Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Значение произведения



Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. (В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему.)

Эти преимущества заключались в возможности использования модуляций и хроматизмов без всякого ограничения, а также в равноправии всех тональностей. Хотя работа Баха не была единственным сборником произведений для всех тональностей, она стала наиболее известным и убедительным аргументом перехода к новому строю. Впоследствии это привело к тому, что гармония стала одной из основ классической музыки. Бетховен, в произведениях которого часто встречаются модуляции далеко за пределы основной тональности, находился под влиянием ХТК. Возможность равноправно использовать все тональности и свободно переходить из одних в другие для создания специфических ощущений у слушателя была полностью реализована в эпоху романтизма. В конце концов, в XX веке это привело к растворению тональной системы вообще: в атональной музыке Арнольда Шёнберга равноправными являются все звуки.

Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

Позже другие композиторы, вдохновлённые примером Баха, писали свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, в середине XX века Дмитрий Шостакович написал цикл подобных произведений.

Первая полная запись ХТК была произведена Эдвином Фишером между 1933 и 1936 гг.

Образ художественной культуры средневековья. Отличительные черты романского стиля Средневековья и готики. Готический собор как образ мира (Собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор). Дать характеристику скульптуры средневековой Западной Европы. Общая характеристика культуры средневековья

Некоторые считают началом эпохи средневековой культуры раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное. Другие считают, что это 476 год - падения Римской империи.

Есть и искусствоведческий термин "средневековая культура" - от принятия христианства императором Рима Константином как официальной религии в 313 году и по XVII век.

  1. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек - венец природы, человек - раб божий.
  2. Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа.
  3. Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения.
  4. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.
  5. Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья:
  1. Античность (Древняя Греция)
  1. Средневековье (романский, готика)
  1. 1. Всеобщая гармония мира
  1. 1. Несовершенство мира
  1. 2. Особая роль космоса
  1. 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа
  1. 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира
  1. 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом
  1. 4. Поиск справедливости
  1. 4. Вера и верность - основные качества человека
  1. 5. Возможность стать подобным богам
  1. 5. Страх перед Судом и божьей карой

“Особенности стилей средневекового искусства”

  РОМАНСКИЙ СТИЛЬ ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Церковная архитектура Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности. Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными
Светская архитектура В романский период изменилась светская архитектура. Замкистали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни. Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний. Соборы должны были вмещать многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Живопись Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты,которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер. В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.
Скульптура В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура.Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
Романский Готика  
Художественному идеалу в Средние века суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианской религии в Европе. Иными стали представления людей о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства подчеркивалась духовная сущность человека, его суровый, аскетический облик.  
Романский стиль (от лат. romanus — «римский»)— художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наименование “готическое искусство” (от итал. gotico – “готский”, по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. “Готическое” в те времена означало “варварское” в противовес “римскому”: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.  
1)- возник на территории бывшей Римской империи,2) - именно романская архитектура считалась продолжательницей римских строительных традиций, возрождая облицовку стен тесаным камнем, полуциркулярные арки, цилиндрические и крестовые своды. Термин “романское искусство” появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X -XII веков. Готы, растворившиеся как народ среди итальянцев, германцев, испанцев к названию отношения не имеют. Термин“ готическое искусство ” возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.    
Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве.   Готический стиль - второй великий стиль средневековья. Зародился- во Франции.  
Девиз стиля: «Мой дом – моя крепость». (эпоха феодальной раздробленности, назначение романской архитектуры — оборона. Образ Богоматери становится культовым. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом.  
  Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи (преимущественно в виде витражей). Сохранилась вера в чудеса - в виде скульптур — химер или скульптур-водостоков — горгулей.  
Главными и наиболее значимыми сооружениями - монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею “крестного пути” страдания и искупления грехов. Церкви больше не похожи на крепости, легко возносятся к небу, будто они вовсе не из камня. Тип сооружения: кафедральный собор, городская ратуша. (Ратуша - здание городского самоуправления). В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.  
В романской архитектуре - башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. - Важным элементом романской архитектуры - колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом. - Но ведущим началом романского зодчества была стена. Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.  
Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками.  
Главным элементом композиции монастыря или замка - башня— донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.   Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь.Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.  
- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах). Наблюдается статичность и замкнутость романских статуй. Стрельчатые арки, устремленность вверх, окна- витражи и «роза» или «розетка» над главным входом, много скульптур, ажурность стен, главный вход – портал.  
Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост. В это время возродилась скульптура, украсившая порталы культовых сооружений, капители колонн. В готической скульптуре статичность и замкнутость романских статуй сменились «подвижностью фигур». Сохранилась вера в чудеса - в виде скульптур - химер или скульптур - водостоков- горгулей.Скульптура служила в первую очередь украшению церковной архитектуры и сама по себе не существовала. Основным видом такой скульптуры была статуя и рельеф. Основная задача -изобразить религиозную историю человечества Скульптура сосредотачивалась в порталах. Статуи апостолов и пророков, святых как бы вместе с верующими входили в собор. В статуях особую роль играли складки одежды, игра света и тени. На лицах изображались сильные переживания: радость и тревога, страстная взволнованность, раздумья. Святые как бы беседовали между собой. Появился интерес к индивидуальному проявлению чувства, к случайному жесту. В 12-13 веке происходит расцвет религиозной скульптуры во Франции. Появляются профильные изображения голов, трехчетвертной поворот фигуры (завоевание греков). Основными персонажами такой скульптуры были Христос, Мария, святые Георгий, Мартин, Елизавета, церковь представала в виде фигуры торжества. Наряду с этими образами в скульптуру проникали и чисто народные традиции: фигуры гротесково толстых монахов, мясники, аптекари, косари, торговцы, виноградари, среди грешников при изображении Страшного суда - фигуры королей, богачей, монахов.  
Основными конструктивными элементами романской архитектуры стали арка и свод, которые дали возможность перекрывать большие пространства. Монументальная живопись захватывает не только стены, но и своды, купола и окна, где появляется разноцветные витражи. Внутреннее пространство собора: многочисленные архитектурные и скульптурные украшения, свет, льющийся сквозь цветное стекло витражей – создает образ небесного мира. Этот образ дополнялся звучанием песнопений.  
Круглые арки Готическую церковь (собор) сразу можно узнать по стрельчатым аркам (заостренным кверху), аркам окон, дверных проемов.  
Вход защищали подъемные металлические решетки – герасы.   Живопись существовала в первую очередь как витражная в соборах, иллюстрации к Священным текстам. Витражи набирались из кусочков стекла очень насыщенного цвета: гранатовый, густоалый, красный, желтый, зеленый, ультрамарин, голубой, темно-синий. Окна выложены цветными стеклами - витражами и занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки стеблей.  
В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.    
Позже на крепостных стенах появились башни с бойницами и машикули– выступающие над стенами башни галереи с люками в полу.  
Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером– имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением.  
Главные черты строительства замков: - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки. Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "миниум" и маленького размера. Нотр-Дам де Пари. 1163 г. – XIV в. Париж. Франция. Собор в Шатре, в Реймсе, в Кёльне.  
К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии - знаменитый комплекс в Пизе (собор и башня). Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская “падающая” башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной. ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ. ИТОГ: Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви. Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери) (1163 г. и его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая “королевская галерея”, изображения библейских царей и французских королей. ИТОГ:Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.  
Базилика - вытянутое в плане здание, интерьер которого разделен рядами колонн на продольные залы (нефы). Особенности готических сооружений Неф– прямоугольное в плане вытянутое помещение, покрытое сводом. В эпоху Средневековья храм был похож на корабль-ковчег, именно на тот корабль- ковчег, на котором Бог спас Ноя, и церковь казалась именно тем кораблем, на котором спасется каждый в нее приходящий. По-гречески корабль – неф. Символизируя Землю и Небо, готический собор вмещал в себя и всю человеческую жизнь от рождения до смерти. Готический собор называют каменной энциклопедией средневековой жизни, отражавшей в архитектуре, скульптуре, витражах реальную жизнь и идеалы людей. Готический храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует друг с другом.  
Характеристика базилики готики. В основе готического собора - базилика, но главное ее отличие от романской - каркасная система свода.Свод стал стрельчатым и держался на стрельчатых арках, которые поддерживали каждый определенный участок свода собора. Главный неф делился на ряд прямоугольных в плане отрезков, каждый отрезок перекрывался пучком стрельчатых арок. Свод поднимался на головокружительную высоту. Но чем выше свод, тем сильнее давление на стены собора. Поэтому мастера стали выносить те части собора, на которые на самом деле падало мощное давление, за пределы собора. Для этого была разработана система контрфорсов и аркбутанов. Тяжесть свода распределялась невидимо для присутствующего в соборе человека, и ему казалось, что он находится в удивительно легком, почти невесомом помещении, возносясь душой к Богу. Каркасная система позволила прорезать стены огромными окнами, в них вставлялись витражи, храм наполнялся загадочным светом, который зажигал цветное стекло витражей. Ниши, галереи, порталы, стрельчатые окна - все создавало ощущение неземного великолепия. Интерьер собора обозревается сразу при входе и наполнен светом. Звуки органа, пение хора - все это создавало мистическое настроение, особенно в праздничные дни. Внешне собор перестал производить суровое впечатление. Камень потерял свою материальность, превратился в кружево. «Симфонией света и тени» назвал готические соборы великий французский скульптор Роден.  


Характер всего средневекового искусства крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей, с другой — отражение огромного богатства внутренней жизни человека, его душевного состояния, красоты труда. И именно эта вторая сторона средневековой культуры подготовила ее необыкновенный взлет в эпоху Возрождения.
Эстетический идеал красоты
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека — аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в искусстве, определяет идеал красоты женщины.
Однако религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений средневековья. Не менее важными были идеалы рыцарства и идеалы народа. Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность его внешнего облика. Это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты.

Романский стиль.

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуют искусство и архитектуру Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики. Он появился в итоге синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. Романовский стиль смешивались с византийскими, с ближневосточными, в особенности сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей северных племен. Различные композиции этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян».
Скульптура
большая часть романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому тяжело говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура романской эры из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Остальные элементы бессчетных местных стилей были позаимствованы из ремесел государств близкого Востока. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, виды чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, в особенности в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обыденными в Европе только в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур располагалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.
Живопись
Имеющиеся эталоны романской живописи включают в себя декорации архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также декорации стенок с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стенок. В этих композициях, которые в большей степени следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются быстрее как знаки, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и обширно использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе и т. д. Все перечисленные представления средневековой эпохи были сформированы

христианским вероучением и христианской церковью. Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство. Само оживление культурной жизни первоначально выразилось в том, что, начиная с Х века, в западноевропейской

художественной культуре утверждаются новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности. В Х веке художественная культура Средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому расположенный обычно на вершине скалистого холма замок служил защитой во время осады и своеобразным организационным центром при подготовке к набегам.

Средневековая Европа поэтому была покрыта замками. Один из самых величественных и мощных замков – замок Пьер-фон к северу от Парижа (Франция).Храмовая архитектура Средневековья также отражала особенности своего времени. Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экспрессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских сцен. Главной задачей художника было воплощение библейского начала, а из всех человеческих чувств, предпочтение отдавалось страданию, ибо, по учению церкви, - это очищающий душу огонь. С необычайной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Европе, но наиболее совершенными образцами этого стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитектуре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений, конечно же, были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны русским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты. В начале XII века романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, экспрессивность и экстатическую деформацию человеческих фигур в скульптуре и живописи, сменяется новым стилем, получившим название готического.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Религия при этом постепенно утрачивает свои господствующие позиции. Этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем перешел в Англию, в XIII веке был принят в Германии и распространился по всей Европе. Переход от романского стиля к готическому был отмечен рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов.

Грандиозность и легкость готических соборов создавала иллюзию оторванности от земли, что достигалось через особое строение готического свода.Изменился по сравнению с романской эпохой наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами.

Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие.Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь - к небу, к Богу. Но готический храм в то же время является своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть система противодействующих сил и конечный результат их борьбы – Вознесение. Отличительной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновременно и конструктивную, и декоративную функции. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Брюгге, Кельне.

Во всех произведениях готического искусства главное внимание уделяется созданию впечатления: для этого используются захватывающие дух театральные эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие. Торжественно-театральный ход богослужения, сопровождаемый органной музыкой, эффектно сочетался с архитектурным обликом храма. Вкупе они достигали своей основной цели – привести верующего в

состояние религиозного экстаза.

Как полагает большинство исследователей Средневековья, одним из самых высоких достижений культуры стал расцвет рыцарской культуры.

В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало символом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рыцарская система ценностей, возникшая на основе реальной политической, бытовой, духовной жизни этого сословия, была уже вполне светской. Сложились образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. В кодексе рыцарской чести этика воинственности, силы и мужества переплетались с нравственными ценностями христианства и средневековым идеалом красоты. Разумеется, образ идеального рыцаря чаще всего расходился с реальной действительностью, но все же он сыграл огромную роль в западноевропейской художественной культуре.

Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская литература, которая нашла свое проявление в виде двух литературных жанров – рыцарского романа и рыцарской поэзии.Первые рыцарские романы появились в Англии после завоевания ее норманнскими феодалами в 1066 г. Основой романов стал любовно-

приключенческий сюжет о подвигах короля Артура и рыцарей круглого стола, заимствованный из кельтских преданий и легенд. Главный герой романов король бриттов Артур и его рыцари Ланселот, Персеваль, Пальмерин и Амадис – были воплощением рыцарских добродетелей.

Наиболее известным и популярным произведением в жанре рыцарского романа стала «Повесть о Тристане и Изольде», в основу которой легли ирландские сказания о трагической любви юноши Тристана и королевы Изольды. Популярность этого романа объяснялась как раз тем, что центральное место в нем отводилось земной чувственной любви с ее переживаниями.

Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Прованс, где сложился очаг светской культуры в феодальной Западной Европе. В провансальском городке Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров (сочинителей), которая возникла при дворах знатных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ прекрасной дамы.

Поэзия трубадуров имела много разнообразных жанров: любовные песни, лирические песни, политические песни, песни, выражавшие скорбь по поводу смерти сеньора или близкого человека, плясовые песни и т.д. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии – миннезингеров (певцов любви), в Италии – гист-рионов (певцов нового сладостного стиля), в Англии – менестрелей. Рыцарская поэзия способствовала повсеместному распространению куртуазных форм культуры в Западной Европе.

Появление рыцарской поэзии было ответом на запросы свободной и независимой от церкви феодальной аристократии. Рыцарская поэзия сумела впитать в себя гармонию телесного и духовного.

В XII – XIII вв. в городах Западной Европы стала развиваться латинская поэзия бродячих студентов – вагантов (от лат. бродить). Поэзия вагантов, студентов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей пороки церкви и духовенства, воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в то время вся

Европа. Расцвет поэзии вагантов связан с интенсивным развитием школьного и университетского образования, поэтому ее создателями и носителями стали студенты.

Фольклор, одно из слагаемых средневековой художественной культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса. На рубеже XI – XII вв. в средневековой культуре получила развитие письменная литература. Тогда впервые были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. В них воспевались подвиги героев, важнейшие реальные события, повлиявшие на судьбу того или иного народа. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи является «Песнь о Роланде». В Германии к этому жанру относится знаменитая эпопея «Песнь о нибе-лунгах», которая явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы. В поэме подробно обрисованы придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также даны во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценные одеяния, сочетающие красочные, золотые, белые цвета и живо напоминающие средневековую книжную миниатюру.Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, скульптуры, книжной миниатюры, витражного искусства. Величайшую художественную ценность представляют произведения средневековой литературы – рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и героический эпос. Таким образом, несмотря на то, что культура Средневековья была неоднозначной, противоречивой и многоликой, она безусловно является важной ступенью развития мировой культуры.Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...