Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методология истории М.Вебера



«Большое влияние на формирование современной методологии истории оказали работы выдающегося немецкого мыслителя Макса Вебера (1864-1920). Вебер начал свою научную карьеру как неокантианец. Однако, увлекшись социологией, разработал собственную методологию, в которой стремился соединить ценные элементы методологии позитивизма и неокантианства, социологического и исторического методов познания. Не случайно некоторые исследователи называют веберовскую методологию позитивистско-неокантианской, а характер его работ – историко-социологическим» (19 – 123).

«Центральной категорией веберовской методологии истории является понятие идеального типа. Идеально-типическое, по Веберу, есть диалектическое единство общего и индивидуального… идеальными типами называются общие понятия, приложимые не только к повторяющимся явлениям истории, но и к неповторимым историческим индивидуумам» (19 – 123).

«Веберовский идеальный тип есть мыслительный образ, имеющий внеэмпирическое, абстрактно-теоретическое происхождение. Благодаря своей отличности от эмпирической реальности, идеальный тип способен служить определенным масштабом для ее познания, средством для изображения индивидуальных исторических образований» (19 – 124).

«Исторический идеальный тип, согласно Веберу, представляет собой систему каузальных связей между индивидуальными образованиями, наличие которых привело к возникновению определенного исторического феномена. В данном случае идеальный тип служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений. Примером генетических идеальных типов у Вебера выступают такие понятия как, «средневековый город», «культура капитализма», «кальвинизм» и т.д. Все они, как считает Вебер, образованы путем подчеркивания одной из сторон эмпирически данных фактов» (19 – 126).

«Методологию многофакторного анализа Вебер противопоставляет различным типам мировоззренческого монизма, и прежде всего объектом его критики выступает экономический монизм, который отождествляется им с материалистическим пониманием истории… Вебер исходит из постулата – любое явление в истории выступает вначале не как реальность, а как идея или цель… Цели далеко не всегда определяют социальные действия и поведение людей. Вебер пришел к выводу, что в конечном счете поведение людей можно понять и объяснить, изучая мотивации. Только на основе раскрытия мотиваций можно создать идеальный тип любого социального явления, построить его мысленную модель» (19 – 128).

«Согласно Веберу, социология и история главным предметом своего исследования берут целерациональные действия людей. Любую сферу общественной жизни или события поэтому следует рассматривать сквозь призму мотивов и субъективных целей участвующих в формировании данного сегмента социума или исторического континуума лиц или социальных групп… наряду с целенаправленным действием Вебер выделяет также ценностно-рациональное действие (действие в соответствии со своими убеждениями, ценностными установками, «заповедями»), аффективные действия (эмоционально мотивированные) и традиционные (осуществляемые в силу привычки)». В то же время типы действий разнообразны и не исчерпываются четырьмя названными (19 – 134; подробнее см.:123-135).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...