Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
< Во второй половине ХХ века в Западной Европе, США и других капиталистических странах модерн уступает место постмодерну. Миф о Прометее (бесконечном прогрессе и всесилии технологий) исчерпал себя. Это период разочарования в прогрессивизме, в который мы и живем.
Сознание человека постмодерна нейтрально относится к духовному и рациональному началам, переосмысливается роль веры и религии. Возврата к консервативной вере времен «мифоса» не может быть, люди относятся к ней либо лояльно, без интереса, либо используют ее полезные качества (высоконравственное воспитание, религиозное единение народа, медитации).
Нет официального принятия стороны «логоса» или «мифоса» в чистом виде, мы наблюдаем массовый нигилизм, обретающий в разных регионах мира свою специфику в соответствии с геополитическими типами этих регионов. >
Правители через ученых и СМИ распространили миф о политическом нейтралитете глобализированного общества. В действительности утверждается не отсутствие идеологий, а единственность доктрины гегемонии мировой либерально-буржуазной империи. Все несогласные с этой доктриной тем или иным способом уничтожаются, либо ставятся в условия, когда сопротивление бесполезно.
< Социологическая формула (топика) постмодерна – дробь «логос»/«не-мифос». Жизнью руководят рациональные, «шкурные» интересы, а вместо духовного – виртуальное, иллюзия, симулякры. Пост-модерн стремится полностью уничтожить место «мифоса», заменив людей киборгами, бездумными пост-людьми без духовности, без чувств и переживаний.
Переосмысленная отдельными философами в разгар модерна категория исторического времени сочетала в себе элементы представлений о нем, как о цикличном и одновременно как о восходящем однонаправленном линейном. Такие представления соответствуют историческому материализму – модели развития по спирали. Эта модель еще вполне соответствовала идее о постоянном однонаправленном восхождении от низшего к высшему. В начале пост-модерна социальное время вообще «потеряло направленность». Оно «стало подобно горизонтальной корневой системе», в различных точках которой в прошлое устремляются корни, а в будущее – ростки. >
* * *
Б Люди из современных правящих страт стремятся продолжать «политику» модерна (в форме абсолютизации технического прогресса, утверждения единственности глобально-буржуазной цивилизации). Буржуазные ученые давно пишут о «конце времени», но это только приближение окончательного изживания состарившегося модерна.
Народные массы фактически живут постмодерном и тяготеют к нему, стоя у рубежа кончины модерна. Мы являемся свидетелями только начала эпохи постмодерна, в котором преобладает модернистское давление на народ со стороны глобальных властей, не желающих крушения своей укоренившейся системы. Не смотря на это, пост-модерновое сознание народных масс давно перестало соответствовать модерновой доктрине, насаждаемой «сверху».
В целом все состояние социума можно назвать одним из вариантов осуществления эпохи пост-модерна, но вариантом не лучшим. > Нео-евазийцы предлагают консервативное направление пост-модерна, к которому, по их мнению, тяготеет «простой народ».
* * *
< В России после нашествия модерна Нового Времени откат в некоторых вопросах к пре-модерну осуществлялся сначала славянофилами, затем большевиками. После «перестройки» Горбачева произошло не самостоятельное завершение освоения модерна и начало пост-модерна, а их импорт с Запада (как и первый импорт модерна в Россию Петром I). В результате получилась специфическая для России синтагма исторического развития с точки зрения пост-модернистской модели > (рисунок 11).
Рисунок 11 – историческая синтагма Российской империи
< До «московского» периода общественное сознание соответствует архаичному пре-модерну (сознанию не трактуемой логически веры в мифы, в героев).
В «московский» период наступает религиозный пре-модерн (сверхъестественное частично трактуется через «логос»).
Дальше следует импорт «модерна» и углубление в него – «петербургский» период.
При последних царях и СССР – возврат в сознании и социологии к «московскому» периоду с «верой народных масс в компартию и технический прогресс вместо Бога» (хотя немногие люди все же понимали истинную научную суть марксизма-ленинизма и проблемы на пути его осуществления). Внешне в СССР развивался модерн (атеизм, науки, технический прогресс, футурология), а в глубине сознания оставался пре-модерн (вера в вождя, подчинение сильной власти, осознанное вверение вождю управления для разумного руководства страной, «равенство по форме» страт народа и власти, соблюдение традиций).
В конце ХХ века страны морской цивилизации насадили сухопутной империи СССР элементы модерна в составе созревшего в них ранее пост-модерна – собственно, экспортировали свой готовый, но никуда не годный, вредный пост-модерн. >
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!