другие аналогичные действия).
Насильственные действия совершаются либо во время исполнения начальником своих обязанностей, либо после этого из мести за их выполнение. Преступление считается оконченным с момента нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью или иного насилия.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что наносит побои, причиняет легкий вред здоровью, применяет иное насилие к начальнику во время или в связи с исполнением им обязанностей военной службы, и желает этого. Мотивами насильственных действий в отношении начальника могут быть недовольство его служебной деятельностью, месть за эту деятельность. Если мотивом применения насилия являются личные неприязненные отношения, состав данного преступления исключается.
Субъект преступления — специальный, т.е. военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву или по контракту, находящийся в подчинении у потерпевшего либо военнообязанные во время прохождения ими военных сборов, по службе или по воинскому званию подчиненные данному начальнику.
Часть 2 ст. 369 УК РК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применением оружия, с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Названные квалифицирующие признаки аналогичны квалифицирующим обстоятельствам, предусмотренным ч.ч. 2 и 3 ст. 368 УК РК.
Следует отметить, что военные суды не всегда учитывают факт наличия отягчающих обстоятельств, предусмотренных в ст. 369 УК РК, и неверно квалифицируют насильственные действия в отношении начальника при отягчающих обстоятельствах по совокупности с общеуголовными нормами права. Так, военнослужащий по контракту К. в казарме, на почве того, что его непосредственный начальник У. доложил вышестоящему начальнику о его отсутствии на службе, имевшимся у него ножом нанес начальнику проникающее ранение в плевральную область, чем причинил ему тяжкий вред здоровью.
Военный суд Семипалатинского гарнизона, не разобравшись в квалификации деяния военнослужащего по контракту К., фактически за одно и то же деяние, неправильно осудил его по совокупности преступлений по п. «в» ч. 2 ст. 369 и п. «б» ч. 2 ст. 103УКРК.
По протесту военного прокурора п. «б» ч. 2 ст. 103 из приговора военного суда исключен1.
Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за деяния, указанные в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке. Данные признаки были рассмотрены в предыдущих составах преступлений.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 671 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!