Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Статья 360. Злостное неповиновение требованиям адми­нистрации уголовно-исполнительного учреж­дения



Объектом данного преступления является нормальная дея­тельность учреждений, обеспечивающих исполнение наказаний, связанных с лишением свободы.

Объективная сторона преступления состоит в злостном не­повиновении требованиям администрации уголовно-исполни­тельного учреждения. Под неповиновением понимается отказ от исполнения законного требования представителя админист­рации, который в силу своего служебного положения имел пра­во его предъявить, а осужденный был обязан и мог выполнить данное требование. Не рассматривается как правонарушение, если осужденный не мог выполнить требование администрации уголовно-исполнительного учреждения в силу каких-либо ува­жительных причин, например, по болезни. Таким образом, дан­ное преступление совершается путем бездействия.

Неповиновение может быть в открытой форме, когда осуж­денный откровенно заявляет, что не будет подчиняться адми­нистрации, не будет выполнять требования ее представителей. Это преступление может быть совершено и в скрытой форме, когда виновный открыто не говорит, что не будет выполнять требования представителей администрации уголовно-исполни­тельного учреждения, но тем не менее без уважительных при­чин их не выполняет.

Важным условием наступления уголовной ответственности по ст. 360 УК РК является установление законности требова­ния администрации уголовно-исполнительного учреждения. Законным считается требование администрации уголовно-ис­полнительного учреждения к осужденным соблюдать установ­ленный порядок отбывания наказания.

Чтобы признать деяние преступным, неповиновение долж­но быть злостным, то есть открытым, неоднократным или вы­раженным в дерзкой форме, а также в случаях, когда, несмот­ря на неоднократное повторение требований, виновный их иг­норирует. Простое неповиновение может повлечь меры дисцип­линарного воздействия, предусмотренные уголовно-исполни­тельным законодательством. Например, отказ от работы или прекращение работы является в соответствии с ч.2 ст.99 УИК РК злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и мате­риальной ответственности. Но если осужденный отказывается от выполнения работы неоднократно либо призывает к отказу от работы других осужденных, такое поведение может быть при­знано злостным неповиновением требованиям администрации уголовно-исправительного учреждения.

К представителям администрации уголовно-исполнитель­ного учреждения относятся должностные лица, которые соглас­но уголовно-исполнительному законодательству пользуются правом применения мер поощрения и взыскания, а также де­журные, помощники начальников колоний и лица контролер­ского состава при выполнении ими обязанностей по надзору за осужденными.

В соответствии со ст. 115 УИК РК должностными лицами, которые пользуются правом применения мер поощрения и взыс­кания, являются начальники исправительных учреждений (ис­правительных колоний, воспитательных колоний, колоний-по­селений и тюрем), их заместители и начальники отрядов. Ст. 134 УИК к числу указанных должностных лиц относит также вос­питателей отделений воспитательно-трудовых колоний. Таким образом, к представителям администрации уголовно-исполни­тельного учреждения можно отнести всех перечисленных в ст. ст. 115 и 134 УИК РК должностных лиц.

Следует отличать неповиновение как пассивную форму по­ведения от сопротивления, т.е. активных действий по отноше­нию к представителям администрации уголовно-исполнитель­ных учреждений, носящих порой агрессивный характер, кото­рые сопровождаются высказыванием угроз применения наси­лия в отношении сотрудников мест лишения свободы. Эти дей­ствия при наличии других признаков состава преступления под­лежат квалификации по ст. 361 УК РК.

Преступление считается оконченным с момента отказа от исполнения требований администрации, поэтому относится к категории формальных составов.

С субъективной стороны преступление совершается с пря­мым умыслом. Виновный сознает, что он не повинуется закон­ным требованиям администрации, хотя должен был их выпол­нить и мог.

Субъектом данного преступления может быть осужденный, достигший 16-летнего возраста, отбывающий наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии, воспитательной колонии любого режима, колонии-поселении или в тюрьме. В ч. 5 ст. 14 УИК РК говорится, что наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы. Поэтому осужденные не только к лишению свободы, но и к смертной казни, могут быть субъектом данного преступления.

В соответствии со ст.72 УИК РК некоторые осужденные к лишению свободы могут быть оставлены для отбывания нака­зания в следственном изоляторе.

Однако уголовно-исполнительное законодательство нашей страны следственные изоляторы не относит к учреждениям уго­ловно-исполнительной системы. Об этом свидетельствует со­держание ст. 14 УИК РК. В частности, в части восьмой этой же статьи УИК РК указывается, что наказание в виде лише­ния свободы исполняется исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также следственными изоляторами в отношении осужденных, оставленных для вы­полнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Из этого следует, что злостное неповиновение законным тре­бованиям администрации следственных изоляторов, которое имело место со стороны содержащихся в следственном изоля­торе под стражей лиц, по действующей редакции ст. 360 УК РК не признается преступлением, влекущим ответственность по данной статье УК РК. Такой вывод можно сделать потому, что в диспозиции рассматриваемой статьи УК РК указывается, что субъектом данного преступления может быть лицо, отбываю­щее наказание в местах лишения свободы. А следственные изо­ляторы к местам лишения свободы не относятся.

Кроме того, в тексте диспозиции ст. 360 УК РК можно об­наружить противоречие, которое заключается в следующем. В соответствии с действующим уголовно-исполнительным зако­нодательством арестные дома относятся к уголовно-исполни­тельным учреждениям. Об этом свидетельствует содержание ч. 5 ст. 14 УИК РК, где говорится, что наказание в виде ареста исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы. Поэтому на первый взгляд кажется, что лицо, отбывающее на­казание в виде ареста, в случае злостного неповиновения законным требованиям администрации арестного дома может быть привлечено к ответственности по ст. 360 УК РК. Однако далее в диспозиции ст. 360 УК РК уточняется, что субъектом данного преступления является лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы. Поскольку арестные дома к местам лишения свободы не относятся, рассматриваемую статью УК РК нельзя применять к лицам, отбывающим наказание в виде ареста.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 923 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...