![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
1. Учитывая то, что Мир Ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и на свободный выезд из нее.
2. Никто не должен подвергаться принуждению покинуть страну, где он живет, а также незаконной депортации из нее.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 245
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации (Африка, Сибирь, Кавказ)
Отдав должное трем величайшим традиционным правовым семьям, о которые, как морская пена о скалу, разбивались до недавнего времени внешние влияния, обратимся теперь к традиционным правовым системам, испытавшим на себе более ощутимое влияние других, прежде всего европейских, культурно-правовых систем. Традиционный homo juridicus оказался на перекрестке правовых культур, совсем как бывший homo soveticus 90-х годов, поэтому нам интересен опыт ассимиляции новых норм человеком, одной ногой стоящим на платформе привычных ему координат, другой — на зыбкой почве нововведений. Но прежде нам придется освоиться с терминологией, которой оперирует современная юридическая антропология и которая еще редко используется отечественным академическим и вузовским правоведением.
Легко представить, как напор мощной чужой (можно сказать мягче — "другой") цивилизации вносит глубокие изменения в ценностные ориентации, в жизненные установки и поведение масс людей, в целом не подготовленных к такому воздействию. Возникает законный вопрос: где здесь благо, а где непоправимый ущерб?
История права — это непрерывная череда правовых заимствований, влияний одной правовой системы на другую. Рецепция римского права покоренными Римом народами, а затем и многими европейскими государствами более позднего времени — яркий тому пример, хотя пример далеко не единственный. В истории права возникла даже объясняющая этот феномен общая теория движения права1. Рецепция римского права была постепенным процессом, растянувшимся на несколько веков, при этом сохранялись (а нередко и заимствовались) многие нормативные регуляторы местных правовых систем. Иначе обстояло дело с колонизацией Англией, Францией, Германией, Россией и другими европейскими держава-
См.: Рулан Н. Юридическая антропология. Гл. IV. Раздел 1. "Общая теория движения права". С. 185—192. См. также: Agostini E. Droit compare. р; 1988. Р. 243—322.
Часть III. Право, культура, цивилизация
ми обширных территорий неевропейского ареала: процесс шел, мягко выражаясь, более напористо и в одну сторону;
вместе с переносом права метрополии на местное население (здесь особенно усердствовали французы) шла мощная экономическая, культурная и религиозная экспансия.
Этот процесс прививки чуждых элементов цивилизации традиционным обществам (вспомним из уроков ботаники чудеса дедушки Мичурина, прививавшего веточку грушевого дерева к яблоне — получалась, кажется, "грушевка") обрел в этнологии, а затем и в юридической антропологии название аккулътурации1. В отличие от диффузионистов, рассматривавших явления "культурных заимствований" как уже свершившийся факт, теоретики аккультурации рассматривали передачу культур в самом ее процессе. Для них аккультура-ция включает явления, происходящие от прямых и длительных контактов народов, групп и отдельных людей с другой культурой, в результате которых в культуре-оригинале происходят заметные изменения. Причем речь не идет о каких-либо "заимствованиях" (рецепции), а именно о целенаправленном изменении внешними силами культуры-оригинала.
Правовая аккультурация шла разными путями: британцы, верные традициям общего права, стремились привнести в правовой быт колонизуемых народов новую судебную практику и приспособить местное обычное право к задачам эффективного административного управления; французы избрали более радикальный путь ломки старых традиций и норм и придания правовому статусу аборигенов индивидуального характера, сводя к минимуму так называемые коллективные (племенные, общинные, клановые) права. Исламизация покоренных Халифатом, а позднее Османской империей, народов обеспечивала усвоение этими народами законов шариата.
' Первыми ввели этот термин американские этнологи в 1936 г. для обозначения "взаимопроникновения цивилизаций": Redfield R., Lmton R., Herskovits M. J. Memorandum for the Study of Accult.uration // American Anthropologist. 1936. No. 38. P. 140—152. Подробнее см: Lmton R. (ed.) Acculturation in Seven American Indian Tribes. N. Y., 1940; Herskovits M. J. Acculturation. The Study of Culture Contact. Gloucester, 1948; Gera-ud M.-O., Leservoisier 0., Pettier R. Les notions cles de 1'ethnologie. Ch. 8.
"Acculturation". P., 2000.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 247
разнообразны были и формы правовой аккультурации, например записи обычаев и их кодификация в новом духе путем введения нового толкования понятий собственности, личной ответственности индивида за свои поступки, коль скоро невозможно было сразу навязать европейское понимание Закона. Однако повсеместно эта аккультурация встречала сопротивление народов, не понимавших своего "счастья" и по этой причине сопровождалась мерами принудительного характера (уничтожение традиционных судов — одна из таких мер).
Исходя из того, что право есть продукт определенной культуры и определенной цивилизации (с чем мы выразили согласие выше), Н. Рулан в карманном (для ленивых студентов) издании своего учебника дает такое определение правовой аккультурации: "Ее можно определить как глобальную трансформацию, которую испытывает одна правовая система от контакта с другой правовой системой, этот процесс предполагает использование различных по природе и силе воздействия средств принуждения (moyens de contrainte)..."1 Нет нужды объяснять, что колонизация имела в своем распоряжении достаточно средств принуждения.
Однако нас интересует не столько процесс правовой аккультурации (сюжет сам по себе интересный и драматичный) и даже не ее формы2, сколько загадка овладения человеком "другого" права, ведь конечным объектом правовой аккультурации оказывается именно человек.
Зададимся прежде всего вопросом: каких сфер правового бытия человека обычно касается правовая аккультурация? Это урегулирование конфликтов на групповом и индивидуальном уровнях: акцент отныне делается на судебном порядке снятия конфликтных ситуаций и запрете кровной мести. Существенному пересмотру подвергается система родства: европеизация имущественного и наследственного права приводит к тому, что отношения родства выводятся в плоскость имущественных обязательств. Исследования Р. Вердье
Rouland N. L'anthropologie juridique. P., 1990. Р. 84. Подробно проблему чравовой аккультурации исследовал M. Аллио: Alliot M. L'acculturation Juridique // Ethnologic generale (Dir. J. Poirier). P., 1968. P. 1180—1236.
Отсылаем к: Рулан Н. Юридическая антропология. Гл. IV.
24.8 Часть III. Право, культура, цивилизация
и Э. Ле Руа позволяют утверждать (по крайней мере на африканском материале) о существенном пересмотре в колониальную эпоху традиционных прав землепользования и собственности на землю в целом. Наконец, в семейном праве наряду с изменением порядка наследования предпринимались попытки урегулировать вопросы заключения брака, в первую очередь за счет установления брачного возраста для будущих супругов и отмены (или существенного снижения) выкупа за невесту. Разумеется, в различных регионах мира формы и методы правовой аккультурации были разнообразными, но общая тенденция сводилась к повышению личной ответственности человека, что соответствовало европейскому видению прав и обязанностей индивида. '
Современные юристы-антропологи единодушны в том, что цивилизационная и правовая аккультурация имела характер конфликта культур. По мнению тонкого исследователя этой проблемы японского правоведа М. Шиба, последствия этого конфликта очевидны и теперь: "Рецепция права незападными странами происходит при доминировании этно-центризма [Запада], реальном, фиктивном и символическом. Доказано, что так называемая универсальность современного западного права, изобретенная западниками, на самом деле служит сохранению правового плюрализма. Последние исследования правового плюрализма показывают постоянство живого незападного коренного права, которое пережило привнесенное право, независимо от того, было ли это право навязано или принято добровольно. Действительно, все незападные народы бережно сохраняли свое исконное право и сопротивлялись иностранному праву в течение всего времени, когда им приходилось обеспечивать сохранение культурной идентичности в своей правовой культуре"'. Для нас этот вывод служит еще одним напоминанием о том, что любая форсированная ассимиляция — религиозная, культурная, языковая, правовая, несет в себе мощный (хотя нередко насильственно приглушаемый) заряд ее отторжения. Это от-
' Chiba М. Prolegomenes // Une introduction aux cultures juridiques non-occidentales. Bruxelles, 1998. P. 42.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации____ 249
торжение создает состояние раздвоенности сознания человека, подвергаемого такой ассимиляции.
Антропология культуры наработала огромный материал, позволяющий оценить с разных сторон процессы аккультурации в ее общецивилизационном измерении. Считается, что "прививке" того или иного элемента "другой" культуры предшествует селекция на уровне коллективного сознания, если оно вообще восприимчиво к изменениям. Новый элемент не прививается в чистом виде и как бы подвергается своего рода повторному толкованию ("реинтерпретации") с учетом новой среды. Многое зависит от позиции и интересов наиболее динамичной части общества, испытывающего такую "прививку": готовы ли те, кто формирует общественное мнение, оказать на него воздействие и побудить принять то или иное новшество. Наконец, образное, "мифологизированное" мышление легче поддается воздействию извне: существует, например, интересная теория, объясняющая "культ корабля" у многих народов, считающих его посланцем другой, загадочной культуры (современная разновидность — культ самолета у папуасов Новой Гвинеи)'.
Антропология права только начинает разрабатывать свой метод изучения правовой аккультурации. Наибольших успехов в этом плане добилась правовая африканистика. У нас в стране все активнее идет изучение этих процессов у народов Кавказа и Сибири. Ниже мы рассмотрим воздействие правовой аккультурации на правовой статус личности в Африке, этой лаборатории правовой антропологии, где процессы формирования права, как мы убедились в разделе о генезисе права, происходили особенно наглядно и где аккультурация сопровождалась наиболее агрессивным вторжением чуждого права в традиционную культурно-правовую среду. Затем мы посмотрим, какие последствия правовой аккультурации претерпели коренные народы Кавказа и Сибири и как при этом изменялся правовой статус личности.
См.: Lawrence P. "Cargo Cult". L., 1964; Worsley P. М. The Trumpet 8Ьа11 Sound: A Study of "Cargo" Cults in Melanesia. L., 1957.
tA^^тpoпoлoгия права*
250 Часть IIL Право, культура, цивилизация
Африка
Воздействие колониального права на традиционное африканское право было мощнейшим, но не менее активным было и сопротивление этому воздействию1. Это сопротивление было неизбежным уже в силу совершенно различных логических конструкций правовых установлений. Для африканского права, как впрочем для традиционного права в целом, соблюдение норм права обеспечивается не принуждением, а соглашением и примирением, мерилом же права являются мораль и справедливость. Так, право собственности основано у многих африканских народов на представлении о "трех кругах статусности" каждой вещи: вот эта мотыга моя, поскольку именно я обрабатываю ею земельный участок; сам земельный участок является общей неразделимой собственностью моей семьи (рода), выделенной нам в надел, а вот пастбище и лес — это собственность моего племени, поскольку ими пользуются все. Все другие вещи неидентифицированного статуса обращались в личную или коллективную собственность, отсюда возмущение миссионеров "вороватостыо" африканцев, присваивавших себе "все, что плохо лежит". На самом деле это присвоение вполне укладывалось в логику африканского правопонимания: не может быть бесстатусной вещи, так же как не может быть человека "самого по себе" без рода и племени.
Логика колонизаторов была иной: статус собственности, прежде всего земельной, определялся логикой производящей экономики, к тому же надо было обосновать гражданско-правовой режим собственности на землю плантаторов-колонистов. Был введен принцип индивидуального права собственности на землю, что для многочисленных африканских семей означало дробление земельных участков между по-
1 См.: Рулон Н. Юридическая антропология. Гл. IV. Раздел 2. "Правовая колонизация в Черной Африке"; Раздел 3. "Сопротивление правовой аккультурации в Черной Африке". См. также: Кочатсова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. Гл. 10. "Традиционные институты под воздействием колониальных режимов". М., 1986. См. также: Dynamiques et finalites des droits africains. P., 1980; Kamto М. Pouvoir et droit en Afrique noire. P., 1987.
Глава 7- Человек как объект правовой аккультурации ____ 251
тенциальными субъектами этого права (скажем, всеми взрослыми мужчинами). К тому же во многих случаях это право надо.было еще доказывать колониальной администрации'. Для африканцев же частная собственность на землю была противоестественной: земля была неотделима от общины и от общинных производительных сил. Даже вожди наделялись участком земли для обработки пропорционально составу семьи. Вещественные атрибуты власти, включая резиденцию вождя, считались собственностью общины. Не было и безземельных общинников. "Понятия "продажа земли"... в доколониальную эпоху не было, но при определенных условиях и с общего согласия членов общины допускались обмен и уступка отдельных участков другим общинам и большим семьям, а также изъятие у пользователей тех участков, которые длительное время не возделывались, с последующим их перераспределением"2.
Логика семейных отношений тоже была совершенно иной. Приведем пример восприятия сюжета трагедии Шекспира "Гамлет" в пересказе известной исследовательницы обычаев нигерийского племени тив Лоры Бьюкеннен3:
"В один из трехмесячных дождливых сезонов, когда разлив Бенуэ превращает селения на холмах в острова, отрезанные от соседей и всего мира, жители домохозяйств собрались в гостевой хижине, и Лоре Бьюкеннен предложили рассказать какую-нибудь историю. Пришло время для давно задуманного ею эксперимента.
— В давние времена, — начала рассказ Бьюкеннен, — трое людей охраняли домохозяйство Великого вождя и вдруг увидели бывшего вождя.
— А почему прежний перестал быть вождем? — спросил тив.
— Он умер, — объяснила этнограф. — И поэтому воины были испуганы, когда увидели его...
Лучшая работа на эту тему: Verdier R. Les modalites du passage de la propriete communautaire a 1'appropriation privee en Afrique noire // Etudes de droit contemporain. P., 1962.
Попов В. А. Владение и собственность в обычном праве народов Южной Ганы // Обычное право и правовой плюрализм. М., 1999. С. 238. 3 Цит. по: Синицына И. Е. В мире обычая. М., 1997. С. 104—105.
Часть III. Право, культура, цивилизация
— Это невозможно, — сказал один из старейшин. — Это не мог быть покойный вождь. Это было знамение, мертвец, посланный ведунами.
— А один из этих троих, — продолжала Бьюкеннен, — был знающим человеком. '.
Старейшины переглянулись. У тив "знающий" в любом случае означает колдуна.
— Он обратился к покойному вождю: "Скажи, что мы должны сделать, чтобы ты успокоился в могиле?" Но вождь ничего им не ответил и удалился. Знающий человек — его имя Горацио — рассказал о случившемся сыну покойного вождя — Гамлету.
Собравшиеся покачали головами:
— Разве у покойного вождя не осталось живых братьев? Или сын его сам был вождем?
— Нет, — ответила Бьюкеннен. — У него был один брат. И он стал вождем после смерти старшего брата.
Старейшины пошептались: "Колдовские действия рассматриваются только вождями и старейшинами. Хорошего не будет, если делать что-либо за спиной вождя. Ясное дело, этот Горацио вовсе не был знающим человеком".
— У нас в стране сын считается ближайшим родственником мужчины, — объяснила этнограф. — Однако Великим вождем стал младший брат. Кроме того, он женился на вдове брата. Сразу же, через месяц после похорон!
Старейшина просиял:
— Он правильно поступил. В нашей стране, — добавил он, — младший брат также женится на вдове старшего и становится отцом его детей.
— Сын, Гамлет, — продолжала Бьюкеннен, — был очень огорчен, что мать слишком скоро вступила в новый брак. По нашим обычаям вдова не должна выходить замуж в течение двух лет.
— Два года — слишком долго, — возразила одна из младших жен старейшины. — Кто расчистит поле, если у тебя нет мужа?
— Гамлет был достаточно взрослым, чтобы обрабатывать землю матери самому, — возразила Бьюкеннен. Однако окружающие не были удовлетворены... Один из юношей поинтересовался, кто женился на других женах вождя.
^— У него не было других жен. \
— Но вождь должен иметь много жен: кто же варит.пиво и приготавливает еду для гостей?
— У нас даже у вождей по одной жене. Для работы есть слуги. Им платят денежное жалованье.
Глава 7. Человек как объект правовой ащсультурации 253
— Но ведь лучше, — ответили слушатели, — когда у вождя много жен и сыновей, которые обрабатывают землю и дают еду людям. Платить жалованье — плохо. Вождя любят, когда он много дает и мало требует".
И. Е. Синицына комментирует реакцию участников этого своеобразного правового диспута:
"С точки зрения правовой психологии тив, событ-ия в Датском королевстве, напротив, развиваются закономерно: власть после смерти старшего брата наследует младший. Он же выполняет обязательство вступить в левиратный брак с вдовой. Женщина у тив не обладает правом собственности, но, напротив, сама считается достоянием семьи мужа. Отказ от ле-виратного брака серьезно скомпрометировал бы обе стороны. Для этого необходимы чрезвычайные обстоятельства, иначе возникает предположение, что причина нарушения обычая— занятие ведовством. Согласно взглядам тив, в этом случае конфликта из-за наследования власти Клавдием и брака Гертруды возникнуть не может. <...>
По нормам тив, сын, младший родич, вообще не может вмешиваться в дела старшей возрастной группы. У патрили-нейных тив наследниками мужчины становятся его братья по старшинству. Обязательства и долги покойного возлагаются именно на них. Вот почему относящиеся к делам покойного вопросы должны разрешаться следующим по старшинству братом, но не сыном. <...>
Намерение Гамлета убить дядю тив рассматривают не как акт возмездия, направленнного на отдельное лицо, но как преступление против рода, грех, святотатство. Действия Гамлета кажутся столь ужасными, что его считают действительно лишившимся рассудка — под влиянием ведовства Клавдия. <...> С точки зрения тив, событийная последовательность должна быть однозначной: при обнаружении преступления старейшине из рода Гамлета следовало обратиться в муут, суд старейшин соответствующей агнатной группы — линиджа. Именно к компетенции этого суда относится разбор потусторонних явлений, дел о вредоносной ворожбе, убийствах, нарушении родовых запретов, т. е. подобных тем, что произошли в роду Гамлетов. Что касается неженатого молодого человека, то он неполноправен и, следовательно, возбуждать иск
254 Часть III. Право, культура, цивилизация
в муут не может, как не может обращаться мужчина, живущий в домохозяйстве матери"'.
Здесь мы подошли к вопросу, являющемуся сердцевиной проблематики антропологии права — вопросу о личном статусе африканцев в доколониальную и колониальную эпоху. Один из виднейших отечественных специалистов по обычному праву М. А. Супатаев справедливо отмечает, что по своим главным юридическим особенностям обычное право было в значительной мере групповым правом: "Групповой характер обычного права проявляется не только в том, что оно действовало в рамках малых социальных групп (этнической общности, племени, клана, рода, больших или даже малых семей), но и в том, что особенности структуры обычного права характеризовались отсутствием деления на публичное и частное право, и в том, что для обычного права была малохарактерна идея субъективного права; специфика многих прав и обязанностей, устанавливавшихся нормами обычного права, также определялась его групповым характером"2. В силу этого основные параметры жизни африканца задавались группой, будь то вопросы воспитания детей, предоставление права на брак, право на управление имуществом, опека над сиротами, личные права и обязанности3.
1 Там же. С. 111. Желающим глубже изучить духовные традиции народов Африки рекомендуем: Битек О. Африканские традиционные религии. М., 1979; Конакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. М., 1986;
Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986. Из комплексных работ последних лет на эту тему заслуживает внимания работа:
Бондаренко Д. М. Теория цивилизаций и динамика исторического процесса в доколониальной Тропической Африке. М., 1997; Традиционные культуры африканских народов: Прошлое и настоящее. М., 2000.
2 Супатаев М. А. Культурология и право. На материале стран Тропической Африки.М.,1998. С.42.
3 См.: Синицъта И. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. История изучения, кодексы обычного права. М., 1978; Супатаев М. А. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984. В качестве дополнительного материала рекомендуем: Муромцев Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: Система и влияние традиции. М., 1987. Огромный эмпирический и аналитический материал по африканскому праву содержится в фундаментальной Африканской юридической энциклопедии: Encyclopedic juridique de 1'Afrique. Dakar, 1982. См. также классический труд: Ellias Т. О. The Nature of African Customary Law. Manchester, 1956.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 255
Африканец обладал этими правами и обязанностями только в силу своей принадлежности к группе. Самым тяжким наказанием было изгнание из рода или племени: человек автоматически считался лишенным групповой защиты как в ее мистическом, так и во вполне реальном правовом смысле.
Означает ли это, что африканец был вообще лишен личного статуса? Уже обряд инициации, вводящей человека во взрослое состояние, наделял его определенной правосубъ-ектностью. С заключением брака и созданием семьи уровень правосубъектности повышался (вспомним об "ущербной пра-восубъектности" Гамлета в глазах африканцев: достигшие брачного возраста холостяки, как и бездетные женщины, считались "неполноценными" общинниками). Принадлежность к мужскому или женскому союзу, тайному обществу наделяла человека дополнительными правами и обязанностями. Добавим к этому статусы вождей, колдунов, жрецов, судей, воинов, чтобы прийти к заключению о том, что в недрах преимущественной правосубъектности общины существовала неравномерно распределявшаяся правосубъектность индивидов, ее составляющих. Специальные права и обязанности закреплялись соответствующими обрядами и ритуалами, а также внешними отличительными знаками (одежда, надрезы на лице и т. д.). Можно в этой связи оспорить один из выводов М. А. Супатаева об "обезличенности" и "статичности" правового состояния африканца1.
Но М. А. Супатаев безусловно прав, когда говорит о том, что колониализм объективно способствовал тому, что традиционный и "современный" статусы личности оказались сильно разведенными в стороны. Действительно, колониальное право даровало индивиду некоторые личные права "просто так", исходя из постулатов естественного права, и в этом смысле способствовало индивидуализации правового статуса человека. Но этот "данайский дар" сопровождался грубым
Супатаев М. А. Культурология и право. С. 50—51. Г. И. Муромцев подчеркивает противоречивость и незавершенность правового статуса личности в гранах Азии и Африки. См.: Муромцев Г. И. Типологическая характеристика правовых систем и специфика статуса личности в развивающихся странах Азии и Африки // Homo juridicus. М., 1997. С. 79—87.
256 Часть III. Право, культура, цивилизация
вторжением в традиционные африканские ценности и социально-экономические основы жизнедеятельности; произошла радикальная ломка африканского образа жизни. Духовная деятельность со всем ее неповторимым многообразием отрывалась от производственной, а затем и от социальной. Мы уже упоминали о введении почти повсеместно частной собственности на землю, что входило в очевидное противоречие с представлениями африканцев о земле не столько как объекте производственной деятельности, сколько как достоянии общины1. Миссионеры заставляли туземцев не только являться в жару в церковь в полном одеянии, но и навязывали через декреты колониальных властей европейские (моногамные) формы брака. Сохранялись и даже институирова-лись "туземные" суды, но их юрисдикция была ограничена многими оговорками, прежде всего по подсудности рассматриваемых дел: в основном это были незначительные гражданские споры и некоторые категории уголовных дел, при условии, что обе стороны являлись африканцами2. Короче говоря, традиционный правовой статус коренного населения сохранялся лишь в той мере, в какой не противоречил интересам колониальной администрации. Думается, этот вывод справедлив и в отношении статуса коренного населения Сибири и Кавказа.
Сибирь
К моменту колонизации ("покорения") Сибири русскими большинство коренных народов имело общинное обычное право, соответствовавшее уровню социального развития этих народов3. Учитывая особенности традиционного хозяйствования (кочевое пастбищное животноводство, охота, рыболов-
' Лучшей работой об африканском образе жизни следут, пожалуй, признать работу: Тернбул К. М. Человек в Африке. М,, 1981. В ней, в частности, есть интересные сведения о видах хозяйственной деятельности африканцев, их отношении к земле.
2 См.: Bohannan P. J. Justice and Judgement among the Tiv. L., 1957;
Indigenous Law and the State, Dordrecht, 1998; Ideas and Procedure in African Customary Law. L., 1969.
3 См.: Обычное право народов России /Сост. В. В. Карлов. М., 1994.
Глава 7. Человек как объект правовой аккультурации 257
ство), рассеянное проживание на огромной территории групп людей, можно предположить их более индивидуализированный личный статус: значимость отдельной личности в таких условиях гораздо выше, чем, скажем, в Африке. Однако по этим же причинам (прежде всего ввиду рассеянного проживания) эти народы были менее "защищены" от воздействия других цивилизаций, поэтому и их традиционное право легче поддавалось такому воздействию.
В обзоре развития юридической антропологии в России мы уже указывали на большой интерес как исследователей, так и администрации сибирских областей к обычному праву аборигенов (повторяем, что в антропологии и этнологии аборигенами именуется коренное население). Мы также упоминали об Уставе об управлении инородцев от 22 июля 1822 г., заложившем основы личного статуса аборигенов. Приведем теперь обширные выдержки из этого поистине исторического документа, свидетельствующего о благородных помыслах просвещенной части царской администрации'. (Сохранены орфография и пунктуация оригинала.)
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 569 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!