Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для студентов вузов 11 страница



Ключевые слова

Социальная связь.

Социальная зависимость.

Социальные контакты.

Социальное взаимодействие.

Символический интеракционизм.

Социальные символы.

6.3. Социальная коммуникация

Социальное взаимодействие предполагает обще­ние между людьми, коммуникацию посредством передачи друг другу информации, знаний, мыслей, идей, мнений. Вступая в связь с другим, вы начи­наете разговор, улыбаетесь и хмуритесь, демонст­рируете и жестикулируете, т.е. стремитесь сделать ясным свое намерение. Коммуникация — мост, со­единяющий человека с человеком. Она обеспечива­ет организацию совместной деятельности людей, управление. Без нее невозможно существование социальности, социума.

Схематично коммуникацию можно разложить на ряд структурных и функциональных элементов. К первым относятся отправитель, сообщение и полу­чатель. Ко вторым — кодировка и декодировка, ответная реакция и обратная связь. Если у вас (отпра­витель) появилась идея, с которой хотелось бы по­делиться, ее необходимо закодировать в определен­ной форме языка, поддающегося передаче. Воспри­нимая ваше сообщение, другой человек (получатель) пытается декодировать язык этого послания» При­няв сообщение, он каким-то образом реагирует на него и вступает с вами в обратную связь.Это — идеальная модель коммуникации. В реальной практике на всем пути сообщение подстерегают помехи, искажающие его. Поэтому для осмыс­ления послания требуются усилия обоих участни­ков коммуникации. Именно понимание сообщения определяет его эффективность. Таким образом, ком­муникация — это обмен значениями между людь­ми, а не просто передача информации.

Существует многообразие видов коммуникации, среди которых социологи чаще всего выделяют меж­личностную, групповую и массовую. О групповой коммуникации рассказывалось в гл. 5.

Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный контакт людей. Она пред­полагает психологическую совместимость партнеров, наличие обратной связи, регулирующей общение, использование богатой палитры вербальных и не­вербальных кодов. По характеру взаимодействия различают формальную и неформальную коммуни­кации. Первая определяется ролевыми отношения­ми партнеров и потому она стандартизирована. Вто­рая не ограничена строгими нормами общения, она определяется индивидуальными особенностями парт­неров.

Практически для каждого человека коммуника­ция — это проблема. Поэтому, вступая в связь с другим, полезно продумать ряд вопросов, касающих­ся основных моментов коммуникативной ситуации: В чем заключается идея? Кому она предназначена? Что способствует и препятствует ясному сообщению? Как определить, что идея воспринята верно? В этом плане весьма поучительны советы М. Маклюэна о способах эффективной работы в коммуникативных режимах.

1. Мышление. Это внутренний режим коммуни­кации, предполагающий общение человека с самим

собой, в ходе которого формируются цели и потреб­ности в обмене информацией, намечаются способы их реализации.

2. Действие. Они зачастую «говорят» ярче слов. Невербальные аспекты сообщения (тон, жесты, вы­ражение лица, телодвижения) существенно дополняют, усиливают словарную коммуникацию.

3. Наблюдение. Люди склонны к избирательно­му восприятию, они предпочитают лишь те эпизо­ды, которые хотят увидеть. Например, если вы ус­пешно осваиваете курс социологии, то наверняка у вас сложится более высокое мнение об этой книге и ее авторе, чем у неуспевающего студента. Поэтому важно уметь воспринимать все, происходящее вок­руг, даже то, что может вас задевать.

4. Речь. Средняя скорость речи человека дости­гает 100 и более слов в минуту. Возможно, у вас есть говорливый приятель. Спросите у него, кото­рый час, и услышите многословный рассказ об ис­тории его часов. Важно следовать правилу: чем мень­ше слов, тем меньше искажение информации.

5. Слушание. Надо прислушиваться к тому, что собеседник пытается сказать. Часто вокруг истин­ного сообщения накапливается много наносного. И только с помощью эмпатии, «слушания третьим ухом», можно получить информацию, заключенную между слов.

6. Письмо. Оно представляет собой неизменяе­мую запись сообщения. В разговоре мы имеем воз­можность добавить несколько слов, чтобы прояснить содержание послания, а письму приходится прокла­дывать путь без помощи интерпретатора. Многие изощряются в построении фраз, создавая иллюзию интеллектуальной коммуникации. Однако писать точно следуя сути дела, способен только тот, кто понимает как предмет, так и читателя. Десять за­поведей Нагорной проповеди содержат всего 297 слов, а некоторые распоряжения правительства по простым вопросам не укладываются и в 30 тыс. слов. 7. Чтение, Подсчитано, что руководитель тра­тит в день примерно четыре с половиной часа на чтение отчетов и прочей официальной информации. Известно, что студент проводит еще больше време­ни, уставившись в печатную страницу. Можно при­вести длинный список рекомендаций по выработке навыков беглого чтения. Однако решающее значе­ние имеет следующий прием: привязывайте то, что вы читаете, к тому, что вам уже известно; сравни­вайте, оценивайте, соотносите и сталкивайте про­читанное с тем, что вы уже знаете.

Массовая коммуникация — это процесс распро­странения систематической информации с помощью технических средств: печать, радио, телевидение, кино, аудио-, видеозаписи и т.д. В результате по­слание поступает в большие аудитории. Каждый день повсюду на нас обрушивается град информации. Не успеешь отключиться от рекламных сообщений, тебя уже подстерегают другие раздражающие источни­ки информации.

В целом массовая коммуникация оказывает по­ложительное влияние на сознание людей, формиро­вание общественного мнения. С помощью средств массовой информации (СМИ) люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие — нет. Мас­совая коммуникация отражает и выражает обще­ственное мнение. Начиная с полиса мнения, вне­дренного Дж. Гэллапом, в СМИ периодически да­ются обзоры общественного мнения по конкретным

вопросам социальной жизни. Это способствует кор­ректировке политического курса правительства, де­мократизации государственного управления.

Вместе с тем массовая коммуникация может и отрицательно воздействовать на людей. Так, в ре­зультате тотального распространения на телеэкра­нах нашей страны «мыльных опер», специалисты отмечают рост «видеотов» — людей, избегающих трудности и проблемы реальной жизни. На само­чувствии людей негативно сказываются телевизи­онные сцены насилия. У одних они вызывают не­адекватный страх перед преступностью, у других —

агрессию.

Массовая коммуникация нередко используется и для манипулирования людьми. В этих целях приме­няются различные знаковые системы, воздействую­щие на мышление (стереотипы), чувства (страх), во­ображение (общественный спектакль) и др. Манипу­лирование осуществляется скрытно, побуждая лю­дей в нужном властям направлении. Причем мани­пуляторы (писатели, журналисты, деятели науки и культуры) сами становятся жертвами манипуляций.

Ключевые слова

Коммуникация.

Коммуникация межличностная.

Коммуникация массовая.

Общественное мнение.

Манипуляция.

6.4. Социальные процессы

В ходе взаимодействия люди совместно обучают­ся, производят товары и услуги, обмениваются ими, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и др. Совокупность однонаправленных, взаимно сопряженных действий людей по измене­нию условий своего существования называется со­циальным процессом.

Как правило, процессы в обществе являются пар­ными, имеют симметричные по структуре механиз­мы. Среди них выделяются процессы сотрудничества и соперничества, приспособления и конфликта.

Сотрудничество представляет собой согласован­ную деятельность людей, выполняющих частные за­дачи ради достижения общей цели. По предмету вза­имодействия выделяются деловое, политическое, творческое и др. виды сотрудничества. По времени оно может быть эпизодическим, периодическим и постоянным. По организованности — систематичес­ким и хаотическим.

Каковы условия протекания данного процесса? Сотрудничество между партнерами предполагает на­личие сходных интересов, достаточное знание друг друга для уверенности в лояльности, установление правил, страхующих обе стороны. Смысл сотрудни­чества состоит в обоюдной пользе. Следовательно, оно возможно лишь на основе взаимного приспо­собления, т.е. отказа от некоторых собственных цен­ностей, самостоятельности и свободы принятия ре­шений. Поэтому сотрудничество — процесс весьма неустойчивый.

Установление и налаживание сотрудничества осу­ществляется посредством ряда методов:

— обращение к интересам партнера;

— стремление к сочувствию, поддержке;

— предложение вариантов взаимодействия. Поддержка и развитие сотрудничества обеспечи­вается с помощью таких методов, как:

исключение подозрений, недоверия;

— знаки внимания, уважения;

— не выделять свои достоинства.

Соперничество возникает из противоречий ин­тересов, стремлений людей к получению благ, су­ществующих в недостаточном количестве. Соперни­чество — это не только борьба за существование. Возможны конкуренция спортсменов за получение награды, противоборство кандидатов в депутаты за голоса избирателей и т.д. Оно бывает неосознанным, когда претенденты на должность руководителя даже не знают друг о друге. Словом, соперничество не всегда связано с враждебным воздействием на кон­курента.

В процессе соперничества используются скрытые

и явные методы действий:

— введение противника в заблуждение;

— заманивание в ловушку;

— маскировка силы;

— демонстрация силы;

— провокация;

— нанесение неожиданного удара;

— нанесение упреждающего удара;

— уклонение от решающих действий;

— преднамеренные потери и др.

Приспособление — это процесс адаптации лю­дей к новым условиям жизнедеятельности. Так, всту­пив в брак, многие могут оказаться в другой семье. Не исключено, что кто-то эмигрирует в чужую стра­ну. Словом, приспособление формирует тип поведе­ния, пригодный для жизни в новой среде.

Приспособление проявляется в формах подчине­ния, компромисса, терпимости. Подчинение — обя­зательное условие процесса приспособления людей

к новым нормам, обычаям, правилам. Компромисс — это форма временного соглашения людей по поводу новых образцов поведения. Приспособление может быть продвинуто дальше в форме терпимости к иной культуре.

Показатель успешного приспособления — высо­кий социальный статус человека в новой среде. На­пример, удовлетворенность браком или условиями жизни в другой стране. Противоположным показа­телем является его возвращение к прежнему соци­альному статусу (развод, миграция и т.д.).

Конфликт — процесс, выражающий столкнове­ние людей, при котором их цели и действия в отно­шении какого-либо предмета противоречат друг дру­гу. Вряд ли кто-то одобряет конфликты, но почти все в них участвуют. Конфликт непосредственно связан с мотивами людей. Он возникает повсюду, где имеют место противоположные интересы, цен­ностные ориентации, взаимоисключающие образцы поведения и критерии оценок.

Конфликт проявляется в простой и сложной фор­мах. К первым относят бойкот, саботаж, травлю и агрессию. Ко вторым — протест, бунт, революцию и войну. По разным основаниям выделяют и разно­видности конфликтов. Например, к организацион­ным конфликтам относят: внешний и внутренний, вертикальный и горизонтальный, позитивный и негативный.

Субъектами (сторонами) конфликта выступают индивиды и группы. Они могут взаимодействовать в разных вариантах: индивид — индивид, индивид — группа, группа — группа. Однако каким бы ни был субъект конфликта, этот процесс осуществляется через действия отдельных людей. Суть дела состоит

в том, чьи интересы они защищают (индивидуаль­ные или коллективные).

Протекание конфликта подразделяется на ряд ста­дий и фаз. Предконфликтная стадия начинается с латентной (скрытой) фазы. Она характеризуется на­коплением и обострением противоречий в структу­ре межличностных и групповых отношений в силу резкого расхождения интересов, ценностей и уста­новок субъектов взаимодействия. На второй фазе происходит осознание одной из сторон «ущемления» своих интересов, формируются мотивы в ходе обме­на мнениями между людьми, разрабатываются ва­рианты ведения этих действий.

Конфликтное поведение характеризует вторую ста­дию. Она также подразделяется на две фазы. Внача­ле происходит объединение единомышленников и их противопоставление другой стороне. Затем осуществ­ляется организационное оформление конфликтующих сторон, определяется стратегия и тактика. Возможны следующие сценарии поведения: 1) достижение сво­их целей за счет другой стороны и тем самым дове­дение конфликта до высокой степени напряженности; 2) снижение уровня напряженности за счет частич­ных уступок противоположной стороне; 3) поиск спо­собов полного разрешения конфликта.

Разрешение конфликта осуществляется путем из­менения объективной ситуации или субъективного образа этой ситуации. Одним из условий успешного разрешения конфликта выступает точный и свое­временный диагноз его причин, т.е. выявление объективно существующих противоречий интересов, целей. Другим условием является обоюдная заинте­ресованность в преодолении противоречий на осно­ве взаимного признания интересов каждой из сторон. Еще одним условием является совместный по­иск преодоления конфликта (прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участи­ем третьей стороны и т.д.).

Особое значение имеет послеконфликтная стадия, которая предусматривает усилия по окончательно­му устранению противоречий интересов, целей, ус­тановок, ликвидации социально-психологической напряженности и прекращению любой борьбы.

Ключевые слова

Социальные процессы.

Сотрудничество.

Соперничество.

Приспособление.

Конфликт.

6.5. Социальный кризис

Состояние социальной системы в социологии опи­сывается тремя характеристиками: норма, напря­женность и кризис. Норма — это динамическое рав­новесие системы, когда все ее структуры и функ­ции уравновешивают друг друга. О напряженнос­ти системы говорят, когда некоторые ее функции не реализуются в достаточной мере. Кризис — есть нарушение динамического равновесия, дисфункциональность, т.е. состояние, при котором функции не выполняются, соответствующие структуры не действуют, социальный механизм приходит в не­годность.

Современное российское общество находится в со­стоянии кризиса. И если его наличие само по себе ни у кого сомнений не вызывает, то нельзя сказать столь же определенно о природе, причинах и последствиях этого кризиса. Каждый день мы слышим немало противоречивых суждений по этому поводу. Из все­го многообразия мнений политиков, ученых и жур­налистов выделим две крайние точки зрения: опти­мистическую и пессимистическую.

Сторонники первой точки зрения полагают, что мы переживаем обычный кризис, какие не раз слу­чались во многих странах мира. Суть его они видят в конфликте «плохих» людей (партократов) и «хо­роших» людей (демократов). Исходя из этого, опти­мисты предлагают поменять политические фигуры, что станет началом выхода из кризиса.

Адепты другой точки зрения понимают данный кризис как предсмертную агонию российского го­сударства. Потому и упадок власти рассматривают всего лишь как начало конца исторического суще­ствования великой державы. Нет никаких средств, которые могли бы предотвратить катастрофу. Тако­ва оценка кризисного состояния пессимистами.

Вряд ли изложенные точки зрения соответству­ют действительности. В противовес оптимистам я думаю, что настоящий кризис носит не обычный, а тотальный характер. Когда социальная система рас­сыпается, «вирус дезинтеграции» быстро распрост­раняется всюду, заражая все институты, проникая во все ветви и уровни властных структур.

Не могу согласиться и с пессимистами. Вопреки их заявлениям обострившийся кризис не означает предсмертных конвульсий государства, тем более конца исторического существования России. При­мерно так же как смена у человека одного образа жизни на другой не приводит его к смерти, так и замена одной формы государственности на другую не ведет к гибели того социального организма, ко­торый подвергается трансформации.

Более адекватным мне представляется третий ди­агноз кризиса, основанный на общесоциологичес­ком подходе. Мы наблюдаем кризис, вызванный не только политическими или экономическими неуря­дицами. Его истоки в упадке индустриальной циви­лизации. Суть проблемы заключается в том, что Россия, наряду с другими странами, находится в процессе перехода к постиндустриальному обществу. Именно этим и определяется масштаб нынешнего кризиса.

Движение нашего общества либо в сторону капи­тализма, либо в сторону коммунизма совершенно незначительно по сравнению со сменой цивилиза­ций. Такие изменения происходят очень редко. Но если они действительно происходят, то производят основательную революцию в человеческой культу­ре. Нам предоставлена уникальная возможность, быть свидетелями поворотного момента истории, когда на смену одной системы ценностей, традиций, привычек, норм и т.д. приходит другая.

В советском обществе были сформированы устой­чивые ценности, ориентированные на индустриаль­ную модель развития с тоталитарным государством, которое «все может» — дать работу, жилье и т.д. Такая система ценностей была понятна всем, что делало жизненные ситуации предсказуемыми. Од­нако это были ценности, которые определяли в ос­новном предписанные социальные статусы, харак­терные для традиционного общественного устрой­ства, суть которых выражалась в личной зависимо­сти людей.

Для перехода к постиндустриальной модели раз­вития требуются носители других статусов, детер­минированных качественно иными ценностями — возможностью распоряжаться своим «я» в услови­ях правового регулирования социальных отношений, демократическими принципами принятия экономи­ческих решений, партнерским взаимодействием, основанным на признании самоценности интересов других людей. Но для этого необходимо сформиро­вать социокультурную базу в виде ценностей и со­циальных статусов, адекватных процессу перехода к новой цивилизации.

В отличие от развитых стран Запада симптомы всеобщего кризиса у нас нарастают скачкообразно. Причина этого заключается в ослаблении обществен­ного контроля, следствием чего стала социальная дезинтеграция и аномия. Это явление, изученное еще Дюркгеймом, типично для общества в переход­ном состоянии, когда наступает ценностно-норма­тивный «вакуум», упадок моральной регуляции, расплывчатость нормативных предписаний, что ве­дет к противоречию между нормами, определяющи­ми цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Преодолеть сти­хию социального распада пока не удается, несмот­ря на судорожные попытки в стремлении укрепить государственную власть, запустить рыночные меха­низмы и т.д.

Формирование правового государства и рыночной экономики, этих основных интеграционных факто­ров, у нас еще только начинается. Безусловно, силь­ная власть и мощная экономика заложат основу для интеграции российского общества. Но лишь осно­ву, которая сразу не приведет к социальной сплоченности людей, т.е. к сильному обществу. Жизнь показала, что попытка осуществить форсированный переход к рынку без учета менталитета населения подвела страну на грань катастрофы и как след­ствие — к усилению социального распада.

Поэтому наиболее перспективным представляет­ся процесс изменения ценностных ориентации, за­трагивающих человеческий материал и, стало быть, фундаментальные основания социума. Однако ско­ротечный крах прежней ценностно-нормативной системы привел к тому, что образовавшийся ваку­ум стал заполняться не новыми, а реанимирован­ными, далеко не лучшими, примитизированными образцами западной культуры.

Тем самым на характер кризисного состояния рос­сийского общества оказывает влияние не столько конфликт между ценностями индустриального и постиндустриального общества, сколько борьба меж­ду традиционно-индустриальными ценностями и псевдоценностями современного Запада.

Давайте посмотрим, что происходит в сфере тру­да. Социологические исследования показывают, что в настоящее время труд занимает 8-9-е место среди 15 основных ценностей, в то время как 25 лет назад он находился на 2-м месте. Сложилась парадоксаль­ная ситуация: большинство людей боится потерять работу, хотя как ценность она признается лишь каж­дым пятым тружеником.

Институционализированные средства движения к успеху для многих людей просто ограничены, что обусловлено не столько их личными недостатками, сколько невозможностью обрести новые статусы ввиду отсутствия материальных ресурсов, вялоте­кущего процесса конверсии, технологического перевооружения. Отсюда получил распространение безынициативный тип поведения. Особенно он ха­рактерен для рабочих, которые считают, что прива­тизация превратила их заводы и фабрики в крепост­ные предприятия, где они ощущают себя бесправ­ными батраками.

Труд практически перестал быть источником ма­териального благополучия, законным способом до­бывания денег, достижения более высоких соци­альных статусов. Резкое падение значимости труда и отсутствие реальных возможностей для приобре­тения социальных статусов, адекватных постиндус­триальному обществу, порождает тенденцию к девиантному поведению.

А что происходит в сфере морали и права? Лю­бое интегрированное общество имеет этические цен­ности, обладает законодательными нормами, кото­рые определяют, какие формы поведения ожидают­ся и допускаются со стороны граждан, а какие за­прещаются и наказываются,

Суть кризиса заключается в девальвации мораль­но-правовых норм, потере их престижа. Стало быть, они все больше утрачивают свою регулирующую роль в обществе. Попытка заменить так называемый мо­ральный кодекс строителя коммунизма на религи­озные нормы нравственности эффекта не дает. Боль­шинство россиян в лучшем случае верят в Бога толь­ко по воскресеньям, а в будни — в деньги. Выгода — вот основной этический принцип нашего време­ни. Общество помешалось на деньгах. Поэтому цер­ковь поднять престиж морали не может.

Обращение к «общечеловеческим» ценностям пока не сумело связать коммунистов и антикомму­нистов, верующих и атеистов, бедных и богатых. Отсюда повышенная маргинализация общества, на­растание конфликтующих группировок без нрав­ственного императива. В результате — «парад суве­ренитетов» вплоть до отдельного человека. Каждый становится для себя своим законодателем и собствен­ным судьей.

Теперь продолжим анатомию кризиса в сфере ис­кусства. Оно является наиболее чувствительным нервом общества. Искусство в нашей стране все боль­ше превращается в товар, произведенный для про­дажи. А потому оно контролируется коммерсанта­ми, становится приложением к рекламе заморских товаров. Если художник не хочет голодать, то он становится рабом рыночных отношений, создает не ценности, а «товар» в угоду спроса. В результате вместо того, чтобы поднимать массы до собственно­го уровня, художник, напротив, опускается до уров­ня толпы.

Любой товар на рынке недолговечен. Поэтому ис­кусство приступает к поиску экзотики, оно все боль­ше концентрируется на сексе и преступлениях. Ны­нешнее искусство России постепенно перерождает­ся в музей социальной патологии. И поскольку оно унижает человеческое достоинство, постольку гото­вит почву для своей гибели.

И, наконец, о кризисе в сфере пауки и образова­ния. Наука взяла резкий крен в прикладную сторо­ну, все больше пропитывается утилитарными целя­ми. Соответствующий характер приобретает и систе­ма образования. Преподаватели и студенты отдают предпочтение курсам практичным и полезным. Ос­новная забота •— подготовить удачливых бизнесменов. Ныне в цене знание алгоритмическое, но не

научное — умение сколотить состояние, завести дело, фермерское хозяйство и т.д. Поскольку по­знание объективной реальности лишено кратковре­менной утилитарности, роль и место фундаменталь­ных дисциплин в учебных планах значительно

уменьшается.

Увлечение прагматизмом с его критерием полез­ности как эквивалентом истинности — это путь в тупик. Сугубо прикладная ориентация науки, осо­бенно в области обществознания, сужает мир цен­ностей, делает ее служанкой любого хозяина, лишь

бы платил деньги.

Итак, основная причина кризиса российского об­щества — отсутствие общепризнанной системы цен­ностей и институционализированных средств их до­стижения. Для перехода к постиндустриальной мо­дели развития нужны не только политическая воля, мощный экономический потенциал, но и социокулътурные основания в виде определенных ценностей.

Социальная дезинтеграция.

В настоящее время в стране сосуществуют три системы ценностей: индустриально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного об­щества. Выход из кризиса возможен при формиро­вании эффективного механизма социальной регуля­ции, обеспечивающего доминирование постиндуст­риальных ценностей, их общее признание населе­нием.

Ключевые слова

Норма.

Напряженность.

Кризис.

Социальная дезинтеграция.

6.6. Регуляция социальной связи

Любая форма связи имеет сложную структуру, включающую следующие элементы: 1) субъекты свя­зи; 2) предмет связи; 3) механизм регуляции. Все элементы находятся в тесном взаимодействии.

Изменение количества субъектов связи сказыва­ется на ее регламентации. Связи между соседями непосредственны, они носят неформальный харак­тер и регламентируются на основе прямого товар­ного обмена. Связи между коллективами заводов опосредованы, формальны и поэтому регулируются посредством денег.

Изменение предмета связи также сказывается на содержании регламентации. Если предметом связи выступает оборона страны, то регламентация носит командно-распорядительный, жесткий характер. Иное дело творчество. Оно требует значительной степени свободы отношений.

Регулятивный механизм предусматривает систе­му критериев, на основе которых оценивается эф­фективность связи, и систему контроля за соблюде­нием этих критериев.

Каждый из нас вступает в связь с другим для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Если социальная связь способствует этому, т.е. приносит вознаграждение, мы поддерживаем ее, если ущерб, мы эту связь прерываем. Однако жизнь чаще всего ставит нас в более сложные ситуации. Бывает так, что человек, с которым я вступаю в контакт, мне неприятен, но он предоставляет мне блага, напри­мер, работу. Взвесив баланс вознаграждений и зат­рат, я могу продолжить с ним взаимодействие. Следовательно, социальная связь устанавливается и поддерживается лишь в том случае, когда она соответствует личностной целесообразности (плата не превышает награды).

Данный принцип «работает» не только на мик­ро-, но и на макроуровне» например, в связях меж­ду гражданином и государством. Одна из важней­ших функций государства — защита гражданина от внешнего или внутреннего насилия. Ради этого люди могут пойти на серьезные жертвы, матери­альные лишения и т.д. Все это перевешивает ожи­даемое вознаграждение. Если же государство не спо­собно защитить гражданина от насилия, затраты теряют смысл, признание такого государства сво­дится к нулю.

Примерно так каждый человек оценивает необ­ходимость социальной связи и ее эффективность. Проблема заключается в том, что люди эту связь оценивают по-разному: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Важно согласовать критерии платы и наград всех участников соци­альных связей, т.е. выработать единые правила вза­имодействия. Безусловно, добиться полного согла­сия в понимании регуляторов социальной связи не­возможно. Однако чем шире область сопряжения объединяющих ценностей, тем крепче связи между людьми. Равновесие — еще один принцип регуля­ции социальной связи.

Что же представляют собой плата и награда? Как они обмениваются в системе социальных связей? В процессе взаимодействия происходит обмен услу­гами, необходимый для осуществления тех задач, ради которых люди установили связь. В данном про­цессе плата выступает в виде функциональных обя­занностей личности, а награда — в виде ее прав.

дения, которые были бы понятны не двум, а всем участникам социальной связи.

Т. Парсонс к числу таких критериев отнес ценно­сти, деньги и власть. Ценности вооружают нас мо­ральными критериями, создают условия для устойчивого взаимодействия с любым человеком. По­средством денег (если они надежно функциониру­ют) каждый из нас может включиться в любую экономическую сделку. Власть делает человека рав­ным со всеми другими по поводу обязательств пе­ред обществом.

Ценности, деньги и власть в своем единстве выде­ляют данное общество из других, обособляют его как своеобразную систему социальных связей, регулиру­емую особыми нравственными, экономическими и по­литическими критериями. В этой системе связей для меня понятны нравы. Здесь я получаю вознагражде­ние в соответствии с тем, каков мой трудовой вклад в дела всего общества. Здесь я обязуюсь выполнять указания власти и ожидаю от нее защиту.

Ключевые слова

Субъекты связи.

Предмет связи.

Механизм регулирования связи.

Критерии оценки связи.

Контроль соблюдения критериев.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...