Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Членовредительство с помощью огнестрельного оружия и взрывных устройств



Членовредительство с помощью огнестрельного оружия и взрывных устройств чаще наблюдается у лиц, находящихся на воинской службе и работающих со взрывными устройствами.

В воинских контингентах обычно используют длинно- или коротко­ствольное ручное огнестрельное оружие. Повреждения, как правило, при­чиняются на посту, в караульном помещении, на стрельбище, во время чистки оружия, чаще без свидетелей, изредка при них или в присутствии сообщника, который способствует или сам наносит повреждения.

Чаще всего пострадавшие объясняют случившееся несчастным случа­ем при обращении с оружием, отражением нападения на пост, ранением в бою неприятельской пулей или осколком, попыткой самоубийства.

С целью устранения возможного попадания на кожу или одежду факто­ров близкого выстрела стреляют с неблизкой дистанции, прочно укрепляя оружие в развилке дерева, расщелине, между камнями на расстоянии 1,5— 2 м от поражаемой конечности. Выстрел производят с помощью привязан­ного к спусковому крючку шпагата, переброшенного через фиксированный


предмет, и натягивания его за свободный конец. Редко привлекают соучаст­ника, который стреляет с дистанции 2—3 м в конечность.

Для исключения поражающего действия факторов близкого выстрела используют различного рода прокладки, поглотители, которые помещают между дульным срезом и поверхностью поражаемой конечности. Значи­тельные разрывы кожи и одежды, свидетельствующие о выстреле в упор при полном отсутствии наложений копоти по краям ран и в раневом канале с наличием в нем частиц прокладки, позволяют заподозрить членовреди­тельство. Установление признаков выстрела в упор или с близкой дистан­ции, частиц прокладки в ране; доступной локализации входной огнестрель­ной раны и дистанции выстрела (от упора до 15—20 см), раневого канала; отсутствие у пострадавшего физических недостатков, пороков развития и заболеваний, мешающих произвести выстрел, объективно установленное взаимоположение поврежденной части тела и оружия; тенденция не причи­нять себе тяжелых или тем более опасных для жизни повреждений, позво­ляет полагать о членовредительстве.

У членовредителей типичны расположение повреждений в областях, доступных действию собственной руки на пальцах, кистях, стопах, реже — на предплечьях, голенях, бедрах, плечах, и направление раневых каналов.

При выстреле в упор или с близкого расстояния, в зависимости от толщины и плотности, поглотители могут задерживать копоть и зерна пороха, принимая на себя механическое действие газов.

Однако, какой бы плотной такая прокладка ни была, полностью задер­жать на себе следы близкого выстрела она обычно не может. Поэтому частицы копоти и пороховые зерна проникают в рану и в глубину раневого канала.

Членовредитель выбирает наиболее безопасные участки ладонной по­верхности кисти: межпальцевые складки, межпястные промежутки, осо­бенно первый, а также пальцы и область тенора. Для пулевого поражения извне, особенно в рабочем положении кисти, когда пальцы согнуты и ладонь соприкасается с тем или иным предметом, характерно располо­жение входных отверстий на тыльных поверхностях, а не на ладонных.

Направление раневых каналов чаще всего обусловливается взаимоотно­шением поврежденной части тела и оружия в момент выстрела, когда тому и другому придается наиболее естественное и удобное положение для беспрепятственного выстрела. В этой связи на конечностях раневые кана­лы направлены как бы «от себя», вниз.

При осмотре пострадавшего во время оказания первой помощи необхо­димо обратить внимание на окопчение кистей и лица, маленькие брызги крови на кистях, дульном конце ствола оружия, свидетельствующие о вы­стреле с близкой дистанции, а наличие их в канале ствола, на наружных поверхностях оружия и кистях указывает на выстрел в упор. До первого объяснения следователь должен попросить медицинский персонал ввести марлевые тампоны в носовые ходы для выявления копоти выстрела.

Одежда, обувь и повязки, снятые при подготовке к операции, должны быть высушены, а удаленные во время операции края раны и стенки ране-


вого канала — законсервированы 10% раствором формалина или спиртом, сохранены и переданы следователю, который направит их для дальнейшего исследования эксперту с целью выявления частиц прокладки и установле­ния ее характера.

Исследование краев отверстий, особенно в ближайшее время после ранения, позволяет установить ряд ценных признаков для распознавания входных отверстий и близкого выстрела. В диагностике могут быть исполь­зованы наряду с ободками осаднения и обтирания следы травмирующего влияния газов, порошинок, прокладок и одежды на края входных отвер­стий: круговая отслойка лоскутов кожи по краям раны, размозжение и разрывы их вершин; расслоение утолщенной ороговевшей кожи ладоней и подошв на дерму и эпидермис с радиальными его разрывами; характер­ные мелкофестончатые повреждения краев отверстий дробью; осаднение одеждой и прокладками краев раны и кожных покровов вблизи входных отверстий; кровоподтеки у краев входных ран за счет ушибающего дей­ствия пороховых газов, одежды и прокладок.

Иногда следы близкого выстрела могут симулировать загрязнения кожи, повреждения мельчайшими осколками стекла в случаях прохожде­ния пули через стекла, повреждения пристрелочно-зажигательными пуля­ми и пулями с термическими включениями, рикошет пуль от камня, про­хождение пули через плотный слой земли или через плотные преграды с образованием рваных входных отверстий, как от выстрелов в упор.

Изредка при выстреле с неблизкого расстояния под повязкой на кистях вследствие отека и мацерации могут образоваться разрывы эпидермиса, проходящие вдоль естественных складок кожи, напоминающие поврежде­ния от выстрела с близкого расстояния и в упор.

Умышленные самоповреждения, образовавшиеся в результате взрыва, возникают в момент взрыва запалов гранат, взрывателей мин, детонаторов. У таких пострадавших повреждения локализуются на ниже расположен­ных частях конечностей, изолированы, что объясняется укрытием непора­женной поверхности тела за надежными преградами.

Повреждения, нанесенные взрывом запала, чаще всего локализуются на кистях, причем чаще травмируется одна кисть. Изредка ранения кисти сочетаются с повреждениями частей тела, которые ближе всего находятся к запалу в момент его взрыва (лицо, шея, предплечье и др.). Эти сопутству­ющие ранения допускаются по явной неосторожности, в спешке или от недооценки ранящих свойств запала в момент взрыва.

На кисти повреждения чаще всего захватывают пястье и пальцы, ре­же — только пальцы или пястье. Среди повреждений пальцев чаще наблю­даются отрывы или рваные раны первых трех пальцев в различной комби­нации. На пясти осколочные ранения запалом множественны, располага­ются по всей ладони, более густо группируясь у локтевого или лучевого края ладони. По расположению повреждений можно высказаться о положе­нии капсюля-детонатора запала в сжимавшей его кисти, а также о положе­нии расправленной кисти по отношению к торцовой или боковой поверх­ности капсюля-детонатора.


От торцовой поверхности капсюля-детонатора запала осколки летят в виде конуса, от боковой поверхности — разлетаются, образуя со всех сторон запала на мишенях большое количество мелких пробоин в виде полос. Осколки запала почти не попадают в сторону воспламеняющего его механизма. Их повреждающее действие на кожу человека сохраняется на дистанции взрыва до 30 см. Ткани одежды могут пробиваться на расстоя­нии до 1 м.

Прокладки поглощают часть разрывного действия газов, ограничивают разлет осколков, резко сокращают число осколочных ран и ссадин, значи­тельно уменьшают интенсивность и распространение копоти.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 631 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...