![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
§ 122. Родовое Управление в исковых делах между инородцами имеет право Словесных Судов.
§123. Инородцы, имеющие обычай разбираться особенными посредниками, могут cue делать, ежели обе стороны согласны неотносясъ к Родовому Управлению. Решения сих посредников в то же время приводятся в исполнение и жалобы на оныя неприемлются.
§124. Таковые посредники, хотя бы, и постоянно одни и те же в каком-либо роде, по, особенному уважению к ним Родовичей, были избираемы в действительном управлении по сему одному праву, никакого значения не имеют.
§125. Таким образом первая степень словесной Расправы всегда считается в Родовом Управлении.
§ 126. В делах между людьми разных стойбищ или по неудовольствиям на разбирательство Родоваго Управления, вторую степень Расправы Словесной составляет Инородная Управа.
§ 127. В делах между людьми, подчиненными разным Управам, или по неудовольствиям на разбирательство инородной Управы третью и последнюю степень Словесной Расправы составляет местная Земская Полиция.
§128. Само по себе разумеется, что в тех племенах, где не будет учреждено инородных Управ Словесная Расправа состоит только из одного родового Старосты.
§ 129. По неудовольствиям на разбирательство Земской Полиции, должны инородцы, вступать уже с письменною жалобою в Окружной Суд.
Часть IIL.Право, культура, цивилизация
§131. Тяжущиеся всегда имеют право даже и после разбирательства в 1-й, 2 или 3-й степени Словесной Расправы кончить дело мировою или чрез посредников.
§ 132. Уголовныя дела Словесным Судом не разбирать.
Часть III НАКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ИНОРОДЦАМИ
Глава VIII. О следствиях
§ 244. Следствия над инородцами производить только по уголовным делам, в первой части сего Устава поименованным, и в случае важных происшествий.
§245. Следствия производить чиновникам Земской Полиции письменно и отсылать на заключение в Судебныя места по принадлежности.
§ 246. В производстве следствий исполнять установленные обряды и порядок.
§247. Показания отбирать вблизи от местопребывания инородцев и далее трех дней хода для опросов не вызывать.
§ 248. Инородцев, в важных только преступлениях обличаемых, содержать под стражею; за маловажные проступки ни под каким видом от промыслов не отлучать.
§ 249. Для обыкновенных опросов и очных ставок, включая и время переезда, не отлучать инородцев от их стойбищ далее нежели на 6 дней.
§ 250. Если бы по сему разчету времени невозможно было дать кому либо очных ставок, тогда не давая оных, прилагать только к следствию приличныя о том объяснения.
§251. Если следствие производится в отдалении от мест пребывания духовных, тогда в потребных случаях приводить к присяге, или по обычаям различных племен, или просто отобранием клятвенного обещания без посредства духовного.
§ 252. Рукоприкладство инородцев допускается по их обычаям Тамгами.
§ 253. При ревизии следствий Губернскими Присутственными местами, всегда обращать внимание на разстояния, и если некоторыя отступления от общих форм произойдут
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 265
orn неудобства в отобрании показаний, или очных ставок, ffio таковыя отступления в вину следователя не ставить.
§ 254. Напротив того, за долговременную задержку кочующих или вызов оных из большого отдаления, подвергать чиновников взысканию.
§ 255. Следствий для дополнения не обращать, если в том крайней нужды к объяснению дела настоять не будет.
Глава IX. О суде
§ 256. Уголовныя дела разсматривать и решить в учрежденных Присутственных местах установленным порядком и на основании общих узаконений.
§ 257. Исковыя дела, до уездных Судов доходящия, не прежде начинать, как по неудовольствиям на решения во всех степенях словесной Расправы.
§ 258. Истец должен в прошении своем изложить сии решения, которыя и принимать в соображение.
§ 259. В решении исковых дел Уездные Суды основываются на степных законах и обычаях.
§ 260. Приговоры по уголовным делам приводит в исполнение Земская Полиция..
§261. Решения Уездных Судов по исковым делам приводятся в исполнение, или поступают в аппелляционное раз-смотрение по установленному порядку.
Приведенные выдержки из Устава свидетельствуют о достаточно мягкой форме правовой колонизации со стороны России. Вместе с тем налицо ограниченная правоспособность "инородцев", достаточно обратиться к § 52, стесняющему свободу их передвижения. Обратим внимание и на патерналист-ский тон в отношении "инородцев": "пока нравы их образованием не умягчатся" (§ 37). Очевиден экономический интерес колониальных властей: сохраняя в Сибири ясачное обложение (налог), российская администрация использовала традиционные формы внутреннего управления коренных народов (особенно в части, касающейся сбора податей), которые сохранялись на основе обычного права. Как бы то ни было, Устав, выражаясь суконным советским штампом, был исторически прогрессивным актом, достойным памятником вели-
266 Часть III. Право, культура, цивилизация
кому реформатору М. М. Сперанскому, под началом которого работал Сибирский комитет, разработавший Устав.
Принятие Устава, попытки разработать так называемые "степные законы" для каждого коренного народа (к сожалению, не осуществились) свидетельствовали о понимании чиновниками невозможности быстрой и радикальной правовой ассимиляции аборигенов (см. § 68—71). Потребовались десятилетия для подготовки почвы для такой ассимиляции'. Избежала Россия в новых землях и такого позорного явления, которое темным пятном лежит на истории колонизации "просвещенной Европой" Африки — рабства... Однако вернемся к Уставу 1822 г.
С точки зрения закрепления правового статуса сибирского "инородца" имело значение разделение коренного населения на три разряда: оседлые, кочевые и бродячие инородцы, сделанное на основе рода их занятий и образа жизни. К первому разряду относились земледельцы, торговцы, ремесленники, за ними закреплялись по праву первопоселения земли, они приравнивались к государственным крестьянам, но освобождались от воинской повинности. К "кочевым" относились коренные жители, которые вели полуоседлый или кочевой образ жизни и имели в целом те же права, что и оседлые. Что касается "бродячих", то к ним относились охотники ("ловцы"), заготовители меха и т. д.;
их права были несколько ограничены (см. § 62).
Лишь в 1896 г. Государственным советом было принято решение о необходимости упразднения поразрядной системы, а в 1897 г. на "инородцев" был распространен паспортный режим2. К этому моменту как бы завершается переход-
' Лучшим ориентиром по данной проблеме может стать издание: Национальная политика в императорской России: Поздние первобытные и пред-классовые общества Севера, Европейской России, Сибири и Русской Америки / Сост. и ред. Ю. И. Семенов. М., 1998. См. также: Национальные окраины Российской империи: Становление и развитие системы управления. М., 1998;
Обычное право народов России: Библиографический указатель 1890—1998 / Сост. и авт. вступит, ст. А. А. Никишенков, ред. Ю. И. Семенов. М., 1998. 2 Эти сведения почерпнуты нами из работы: Батьянова Е. П., Лукъян-ченко Т. В., Калабанов А. Н. Аборигены Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в национально-государственной политике российского государства (XVII—XX вв.). Коренные малочисленные народы Севера и Сибири: Руководство для исследователей. М.; Вааса (Финляндия); Онтарио (Канада), 1999. С. 1—16.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 267
ная правовая ассимиляция "инородцев" и на них распространяются многие повинности и подати, налагаемые на остальное население, их права на автономное управление и некоторые привилегии довольно жестко урезаются.
Советизация управления у народов Севера, начавшаяся в 20-е гг., затронула и правовой статус коренных жителей, которые по Конституции 1924 г. становились полноправными гражданами'. Вместе с тем за ними сохранялись определенные льготы по ведению промыслов. Несомненны успехи в сфере образования и здравоохранения, развития национальных языков, как и очевидны издержки контактов местного населения с не всегда самыми достойными представителями "большой земли". Вместе с тем исследователи отмечают откровенно патерналистскую позицию советского государства по отношению к своим "малым детям", когда, расписывая в многочисленных актах и постановлениях в целом жизненно важные аспекты быта коренного населения, оно лишало их самостоятельного выбора и личной инициативы2. Можно сказать, что правовая ассимиляция имела для эвенка, нивха, чукчи в целом благотворные последствия, поскольку проходила довольно постепенно и без резкой ломки норм традиционного права. Эта констатация ни в коей мере не снимает остроты другой проблемы — регулирования традиционного природопользования коренных малочисленных народов Сибири, основы их жизнедеятельности и образа жизни3. Здесь
' Своеобразной репликой Устава 1822 г. в советское время стало Временное положение об управлении туземных народностей и племен Северных окраин РСФСР (каков язык! —А. К.) от 25 октября 1926 г. См. в сб.: Статус малочисленных народов России. С. 26—32.
2 См.: Батъя-нова Е. П., Лукъянченко Т. В., Калабанов А. Н. Указ. соч. С. 10.
3 По этой проблеме, ставшей одной из центральных проблем российской правовой антропологии, отсылаем к работам специалистов: Ямское А. Н. Возможная дефиниция "территорий традиционного природопользования" в законодательстве о правах малочисленных народов Севера // Homo Juridicus. М., 1997. С. 212—221. Несколько статей под рубрикой "Формы собственности и использование природных ресурсов" вошли в сборник "Обычное право и правовой плюрализм". М., 1999. Эта же тема обсуждалась в 1999 г. в школе по юридической антропологии. См. напр., статью:
Новикова Н. И. Права человека и права коренных народов Севера России:
гармония или антагонизм // Человек и право. М., 1999. С. 54—63. Наконец, эту же проблему поднимает ряд авторов сборника "Юридическая антропология. Закон и жизнь". М., 2000.
268 Часть III. Право, культура, цивилизация
происходила фактическая экспроприация огромных площадей для нужд нефтегазового комплекса со всеми вытекающими последствиями для аборигенов. По этой причине необходимо продолжать вести поиск решения этих проблем, ведь речь идет о действительно кризисных этносах.
Обратимся теперь к Кавказу, где правовая аккультура-ция происходила в иных, чем в Сибири, формах и имела иные последствия для правового статуса личности.
Кавказ
На Кавказе ко времени присоединения его к России проживали различные народы со сложившимися правовыми традициями, с развитыми, хотя и чрезвычайно пестрыми (от кла-новых до государственных) формами общественного управления. Правовой быт этих народов носил печать мировых религий — ислама либо христианства, на которые наслоились местные обы-чаи1. Так, по адату выкуп невесты (калым) производился женихом семье невесты, по шариату же он должен передаваться не семье невесты, а ей самой как своеобразная "страховка" на случай вдовства или развода по инициативе мужа (правда, на практике дело нередко заканчивалось компромиссом: часть выкупа передавалась семье невесты в качестве "дара", другая часть — ей самой)2. По всем этим причинам, а также в силу того, что покорение Кавказа происходило в несколько этапов и растянулось на несколько столетий, было затруднено единообразное привнесение российского права в местные правовые системы.
В инструкции Екатерины II от 28 февраля 1792 г. предписывалось: "...ни единой силой оружия предлежит побеждать народы, в неприступных горах живущие, но паче правосудием и справедливостью нужно приобрести их к себе уверенность..."3 Правда, учрежденные российской админист-
' См.: Свечников Л. Г. Роль обычного права и норм мусульманского права в регулировании гражданско-правовых отношений народов Северного Кавказа в XIX в. // Право и политика. 2000. № 7. С. 116—122.
2 См. на эту тему: Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. № 9. С. 102—107.
3 Цит. по: Свечникова Л. Г. Из опыта взаимодействия традиционных норм и государственного права // Человек и право. М., 1999. С. 128.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 269
рацией временные окружные и иные суды, руководствовавшиеся российскими законами, встретили повсеместно неприятие местного населения, дело доходило до открытых восстаний. Горцы не принимали российскую систему наказаний (например, ссылка или телесные наказания женщин), ибо это нарушало их древние обычаи, лишая, например, возможности личного или коллективного возмездия. Правда, в конце XVIII в. в Кабарде были созданы местные суды, разбиравшие дела местного населения на основе адатов и шариата, но не было единого представления об обычном праве горцев.
Уже в 1818 г. генерал А. П. Ермолов, руководивший военными действиями и одновременно осуществлявший управление завоеванных областей, отдает распоряжение о сборе сведений по обычному праву кавказских народов. К 40-м гг. XIX в. путем массового анкетирования и опросов был собран огромный материал, переданный затем Одесскому университету, обработанный там и впоследствии опубликованный Ф. И. Леонтовичем'.
Свидетельством примирения российского права с обычным правом горцев стало учреждение в середине XIX в. в Закавказском крае и Кавказской области уникальной административной и судебной системы — военно-народного управления, при которой со стороны российской администрации учреждалось "наблюдение" за применением горского обычного права местными судами. Князем Барятинским была издана "Особая инструкция для управления горцами", по которой народный суд и народная полиция возглавлялись представителями администрации, а народное право бралось под охрану государственной властью. (Жаль, что этот уникальный опыт не нашел своего отражения в отечественных учебниках по истории государства и права...) А. С. Кондрашова, автор интересного исследования военно-народного правосудия, анализирует объективные трудности, возникшие из естественной несовместимости двух правовых систем:
"Для успешного осуществления этой программы необходимо было учитывать важную роль общины (джамаата) и ро-
См.: Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 1. Одесса, 1882;
Вып"bin. 2. 1883.
Часть III. Право, культура, цивилизация
дового союза (тохума) в жизни всех горцев. Эти институты представляли собой сплоченные организации. Решение главы тохума было безапелляционным. За неподчинение следовало ^ самое жестокое из адатных наказаний — изгнание из тохума, т.е. отвержение (применительно к законам Российской империи это означало политическую смерть). Суд совершался всем тохумом. Его постановления основывались на адатах, и наказания по уголовным делам выносились в форме штрафов, которые шли на вознаграждение старшин и нужды всего населения.
Необходимо было учесть и особенности судебного разбирательства у горцев. Например, предъявлялись иски, основанные не только на прямых уликах и доказательствах, но и на подозрениях. Такие иски предъявлялись по граждане- ' ким делам, если против обвиняемого не было прямых улик;
а по уголовным — только по убийству, грабежу, ранению и воровству (остальные уголовные дела, особенно касающиеся нарушения женской чести, требовали прямых улик или свидетелей). В судебных доказательствах у горцев огромную роль играла присяга родственников за истца или ответчика.
У горских племен не существовало разделение преступлений на уголовные и гражданские; как и само понятие преступления расходилось с понятием, принятым по общим законам Империи. Преступлением у горцев считалась измена народу, отцеубийство, кровосмешение, нарушение сучружес- ) кой верности женщинами, трусость, нарушение гостеприимства, воровство и нарушение личной неприкосновенности князей. Все прочие действия, которые не нарушали чести, личной неприкосновенности, прав собственности и свободы каждого, не подходили под понятие преступления. Эти действия производились по праву сильного и на основании всеобщего права применения оружия. Охранительная власть у горских племен заменялась правом родовой мести и правом применения оружия, а власть правосудия — возмездием и установлением мирного соглашения. Мирное сожительство соседних родов являлось проявлением действия древнего народного обычая, который грубо нарушался в первой половине XIX в. представителями царской администрации. Убийцу из горских народов присуждали к ссылке в Сибирь или отдаче в рядовые. Приговоры военно-судных комиссий лишали род-
Глава Т-Человежкакобъектправовои аккультурации____ 271
ственников убитого права получить выкуп или применить право возмездия. Поэтому этот вид наказания в глазах горцев выглядел совершенно бесполезным, т. к. не способствовал прекращению вражды между ними.
Самой высокой целью, которую в дальнейшем ставила перед собой система военно-народного управления, являлось ограничение права родовой мести и особенно права всеобщего применения оружия"'.
Аналогичная система народных судов была учреждена в 1860 г. в Дагестане. И хотя в результате судебной реформы 1864 г. эти суды почти везде были отменены, в некоторых частях Кавказского края военно-народное судопроизводство сохранялось до начала XX в. Вторая половина XIX в. на Кавказе дает интересный образец реального правового плюрализма2 — тема, к которой мы еще вернемся, когда будем анализировать уже современную правовую ситуацию в этом регионе.
, Поскольку нас особенно интересует вопрос о личном ста-. тусе в условиях правовой аккультурации, отметим, что уч-'^ режденная в 1864 г. во Владикавказе Комиссия для разбора ^ личных и поземельных прав туземного населения Терской ', области (позднее переименована в Комиссию для разбора со-, словных прав горцев) сохранила в целом уже существовавшую сословную градацию:
— горские князья, имевшие всю полноту гражданской, военной, судебной и административной власти;
свободные общинники;
зависимое население (фактически — крепостные).
Кондрашова А. С. К проблеме соотношения обычноправовых норм и i официального законодательства на примере правового развития Кав-' каза (вторая половина XIX в.) // Обычное право и правовой плюрализм. М., 1999. С. 208—209.
- "Общая... политика состояла в том, чтобы постепенно вытеснять мест-: ные адаты и шариат российскими законами, причем в одних сферах '| права отдавалось предпочтение адатам (чаще в имущественном праве), ^ в Других — шариату (преимущественно в брачно-семейном праве), в ' Еемьях — имперским законам (главным образом в уголовном праве)", — пишут современные исследователи: Смирнова Я. С., Тайсаева С. К. По-лиюридизм на Северном Кавказе (вторая половина XIX—XX вв.) // Обычное право и правовой плюрализм. С. 211. См. также: Ислам на территории бывшей Российской Империи: Энциклопедический словарь. М., 1998.
272 Часть III. Право, культура, цивилизация
Между зависимыми и свободными получали особый статус вольноотпущенники, подобно российским крепостным, отпускавшимся на оброк\ Следует отметить, что сословные перегородки в этом регионе проявлялись даже более ощутимо, чем в остальной России и сохранялись, согласно различным свидетельствам, и в пореформенное время. Особенно незавидным было положение крепостных особой категориии, приближающихся по статусу к домашним рабам {унауты у адыгов, караваши у балкарцев, башсузкулы у карачаевцев):
не имея никаких имущественных и личных прав, живя в доме владельца и исполняя самые тяжелые повинности, они не имели по адату никаких возможностей своей защиты2. Российская администрация оставила практически неприкосновенным это сословное деление. Судя по последним публикациям объективных отечественных исследователей3, сословный статус, как и традиционные суды, пережили и советский период — еще одно свидетельство огромного потенциала сопротивляемости традиционных правовых систем внешней аккуль-
турации.
* * *
Рассмотренные нами (увы, неполно) координаты правового бытия человека в системе так называемого традиционного права приводят к мысли, возможно спорной, о том, что для традиционного мышления "права человека" не самоцель, не некая абсолютная ценность, а скорее составная часть некоей божественно-космической справедливости, общего
' См.: Свечникова Л. Г. Из истории сословных прав горского населения Северного Кавказа в XIX в. // Политика и право. 2000. № 2.
2 Увы, и сейчас наша печать время от времени публикует шокирующие сообщения об освобождении из рабства в горных районах Чечни все новых и новых пленников, захваченных еще в советское время. Одно из последних сообщений к моменту сдачи книги в набор — освобождение пробывшего в рабстве более 10 лет А. Фабрицына из Харькова.
3 Рад представить работы молодого талантливого исследователя, ведущего на свой страх и риск полевые исследования в Дагестане, Владимира Бобровникова: Бобровников В. О. Колхозная метаморфоза адата у дагестанских горцев // Homo Juridicus. С. 193—200; Он же. Государство и адат в Советском Дагестане // Человек и право. С. 165—172; Он же. Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX—XX вв. // Закон и жизнь. С. 128—140.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации____ 273
вселенского порядка, где человеку отведено подобающее ыесто, но где он не является центром мироздания.
Стало общим местом противопоставление как "деспотичного" Востока "демократичному" Западу, так и "размытого" | понятия о правах человека в праве традиционных обществ | четким представлениям о категориях свободы, равенства в европейских правовых системах (естественно, это сравнение делается имплицитно в пользу последних). Правда, в последнее время при таком сравнении мечутся стрелы и в сторону европейского права: мол, оно и "геоцентрично" (т. е. рассматривает само себя "пупом земли", универсальным мерилом всего и вся), и замыкается только на государственном (этатистском) праве, игнорируя все богатство обычаев и "местных" правовых систем и т. д.1 Приведем довольно интересное, хотя и не бесспорное, суждение молодого казахского исследователя Д. И. Нурумова: "Права человека не существуют в традиционном обществе, как их понимают на Западе, они не сконструированы космологически, а скорее всего присутствуют, причем структурно неопределенно, в ценностной шкале традиционного общества. Они уже есть суть гармоничного человеческого существования. Они есть процесс бесконечного становления жизни, без определений, являющихся только обманом и абстракцией, которые скорее определяют структуру или даже сами себя, нежели жизнь в ее неповторимом качестве"2. Итак, стрелы выпущены, похоже, в сторону позитивного (читай: европейского) права с его пристрастием к "определениям" и "абстракциям". Хороший повод перейти к следующей теме.
' Отсылаем к "покаянной" работе на эту тему Гордона Вудмана, профессора Бирмингемского университета: Woodman G. Droit compare general // Une introduction aux cultures juridiques non occidentales. Bruxelles,1998.P.117—150.
Нурумов Д. И. Кризис западного мировосприятия и права человека // Право и политика. 2000. № 3. С. 91.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 674 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!