Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анализ источников и постановка задачи



Большой интерес публики к истории и истории культуры, сформировавшийся в течение последних полутора веков и широкий общественный резонанс, который имели выдающиеся археологические открытия, сделанные за это время, не означали, к сожалению, что судьба памятников культуры была безоблачной на протяжении этого периода. Памятники гибли во время войн и социальных потрясений, оказывались под позднейшей застройкой, просто разрушались. Создание современных компьютерных трехмерных реконструкций памятников истории и культуры представляет, тем самым, достаточно актуальную задачу. Конечно, никакие технологии никогда не позволят «виртуально восстановить» утраченные памятники. Создание компьютерной реконструкции представляет собой создание некоего нового объекта, в чем-то похожего на графические реконструкции, выполненные традиционными методами, но имеющие неизмеримо большее информационное наполнение. Они никогда не смогут заменить исчезнувшие памятники, но им по силе решить некоторые задачи. Они могут дать представление о памятнике, порой неизмеримо большее, чем традиционные иллюстрации, могут способствовать «полному погружению» зрителя, мы можем почувствовать (за счет анимации камеры) движение человека перемещающегося в пространстве памятника тогда, когда памятник еще не был разрушен или иным образом утерян. Можно восстановить характер освещения пространства, дав тем самым возможность зрителю почувствовать себя участником событий, происходивших много веков назад. Наконец подобная деятельность способствует привлечению внимания общества к проблемам сохранения существующих памятников и, наконец, способствует популяризации истории, археологии и истории искусств.

Работа по созданию компьютерных реконструкций должна проводиться совместно специалистом-историком и художником, умеющим работать в технике 3D графики и анимации. Реконструкция, естественно, основывается на вполне определенных источниках. Поэтому начинаться работа должна с постановки задачи и анализа имеющихся источников. Очевидно, объем имеющейся информации должен соответствовать поставленной задаче. Иными словами, надо оценить, во-первых, саму возможность реконструировать объект, во-вторых, - возможный уровень детализации. Источники, используемые при создании компьютерных реконструкций (как, впрочем, и традиционных) могут быть самыми разнообразными. Можно (разумеется, условно) выделить их основные группы, дать им характеристику и проанализировать их применительно к нашим случаям (мы рассматриваем те источники, которые могут использоваться при создании компьютерных трехмерных реконструкций настенной живописи).

Архитектурные обмеры, чертежи, топографические планы.

Архитектурные обмеры и чертежи имеются в нашем распоряжении в том случае, когда памятник либо сохранился (хотя бы частично), либо был исследован (полностью или частично) до его разрушения. Например, можно попытаться восстановить живописный декор Парфенона (частично сохранившегося памятника) создав компьютерную трехмерную модель на основе имеющихся архитектурных обмеров. В случае реконструкции росписи Нередицкой церкви (построенной дважды) мы располагаем архитектурными обмерами, выполненными Императорской археологической комиссией (ИАК), которые позволяют создать точную архитектурную модель церкви (т. н. сетку), которая может быть впоследствии соединена с изображениями (репродукциями) фресок. Альтернативный путь – создать модель на основе обмеров существующей реконструкции архитектуры церкви, выполненной в материале в 1950 – е годы. Реконструкция боспорских склепов основывается, в частности, на имеющихся в распоряжении исследователей планах и обмерах склепов, выполненных их первооткрывателями и учеными, изучавшими их в период между открытием этих памятников и их утратой. Чертежи и обмеры, полученные в результате археологических раскопок Илурата, Березани и Старой Ладоги легли в основу реконструкций жилищ и оборонительных сооружений, существовавших когда-то на этих поселениях. Без таких источников сколько-нибудь правдоподобная реконструкция памятников истории, имеющих архитектурную основу, невозможна.

Работая с такими источниками, мы неизбежно задаем себе некоторые вопросы. Какова их точность? Кем и в каких условиях были выполнены работы? Вопросы эти далеко не праздные. Архитектурные обмеры далеко не всегда выполнялись профессиональными архитекторами или археологами, могли выполняться в спешке и т. д. Большое значение при работе с архитектурными обмерами и аналогичными источниками играет мнение специалистов, изучавших их ранее, и имевших возможность составить о них мнение. Заметим, что, по мнению некоторых специалистов, работы выполнявшиеся исследователями Императорской археологической комиссии при обследовании церковной архитектуры Древней Руси выполнялись на достаточно высоком уровне. Применявшаяся нами методика создания архитектурной реконструкции церкви Спаса-Преображения на Нередицком холме инструментами приложения 3Ds Max на основе обмеров, произведенных специалистами Императорской археологической комиссии, подробно излагается ниже.

Илл. 6. Ф. И. Гросс. План двойного склепа (склепа 1873 г.)

Илл. 7. Церковь Спаса-Преображения на Нередицком холме. Материалы Императорской археологической комиссии.

Иллюминированные чертежи и схемы. Мы имеем в виду, например, схемы росписей различных объектов, живописного декора и пр. Такой метод публикации материалов используется также при работе с керамикой и другими предметами декоративно-прикладного искусства. Понятие «иллюминированный чертеж» или «иллюминированная схема» весьма условны, но можно попытаться выделить некоторые общие черты, отличающие их, например, от классических копий (в отличие от копий в академическом понимании, схемы и иллюминированные чертежи могут выполняться в любом материале, чаще всего – в акварели). В случае плохой сохранности настенной живописи такие схемы, чертежи, копии заключают в себе элементы графической реконструкции. Художник, делая прорисовку росписи начинает каким-то образом трактовать то, что он видит. Если разные художники фиксируют одно и то же изображение, то может случиться так, что один художник увидит некоторое изображение, несущее определенный смысл, там, где другой – лишь случайный набор пятен неизвестного происхождения. Особенностью этого вида материалов является то, что они выполняются строго во фронтальной проекции, без ракурсов и учета перспективных искажений, что, однако, не мешает художникам убедительно передавать рисунок, цвет, особенности фактуры, характер повреждений оригинала, Визуальный «эффект перспективы» при этом осознанно теряется. Художник создает цветной чертеж. На определенном этапе создания компьютерной трехмерной реконструкции такие изображения могут быть совмещены с архитектурными моделями (отдельными поверхностями, подчас имеющими сколь угодно сложную форму). Инструменты 3Ds Max позволяют сделать это достаточно корректно, в результате чего оптические эффекты (в первую очередь, эффект перспективы) появляются вновь. Схемы и иллюминированные чертежи представляются нам наиболее подходящим исходным материалом для создания компьютерных трехмерных реконструкций настенных росписей и других подобным их объектов. Мы не могли использовать источники такого рода при работе над реконструкцией живописи церкви Спаса-Преображения на Нередице. Они либо не существуют, либо остались недоступны для нас. В основу комплексной реконструкцией керченского Двойного склепа легли иллюминированные прорисовки настенной живописи художника Гросса. Выполненные с высокой степенью детализации, они позволяют реконструировать склеп с высокой степенью правдоподобия. Отметим, что в случае с Двойным склепом существуют альтернативные материалы (акварели М. Фармаковского), которые мы предполагаем использовать в дальнейшем.

Илл. 8. Ф.И. Гросс. Разрез Двойного склепа

Илл.9. Ф.И. Гросс. Потолок первой камеры склепа.

Илл. 10. Ф.И. Гросс. Стена первой камеры склепа.

Художественные акварели и зарисовки. В эту группу источников (очень условно) можно отнести изображения, сделанные с натуры с учетом оптических эффектов, таких как перспективные искажения. В этом случае художник изображает, предмет (или его детали) так, как он его видит, пишет так, как он писал бы в реалистической манере пейзаж или натюрморт, выстраивая перспективу и прорабатывая тени. То же относится к различным графическим зарисовкам и наброскам. Цель таких изображений – дать зрителю максимально полное представление о памятнике или его деталях. Такой точной фиксации изображения, как на иллюминированных чертежах мы здесь не видим (не потому, что художник не смог этого добиться, а потому, что не ставил перед собой такой цели).

Деление источников на группы, естественно, весьма условно. Нет, разумеется, четкой грани между схемой и зарисовкой. Акварели могли быть выполнены с различными целями и, если угодно, с разной степенью условности. Кроме того, некоторые акварельные фрагменты могут и не содержать перспективных искажений или игры светотени. При компьютерной реконструкции памятника они будут вести себя как иллюминированные чертежи. Акварели Л.М. Браиловского (основной материал, использованный нами при воссоздании исторического интерьера церкви Спаса-на-Нередице) похожи одновременно и на художественную акварель, и на иллюминированный чертеж или схематическую цветную прорисовку. В целом они представляют собой развертку ансамбля настенной живописи, фрески скопированы фронтально, они расположены на листе как архитектурный чертеж. Детали (но не все), однако, изображены с учетом перспективного искажения и светотени. Перспективное искажение отсутствует в изображении фресок, расположенных на плоских участках стен. Фрески, расположенные тех частях стен, которые имеют сложную форму (апсиды), на сводах, парусах, куполе и барабане изображаются с учетом перспективы и законов светотени (фигуры, расположенные на парусах, например, лишены голов). Все это, конечно делает невозможным полную реконструкцию интерьера церкви только на основе акварелей Л.М. Браиловского. С другой стороны, акварели Л.М. Браиловского дают прекрасное представление о фресках церкви Спаса-на-Нередице в целом, и они могут служить прекрасным исходным материалом для создания реконструкции интерьера церкви на определенном уровне детализации. Отдельные фрагменты акварелей могут быть использованы для создания более подробных реконструкций отдельных частей интерьера.

При реконструкции Двойного склепа мы не использовали подобных материалов.

Илл. 11. Л.М. Браиловский. Фрески северной стены. Акварель.

Илл. 12. Л.М. Браиловский. Развертка купола и сводов. Акварель

Илл. 13. Л.М. Браиловский. Фрески парусов и купола. Акварель. Головы евангелистов не изображаются из-за перспективных искажений.

Фотографии. Фотографии считаются (безусловно, по праву) самым объективным способом передачи изображения, известного в конце XIX – начале XX в.в. Это правильно, хотя можно сделать несколько замечаний на эту тему. Во-первых, старые фотографии неизбежно подвергались ретушированию, что могло привести к неким искажениям, особенно в случае плохой сохранности оригинала. Ретушер в этом случае может начать по-своему «реконструировать» объект. Во-вторых, необходимо убедиться в том, что камера во время съемки располагалась перпендикулярно изображению, иначе возникали бы перспективные искажения. Также крайне желательно наличие ровного, равномерно распределенного освещения. Заметим, что в любом случае при фотографировании, например, купола церкви, избежать пространственных искажений невозможно. В-третьих (и это самое важное для нас), работая с материалом конца XIX – начала XX в.в мы имеем дело исключительно с черно-белой фотографией. Получается, что, достигая высокой степени детализации и объективности, мы теряем при этом всю информацию о цветовом решении живописного убранства и значительно ослабляем эмоциональное восприятие реконструкции.

Илл. 14. Фигуры Евангелистов на парусах. Фотографии. Фигуры Евангелистов изображены полностью.

Неизбежно возникает желание объединить плюсы (и, в то же время избавится от минусов) различных видов источников (объективность фотографии и цвет прорисовок и акварелей), создав некий новый вид исходного материала, т. е. попытаться каким-то образом «иллюминировать» (с помощью компьютерных технологий или традиционных техник?) фотографию. Информационным источником в этом случае могут служить как имеющиеся цветные схемы и акварели, так и (в случае с церковью Спаса-на-Нередице) сохранившиеся фрагменты фресок. Мы планируем попытаться сделать что-либо в этом направлении в будущем, но я не берусь предсказать результат этого эксперимента.

На сегодняшний день фотоматериалы при создании реконструкций мы не использовали.

Перечисленные выше виды источников являются основными для реконструкции исторических памятников. Кроме них существует множество других, которые также могут быть весьма полезны. Они, как правило, носят вспомогательный характер, тем не менее хочется сказать несколько слов и о них.

Материалы археологических раскопок. Могут использоваться в качестве источника дополнительной информации при реконструкции некоторых деталей сооружений. Например, фрагменты черепицы, найденные во время раскопок Илурата, были использованы для реконструкции крыш. Сами строения реконструировались по архитектурным обмерам руин, открытых во время раскопок (см. выше).

Различные изображения, синхронные памятнику, который мы реконструируем. Речь идет об изображениях самого различного характера (граффити, изображения на монетах и т.д.). На основание таких материалов (естественно, в сочетании с результатами археологических раскопок) была сделана реконструкция оборонительных сооружений Илурата.

Аналогии. Могут использоваться для реконструкции частей памятника, утраченных еще в древности. Реконструкции, сделанные на основе аналогий, чаще всего будут носить гипотетический характер.

Письменные источники. Описания памятника, сделанные исследователями видевшими его до разрушения могут помочь нам в интерпретации материала.

Кроме того, можно использовать сохранившиеся в других местах аналоги, данные традиции и прочее.

Говоря о всех этих материалах необходимо иметь в виду следующее. Мы можем создать убедительную реконструкцию в том случае, если мы имеем достаточное количество однотипных источников (комплект чертежей, серию фотографий, на которых представлена хотя бы большая часть фресок, и т. д.). Существующие разрозненные копии отдельных фресок вряд ли могут быть использованы для создания достаточно убедительной реконструкции, хотя могут быть полезны как источник дополнительной информации.

Необходимо, кроме того отметить следующее. Различные материалы часто противоречат друг другу. Если мы обнаруживаем во время работы такие несоответствия, то единственный выход для нас – создать некоторую иерархию источников, то есть приняв один из них (предположительно самый точный из всех) за основной.

Итак, подведем итоги. Для реконструкции церкви Спаса Преображения на Нередицком холме мы имеем следующие группы источников:

Для реконструкции Двойного склепа мы имеем в своем распоряжении чертежи и иллюминированные прорисовки, выполненные художником Гроссом (каждая композиция прорисована на отдельном листе) и репродукции акварелей М. Фармаковского, представляющие отдельные планы. Кроме того мы имеем описания (словесные) сделанные учеными, исследовавшими его в XIX – начале ХХ века.

Проанализировав имеющиеся у нас материалы (с учетом их характеристик, данных выше) мы можем сформулировать план работ для каждого из наших проектов.

Церковь Спаса-Преображения на Нередицком холме. В рамках этого проекта мы решили выполнить следующие работы. В рамках этого проекта:

В дальнейшем:





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...