Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для студентов вузов 12 страница



Резюме

Раздел четвертый. Регуляция общества

Глава 7. Культура

Цели главы:

* Представить культуру как регулятор общества.

* Рассмотреть ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

* Провести анализ функционирования и развития культуры.

* Показать формы и виды культуры.

* Объяснить значение культуры в административной среде.

7.1. Культура — регулятор общества

Строение общества, характер налаживания отно­шений между людьми определяется культурой. Тер­мин «культура» имеет множество значений. Доста­точно сказать, что в литературе насчитывается до 250 трактовок данного явления. И это неудивитель­но, ведь культура проникает во все поры обществен­ного организма, а потому в каждом отдельном слу­чае приобретает особый оттенок.

Под культурой понимают определенную сферу об­щества, получившую институциональное закреп­ление. Существует министерство культуры, учреж­дения культуры: театры, музеи и т.д. Под культу­рой подразумевают совокупность духовных цен­ностей, присущих народу, нации или какой-то иной социальной общности. Мы говорим, например, о рус­ской культуре. Культура выражает высокий уровень

человеческих качеств. Если мы встречаем начитан­ного человека, то называем его «культурным».

Некоторые ученые полагают, что общество при­суще и животным. Животные группируются, взаи­модействуют, конфликтуют и т.п. Но вот чего у них нет, так это культуры. Все, что окружает человека, имеет свое имя. Отдаленные звезды, редкие виды бабочек наделяются определенным значением и включаются в культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном мире. В нем нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры.

Когда мы говорим о культуре, то прежде всего имеем в виду внеприродную «природу» этого явле­ния, т.е. все то, что создано человеком. Сюда мы включаем физические объекты: орудия труда, жи­лые дома, одежду, предметы быта, украшения. Все это составляет материальную культуру. Сюда же мы включаем и духовные творения человека: сказ­ки, песни, танцы, ритуалы, обычаи и т.д., что обра­зует нематериальную культуру.

Созданные человеком материальные либо нема­териальные объекты называют артефактами. Они имеют для людей какое-то символическое значение, выполняют определенную функцию, представляют известную ценность. Однако такая трактовка куль­туры определяет ее лишь как продукт человечес­кой деятельности, а процесс его создания остается как бы вне рассмотрения.

Поэтому, выясняя сущность культуры, важно по­нимать, что она не отделима от личности, находит­ся с ней в постоянном взаимодействии. Человек, усваивая сложившуюся ранее культуру, как бы распредмечивает ее, а создавая какой-то продукт, опредмечивает свои знания, умения, способности. Та­ким образом, культура определяет меру человече­ского в человеке.

Среди людей культура выполняет ту же функ­цию, что и генетическая программа поведения в жизни животных. Она содержит набор рецептов, правил, инструкций, определяющих и контролиру­ющих поступки человека. Без таких образцов куль­туры поведение людей было бы непредсказуемым и неуправляемым.

Словом, культура — это не наследуемая биологи­чески совокупность образцов взаимодействия людей со средой существования. Она связана с тем, что возделано человеком в себе, а не рождено в нем от природы. В этом смысле о культуре можно гово­рить как о социальном образовании.

Источником культуры является сознание чело­века, а ее важнейшей предпосылкой — язык. Без языка представить себе жизнь людей в обществе невозможно. В привычном понимании язык есть совокупность слов, организованных по определен­ным правилам, составляющим его грамматику.

Язык служит взаимопониманию людей. Он по­могает им координировать свои действия, способ­ствует сплочению. Вместе с тем язык и разобщает людей, прежде всего по национальному признаку. В мире функционирует 1500 языков. Однако 75% человечества разговаривает всего на 22 языках, а 50% — на 7 языках.

Язык — организатор человеческого опыта. Мно­гие понятия, которые даны нам изначально, выгля­дят таковыми потому, что крепко укоренились в язы­ке. С помощью этих понятий мы составляем представления об окружавшем мире, передаем другим людям информацию, а также модели поведения.

Речевое общение регулируется определенными правилами. Например, дети не должны вмешивать­ся в разговор взрослых, начальник имеет право раз­говаривать с подчиненным в повелительном тоне. Содержание этих правил составляют привычки, манеры, этикет и кодекс.

Привычка — это закрепленный способ поведе­ния в определенных ситуациях. Мы привыкли спать лежа, есть сидя, разговаривать преимущественно стоя.

Манера — это стилизованная схема привычного поведения. Окликать человека по имени — речевая привычка. Но сделать это можно по-разному: грубо или ласково. Форма привычного поведения отно­сится уже к манере.

Этикет — это комплекс манер, принятый в осо­бых социальных кругах. В прошлом он характери­зовал высшие слои общества. Например, говорить. женщине изысканные комплименты. Теперь этикет трактуется шире, чаще всего означает воспитанность человека.

Кодекс — это свод законов, регулирующих пове­дение людей. В переносном смысле кодекс означает совокупность убеждений человека, т.е. то, к чему он в действительности привержен, чем руководству­ется в повседневной деятельности, что воплощает в образцах поведения.

Среди убеждений есть такие, которые опираются на понятие чести. Они означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репу­тацию, достоинство или доброе имя.

Привычки, манеры, этикет и кодекс поведения людей образуют нормативную систему культуры. На­ряду с ними сюда входят обычаи, нравы и тради­ции. Они составляют основу культуры.

Обычай — способ поведения, закрепленный кол­лективными привычками. Если привычка — это по­вседневная сторона поведения людей, то обычай носит редкий, как бы «праздничный» характер. Обычаи праздновать Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о возрасте почитаются и охраняются как нечто ценное. Если нарушение при­вычки не вызывает негативной реакции, то неува­жение обычаев встречает отрицательное отношение, Таких людей принуждают признавать коллектив­ные ценности. Поэтическое выражение «обычай — деспот меж людей» достаточно емко отражает это обстоятельство.

Нравы — это обычаи, приобретающие мораль­ное значение. В Древнем Риме это понятие означа­ло самые уважаемые обычаи. Они назывались mores. Отсюда произошло слово «мораль» — совокупность нравственных устоев в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять старшего, бить слабого, обижать инвалида. Что имен­но считать нравственным, зависит от культуры дан­ного общества. Но в любом случае за отступление от этих устоев следует более суровое наказание по сравнению с нарушением обычаев.

Традиция — это механизм воспроизводства ма­нер, этикета, обычаев, нравов и других элементов культуры. Зачастую традиции отождествляют с обы­чаями и манерами. Однако обычай указывает на об­щепринятый способ поведения. Манера — лишь сти­лизованная форма обычая. Традиция отражает процесс передачи обычаев и манер из поколения в по­коление. Мы говорим о традиционных обычаях рус­ского народа, о традиционных манерах интеллиген­ции. Все ценное в обычаях, манерах переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится тра­диционным.

Важнейший компонент культуры — ценности. Это представления людей о желательном, полезном. Ценности лежат в основе нравственных доктрин. В качестве примера могут служить Десять запове­дей в христианской религии. Ценности дают крите­рий оценки событий и поступков людей.

Ценности фиксируются в обычаях, нравах, мане­рах, этикете, кодексе и других традиционно сло­жившихся представлениях людей. В том случае, когда ценности описываются в строго обоснованной доктрине, речь идет об идеологии.

Идеология содержит несколько пластов. Первый выражает общечеловеческие ценности. Они записа­ны, в частности, во Всеобщей Декларации прав че­ловека. Второй пласт представляет общенародные ценности, которые закрепляются в конституции кон­кретного государства. Наконец, третий пласт идео­логии отражает групповые ценности.

Они обосновываются политическими партиями и формулируются в программах, платформах и др.

Все эти пласты идеологии находятся во взаимо­действии. В нормальном обществе групповая идео­логия не подавляет общенародные и общечеловечес­кие ценности. Она получает признание, если ее партия в ходе парламентских выборов приобретает поддер­жку большинства населения. Конфронтация, анта­гонистическая борьба частной, классовой, например, идеологии с другими, приводит, как показал опыт нашей страны, к печальным последствиям.

Ключевые слова

Культура.

Артефакт.

Язык.

Привычка.

Манеры.

Этикет.

Кодекс.

Обычай.

Нравы.

Традиция.

Ценности.

Идеология.

7.2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции

Без ценностей общество обходиться не может. А человек? У него есть право выбора. Один при­вержен ценностям коллективизма, другой — ин­дивидуализма. Для описания того, на что нацелен человек, социологи придумали термин «ценност­ные ориентации». Он показывает выбор личностью конкретных ценностей, определяющих смысл его поведения.

Возьмем, к примеру, человека, для которого сво­бода является важнейшей ценностью. Можно пред­положить, что он: 1) свою жизнь в обществе оцени­вает с точки зрения свободы; 2) ищет связи, гаран­тирующие ему свободу; 3) строит взаимоотношения с людьми по критерию свободы; 4) поддерживает тех, кто разделяет ценность свободы и вступает в конфликт с противниками этой ценности.

Таким образом, ценности выполняют регулирую­щую роль в жизни человека и общества. Помимо цен­ностей, осуществлявших стратегическую регуляцию поведения людей, культура выработала нормы.

Нормы определяют, как должен вести себя чело­век, чтобы жить в согласии с ценностями. С помо­щью норм культура предъявляет людям требования, которым должно соответствовать их поведение, на­правляет, контролирует, регулирует, оценивает это поведение.

По существу, норма представляет собой выраже­ние какой-либо ценности в четкой, однозначно ин­терпретируемой форме. В норме ценность предстает, как конкретный образец поведения. Такой образец — на стороне индивида — выступает мерой его по­ведения, а на стороне общества — критерием оцен­ки этого поведения.

Нормы различаются в зависимости от того, в ка­ких формах общественной практики они функцио­нируют. Особое значение имеют нормы морали и права. Правовые нормы выступают в виде юриди­ческих законов, они контролируются государствен­ной властью и правоохранительными органами. Моральные нормы опираются на силу общественно­го мнения.

Ценности в единстве с нормами образуют меха­низм социальной регуляции. Важным элементом этого механизма является также социальный кон­троль. Культура любого общества вырабатывает си­стему методов внушения и убеждения, предписаний и запретов, принуждения и давления, а также сово­купность способов выражения признания, отличия и наград, благодаря чему поведение людей приво­дится в соответствие с принятыми образцами. Эта система «кнута и «пряника» и называется соци­альным контролем.

Не всякое поведение людей в одинаковой степе­ни поддается социальному надзору. Действия, ка­сающиеся общества контролируются сильнее, чем действия, относящиеся к индивиду. Социальное окружение человека вряд ли будет интересоваться тем, в каком порядке он содержит свой дом. А вот семейная жизнь уже четко регулируется предписа­ниями закона, религии и морали. Воровство встре­чается репрессиями, а убийство — вплоть до выс­шей меры наказания.

Особое значение для социального контроля име­ют санкции. Это оперативные средства, необходи­мые для стимулирования желательных и пресече­ния нежелательных поступков злодей. Санкции но­сят позитивный и негативный характер. Некоторые •санкции строго регламентированы, формализованы и применяются полномочными органами. Вместе с тем имеются и неформальные санкции, которые используют активные члены общества.

Санкции структурированы по уровню социальных систем и сферы действия. На уровне общества в це­лом формируются санкции, обладающие максималь­ным объемом влияния. В разнообразных сферах жизни людей действуют санкции, зависящие от осо­бенностей соответствующих институтов. С точки зрения величины, давления санкции ранжируются в следующем порядке: 1) правовые, 2) моральные, 3) сатирические, 4) религиозные.

Какие виды санкций применяются в современ­ном обществе? Неформальные негативные санк­ции — это выражение удивления, огорчения, не­удовольствия, насмешки, недоброжелательные сплетни и т. п. Санкции эти действуют потому, что за ними следуют более серьезные последствия в, виде утраты определенных выгод. Формальные негативные сан­кции — это совокупность наказаний, предусмотрен­ных предписаниями закона (предостережения, за­мечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смер­тная казнь, отлучение от церкви, наложение пока­яния и т.п.). Эти наказания действуют посредством устрашения, угрозы.

Неформальные позитивные санкции — это про­явление уважения, признание авторитета конкрет­ного индивида, похвалы знакомых, лестные упоми­нания в прессе, слава, почет и т.п. Формальные позитивные санкции — это публичное одобрение властей, почетная грамота, денежная премия, на­граждение орденами медалями, сооружение памят­ников и т.п.

Такого рода санкции выполняют ключевую роль в механизме социальной регуляции. Поскольку к санкциям прибегают за уже осуществленные дей­ствия, постольку ожидание их применения стано­вится важным фактором социального контроля. Сила этого ожидания существенно снижается, если о сан­кциях только говорят, но на деле их не применяют. В этом случае происходит процесс девальвации сан­кций, что ведет к ослаблению социального контро­ля, который может стать одной из причин дезорганизации общества.

Итак, механизм социальной регуляции: представ­ляет собой систему, которая, включает ценности как представления о желательных: поступках, нормы как устойчивые образцы поведения и санкции, по их соблюдению. Цепь этого механизма замыкается установками — готовностью личности реагировать (по­ложительно или отрицательно) на господствующие в обществе ценности. Лишь во взаимодействии этих элементов возможно обеспечение социального по­рядка, нормальных отношений между людьми в обществе.

Ключевые слова

Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

Ценностные ориентации.

Нормы.

Социальный контроль.

Санкции негативные.

Санкции позитивные.

Установки.

7.3. Функционирование и развитие культуры

Теоретическое воспроизведение культуры требу­ет рассмотрения не только ее структуры, но и дина­мики. Культура действует противоречиво. Она стре­мится к сохранению, устойчивости, преемственнос­ти и в то же время — к развитию, модернизации, изменениям. Осмысление динамичного аспекта куль­туры предполагает анализ этих тенденций.

Функциональный взгляд на культуру требует по­нимания ее как целостности взаимосвязанных эле­ментов. Не надо думать будто все элементы культу­ры гармонично связаны. Это касается лишь ядра культуры, определяющего ее своеобразие. Любая культура отбирает, сохраняет и транслирует от по­коления к поколению прежде всего то, что являет­ся типичным для ее народа. Даже новые элементы, заимствованные из культур иных народов, она стре­мится преобразовать согласно собственной природе. В силу этого ни одна культура не может быть пере­несена и целиком поглощена другим народом.

Изменениям подвержены в основном периферий­ные элементы культуры, такие, например, как мода. Когда же предпринимаются попытки преобразования ядра, куда входят ценности, нормы, нравы, культу­ра проявляет реакцию сопротивления. И это оправ­дано. Ведь утрата самобытности неминуемо ведет к распаду данного социума.

Благодаря целостности, самобытности, устойчи­вости культуры обеспечивается историческая связь поколений и единство ныне живущих в обществе людей. Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

1. Образовательно-воспитательная функция. Как уже говорилось, именно культура делает человека человеком. Таковым он становится по мере освое­ния знаний, языка, символов, ценностей, норм, обы­чаев своего народа, всего человечества. Все это дос­тигается в процессе воспитания и образования.

2. Интегративная и дезинтегративная функция. Посредством общности взглядов, ценностей, тради­ций культура сплачивает людей, интегрирует их. Вместе с тем, она и разобщает людей, привержен­ных разным ценностям.

3. Регулирующая функция. Как уже отмечалось, культура представляет собой ценностно-норматив­ный механизм социальной регуляции. Она опреде­ляет те рамки, в которых может и должен действо­вать человек.

Процессуальное рассмотрение культуры, конеч­но, не сводится к выявлению того, как она функционирует. Такой просмотр позволяет объяснить ли­нии связи культуры и общества. Однако это вне­шний способ объяснения, с помощью которого вряд ли возможно понять потенции внутренних измене­ний культуры.

Как же трансформируется культура, каковы ис­точники ее развития? Культура — это способ цен­ностного освоения действительности. И до тех пор, пока такой способ обеспечивает деятельность лю­дей по удовлетворению их потребностей, культура сохраняет свою устойчивость. В том случае, когда рамки принятых норм поведения, нравственных ценностей, технологий производства и т.д. стано­вятся узкими для человеческой деятельности, куль­тура изменяется.

Б настоящее время в нашей стране налицо про­тиворечие между потребностями людей и имеющи­мися способами их удовлетворения, что выражает­ся в недовольстве многих россиян своим положени­ем: ухудшением уровня жизни, социальной, право­вой защищенности и т.д. Человек сравнивает совре­менные условия с тем, как жилось раньше, он сопо­ставляет свое социальное положение с позициями иных слоев общества.

Особое значение имеет неудовлетворенность лю­дей ценностно-нормативным механизмом социаль­ной регуляции. Это недовольство перерастает в кри­зис общества и его культуры, т.е. системы ценнос­тей, нравственных и правовых норм, что ведет к распаду социальных связей и структур, вызывает недоверие к власти и т.д.

Изменение культуры вызывается внутренними и внешними причинами. Внутренние причины опре­деляют процесс саморазвития культуры. Саморазвитие осуществляется в трех основных формах. Са­мая элементарная из них — стихийная. Выход че­ловека за рамки привычных образцов деятельности происходят зачастую неосознанно. Возьмем, к при­меру, технологические изобретения. На заре произ­водства технология совершенствовалась в силу слу­чайных причин. Скажем, добавка в глину нового компонента могла улучшить ее прочность. Неожи­данно полученный эффект для работника невольно побуждал его к закреплению данного метода.

Более сложная форма саморазвития культуры осу­ществляется путем проб и ошибок. Поиск здесь идет уже осознанно, но на основе случайности. Поэтому культура продолжает стихийное развитие. Однако в данном случае человек все же сознательно срав­нивает новые образцы с привычными, оценивает их достоинства и недостатки, и лишь затем закрепля­ет, вводит в свою культуру.

Самая эффективная форма саморазвития — со­знательная. Это сложный вид деятельности, пред­полагающий разработку принципиально новых под­ходов. В области экономики, политики, права и др. большую роль сыграли выдающиеся ученые, писа­тели, религиозные деятели. Обладая даром социаль­ной фантазии, они предлагали новые способы реше­ния самых сложных проблем общественной жизни.

Внешние причины связаны с процессом взаимо­действия культур. Зачастую люди оценивают дру­гую культуру сквозь призму собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Хорошо из­вестно, что для каждого человека земная ось прохо­дит через центр его родного города или села. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с помо­щью которого мы соизмеряем иные культуры. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ» или «отсталый народ», «высокое искусст­во», «примитивное искусство» и т.п. Подобная лек­сика показывает крайние проявления этноцентризма. Если твоя культура — лучшая в мире, то зачем ее совершенствовать, тем более что-то заимствовать из других культур. Поэтому чаще всего этноцентризм выражается в толерантной форме: я предпо­читаю обычаи своей культуры, хотя допускаю, что обычаи иной культуры могут быть в чем-то лучше.

Этноцентризму противостоит релятивизм, утвер­ждающий абсолютную самобытность культуры, ее целостность. Смысл релятивизма заключается в том, что носитель одной культуры не может понять цен­ности другой, если воспринимает их сквозь призму собственной культуры. Для того чтобы понять хотя бы фрагмент иной культуры, его следует связать с этой культурой в целом. Значение данного фрагмента надо рассматривать только в контексте конкретной культуры. Теплая одежда хороша в студеной Арк­тике, но нелепа в тропической Африке.

Очевидно, рациональный путь восприятия и раз­вития культуры связан не с взаимоисключением этноцентризма и релятивизма, а с взаимодополнени­ем. Испытывая чувство гордости за свою культуру, ты в то же время способен понять другую культуру, признаешь право на существование ее ценностей.

Выделяются добровольная, вынужденная и при­нудительная формы культурного взаимодействия. В первом случае какая-либо социальная группиров­ка добровольно отбирает в других культурах при­емлемые для себя элементы. Безусловно, заимство­вание чужих элементов происходит не безболезнен­но. Однако конфликты здесь, как правило, разрешаются путем адаптации новых элементов. Напри­мер, японцы заимствовали на Западе индустриаль­ные технологии и способы организации производ­ства, но сохранили при этом свою систему норм и

ценностей.

Второй, вынужденный вариант заимствования культуры типичен для мигрантов и маргиналов — людей, которые в силу обстоятельств невольно вклю­чаются в чужую культуру. Для того чтобы выжить в новой среде, они вынуждены перенимать, ассими­лировать нормы и ценности иной культуры. Асси­миляция может быть полной или частичной. Это во многом зависит от степени развитости защитных спо­собностей культуры мигрантов, которые сохраняют семью, землячество, общину. При частичной асси­миляции нередко возникают противоречия между стандартами, которых придерживается человек в трудовом коллективе, и нормами отношений с зем­ляками, в семье.

Принудительная форма взаимодействия куль­тур происходит в результате навязывания ценнос­тей одного народа другому. Навязывание может осу­ществляться лояльно посредством поддержки мис­сионеров, привилегий для тех, кто владеет языком и другими элементами культуры угнетателей. Он может совершаться и более жестко: перевод систе­мы образования на программы и учебники, ретранс­лирующие иную культуру; ведение делопроизвод­ства на чужом языке и т.д. Эффект навязывания культуры зависит как от силы принуждения угне­тателя, так и от способности порабощаемой культу­ры к сопротивлению.

Таким образом, культура не является синкрети­ческим образованием. История не дает свидетельств однолинейного, равномерного развития какой-либо культуры. Ритм и направленность изменений куль­тур имеют существенные различия. Рядом с народа­ми и регионами, быстро прогрессирующими, суще­ствуют застойные районы, культурные анклавы и т.д.

Единство и взаимопроникновение, взаимодействие и сопротивление, связи и противопоставления — все это характеризует противоречивое единство разных форм культурного бытия. Сложившееся культурное поле человечества функционирует сегодня благода­ря международным культурным связям разного рода и характера. Культурные контакты, которые в про­шлом были лишь спутником военных, дипломати­ческих, хозяйственных связей, обретают в настоя­щее время самостоятельную значимость, выступа­ют все чаще как сознательный обмен человечески­ми ценностями.

Ключевые слова

Ядро культуры.

Периферия культуры.

Функции культуры.

Развитие культуры.

Этноцентризм.

Релятивизм.

7.4. Многообразие культур

Процессы сохранения самобытности и взаимодей­ствия культур породили их многообразие. Это объек­тивная реальность и к ней можно подходить как в глобальном масштабе (всего человечества), так и в локальном (отдельного общества).

Анализом глобальных культур человечества за­нимались Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби

и др. мыслители. В центре их внимания, как прави­ло, находились группы народов, близких друг другу географически. Такой подход правомерен. В совре­менном мире можно выделить культуры Востока и Запада, выявить существенные различия между ними. Так, Запад воспринимает внешний мир как арену активной деятельности человека. Восток пред­почитает отрешенность человека от внешнего бы­тия. Если для Запада личность — это центр Вселен­ной, то для Востока она ничего не значит. Запад стремится к прагматизму, силе логической мысли. Восток — к интуитивному познанию.

Иначе подходит к анализу многообразия культур П. Сорокин. В основу своего исследования он поло­жил концепцию социокультурной динамики, позво­лявшей отслеживать процессы рождения и гибели культур, причины сохранения элементов ушедших культур в теле современности.

Сорокин выделяет три социокультурных суперси­стемы: чувственная, сверхчувственная и идеалисти­ческая. В основе каждой из них находится опреде­ленная ценность. Так, для средневековой культуры основной ценностью был Бог. Все элементы культу­ры выражали эту фундаментальную ценность. Скуль­птуру той эпохи Сорокин называет «библией в кам­не». Живопись, музыка, литература были пронизаны религией. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни этой формы культуры подчеркивали свое един­ство с Богом. Чувственный мир, его богатство рас­сматривались как временное «прибежище человека». Такую сверхъестественную суперкулътуру Сорокин называл «идеациональной» (умозрительной).

Зародыш новой социокультурной суперсистемы закладывается иной ценностью — объективной реальностью. Реально то, что мы видим, слышим, ося­заем. Только это и имеет смысл. Такова ценностная основа суперсистемы, которую Сорокин называет «идеалистической». Она существовала в ХШ-XIV вв. и была переходной к настоящей «чувствен­ной» культуре, светской по своему характеру. Имен­но чувственность провозглашается основными ком­понентами современной культуры: искусством, на­укой, политикой, правом и т.д.

Всякая культура — творение человека. Но я сам человек является продуктом определенной культу­ры. Все люди вступают в систему социокультурных отношений, конструирующих общество. Поэтому понять общество можно лишь проникнув в суще­ство присущей ему системы ценностей. По мнению Сорокина, нынешняя суперкультура находится в состоянии кризиса. Выход из него видится в ста­новлении интегрального типа культуры, которая со­единит высшие ценности истины, красоты и добра.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 677 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...