![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
' Les fondements anthropologiques des droits de 1'homme // Revue generate de droit. Vol. 25. 1994. P. 5—47; La doctrine juridique chinoise et les droits de 1'homme // Revue universelle des droits de 1'homme. Vol. 10. No. 1— 2. Avril 1998. P. 1--26,
2 A la recherche du pluralisme juridique: Ie cas francais // Droit et cultures. Vol. 36. 1998/2. P. 217—262.
3 L'Etat francais et Ie pluralisme. P., 1995-
Introduction historique au droit. P., 1998. '' Les statuts personnels dans Ie droit constitutionnel francais. P., 1999.
76 Часть I. Антропология права как отрасль правовой науки
Мои последние исследования посвящены французскому праву, точнее прочтению его истории и нынешнего состояния. В чисто историческом аспекте французское право может быть прочитано с двух разных позиций. Первая, традиционная позиция состоит в том, что Франция описывается как государство, издавна являющееся не только унитарным, но и склонным к униформизации. Я же в своей работе "Французское государство и плюрализм" постарался нюансировать этот анализ, показав, что на протяжении большей части своей истории во Франции доминировали плюралистические концепции права. К тому же я захотел показать, что наша республиканская правовая традиция испытывает сейчас глубокие изменения за внешней вывеской верности республиканским принципам- В новой своей работе "Статус личности во французском конституционном праве" я делаю акцент на сохранении особого статуса личности в заморских департаментах, чье специфическое право представляется мне интересной пра-вовои лабораторией.
Наконец, в вышедшем недавно "Историческом введении в право" я постарался синтезировать некоторые из моих пре-дыдуших исследований, проанализировав в трех частях своего труда множественность ролевых функций, отводимых праву в различных культурах и при различных формах государства; историю европейского права (а также государства судей и правового государства) как в самой Европе, так и за ее пределами (общая теория передачи права и история французской и английской правовой колонизации); изменения в республиканских традициях позитивного права".
Добавим от себя, что из скромности, свойственной интеллигентным людям, Н. Рулан не указал, что он проводил свои исследования не только на севере Канады, но и в Гренландии, на Аляске, в Африке (Сенегал, Мадагаскар), Азии (Индия, Индонезия, Таиланд, Китай), в заморских территориях Франции (Новая Каледония, Полинезия, Антильские острова), в Западной Европе и побывал, наконец, в России, где читал курс лекций по теории прав человека во франко-
Глава 2. Традиции и современность.в антропологии права 77
российском университетском колледже в Москве и Санкт-Петербурге. Он также является президентом-основателем (1993 г.) Французской ассоциации антропологии права, а в 1994г. провел международный коллоквиум "Судья: антропологический подход к судебной власти", имевший большой международный резонанс.
В лице Н. Рулана и его единомышленников французская юридическая антропология приобрела долгожданный теоретический и организационный "моторчик", который стимулирует дальнейшие разработки проблем "права в человеческом измерении".
Другим направлением в юридической антропологии, близким к культурной антропологии, является школа Рай-мона Вердье в университете Париж-Х (Нантер), этом пристанище "левой" интеллигенции. Начав вместе с Э. Ле Руа исследования по праву земельной собственности в африканских обществах, он затем перешел к общим проблемам правовой культуры человека, основав журнал "Право и культуры" (Droit et Cultures), возглавляемый ныне талантливой и динамичной Шанталь Курильски-Ожевен, автором интересных исследований по правовой социализации во Франции и России, о которых речь пойдет ниже. Кстати, их коллега Этьен Ле Руа, склонный к блестящим парадоксам в стиле Монтеня и Шафмора, недавно разразился (иного слова не подберешь по такому поводу) новым шедевром правовой философии под названием "Игра законов. "Динамическая" антропология права. Советы и напутствия молодому юристу-игроку" (1999)1, где камня на камне не оставляет от "догматизированного" права, а заодно и от "за-формализированной" структурной антропологии, предлагая взамен свою концепцию "права как правил социальной игры". Увлекательнейшее чтение!
Поддался на интеллектуальную провокацию антропологов (в смысле provocare — будить мысль, побуждать к действию) и такой известный социолог права, как Жан Шарбо-
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!