Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эгалитаризм – идея равномерного распределения не только материальных благ, но и управления между всеми членами общества, т.е. включающая в себя максимальную демократию.
Демократия в ее первобытном значении – принцип равномерного распределения политической власти в цивилизованном, развитом обществе, буквально: власть народа. В истории демократия в таком смысле не наблюдалась.
В Афинах времен Сократа, несмотря на высочайшую демократию среди свободных граждан, женщины, рабы и варвары были полностью бесправными. Были и кое-где есть до сих пор небольшие бесклассовые общины, например, индейцы Хопи. Эти маленькие общины можно назвать первобытно-демократическими, т.к. в них наблюдается крайне низкий уровень развития производительных сил и первобытные производственные отношения. Если производство в общине начнет развиваться, появится значительное количество избыточной продукции, население станет расти, и запустится известный механизм разложения на социальные классы, произойдет интеграция в современное мировое буржуазное общество. Впрочем, эта интеграция и так постепенно происходит – индейцы покупают предметы буржуазной цивилизации, устраивают для буржуазных туристов экскурсии и представления, уезжают в города на заработки.
Кроме полной демократии, можно выделить отдельные демократические принципы. Их-то мы и наблюдаем в большинстве современных государств (либо их имитацию). Такими принципами являются демократический централизм политической власти, демократические выборы, свобода слова, свобода выбора работы, свобода религиозных, идеологических, этических взглядов.
Общая суть демократических принципов при капитализме – иллюзия частичного распределения власти между всем населением (путем возможности делегирования в органы власти представителей своих интересов, формальной свободы высказывания политических взглядов, прочих свобод, недоступных ранее в феодальных государствах). При этом население по-прежнему расколото на классы. Трудовой народ выбирает между различными партиями и отдельными представителями буржуазной системы. Буржуазные республики с демократическими принципами в действительности – мало-демократические, поскольку в них власть не всего народа и даже не большинства, а буржуазного меньшинства.
Спустя тысячи лет после появления понятия демократических принципов Маркс, Энгельс и Ленин, говоря «демократическая республика» или «демократия», подразумевали б о льшую демократичность буржуазных, и еще б о льшую – социалистических республик относительно феодальных государств. Демократией Ленин в «Государстве и революции» называл государство с демократическими принципами. В этом смысле демократия должна быть уничтожена, т.к. должно быть уничтожено государство. Такое уничтожение происходит в два этапа. Первый: социалистическая революция уничтожает систему привилегированного чиновничества и вооруженные формирования, защищавшие правящий класс, заменяя их служащими с рабочей зарплатой и народным ополчением. Второй: эволюция социалистического государства, его отмирание, т.е. отмирание скверного наследия, рудиментов буржуазной системы.
Республика – это форма государственного правления, когда осуществляется принцип демократических выборов в иерархические централизованные органы власти. В республике единые законы распространяются на все население, независимо от классовой принадлежности. Республика подразумевает государственность, классы, писаные законы, частичное распределение управления, а абсолютная демократия – это высокоразвитое, пост-экономическое негосударственное бесклассовое общество.
Ближе всего к полному народовластию социалистическая республика, но и в ней политическая власть принадлежит не всему исходному народу, а большинству (классу пролетариата). Одновременно весь народ преобразуется в трудящихся на общую пользу, освобождается от труда как тяжелой необходимости, получает возможность свободного выбора труда, получает свободу творчества.
Когда общество становится бесклассовым, то уже не существует государственной власти, т.к. нет нужды в подавлении одного класса другим, нет нужды в диктате интересов одного класса. Это в некотором смысле есть демократия в ее первобытном значении – власть народа, власть всех. Но есть ли вообще смысл в таком случае говорить о власти? По отношению к будущему коммунистическому обществу термин «демократия» - излишний.
На социалистическом пути уничтожения классов делегированные в органы власти представители балансируют на грани превращения в новый класс эксплуататоров. История показывает возможность превращения делегированных представителей интересов трудящихся в новую буржуазию или отстранения их от власти рождающейся новой буржуазией, что заканчивается возвратом к буржуазной республике.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!