Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Во втором издании своей книги Милль, опираясь на социально-статистические исследования, добавил, что даже самые необычные нравственные действия индивидов, такие, как убийство или самоубийство, «происходят (если брать в расчет значительные числа) с правильностью, приближающейся к математической... Такая удивительная правильность массы случаев, при крайней нерегулярности каждого из случаев, составляющих эту массу, служит прекрасной апостериорной проверкой закона причинной связи в его приложении к области человеческих поступков. Если признать, что этот закон имеет силу и здесь, то всякое действие человека — например, всякое убийство — будет совокупным результатом двух рядов причин. А именно, с одной стороны, это будут общие условия страны и ее обитателей: нравственный, воспитательный, экономический и другие факторы, действующие на весь народ и образующие то, что мы называем "состоянием цивилизации"; а с другой — чрезвычайно разнообразные обстоятельства отдельных индивидов: их темпераменты и другие особенности организации, их родственные связи, привычный круг товарищей, их влечения и т.д.» [3, с. 753—754]. Здесь виден отход Милля от психологического номинализма к взвешенному сочетанию его с признанием реальности общества и его структур как надинди-видных факторов.
Результаты эмпирических исследований, по Миллю, не только проверяют правильность дедуктивных гипотез. Они, в свою очередь, сами подлежат контролю со стороны дедуктивной науки, должны получать ее помощь и санкции для каждого вывода. Словом, в социологии как общей науке об обществе необходим "двойной логический процесс и взаимная проверка" дедуктивных умозаключений и эмпирических данных [4, с. 257]. Это значит, что социология одновременно является и теоретической, и эмпирической наукой.
Предмет социологии исследуется по-разному. "Есть два рода социологических исследований", констатирует Милль [Там же, с. 260]. В одних изучаются возможные следствия существующего состояния общества. В других — пытаются обнаружить причины, т.е. законы, которые определяют само это состояние. Первый вид исследований основан на индукции, следовательно, прямо опира-
6. Социологический эволюционизм и эмпирические исследования
ется на эмпирические данные. Второй вид исследований является теоретическим, он использует дедуктивный метод, но не прямой, а обратный. Десятую главу шестой книги своей "Системы логики" Милль так и назвал: "Об обратно-дедуктивном, или историческом методе".
Сама идея этого метода как обратного принадлежала Конту: дедуцировать не будущее из настоящего, а настоящее из прошлого. По Миллю, это означает: проверить эмпирические законы, обнаруживаемые исторической наукой, и "связать их с законами человеческой природы посредством дедукций, показывающих, что таких именно законов и надо было ожидать в качестве следствий тех, основных законов" [Там же, с. 265]. Часто мы можем доказать лишь то, что происшедшее было возможно. Но и это, утверждает Милль, является действительной проверкой обратного дедуктивного метода.
Таким образом, если будет происходить взаимная проверка дедуктивных умозаключений и эмпирических фактов, включая эмпирические законы, а причин — следствиями, не только при движении от настоящего к будущему, но и обратно-дедуктивным, историческим способом, то "круг человеческого знания станет полон" [Там же, с. 278].
6.2
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!