Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина



Если требуется привести пример неразрывной связи пра­вовой системы с образом жизни отдельного человека, то ис­лам — самый наглядный пример. Действительно, религиозная форма сознания, лежащая в основе ценностей исламской ци­вилизации, теснейшим образом связывает интересы и ценност­ные установки умлгы (мусульманской общины в самом широ­ком собирательном смысле) с образом мыслей и поведением правоверного мусульманина. "Ислам, — отмечается в попу­лярной книге для верующих, — это нерасторжимое един­ство веры, религиозных предписаний, правовых и мораль­ных норм и определенных форм культуры. Это цельная сис­тема ценностей, формирующих идеологию и психологию, образ жизни и мышления как для каждого верующего, так и всей мусульманской общины. Ислам охватывает и регулиру-


 

Часть III. Право, культура, цивилизация



ет все стороны человеческой жизни —- от концепции и прак­тики государственной власти до мельчайших подробностей

быта..."1

Поведение мусульманина основано на ценностях и уста­новках шариата — внутреннего идеала, к которому надо стремиться. Шариат являет собой синтез религии, нравствен­ности и права, он — "закон жизни". Шариат наряду с ада-•том (местными обычаями и правилами поведения мусуль­ман) является универсальным регулятором социальных от­ношений мусульманского мира, личного статуса мусульман. Что же тогда понимать под мусульманским правом?

Следует сразу сделать оговорку, что мусульманское пра­во — не синоним шариата в его расхожем понимании ("за­коны шариата"). Тонкий знаток мусульманского права, на ко­торого мы будем не раз ссылаться, Л. Р. Сюкияйнен уточняет:

"Различение этих понятий основано на правовых критериях:

шариат включает все обращенные к людям предписания Ко­рана и сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолко­ваны доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в соб­ственном смысле — в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового нача­ла. В отличие от него мусульманское право — преимуще­ственно правовой феномен, хотя и выступающий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное

правосознание"2.

В шариате различают два основных элемента: рели­гиозно-этический— акида, и собственно правовой — фикх, определяющий параметры мусульманского права. В свою очередь фикх содержит предписания и обязатель­ства по отношению к Аллаху — ибадат, а также нормы поведения по отношению к себе подобным — муамалат. Для лучшего запоминания терминологии изобразим эти понятия в схеме.

' Аль-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды (серия "Мир

ислама"), М., 1998. С. 9. 2 Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусулыианско-правовая культура. М., 1997.

С. 17.


Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 229

шариат

/ \

акида фикх

/ \

ибадат муамалат

Напомним, что в курсах мусульманского права или срав­нительного правоведения' к источникам ("корням") мусульман­ского права по традиции, идущей от Аш-Шафии, относят:

Коран — священная книга мусульман, содержащая око­ло 6 тыс. стихов (аятов), в 500 аятах изложены правила по­ведения, которым должен следовать мусульманин. В Коране от имени Аллаха сказано, что "мы ниспослали его, как араб­ский судебник" (Коран, 13—37). Хотя в нем нет системати­ческого изложения всех правовых норм и установлений, он послужил основой разработки шариатской законодательной системы, регулирующей отношения в семье и в обществе, имущественное и уголовное право, фискально-налоговую и финансовую систему2;

Сунну — повествования (хадисы) о жизни Пророка Мо-хаммеда (Магомета) как образца для подражания (сунна в переводе означает образ жизни, правила);

Иджму — согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного;

Кийяс — толкование по аналогии, сочетающее откро­вение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кораном, Сунной и Ид-жмой.

' См.: Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с франц. М., 1959; Саидов А. X. Основы мусульманского права: Курс лекций. Ташкент, 1995; Он же. Срав­нительное правоведение. Гл. 16. "Мусульманская правовая семья". М.,

2000.

2 Лучшим переводом Корана считается перевод выдающегося арабиста И. Ю. Крачковского: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1986 (неодно­кратно переиздавался). Блестящий стихотворный перевод Корана сде­лала Валерия Порохова: Коран: Перевод смыслов и комментарий. Да­маск; Москва, 1995; О Коране как источнике права см.: Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. Гл. 3. "Мировоззрение Корана". М., 1988. С. 147—270.


 

Часть III. Право, культура, цивилизация



Л. Р. Сюкияйнен, верный академическим традициям, ос­новным источником мусульманского права считает доктри­ну, имея в виду доктринальную разработку нормативного со­става мусульманского права на основе толкования предписаний-ориентиров Корана и Сунны и придания им юридического характера'. Принцип иджтихада (имеющего много значений — "усердие", "настойчивость", а также "поиск истины", в опреде­ленном смысле и "свобода усмотрения") позволял формулиро­вать на этой основе конкретные судебные решения и новые правила поведения (вот вам пример антропологического под­хода к праву).

Некоторые исследователи и богословы относят к источ­никам мусульманского права также и фетвы, толкования,

которых насчитывается более 6 тысяч.

Для полноты картины добавим, что существуют школы

(толки) мусульманского права — масхсибы\

Суннитские (считающие исчерпанными Сунной усилия по познанию сути ислама), которые по имени своих создате­лей различаются по школам, именуемым как ханифитская (Абу Ханиф), маликитская (Ибн-Малик), шафиитская (Аш-

Шафиа), ханбалитская (Ибн-Ханбала).

Шиитские (на основе иджтихада не признают "закры­тия врат человеческих усилий", выступают за дальнейшее развитие мусульманского права): джафаритская, иемаилит-

ская, зейдитская.

С шариатом всегда конкурировал адат — местные обы­чаи, традиции, корнями уходящие в домусульманскую эпо­ху, воспринявшие (нередко в весьма искаженной форме) не­которые установки шариата3. Если шариат является порож-

' См.: Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права // Источники права. М., 1986; Он же. Мусульманское право: Вопросы тео­рии и практики.Гл. 2. М.,1986.

2 См.: Хаййароаа М. С. Основные направления и школы мусульманского

права // Мусульманское право. М., 1984.

3 См.: Авксентьев А. Коран, шариат, адаты. Ставрополь, 1986; Дому-сульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Бабич И. Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999; Кулажников М. Н. Право, традиции и обычаи. Ростов, 1972; Мавлютов Р. Р. Ислам. М., 1969;

Маргиев В. И. История государства и права в Осетии. Майкоп, 1997.


Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 231

пением городской культуры в исламе, то стихия адата — сельская, горная местность. Ярчайший пример адата— кров­ная месть, норма, отсутствующая в шариате'.

Итак, установив самые общие понятийные и терминоло­гические ориентиры в исламе, обратимся к собственно право­вому бытию мусульманина и мусульманки. В самом начале очер­ка мы подчеркнули, что шариат как "закон жизни" мусульман являет собой синтез религии, нравственности и права. Особен­ностью мусульманского права является такой же синтез пра­вовых норм, правосознания и поведения, причем если в иных правовых системах эти элементы обычно разнесены, причем на весьма большую дистанцию друг от друга ("право в книгах", "право юристов", "право в жизни"), то в мусульманском пра­ве практически нет между ними границ: внутреннее убежде­ние верующего в том, что предписания нормы и есть един­ственно возможная форма должного и справедливого, которой следует придерживаться в повседневной жизни, в поступках и в мыслях, сметает эти границы. Эта вера, передаваемая как генетический код из поколения в поколение, придает правосоз­нанию мусульман ту самую незыблемость, которая нередко раздражает европейцев, принимающих ее за "фанатизм": если мне этого не дано, то у другого это плохо... (Уместно спро­сить: а не является ли европоцентризм если не разновиднос­тью фанатизма, то некоего континентального шовинизма?)

Заданность параметров правосознания религиозным со­знанием придает восприятию мусульманского права не только его специфику, но и огромный авторитет, а следовательно, и высокую эффективность. У мусульман нет циничных пого­ворок типа "закон что дышло...". Сколь не велико значение толкования (фетвы) мусульманского права, давать его мо­гут только признанные авторитеты: молла, муфтий, извест­ные богословы и правоведы. Никакое "личное" усмотрение не допускается. Все современные кодексы толкуются так, как будто они непосредственно вытекают из шариата и дог­матов ислама. Мусульманское право развивается, таким об-

Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Шариат, обычай, закон: Координаты правового бытия российского мусульманина // Человек и право. М., 1999. С. 82—91.


232 Часть III. Право, культура, цивилизация

разом, путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом и черпать в прежних нормах свою силу. Тем самым обеспечивается многовековая преем­ственность этих норм.

Мусульманин по сути своей правовой человек, т. е. чело­век, который живет по праву, причем это правовое бытие основано на внутреннем убеждении. Можно сказать, что со­циально-нормативное регулирование, заложенное в исламе, включает сознательное знание и исполнение правил пове­дения, обычаев, нравственных норм, правил вежливости каж­дым мусульманином как составной части мусульманского братства — уммы. Мусульманское право как бы оформляет их в более стройную систему и поэтому воспринимается мусульманами как составная часть их бытия1.

В мусульманском праве сложилось понятие личных прав, точнее личного статуса, связанного с мусульманской ве­рой: ты обладаешь набором прав и обязанностей именно в силу того, что ты мусульманин. Это касается как "культо­вых" норм, так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространя­ются на христиан, иудеев, коптов, последователей других религий; правда, от них требуется уважение традиций ис­лама, если они оказываются в мусульманской среде. В этой связи заявления некоторых мусульман о том, что законы шариата обязательны для всех, включая немусульман, ско­рее результат невежества, ибо просвещенный, "цивилизо­ванный", ислам веротерпим: достаточно сказать, что по еги­петскому законодательству личный статус гражданина зави­сел от конфессии (устанавливалось 14 таких статусов)2.,

' Интересные размышления по этому поводу вызывает нетленная ра­бота академика В. В. Бартольда: Бартолъд В. В. Мусульманский мир // Сочинения. Т. VI. М.,1966.

2 До революции (той самой, 1917 г.) эта тема осваивалась весьма актив­но. См.: Гиртас В. Права христиан на Востоке по мусульманским зако­нам. СПб., 1895; Нофас Н. Г. Курс мусульманского права (о собственно­сти). СПб., 1896; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законо­ведения. СПб., 1850; Мусульманское право: Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского свода (Мэджел-лэ). Пер. с турецк. Т. 1—3. Ташкент, 1911—1912.


Глава 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 233



Семейные отношения в мусульманском праве регулиру­ются именно исходя из институтов "личного статуса". Это как раз та самая видимая часть айсберга, которая больше всего знакома немусульманскому миру и достаточно хорошо изучена и описана'. Это не означает, что другие отрасли мусульманского права менее развиты, но эта часть мусуль­манского (как, впрочем, любого другого) права наиболее "ан-тропологична".

В конце XIX в. в Османской империи, большинство населения которой не говорило по-арабски, была предпри­нята попытка кодифицировать нормы мусульманского пра­ва, а заодно перевести эти кодексы на языки исповедую­щих ислам народов. Так появилась составленная в 1869— 1877 гг. Маджалла (1851 статья), в которой значительное место уделялось гражданской правоспособности. Однако впервые понятие "право личного статуса" было введено в египетском гражданском кодексе 1876 г., включавшем 647 статей и называвшемся "Нормы шариата по личному стату­су"; в нем получил закрепление принцип регулирования личного статуса человека в зависимости от исповедуемой им религии. Наконец, вслед за османским семейным кодек­сом 1915 г. в ряде арабских стран в 20-е и последующие годы на основе этого кодекса были приняты семейные за­коны и кодексы.

Большинство из этих законов устанавливали договор­ную форму брака, причем обязательно присутствие двух свидетелей (мусульман, если речь идет о заключении бра­ка между мусульманином и мусульманкой). Устанавливался брачный возраст: для мужчин в основном 18 лет, для жен­щин — от 15 до 18 лет, хотя возможны отступления по решению суда, в этом случае будущие супруги должны Доказать свою брачную правоспособность и даже (если не­обходимо) половую зрелость. При заключении брака каж-

' См.: Вагабов М. В. Ислам и семья. М., 1980; Каримов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 92—105; Сюкияйнен Л. Р. Му­сульманское право и современное семейное законодательство // Му­сульманское право. С.159—182.


234 Часть III. Право, культура, цивилизация

дый из будущих супругов вправе внести в него дополни­тельные условия, но эти условия должны быть выполни­мыми и не противоречить шариату (нельзя, например, тре­бовать раздельного проживания супругов или разрыва свя­зей жены с родителями).

В большинстве мусульманских стран закрепляется нор­ма шариата, позволяющая мусульманину иметь до четырех жен, правда, при условии, что "предыдущая" супруга не внесла в договор оговорку, позволяющую ей расторгнуть брак, если ее муж вступает в другой брак. Кроме того, шариат требует от мужа одинаково "справедливого" отношения ко всем своим супругам. Свое право на многоженство мужчина должен каждый раз подтверждать в суде, который при при­нятии решения должен учитывать материальные и иные воз­можности мужа заключать новый брак и обеспечивать "рав­ное" и "справедливое" отношение к своим женам. Предвари­тельное уведомление законной супруги (или супруг) о новом браке обязательно'. Это еще раз подтверждает высказанное нами выше утверждение, что шариат не допускает произво­ла даже в такой интимно-личностной сфере, как семейная жизнь.

Достаточно полное представление о личностном стату­се мусульман и об исламской концепции прав человека дает принятая 19 сентября 1981 г. Всеобщая исламская деклара­ция прав человека, документ малоизвестный как в России, так и в государствах Средней Азии (в чем нам пришлось убе­диться, читая совсем недавно курсы по правам человека в этих бывших советских республиках), поэтому приводим его полностью, завершая им очерк2.

' Подробнее см.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. С. 159—182. 2 Русский перевод сделан проф. А. X. Саидовым. Нами внесены незначи­тельные уточнения перевода по источнику: Declaration Islamique Universelle des Droits de 1'Homme. 21 Dhul Qaidah 1401 (19 Septembre 1981). Текст содержит также подробную таблицу соответствия положе­ний каждой статьи Декларации тексту Корана (эту часть текста мы опускаем).


Глава. 6. Шариат — "закон жизни" мусульманина 235





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1041 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...