![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Юрисдикция главы новгородской церкви была той же, что в Киевский период и в современных республике соседних русских землях, и определялась теми же источниками — княжескими церковными уставами. Владыка судил всех христиан-новгородцев по делам духовным и цер'Ковных людей, а также население принадлежащих владыке земель по всем делам1. В Новгородской республике из владычного суда делались изъятия в пользу вотчинных судов отдельных монастырей.
В. Л. Янин видит в скреплении владычными буллами в XIV—XV веках купчих, данных и духовных грамот свидетельство того, что «на каком-то этапе своего развития владычный суд кроме вопросов, связанных с преступлениями против церкви и морали, включил в сферу своего действия многообразные имущественные отношения новгородцев, изъяв эти дела из-под юрисдикции смесного суда князя и посадника и оставив на долю последнего, по-видимому, только уголовное судопроизводство». Экспансия началась, по Янину, с учреждения должности владычного наместника в конце XIII века и первоначально касалась лишь мест, передаваемых в управление владыки, на Новгород это перераспределение юрисдикции распространилось в середине XIV века2. Того же мнения А. С. Хорошев: «Архиепископский суд, которому была передана в середине XIV века вся громадная сумма дел, связанная с 'поземельными отношениями, сделался местам контроля экономической основы Новгородской республики — землевладения»3. Трудно признать эту версию обосно-
вследствие того, чтэ приведенное Куницыным место из Никоновской летописи вызывает сомнение Чеглокова употреблением слова «тяжущийся», которое, по его мнению, возникло гораздо позднее датировки фрагмента летописи. Возможно, судная грамота унифицировала ранее неодинаковое в разных судах ч:тсло представителей. Вопрос этот не представляет принципиального интереса.
1 Из новой литературы см.: Щапов Я. Н. Церковь в системе государственной власти Древней Руси//Древнерусское государство и его международное значение. М.. 1965. С. 279—287; Он же. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972; Хорошев А. С. Церковь... С. 121—133.
2 См.: Янин В. Л. Очерки... С. 38—39.
3 Хорошев А. С. Церковь... С. 131.
___________________344________________..
ванной. Завещание (духовная) всегда считалось в древности делом, связанным с церковью, данные нередко оформлялись в пользу церквей и монастырей. Скрепление печатью владыки придавало такому документу (даже если он не касался церкви непосредственно) особый авторитет. Оформление, своего рода регистрация, земельных сделок— слишком зыбкое основание для заключения о судебных правах в этой сфере.
4)
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 555 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!