Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства.
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.
Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой школы канонистов на позднем этапе ее развития. Ее воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.
На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.
С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных еретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф.Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.
Среди наиболее значимых представителей экономической мысли на Востоке является идеолог арабских государств Ибн-Хальдун (1332-1406), живший на севере Африки.
В целях укрепления веры в душах правоверных Ибн-Хальдун разработал концепцию некой «социальной физики», в которой отражает незыблемость дифференциации общества (Аллах дал преимущества одним людям над другими). Он подчеркивает богоугодность торговли, необходимость возвышенного отношения к труду, порицает скупость и расточительство. Но, как бы ни выросло национальное богатство - вплоть до того, что у каждого человека будут предметы роскоши - все равно при этом социальное и имущественное равенство никогда не наступит и не исчезнет деление общества на сословия по имущественному признаку и признаку предводительства.
Развивая проблему достатка и недостатка материальных благ в обществе, мыслитель указал на обусловленность их размерами городов - степенью их заселенности:
· с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;
· малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ,
· расцвет города, как и общества в целом, реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках;
· «Аллах создал два металла - золото и серебро, чтобы они были стоимостью всякого движимого (продаваемого) имущества. На эти металлы не влияют рыночные колебания, поэтому они - основа приобретения, накопления и сокровища;
· «Во всем приобретаемом и обращаемом в деньги необходимо содержаться человеческие труды. От количества человека, его места среди других трудов и потребности людей в нем зависит стоимость этого труда». Он отмечал, что покупка на рынке продукта и есть стоимость труда человека. Но кроме труда, в стоимость товара он включал стоимость «сырого материала, средств труда, стоимость труда продуктов», вошедших составной частью в новый товар.
Экономическая мысль средневекового Китая в основном продолжала идеи конфуцианства. Воплощением этого является классический трактат Ли Гоу «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (XI век). Он рассматривал финансы государства как главное звено в обогащении государства. «Обогащение не в том, чтобы вести мизерные подсчеты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, а в верхах был бы достаток».
Он утверждал необходимость установление твердой суммы государственных расходов и их распределение. Потребление должно осуществляться в соответствии с социальным рангом. Призывал «восстановить строгость и прекратить мотовство», запретить крестьянам торговать и заниматься ремеслом, а купцам и ремесленникам потреблять предметы роскоши.
Интересная мысль: чтобы нейтрализовать спекуляцию продовольствием он предложил государству скупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого»». Государство должно делать запасы продовольствия. Обогащать государство следует не за счет непомерных налогов, а посредством регулярного накопления излишков зерна.
Судебник «Салическая правда» важнейший источник сведений о жизни и нравах франков. Он был составлен, по-видимому, при Хлодвиге.
В «Салической правде» подробно рассматриваются различные ситуации и перечисляются наказания за нарушения закона, начиная от кражи курицы и кончая выкупом за убийство человека. Свои своды законов - «Правды» имелись также у франков рипуарских бургундов, англосаксов и других германских племен.
«Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни
Время записи и редактирования этого «обычного» (от слова «обычай» народного права -- VI-IX вв.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности предмета и метода экономической науки на различных этапах эволюции экономической мысли?
2. Как решил проблему «справедливой цены» Аристотель?
3. Каким требованиям, по заключению Ф.Аквинского, должна отвечать «справедливая» цена?
Тема 2. Меркантилизм – первая теоретическая школа периода зарождения рыночных отношений
«Золото – удивительная вещь!
Кто обладает им, тот господин всего, чего он захочет.
Золото может даже душам открывать дорогу в рай»
Х. Колумб
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!