Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объяснительная записка



Концепция «Педагогика жизни» направлена на гуманизацию содержания образования на основе идеи самоценности личности учащегося, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей в этнокультуре, общероссийской культуре и мировой культуре. В основе данной педагогической концепции лежит: утверждение приоритета внутреннего мира обучающегося, актуализация осознания человека как наивысшей ценности, создание оптимальных условий для раскрытия способностей, потребностей и возможностей, обеспечение гармонии с собой и обществом начиная с дошкольного возраста до студенческого, что определяет смысл гуманизации и аксиологизации педагогической деятельности.

В последние годы, с изменением социокультурных ситуаций в развитии общества и введением национально-регионального компонента в содержание образования переосмыслены концептуальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся как в общеобразовательной так и в национальной школах, их социальной адаптации.

Это касается и высшей школы. При определении целей и содержания университетского образования XXI века альтернативой технократическому и прагматическому вызову стала гуманистическая ориентация университетского образования. Изучение личности человека с ее способностями и интересами представляет главную ценность «гуманистической» парадигмы. Поэтому данная концепция и разработана для всех возрастов обучающихся (в том числе и дошкольников), чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Помогут удовлетворить любознательность и потребность студентов в знаниях о педагогической культуре как составляющей общей культуры будущего специалиста.

Изучение школьника как особого мира во всем многообразии его свойств и отношений, поиск оптимальных путей его образования представлены в трудах Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.А.Венгера и др.

Опираясь на положение о том, что социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии, актуальным становится появление термина «поликультурная образовательная среда» и «поликультурное образовательное пространство», отражающие реалии и тенденции в развитии образования, связанные с обеспечением личностной ориентированности образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда и поликультурное образовательное пространство рассматривается нами как целенаправленный процесс особым образом организованных педагогических воздействий на обучающегося, когда педагог не несет готовой информации, а сопровождает обучающихся, в их личном постижении мира через переживания и активное взаимодействие с поликультурным окружающим миром. Субъектами поликультурной образовательной среды и образовательного пространства являются сами обучающиеся, что проявляется, в их стремлениях к поликультурному самосовершенствованию, установлению гармоничных отношений с окружающим миром, осознанном овладении общечеловеческими ценностями.

На основе данной концепции лежат взгляды многих философов, педагогов, психологов: Ж.Ж.Руссо до С.Т.Шацкого. Это им принадлежит, что образование – это строение образа «Я», образование – это сама жизнь. Педагогика жизни имеет много точек соприкосновения с педагогической системой М.Монтессори, Р.Штейнера, с взглядами отечественных философов: Л.Н. Толстого, П.А. Флоренского, В.С. Соловьева, Л.Л. Андреева, И.П. Иванова, с педагогическими позициями Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Теоретические идеи реализации этнических традиций в воспитании разработаны в исследованиях Г.Н. Волкова, К.Д. Ушинского, Д.И. Эфендиева и других.

Концепцией «Педагогика жизни» рассматриваются вопросы поликультурной направленности образования в овладении обучающимися поликультурными знаниями, опытом, нормами поведения на основе формирования гуманных качеств в русле гуманистической педагогики и психологии, глубокого знания их врожденных свойств, динамических тенденций развития, способностей, потребностей, возможностей к саморазвитию, самоорганизации, самоактуализации, представлений о том, как сам человек воспринимает себя, как воспринимают его другие.

Поликультурное образование – процесс усвоения обучающимися родных, иностранных языков и знаний о различных культурах изучаемых языков, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов. В основу данного программно-методического материала положена стратегия обучения и воспитания в поликультурной образовательной среде в рамках личностно ориентированного подхода. Восстановление родного языка и культуры, изучение других языков и культур в соответствии с народной педагогикой и в соответствии с положениями педагогической «технологии деятельностного развития кооперации» при единстве всех аспектов развития личности (интеллектуальной, физической, психологической, социальной, духовной) способствующей более эффективному подходу к учебной деятельности в развитии образа «Я». Важным фактором является ненасильственный характер освоения и изучения культуры, языка, истории, что возможно только при формировании субъектной позиции обучающихся и самого педагога, а родители становятся не только участниками образовательного процесса, а заказчиками этого образования.

Педагогика жизни направлена на восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа, изучением культур других народов края, России, других государств, в определении путей приобщения к опыту народного воспитания. При этом развивающий процесс в поддерживающей педагогике строится как непрерывное развитие своих способностей, потребностей и возможностей через проектирование и моделирование своих действий, используя постоянно усложняющихся жизненных задач.

Цель программы:

1. Построение поликультурного образовательного процесса, достижение поликультурной образованности, направленной на целостное развитие личности обучающихся.

2. Восстановление механизма наследования культурой (культурами) и общечеловеческими ценностями путем применения народной педагогики и педагогической технологии «деятельностного развития кооперации» (ТДРК).

Задачи образовательного процесса, направлены на достижение названных целей и представляют вариант решения следующих проблем:

· создание педагогических условий для восстановления корней национальной культуры, освоения поликультурных знаний и общечеловеческих ценностей для развития интеллектуального, психического, физического, социального, духовно-нравственного потенциала;

· освоение поликультуры (этнокультуры, общероссийской и мировой культур и общечеловеческих ценностей) на практическом уровне (языки, письменность, танцы, праздники, традиции, обычаи, ритуалы, история, изоискусство, музыка и т.д. – все, что отражает самобытность народов);

· связь поколений, как носителей культуры, в едином образовательном процессе;

· одновременное развитие творчества коллектива обучающихся и педагогического коллектива;

· формирование у обучающихся позитивных личностных качеств;

· преемственность, непрерывность содержания, методов, средств становления «Образа – «Я» в развития личности.

Объектом программы рассматривается развивающаяся личность.

Предметом программ являются:

1. Воспитание и образование обучающихся с изучением разных языков.

2. Формирование национального самосознания при непременном интересе к другим национальным культурам, как уникальному способу отражения жизни другого народа и стремлении познать культуру народов других национальностей, населяющих Башкортостан, Россию, другие страны. С этой целью включены программы по изучению русского языка, истории и культуры Башкортостана, иностранных языков, арабская графика. Это один из векторов развития Кооперации в процессе становления «Образа – Я», как клеточки планетарной культуры.

3. Поиск и осмысление различных способов получения знаний при решении усложняющихся ЖЗ, а также позитивное изменение по уровням: «человек – человек, «человек – природа», в этом процессе.

Смысл образования. В процессе становления образа «Я» участвуют: педагоги, обучающиеся, их родители, люди из социума. Другими аспектами процесса становления образа «Я» выделяются оcновные положения технологии ДРК:

а) процесс развития максимально организован в соответствии со структурой деятельности: анализ ситуации (Ас) – целеполагание (Ц) – планирование (П) – реализация плана (Р) – анализ деятельности (Ад) – с последующим выходом на новый цикл деятельности.

б) исходное понятие «кооперация» подразумевает общность обучающихся и педагогов (взрослых людей), организованных для решения какой-либо задачи. Развитие кооперации происходит в соответствии со сложностью задачи, подлежащей решению: чем сложнее жизненная задача, тем выше уровень кооперации.

в) процесс освоения новых знаний сопутствует решению Жизненных Задач (ЖЗ): цель – решение ЖЗ, результат – новые знания. При таком подходе естественно решается проблема связи теории с практикой.

г) развитие кооперации по горизонтали и по вертикали предполагает, как непременное условие, непрерывное строительство отношений на основе принципов гуманизации, как с людьми, так и с миром живой и неживой природы.

д) направленность образовательного процесса на формирование потребности и способность к решению усложняющихся Жизненных Задач в рамках комплекса «Начальная школа – детский сад» или в других типах образовательных учреждений предполагает развитие кооперации по следующим уровням: – студент – студент (ребенок – ребенок); студент – педагог (ребенок – педагог); студент - родитель (ребенок – родитель); педагог – родитель, что обеспечивает включенность всех членов кооперации в реальное живое дело. Гармония развития личности означает: единство интеллектуального, физического, психического, социального и духовно-нравственного аспектов личности, формирование потребности и способности (готовности) к позитивному мировосприятию (себя в этом мире, сверстников, педагогов, родителей, других людей независимо от их социальной и национальной принадлежности, Человека, как части Природы в целом. Формирование целостного восприятия мира обеспечивают бережное отношение к другим людям, миру Природы, обнаружению своего места и смысла пребывания в мире.

Содержание образования «национального детского сада – начальной школы» построено на постоянной практической интеграции, дифференциации, диалогических методах и приемах, культурологическом подходе, культуросообразных организационных формах смысловых образовательных областей, сгруппированной внутри семи блоков: 1) этнокультурная идентификация обучающихся на уроках и занятиях; 2) общероссийская идентификация; 3) идентификация в мировой культуре; 4) идентификация через организацию воспитательной работы; 5) во внеклассной работе; 6) посредством родителей – через «Материнскую школу»; 7) через социум. Цель такой интеграции решается в ходе специально организованного процесса деятельности, причем профессиональная деятельность педагогов ориентировано на ценности и содержание культур различных народов.

Предлагаемое содержание образования также строится как способ приобретения поликультурных и ценностных знаний, умений, навыков, основанное на педагогике жизни через строительство отношений между участниками образовательного процесса: обучающиеся – педагоги – родители, люди из социума (означает то же, что технология ДРК). Поскольку образовательный процесс строится как непрерывный поиск способов решения усложняющихся жизненных задач самими обучающимися совместно с взрослыми, родителями, людьми из социума в том числе, эти родители, люди из социума становятся одновременно заказчиками и участниками образовательного процесса, а обучающиеся приобретают при этом новые умения, создают собственные продукты деятельности в развивающемся и созидающемся процессе. На смену информативному приходит образование через Живое Дело, что положительно сказывается на степени активности обучающихся и родителей, и мере их ответственности за процесс и результат.

Координально меняется направленность работы с родителями: из назидательной она превращается в творческую совместную деятельность. Рост родительского самопознания происходит благодаря реализации программы «Материнская школа» (в основе лежит педагогическое, психологическое, медицинское, юридическое консультирование). Таким образом, в развивающуюся кооперацию по решению Жизненных Задач непрерывно включены обучающиеся – педагоги – родители и социум, при сохранении ведущей роли педагога.

У педагога появляются новые функции: координатора процесса развития кооперации; преобразователя Жизненных ситуаций в педагогические; хранитель гуманистической направленности (Человечности) выбора жизненных задач, подлежащих решению, а также способов решения задач.

Руководящей идеей при определении содержания образования (обучения и воспитания) является идея культурно-ценностно-личностно-ориентированное образование, построенное на интеграции и дифференциации дисциплин в областях знаний по принципу «от среды – к личности, от личности – к среде» как механизм становления поликультурной и аксиологизированной личности.

Предлагаемая Концепция «Педагогика жизни» балансирует интеллектуальные, физические, психические, социальные, духовно-нравственные аспекты развития личности обучающихся при организации педагогами деятельности, направленной на самоактуализацию, саморазвитие, самоорганизацию, самоанализ и рефлексию на основе разработанной поликультурной образовательной среды и поликультурного образовательного пространства.

Например, выстраивание особой системы поликультурного образования в комплексе «Начальная школа – детский сад», ориентированное на личностное, индивидуальное развитие предполагает реализацию следующих смысловых образовательных областей:

ГУМАНИТАРНЫХ

- изучение родного, русского, английского языков и культуры,

- истории Ислама и арабской графики,

- истории и культуры РБ,

- ИЗОискусства,

- МУЗо

ТОЧНЫХ

- математика,

- нетрадиционные методики Зайцева, Никитина.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

- труд,

- народное прикладное искусство.

ЕСТЕСТВЕННЫХ

- природоведение,

- ЭКО,

- ОБЖ.

ФИЗИЧЕСКИХ

- физическая культура (общеразвивающие упражнения, спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол),

- национальные игры,

- эстафеты,

- музыкально-спортивные шоу,

- уроки здоровья (нетрадиционные оздоровительные и закаливающие мероприятия),

- ритмика и танцы.

Программы по дисциплинам общеобразовательной школы (математика, русский язык и литература, родной язык, КИРБ, трудовое обучение, ИЗОискусство, музыка, иностранные языки проводятся в интеграции при соблюдении государственного стандарта и нацелены по многим параметрам на опережение стандарта образования.

Изучение родного языка, культуры и истории Ислама направлены для освоения нравственных ценностей.

Изучение татарского, русского, английского языков и культуры народов изучаемых языков рассматривается не только как цель, но и как средство гармоничного, всестороннего развития личности, способности понимать другого человека, другой народ, считаться с его потребностями. Освоение родного языка и культуры родного народа, есть ключ к наиболее полному поликультурному и ценностному самопознанию, самовыражению, развитию творческого потенциала личности.

Содержание предмета история Ислама нацелено на освоение исторического культурно-нравственного наследия татарского (родного) народа, а также духовной культурой разных народов мира. Поэтому реализация предлагаемой программы татарского (родного) языка, культуры и истории Ислама направлены на развитие интеллектуального и психологического аспектов личности – духовного потенциала в освоении нравственных ценностей. Эта дисциплина изучается в интеграции с арабской графикой, татарским и русским языками

Содержание физического развития представляет гармоничное сочетание всех аспектов физического и физиологического развития ребенка. С этой целью в содержание включены: общеразвивающие упражнения, спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол), игры из спортивных национальных и традиционных праздников, эстафет, музыкально-спортивных шоу, национальных игр разных народов.

Программа «Путь к здоровью» используется как нетрадиционные оздоровительные и закаливающие мероприятия.

Введение дополнительных образовательных услуг предполагает интеграцию учебной и воспитательной работы как система развивающего процесса способностей, потребностей и возможностей ребенка:

- служба психолога;

- традиционный и нетрадиционный массаж;

- ритмика и танцы;

- ИЗОстудия прикладного национального искусства;

- МУЗО – фольклорный кружок;

- кружок английского языка;

- кружок юных шахматистов;

- кружок «Большой теннис»;

- учеба в музыкальной школе по классу «Фортепиано».

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронталь-ная, групповая, коллективная, кружковая студийная, дифференцированная.

Основной функцией выбранной формы образования для педагога является выработка у обучающихся мотивационной, потребностной сферы, сферы успешного обучения и сферы поликультурной идентификации, сферы социальной адаптации. Преобразование социокультурной ситуации участниками образования (педагогом, детьми, родителями) в педагогическую в атмосфере эмоционально-положительного психологического климата заключается в оказании помощи обучающимся в повышении уверенности в себе, в сформированности позитивных отношений к своему «Я» и умении видеть свои достоинства, в постепенном формировании поликультурной ценностно-личностной мотивации и устойчиво-положительного мотива обучения.

Технологическим инструментом преобразования социокультурной ситуации в Педагогике жизни выделяется развивающаяся кооперация «Деятельностное развитие кооперации» (автор Р.Ш.Акбашева, г.Уфа, 1999).

Основные принципы Педагогики жизни:

- культуросообразность содержания образования;

- природосообразность – жизненность образовательного процесса;

- диалогичность выступает как специфическая форма культурного и ценностного познания, рассматривается в качестве определенной коммуникативной среды (преодоление авторитаризма), является средством выработки собственного образа «Мира», образа «Я», которое осмысливается «внутри у себя, по-своему» через диалог поликультур;

- гибкость учебных программ, планов, планов работ, планирования образовательного процесса за счет разработки авторских программ самими педагогами, педагогических ситуаций, построения многоуровневых взаимоотношений, взаимодействий и т.д.

- интегрированность обеспечивает сбалансированность всех аспектов развития личности, многоуровневых отношений и диалога, путь к сотворчеству;

- преемственность целей и задач содержания образования, педагогических условий, принципов, форм, средств, методов и приемов, отношений становления образа «Я»;

- непрерывность в строении отношений на основе принципов гуманизации, как с людьми, так и с миром живой и неживой природы;

- достоверность в потенциальных возможностях, способностях и потребностях у всех участников образовательного процесса.

Структура программы предусматривает ежегодную корректировку базового учебного плана, инвариантных (стандарт) и вариативных (авторских) программ, которые обогащаются, дополняются, пересматриваются в зависимости от жизненных и педагогических ситуаций, составление годового плана работы, исходя из социокультурных ситуаций, взаимодействий и взаимоотношений с социумом.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1141 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...