![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
установление марксизма как специфической идеологии, теории и практики было тесно связано с социальной и интеллектуальной атмосферой Европы XIX века. Учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) имеет общие черты с рядом как социологических, так и социалистических учений этого времени. Многие знаменитые современники Маркса и Энгельса (Ш. Фурье, О. Конт, Г. Спенсер и др.) не избежали соблазна конструирования идеальных проектов устройства будущего общества, так и не преодолели склонности к глобальным доктринам, охватывающим все стороны общественного бытия. Свои идеи в противоположность классическим утопиям они представляли как всесторонне обоснованное научное знание, способное открыть подлинные законы общественного развития. В силу этого собственно социологические школы и направления, зародившиеся в XIX веке, находились в оппозиции к официальной академической науке, явно тяготевшей в изучении вопросов общественной жизни к абстрактно-философским построениям. Очевидное стремление к позитивизации социального знания с очевидностью проступает и в марксизме.
Правда, в нем было и существенное отличие от позитивистско-социологических направлений, связанное общим отрицательным подходом к капиталистическому обществу. Новое учение провозглашалось мировоззрением революционного рабочего класса, политической программой насильственного преобразования общества.
В ранней социологии идеи ученого и идеолога тесно переплетались. А идеологи разделились на противоположные группировки в зависимости от своих классовых интересов и политических пристрастий, поэтому у социологов-теоретиков не было мира и единодушия: кто-то признавал социологию новой наукой об обществе, а кто-то крайне скептически относился к этому, как к проявлению буржуазной идеологии.
Крайне негативно относясь к О. Конту, К. Маркс, например, никогда не называл себя социологом. Поэтому марксизм отличался не только от официальной социальной философии, но и от многих вновь зарождающихся социологических школ своей подчеркнутой антибуржуазной направленностью. Основное отличие марксизма от других направлений социологической мысли XIX века было связано с решением вопроса об исторических судьбах западноевропейского общества. Реформаторские усилия Конта, Спенсера и других известных социологов XIX века были направлены на совершенствование существующей системы общественных отношений, Маркс и Энгельс же отвергали эту систему в целом. Для Маркса европейское общество представлялось старческим организмом, он не видел ресурсов его развития; назревшие противоречия капитализма, по мнению Маркса, не могли быть разрешены в рамках его собственного бытия. Отсюда известные предсказания скорой пролетарской революции, теоретическое обоснование краха капитализма, поиски путей перехода к новому, коммунистическому обществу. Ясно, что и вся теоретическая модель общества корректировалась под эту перспективу; капитализм, по Марксу, надо было рассматривать только через призму его глобальной негативности, искать его «могильщика» и обнаруживать в закономерном ходе истории признаки его скорой гибели. Это и определяло суть новой социологической парадигмы.
Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Данный тезис получил теоретическое и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К. Маркса «Капитал», первый том которого вышел в свет в 1857 году. Для понимания социологических идей марксизма большое значение имеют также такие труды Маркса, как «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «К критике политической экономии» (1859), «Гражданская война во Франции» (1871); работы Энгельса:
«Крестьянская война в Германии» (1849), «Анти-Дюринг» (1877-1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); а также их совместные произведения: «Немецкая идеология» (1846) и «Манифест коммунистической партии» (1848)
Маркс был первым теоретиком, не только провозгласившим необходимость системного подхода к общественным явлениям, но и стремившимся реализовать эту методологическую установку в оригинальной концепции общественно-экономических формаций. Объяснительные возможности этой гипотезы оказались более ограниченными, чем предполагали ее авторы. Так, в частности, было весьма трудно сформулировать корректное объяснение «скачков» отдельных обществ, минуя определенные формации; вычленение последних двух - «капитализм», «коммунизм» -было очевидно избыточно идеологичным и т. д. Тем не менее теория формаций стала первой в полном смысле слова системной концепцией в истории социологии, концепцией, стремившейся не рассуждать об обществе, а объяснять его. (Важно отметить, что формационная теория общества и исторического процесса базировалась на огромном, хотя и ограниченном в основном европейской историей, фактическом материале.)
Понятие «общественная формация» отличалась от других понятий Марксовой социологии тем, что стремилось охватить все стороны общественной жизни в их целостности и взаимодействии. В фундаменте каждой формации, по Марксу, лежит определенный способ производства материальных благ, представляющий диалектическое единство производительных сил и производственных отношений данного общества. Система производственных отношений составляет экономический базис, которому соответствуют определенные политические, правовые, религиозные и другие «надстроечные» институты, в том числе конкретные формы быта, семьи, образа жизни и т. п.
Маркс и Энгельс выделяли пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из формаций образует, по их мнению, последовательные ступени исторического прогресса, вершиной которого оказывается коммунизм, а общая линия нарушалась лишь случайными флюктуациями наподобие «азиатского способа производства». В отличие от эволюционистов, искавших ключ к пониманию общества в исследовании примитивных обществ, Маркс полагал, что именно развитое общество полнее раскрывает фундаментальные законы общественного развития. Поэтому фундаментальному исследованию был подвергнут лишь капитализм, как наиболее зрелая формация.
Историческая смена формационных типов общества происходит, по Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Каждая формация существует до тех пор, пока способствует развитию производительных сил. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счете приводит к социальным революциям. Революции не происходят автоматически, а предполагают наличие достаточных как экономических, так и внеэкономических условий: определенного состояния различных форм общественного сознания, расстановки классовых сил и т. д. При этом Маркс предупреждал: «Ни одна формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их существования в недрах самого старого общества» [37. Т. 13. С. 7].
Концепция о формациях и их смене наполняла общее понятие исторического закона конкретным содержанием, придавала идее социального прогресса естественноисторический смысл. Материалистическое понимание истории, подчеркивая роль материально-производственной деятельности в жизни общества, не отбрасывало и традиционную проблему соотношений исторической необходимости и сознательной деятельности людей, которая потребовала своего переосмысления в духе новой парадигмы. Используя гегелевскую трактовку вопроса о соотношении свободы и необходимости, основоположники марксизма придали ей более земное содержание. Определение формации и раскрытие экономического механизма перехода от одной формации к другой наполняло абстрактное понятие исторической закономерности конкретным содержанием, переводило знание об обществе и его развитии в разряд строго позитивного исследования.
Дальнейшее уточнение этого знания было связано с попыткой преодоления крайностей фатализма и волюнтаризма в трактовке соотношения деятельности людей, преследующих определенные цели, и объективной логики истории. Специфика марксистского решения этого вопроса заключалась в том, что волевые акты и историческая необходимость опосредуются практическим опытом людей, в рамках которого своеобразно переплетаются стихийные и сознательные элементы. В массе своей люди действуют как слепая стихийная сила, не имеющая четко осознанных целей. В то же время, по Марксу, массовые экономические и социальные потребности людей задаются существующим экономическим положением, реальным обликом процесса производства материальных благ - эти потребности и формируют «вектор» осмысленных исторических действий.
Понятие общественной формации конкретизировалось у Маркса представлением о сложной системе всех структурных элементов, образующих социальную целостность. В широком смысле социальная структура понималась им как совокупность устойчивых связей между основными сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой и др. - и выступала как упорядоченная совокупность форм социальной организации и деятельности. Ее элементами выступают отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им общественные институты. Устойчивые закономерные связи между составляющими общество элементами образуются на основе экономических отношений. Общественное разделение труда и складывающиеся на основе производительных сил производственные отношения оказывают, по мнению К. Маркса, решающее влияние на все сферы общественной жизни, объединяя их в целостную систему.
В более узком смысле понятие социальная структура трактовалось Марксом как деление общества на социальные группы, наличие системы устойчивых связей между ними. Как и многие социологи XIX века, Маркс связывал деление общества на классы с разделением труда и институтом частной собственности. Однако распространял эту связь не только на классы, но и на всю социальную структуру. «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество» [37. Т. 27. С. 402].
Обладая монополией на основные средства производства, господствующие классы контролируют процесс общественного разделения труда и распределения материальных благ, занимают господствующие позиции в общественной организации труда. Принадлежность к классам определяет социальное положение людей, условия их труда и быта, общественную психологию и идеологию, соответствующие интересы. Противоположность коренных (т. е экономических) интересов находит выражение в классовой борьбе и ее основных формах (экономической, политической и идеологической). Классовая борьба выступает в качестве движущей силы общественного развития. Деление общества на классы, как полагал Маркс, оказывает решающее влияние на все стороны общественной жизни, определяя ее политический облик.
Общественный класс не является однородной массой, а имеет сложную внутреннюю структуру. Внутриклассовая дифференциация по уровню доходов, квалификации, образу жизни и другим признакам, как это показал Маркс в своих исторических работах, оказывает существенное влияние на общественную жизнь и расстановку политических сил.
Творчество Маркса совпало с периодом острейших классовых битв, периодом многочисленных революционных выступлений рабочего класса. Это обстоятельство наложило отпечаток на мировоззрение Маркса. Он не видел других путей разрешения классовых противоречий, кроме установления диктатуры пролетариата. Лишь к концу жизни Маркс и Энгельс стали занимать в этом вопросе более умеренные позиции.
Политические пристрастия родоначальников марксизма привели их к недооценке многих аспектов классовых отношений, сведению их только к непримиримой борьбе. Буржуазия рассматривалась ими в основном как паразитирующий класс, не способный к социальным действиям в интересах всего общества. Лишь пролетариат, свободный от развращающего влияния частной собственности, может, по мнению Маркса, выполнить эту историческую миссию. Отсюда идеализация рабочего класса, в основе которой лежал некритический анализ опыта кооперативного и рабочего движения в Англии.
Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь, как правило, понималась упрощенно, так как интересы пролетариата были объявлены масштабом и гарантом истинности социального знания. В науку вводился критерий «партийности)), приведший в будущем к крайней нетерпимости к оппонентам, грубым вульгаризациям закономерностей развития не только гуманитарных, но и естественных наук (дискуссии о кибернетике, генетике и др.).
В то же время разумное применение социологического подхода к исследованию общественного сознания в ряде случаев позволило Марксу дать глубокий анализ эволюции общественных идей при капитализме. Его парадигма социального конфликта как одного из существенных оснований общества оказала значительное влияние на всю западную социологию Развитое классовое сознание, по мнению Маркса, не совпадает с эмпирическим сознанием членов данного класса. Это скорее «идеальный тип», потенциальное или должное сознание, каким оно было бы, если бы наилучшим образом выражало объективные интересы класса. Ни один класс не мог преодолеть этот барьер автомистификации. Только пролетариат, по Марксу, в силу специфики своего социального положения (свободен от корыстного интереса частного собственника, коллективистские условия труда и др.), способен к выработке адекватного, т. е. научного, классового сознания и, следовательно, к действительно рациональной деятельности, когда намерения и результаты, если и будут расходиться, то минимально.
Политическая публицистика Маркса и Энгельса часто способствовала формированию представлений о марксизме как о пророческом учении, утверждавшем неизбежность пролетарской революции. Между тем и Маркс, и Энгельс были достаточно осторожньми в своих прогнозах. История всегда понималась ими как набор различных сценариев развития. Тем не менее ученые часто давали повод для критики в свой адрес. Во многих популярных публикациях Маркса и Энгельса исторический процесс выглядит как железная поступь социального прогресса, осуществляющегося в ходе смены общественных формаций.
Элементы позитивистского и натуралистического подходов были присущи Марксу и особенно Энгельсу на протяжении всей их творческой деятельности. Это проявлялось, например, в трактовке свободы как познанной необходимости, сводящей творческую деятельность к следованию объективному закону, в понимании общественного сознания как отражения общественного бытия, т. е. как эпифеномена бытия, и др. Довольно часто в целях полемики Маркс и Энгельс односторонне заостряли решающее значение материального производства в ущерб духовной активности субъекта[1], недооценивали значение интеллекта как источника развития и богатства общества.
Исторический материализм привел к появлению множества различных объяснительных версий исторического процесса, к формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ. Многие из них демонстрируют всевозрастающие возможности в понимании социальных феноменов. В своей претензии описывать социальную жизнь как тотальность марксизм, видимо, не имеет себе равных и в конце XX столетия.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1828 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!