Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 1. Введение. Общая характеристика модернизма и символизма



Русская литература ХХ в. отличается богатством различных идейно-художественных исканий, сосуществованием на разных этапах ее развития таких литературных направлений, как реализм и модернизм (с его течениями: импрессионизмом, экспрессионизмом, символизмом, акмеизмом, авангардом, неореализмом и неоромантизмом). Наиболее благотворными для расцвета духовных, идейных и эстетических исканий в литературе, развивавшейся на территории России, были 1900-е, 1910-е и 1920-е гг.

В русской литературе ХХ в. выделяются 3 больших этапа, каждый из которых подразделяется на более мелкие периоды.

1.Русская литература конца XIX - начала ХХ в. (1890-1922 гг.)

2.Русская литература СССР и Российской Федерации (1920-2000 гг.).

3.Литература русского зарубежья (1920-2000 гг.).

Новые принципы периодизации. От сутствует 1917 г. как рубеж нового периода, т.к. революц. события, включая Октябрьскую революцию, имели вначале собственно политич., военное, социально-экономич. содержание. Л-ра, реагируя на изменения в судьбе России, тем не менее по своим художественным принципам оставалась самоценной духовной сферой. Значительные изменения в лит. процессе начались с 1920-х гг., когда власть начала проводить целенаправленную, диктаторскую лит. политику.

Более дробная периодизация л-ры первого этапа: 1890-1910 гг. (серебряный век, символизм); 1910-1922 гг. (постсимволизм); период развития л-ры "серебряного века", связанный с эмиграцией (см. 3-й этап).

Л-ра второго этапа подразделяется на: 1920 - первую пол. 1950-х гг.; вторую пол. 1950-2000-е гг.

Л-ра рус. зарубежья имеет такие периоды: 1920-1930-е гг., 1940-1960-е, 1960-2000-е гг., соответствующие трем волнам русской эмиграции.

Периодизация внутри частей обусловлена особенностями развития самой л-ры и явлениями историч. и политич. хар-ра, оказавшими существенное влияние на лит-й процесс.

Конец XIX- нач. ХХ в. - особый, переломный период в истории общественной и худож. жизни России. В эти годы нарастает соц. кризис, ощущение "чрезвычайности" времени. Они отмечены крушением народнической идеологии, поиском новых идеологич. концепций общественн. развития, в частности, распространением идей марксизма.

Из-за кризиса позитивизма возникают новые течения в рус. философской мысли (идеалистическая философия всеединства Вл.С.Соловьева, экзистенциальная философия Н.Бердяева и Л.Шестова). Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Апокалиптические мотивы в иск-ве и л-ре начала века ("Три разговора..." В.С.Соловьева). В то же время представление о том времени не только как эпохе кризиса, но и времени ренессанса, духовн. и культурного подъема. Под ренессансом имеют в виду возрождение идеализма и христианской религии (В.Соловьев, авторы сборников «Проблемы идеализма», «Вехи», петербургские «старшие» символисты, группировавшиеся вокруг неохристианского ж-ла «Новый путь»), а также греко-римской античности (И.Анненский и Вяч.Иванов), обращение к корням русского национального языка, к его допетровскому «ладу» (А.М.Ремизов).

Сближен. л-ры и философ. в осмыслении новой роли духовного начала в об-ве. Роль философии Шопенгауэра и Ницше. Русская литература 1900-1910-х гг. прежде всего откликнулась на представления Шопенгауэра об этике: "<...> Жизнь рисуется нам как беспрерывный обман, и в малом и в великом", "Смерть, бесспорно, является настоящей целью жизни <...>", небытие - "самая важная из всех истин <...>" (второй том "Мира как воли и представления", 279, с.63, 94, 185, 151). Об эпидемии самоубийств, унесшей после революции 1905 г. из жизни " не мало сотен чуткой и совестливой молодежи ", писал в "Летописи" Горький [38, с.176].

Восприятие этики (концепция смерти Бога, нехристианская позиция нахождения «по ту сторону добра и зла») и эстетики Ницше (представления об аполлоническом и дионисийском началах, о «рождении трагедии из духа музыки») в худож. сознании Горьк. ("Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "На дне"), Л.Андреева (у него и идеи Шопенгауэра), Е.Замятина, символистов (А.Бел., В.И.Иванова). (О русской философии см. конспект учебника Смирновой.)

Модернизм был самым влиятельным направлением в русской литературе начала века. Один из первых откликов на модернизм есть уже у Чехова, который устами персонажа пьесы «Чайка» (1896) врача Дорна приветствует «декадентскую» пьесу о мировой душе Константина Треплева: «Вы взяли сюжет из области отвлеченных идей. Так и следовало, потому что художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль».

Влияние модернизма сильнейшим образом сказалось и в дальнейшем развитии русской литературы на протяжении всего прошлого века, в творчестве лучших ее представителей — Е.Замятина, А.Платонова, М.Булгакова, Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, И.Бродского и других.

Философскую основу модернизма усматривают в отказе от по­зитивизма, являющегося базой реалистического миропонимания. Всле­дствие этого в модернизме на смену детерминистской концепции человека и среды как основы реалистической картины мира приходят различные индетерминистские концепции активности человека, ко­торые нередко оказываются соотнесены с теми или другими фило­софскими течениями.

В основе модернистского литературного направления лежит ми­ровидение, которое заключается в поисках истинной реальности, скрытой от поверхностно-позитивистского взгляда на мир. Эти поиски велись с помощью новых гуманитарных научных данных —концепций интуитивизма А.Бергсона, психоанализа З.Фрейда, информатики Н.Хомского, теорий А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Вл.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, а также лауреата Нобелевской премии В.Оствальда, представления которого об энтропии и энергии участвовали в формировании модернистского взгляда на мир.

Позитивистская реалистическая картина мира уступает место в л-ре мод-ма иному восприятию действит-ти – разорванному, противоречивому, мозаичному, гротескно-фантастическому. Отказ мод-ма от реалист. принципов типизации и, как следствие, индетерминизм. Отсутствие соц-го детерм-ма ведет к тому, что в хар-рах утверждается иной детерминац-й центр, лежащий не вне героя, не в сфере его соц-х, личностных и межличностных связей, но в самой личности. Судьба героя и его поступки порождены не логикой хар-ра, к-рая вообще может отсутствовать, персонаж модернистск. романа м.б. алогичным (Передонов из «Мелкого беса» Ф.Сологуба). Нередко харар-ры героев явл-ся гротескными. Герои движимы силами сверхчувственными или коренящимися в бессознательном, в реликтах неизжитых архаических представлений. Теперь предметом изображения стало новое биологически-психологическое существо.

Модернизм, культивирующий новаторство и отказ от традиций, не обязательно, но часто сопровождается внешней деформацией воссоздаваемой действительности, образной системы либо языка. Под понятием деформации имеются в виду, в частности, и разные условные формы, в том числе фантастика. В этой связи модернизм трактуется как «антимиметический» (мимезис – подражание в «Поэтике» Аристотеля, не отражающий, в отличие от реалистического, реальность жизни) метод, усилиями фантазии творящий собственную эстетическую реальность. Это не исключает возможности использования реалистами вторичной условности, а модернистами — реалистической типизации.

Модернизм выработал собственные формы психологизма, языка и хронотопа.

1.Синтетический, а не аналитический, широко распространенный у писателей-реалистов (Стендаля, Бальзака, Л.Толстого, Ф.Достоевского) психологизм.

2.Футуристы, в меньшей степени акмеисты культивируют магическое слово, с помощью которого можно изменить мир. Символисты широко используют неологизмы и архаизмы, а футуристы и неореалисты — неологизмы и диалектизмы, тем самым обогащая литературный язык.

3.У модернистов скрещиваются не только словесные формы, принадлежащие разным эпохам, но и разные типы художественного времени: у Блока, Манд., Хлебн. время давно прошедшее сочетается с будущим.

Специфика русского модернизма:

1.Значимость религиозного сознания и в символизме и в постсимволизме. Маковский: метафизика, если не сказать мистика, в этом его подлинная русскость. Менее важна эта область для футуристов. Но и у них есть то же, но с обратным знаком — страстное богоборчество (Маяковский).

2.Особая радикальность формальных экспериментов.(Хр., 507. Хл., Бобэоби пелись губы …).

В. Хлебников

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 839 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...