Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эстетика Высокого Возрождения в итальянском изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти)



Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти).

Искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой – стремление к правдивому отражению реальности.

* Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. * Эстетика Возрождения связана с тем грандиозным переворотом, который совершается в эту эпоху во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии. * Гуманистическая мысль ставит человека в центр вселенной, говорит о неограниченных возможностях развития человеческой личности.

Идея достоинства человеческой личности, разработанная мыслителями Возрождения, прочно вошла в философское и эстетическое сознание Ренессанса. 1) Возрожде́ние, или Ренесса́нс - (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. **** Возрождение возникло в Италии. Оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцве та. 2) Примерные хронологические рамки эпохи — XIV —XVI века. 3) Что способствовало приходу Ренессанса Рост городов и развитие производства.Расширение торговли.Появление финансовой системы.Географические открытия.Снижение авторитета католической церквиРаспространение идей гуманизма.Правители городов-государств стремились перещеголять друг друга, появилось новое светское искусство.Появление меценатов.Возникновение купечества и интеллигенции.Рост образования. 3) Ренессанс – расцвет художественной культуры Европы. Основные черты: * Художники вспомнили о культуре античности (Др.Греции…), * Опирались на примеры вечной красоты античности; * Воспеваются идеи гуманизма (человечности). * ГУМАНИЗМ - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. * Человек – вершина творчества природы. * Красота человека – это соблюдение пропорций и симметрии. * Таким образом они говорят нам, что человек в любом возрасте может быть прекрасным. 4 ) Отличительная черта эпохи Возрождения: — светский характер культуры и интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). * Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощения не божественной, а человеческой сущности бытия.

* Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. 5) Периоды: Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс («треченто») Вторая половина 14-15 века раннее Возрождение («кватроченто») Конец 15 - первые три десятилетия 16 вв. высокое Возрождение («чинквеченто») Вторая половина 16 века позднее Возрождение (менее 4-х десятков лет). 6) Высокое Возрождение: В центре внимания художников – образ идеального человека, полного жизненной силы, прекрасного душой и телом(в их творениях объединены христианские и античные образы). 7 ) Люди эпохи: ( личности-«титаны») *** Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого Возрождения. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 15.04.1452 — 2.05.1519 — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis) — идеала итальянского Ренессанса. Он опередил своё время на несколько веков. Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), Мадонна Бенуа, 1478 —1480, Мадонна Литта, 1490 – 1491, Дама с горностаем. 1489 – 1490, Мадонна в гроте. 1483-1486, Тайная вечеря. 1498, Мона Лиза (15031505 / 1506), Витрувианский человек примерно 1490-1492 г.г. Живопись, рисунок: за свою жизнь Леонардо да Винчи создал всего около двенадцати законченных картин
«Крещение Христа» Галерея Уффици, Флоренция) «Благовещение» (; Галерея Уффици, Флоренция)
«Мадонна с цветком» (Мюнхенский музей) «Мадонна Литта» (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Мадонна Бенуа» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Античный воин» (рисунок, Британский музей)
«Поклонение волхвов» (не закончена; в Уффици) «Святой Иероним» (не закончена; с 1845 года - в галерее Ватикана)
«Портрет музыканта» (не закончена; Амброзиана, Милан) "Мадонна в скалах" (Лувр, Париж; второй вариант - Национальная галерея, Лондон)
«Дама с горностаем» (Цецилии Галлерани - возлюбленной Лодовико Сфорцо) "Автопортрет" (около 1510-1513, сангина)
«Тайная вечеря» (фреска; трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан). «Иоанн Креститель» (Лувр, Париж)
«Потоп» (цикл рисунков; итальянский карандаш, перо; Королевская библиотека, Виндзор). «Джоконда» (Мона Лиза), лувр, Франция
Архитектура и градостроительство: варианты «идеального города»; проект двухуровневых городских дорог: верхний уровень - для пешеходов, нижний - для движения экипажей, центрально-купольного храма.

РАФАЭЛЬ САНТИ (28. 03. 1483 – 6.04.1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.У Рафаэля было настоящее призвание портретиста. Работы: «Мадонна с книгой», «Афинская школа, фреска», «Сикстинская Мадонна», “ Мадонна Конестабиле (Санкт-Петербург, Эрмитаж). *** “Сикстинская мадонна” (Дрезден, Дрезденская галерея, около 1513 года) является воплощением высокого идеала. Вся картина решена как небесное явление. Ее называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи итальянского Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности. *** В Ватиканском дворце Папы Римского Рафаэль расписал несколько залов. Особенно знамениты две фрески: “Парнас” и “Афинская школа”. Фреска “Афинская школа” посвящена философам. В центре – Платон и Аристотель. Они продолжают свой спор о идеальном и материальном: Платон указывает вверх, на небо. Аристотель простирает руку к земле. Рафаэль изобразил всех знаменитых философов древности – Сократа, Демокрита, Диогена, математика Эвклида. Платону он придал сходство с Леонардо да Винчи, Демокриту - с Микеланджело. **** * Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. ***** Мадонны, созданные в Риме, т. е. в период полной художественной зрелости Рафаэля, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (6.03. 1475 – 18.02.15640) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель.Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения. Из всех крупнейших представителей Возрождения Микеланджело наиболее последовательно и безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что человек, постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. И этот образ Микеланджело выковал в искусстве, чтобы превзойти природу. Работы: «Пьета», «Давид», 1501 -1504, Погребальная капелла Медичи. Церковь Сан Лоренцо. Флоренция, фреска для Сикстинской капеллы «Страшный суд», возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия, Давид. * ДАВИД - этот величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги и силы, спокойный, но тут же готовый развернуть эту силу для победы над злом, уверенный в своей правоте и в своем торжестве, - подлинный монумент героической личности, человеку, каким он должен быть, являя собой высшее увенчание природы. Гордый юноша воспринимается как символ всей эпохи Возрождения, как гимн человеку. * Гимном человеку и его возрождению после средневековой ночи стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Микеланджело изобразил и сотворение мира, и страшный суд, и библейских пророков. * Каждая композиция существует одновременно и сама по себе, и как неотъемлемая часть целого, так как все они взаимно согласованы. Это – великое достижение живописи Высокого Возрождения, доведенной Микеланджело до совершенства. * «Страшный суд » = Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Но по – прежнему он изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные… Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Они утратили волю. *** Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. *** С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Микеланджело явился родоначальником тех тенденций, которые приобрели большое распространение в последующее время, и определили появление стиля барокко. 8) *** Музыка Высокого Возрождения: В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. "полис" - "многочисленный" и "фоне" - "звук", "голос"). Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы 9) ЛИТЕРАТУРА: Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Никколо Макиавелли, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, памятники эпохи: «Декамерон» Бокаччо, «Дон Кихот» Сервантес, «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. 10) НАУКА: Парацельса и Везалия, Жана Бодена и Никколо Макиавелли, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы ФИЛОСОФИЯ: Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Лоренцо Вала, Томас Мор, Мартин Лютер, Кампанелла, Джордано Бруно. 11) Особенности архитектуры Возрождения: ** Возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. ** Изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикальной ориентации пространства,соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. ** Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. ** Постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. ** Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. ** Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. ** Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар. ** С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. ** Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами, в которых отчасти применялось и дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш). ** Кирпичные конструкции покрывались облицовкой — штукатурной или каменной, в том числе мраморной. ** Новые типы зданий: городской дворец, вилла загородная, палаццо (трехэтажный особняк). ** Разрабатывается Концепция идеального города (Леонардо да Винчи). 12) Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие. 13) ****В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновениебарокко.

Возрождение – комплекс культуры, который сложился в Италии в 14-16 веках. В это время происходит признание человека как личности (гуманизм). Художники эпохи Возрождения возрождали античные формы. Родина В. – Флоренция. Деятели эпохи В. – Сандро Боттичелли (Рождение Венеры), Донателло (скульптура Давида, евангелиста Марка), Ленардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти. (Показать работы мастеров).

Парадоксы эпохи Возрождения

Гуманисты были разных общественно политических взглядов, но всех их объединяло приверженность образованности. Они изучали древнегреческий и латинский язык, но литературу создавали на национальных языках. Вся культура переходит из церковного в светское состояние, но все художники обращаются к библейским сюжетам, будучи светскими людьми.

Эпоха Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Родиной Возрождения стала Флоренция. Основы нового искусства разрабатывали живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архитектор Ф. Брунеллески.
Итальянская живопись XV в. в основном монументальная (фрески). Живопись занимает ведущее место среди видов изобразительного искусства. Она наиболее полно соответствует ренессансному принципу "подражать природе". Новая изобразительная система складывается на основе изучения натуры. В развитие понимания объема, его передачи с помощью светотени внес достойный вклад художник Мазаччо. Открытие и научное обоснование законов линейной и воздушной перспективы значительным образом повлияли на дальнейшую судьбу европейской живописи. Формируется новый пластический язык скульптуры, его основоположником был Донателло. Он возродил свободно стоящую круглую статую. Его лучшее произведение - скульптура Давида (Флоренция).
В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла и др.), разрабатываются теория архитектуры и концепция идеального города. Архитектор Брунеллески построил здания, в которых соединил античное понимание архитектуры и традиции поздней готики, добиваясь новой образной одухотворенности архитектуры, неизвестной древним. В период высокого Возрождения новое мировоззрение наилучшим образом воплотилось в творчестве художников, которых с полным правом называют гениями: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана. Последние две трети XVI в. называют поздним Возрождением. В это время кризис охватывает искусство. Оно становится регламентированным, придворным, утрачивает теплоту и естественность. Однако отдельные великие художники - Тициан, Тинторетто продолжают создавать шедевры в этот период.
Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Франции, Испании, Германии, Англии, России.

Переходный характер эпохи, ее гуманистическая направленность и мировоззренческие новации. В эпохе Ренессанса различаются: Проторенессанс (дученто и треченто, 12-13 - 13-14 века), Раннее Возрождение (кватроченто, 14-15 вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто, 15-16 вв). Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Якопо Сансовино (1486—1570), Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

Микеланджело. «Сотворение Адама», 1508—1512, Сикстинская капелла

Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти. Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире[источник не указан 88 дней].

Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям Возрождения, подходит понятие Homo universale. Этот необыкновенный человек все знал и все умел — все, что знало и умело его вре­мя; кроме того, он предугадывал многое, о чем в его время еще не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как 'можно судить по его рисункам, пришел к идее геликоптера. Леонардо был живописцем, скульптуром, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником... легче пере­числить, кем он не был. Причем в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и ученым.

Легендарная слава Леонардо прошла столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается все ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фан­тастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горя­чие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвиде­ние атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и тем более вол­нующее воображение, снова и снова ставит перед нами самую вели­кую загадку — о внутренних силах, таящихся в человеке. Известно мало произведений Леонардо, и не столько. потому, что они погибали, сколько потому, что он и сам их обычно не завершал.

Достаточно только трех имен, чтобы понять значение среднеитальян-ской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели мно­го общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетво­ряя главные ценности итальянского Возрождения — Интеллект, Гар­монию, Мощь.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 4556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...