![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
были предприняты еще в середине XIX в., когда начиная с 1857 г. губернаторы провинций приступают к составлению первых "каталогов" для колониальной администрации, в которые заносятся и сведения о действующих на той или иной территории правовых системах. С 1921 г- в индийских университетах начинают преподавать антропологию как интеграционную дисциплину, включающую в себя физическую антропологию, историю народов, религий и обычаев, и социокультурную антропологию в духе проекта Г. Рисли, который в 1880—1913 гг. реализовал огромную по масштабу исследовательскую программу, соединяющую антропометрию, выявление этнической и расовой принадлежности с целью дать региональную классификацию каст. В том же 1921 г. начинает выходить журнал "Man in India'4. До 50-х гг. в Калькутте активно действовал финансируемый властями фонд антропологических исследований Anthropological Survey of India, в задачи которого входило поощрение антропологических исследовательских программ.
Как можно догадаться, методика и тематика исследований были во многом заимствованы из британской школы социальной антропологии, особенно работ Рэдклифф-Брауна и Малиновского, но было подготовлено немало оригинальных работ по выявлению особенностей степеней родства, заключения брака, семейных отношений (в частности, работы К. Ма-жумдара и Т. Надана)2.
В 50-е гг. происходит ощутимый разрыв с британской традицией в антропологии. Большее влияние приобретает американская антропология межкультурных отношений. Продолжают исследоваться касты (работы Б. Датта), феномен "неприкасаемых" (М. Моффат, К. Сарадамони), религиозные секты (С. Парватхамна). Появляются серьезные работы Р. К. Мухер-джи о личных свободах3.
1 Указатель статей в нем: Man in India; Cumulative Index. 1921—1985 //
Man in India. Vol. 65. No. 4. 1985.
2 Обзор этих исследований и впечатляющая по разнообразию исследуемых Тем библиограсрия содержится в работах: Воь'е N. К. Fifty Year's of Science in India: Progress of Anthropology and Archeology. Calcutta, 1963; Survey oC Research in Sociology and Social Anthropology up to 1969. Vol. 3. Bombay, 1974.
3 См.: Survey of Research in Sociology and Social Anthropology 1969 — ^979. Vol. 2. New Delhi, 1985.
80 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
В то же время идет усиленный поиск индийского варианта "модернизации", включая изменения в социальных институтах, семье, кастовой системе, в системе правовых ценностей. Ряд исследователей предлагают проводить модернизацию, не ломая индийских традиций, а вкрапляя в них новые элементы, по сути, воспроизводя политику колониальных властей, но на сей раз в национальных интересах1. Другие исследователи обосновывают движение низших каст за повышение своего варново-кастового статуса ("санкритизация"). Нельзя не согласиться в этой связи с авторитетным мнением Н. А. Кра-шенинниковой, считающей, что "санскритизация — проявление консервативной инерции традиции, ее мощной адаптирующей силы, способной существенно видоизменять элементы той идеологии, которая воздействует на нее извне"2.
Титаническая работа индийских реформаторов, начиная с Дж. Неру, по реформе индийского права3 послужила мощным стимулом юридико-антропологических исследований, начиная с проблемы секуляризации общественной и государственной жизни и заканчивая законодательством о браке индусов, поскольку брак в Индии гораздо более значимый, чем в Европе, правовой институт4. Количество работ по этой проблематике огромно, а учитывая уникальность этой страны и масштабность стоящих перед ней проблем, индийским антропологам обеспечена работа на много поколений вперед3. Это не значит, что индийские юристы-антропологи замыкаются только в проблематике своей страны. Здесь развита юридическая компаративистика: правовое бытие разных народов мира исследуют Т. Н. Пандей, А. С. Бхагабати, С. Сабервал и др. К индийской школе юридической антропологии примыкает шри-ланкийская школа с сильно выраженным уклоном в сторону компаративистики и социальной антропологии6.
' См.: Singh Y. Modernisaition of Indian Tradition/New Delhi, 1974.
2 Крашенинникова Н. А. Индусское право: История и современность. М., 1982. С. 107. О борьбе "ортодоксов" и "обновленцев" в индийском праве см. там же. С. 108—114.
3 См. гл. Ill указанной работы Н. А. Крашенинниковой.
4 См.: Subarao V. Family Law in India. New Delhi, 1975.
5 См.: Rise o£ Anthropology in India. New Delhi, 1978.
6 См.: Social Anthropology from Sri Lanka // Contribution to Indian Sociology.Vol.21. 1987.
Глава 2. Традиции и современность в антропологии права 81
Закончим свой анализ подобающим в таком случае педагогическим морализаторством: для российского юриста обращение к работам его индийских коллег не менее важно (а по проблемам правовой модернизации даже более важно), чем обращение к западным авторам.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!