Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классический период в развитии социологии



Предмет новой науки сложился не сразу. В 40-50-х гг. XIX в. Огюстом Контом, Гербертом Спенсером и Карлом Марксом были определены (хотя и с разных методологических позиций) общие контуры и заложены основы будущей науки об обществе. В 70-90-х годах XIX в. и в первые десятилетия XX в. началось бурное строительство новой социальной науки: сложился понятийный аппарат социологии, определилась ее структура, наука приобрела свои специфические методы, были написаны научные труды, принесшие социологии известность и общественное признание. Именно поэтому названный отрезок времени получил в истории социологии название "классического" периода.

Одним из первых, кто встал на точку зрения первенства естественнонаучных принципов в познании общественной жизни, был Сен-Симон - один из представителей критически-утопического социализма. По его мнению, рациональная система социологического знания должна была служить орудием для создания нового общества - более справедливого, чем возникший в результате французской буржуазной революции капитализм. Сен-Симон оказал (хотя и в разной степени) идейное влияние на двух известных учёных, создателей современной социологии - Карла Маркса и Огюста Конта. Последний с 1817 по 1824 г. работал у Сен-Симона личным секретарём и заимствовал многие его идеи.

Огюст Конт (1798-1857), не только дал название новой науке об обществе - "социология", но и неожиданно резко противопоставил её философии. Основная идея Конта - отделение науки от "метафизики" и теологии. Истинная ("позитивная") наука должна отказаться от "неразрешимых" вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Подобная точка зрения была вскоре поддержана многими учёными - представителями естественных наук и некоторыми обществоведами и получила в истории науки название "позитивизм".

Специфика социологического подхода к общественной жизни по Конту состоит в том, что он представляет собой теоретическое исследование законов социальных явлений с помощью общенаучных методов - наблюдения, эксперимента, сравнения, исторического и генетического методов, а не философской рефлексии. Социология тесно связана с другими науками, в том числе и естественными, так как входит в единую систему знания. Иерархия основных наук выглядела у О. Конта так: математика - астрономия - физика – химия - биология - социология. По его мнению, каждая последующая ступень развития знания - наука более высокого порядка - должна была основываться на законах, открытых на предыдущих ступенях, но не сводиться к ним, поскольку объясняла более сложный круг явлений.

Социологическая теория Конта состояла из двух частей: "социальная статика" и "социальная динамика". Главный вопрос социальной статики - природа социальных связей, характер взаимоотношений между элементами социального организма, который не зависит от времени и исторических условий. В этом контексте О. Конт употребляет понятие "система", проводя аналогию между обществом и биологическим организмом. Социальная динамика объясняет процесс развития общества. Первичный фактор социальной динамики - духовное, умственное развитие. К вторичным факторам О. Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и пробуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. По мнению французского учёного вся история человечества описывается "законом трёх стадий": каждое общество в своём духовном развитии проходит три этапа-стадии: теологическую, когда в обществе господствуют религиозные представления; метафизическую, при которой ведущую роль играет философия; и "позитивную", при которой научное знание законов общественной жизни становится основой социальной политики.

При жизни О. Конта его идеи не оказали заметного влияния на научное сообщество. Позитивизм во Франции был известен не столько как социально-философское, сколько как религиозно-сектантское учение. Социально-философская доктрина французского учёного получила общественное признание в Англии: ориентация позитивизма на методы точных наук хорошо согласовывалась с традициями английского эмпиризма. Позитивистское направление в социологии получило дальнейшее развитие в работах Дж. Стюарта Милля и Г. Спенсера.

Английский инженер, публицист и учёный Герберт Спенсер (1820-1903) явился основателем так называемого "натуралистического" ("организмического") направления в позитивистской социологии.

Появление органического направления в социологии прямо связано с успехами и признанием появившейся в тот период в биологии эволюционной теории Ч. Дарвина, которая заставила ученых обратить внимание на тот простой факт (игнорировавшийся ранее вследствие господства теологического мировоззрения), что между человеком и животным имеется не только различие, но и сходство, что человек - продукт длительной биологической эволюции и одно из звеньев ее цепи. Эволюционная теория стала одним из основных факторов идейного климата второй половины ХIХ в. Эволюционизм как ведущее направление общественной мысли того времени опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук и соответствовал методологическим принципам позитивизма.

Герберт Спенсер рассматривал социальную эволюцию как продолжение биологической эволюции и вслед за Контом проводил аналогию между обществом и живым организмом. Так, по мнению Спенсера, в отличие от неорганической материи, общество, как и биологический организм с течением времени растет, увеличивается в объёме (например, малые государства превращаются в империи); по мере роста общества его структура усложняется так же, как усложняется структура организмов в процессе биологической эволюции; как в биологических, так и в социальных организмах усложнение их структуры сопровождается дифференциацией функций и усилением взаимодействия отдельных элементов между собой. Внутри общества Г. Спенсер выделял три подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство средств для жизни (экономику); распределительную (коммуникации, обмен товаров, разделение труда); регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Он выделял общества "военные" и "индустриальные". В "военном" типе общества важнейшим видом деятельности является захват чужих и защита своих территорий, оно характеризуется сильным централизованным контролем и строгой иерархией власти. Индивид в таком обществе принудительно подчиняется социальному целому. В "индустриальном" обществе преобладающими являются промышленность и торговля, социальная организация становится более гибкой, возрастает роль добровольных объединений, государственная власть рассматривается в таком обществе как выражение воли индивидов.

По мнению Г. Спенсера прогресс в истории человечества заключается в движении обществ от "военного" типа к "индустриальному", от подчинения индивида обществу к личной свободе и добровольному объединению с другими людьми. Со временем спенсеровская концепция "однолинейной" эволюции, т.е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Для объяснения процесса социальной эволюции Спенсер подобно Дарвину выдвинул идею "естественного отбора" наиболее приспособленных. Увеличение населения стимулирует все большую социальную активность: требуется все большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды "вымирают", поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия "структура", "функция", "социальная система", "социальный институт" и "социальный контроль". Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

Труды Г. Спенсера были очень популярны во второй половине XIX в., на базе его теории сложилось несколько научных течений, каждое из которых выдвигало на первый план те или иные природные факторы в качестве движущих сил социального развития. Так, биоорганическая школа (А. Шеффле, А. Фуллье, Р. Вормс) особое значение придавала структуре социального целого, расово-антропологическая (Ж. Габино, Х. Чемберлен, О. Аммон) - влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм (Л. Гумпилович, А. Смолл, У. Самнер) - борьбе за существование и естественному отбору.

Параллельно с социал-органицистским направлением в позитивистской социологии к концу XIX в. складывается и получает широкое распространение новое направление - психологическое. Его появление связано как с успехами экспериментальной психологии, так и с выявившимися ограничениями биолого-натуралистического подхода.

В развитии психологической школы в социологии различают следующие самостоятельные направления: "психология народов"(М. Лацарус, Х. Штейнталь) тесно связанная с этнографией; групповая психология (Г. Лебон, Г. Тард) и, наконец, интеракционизм (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид), делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.

"Психология народов" была одной из первых попыток конкретного исследования взаимодействия культуры и индивидуального сознания и имела установку на сближение психологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований.

В конце ХIХ в. становилось все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный "народный дух" не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу.

По мнению Гюстава Лебона (1841-1931), европейское общество вступило в новый период своего развития - в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Исследованию подвергались не только аморфная "толпа", но и конкретные человеческие группы, диады и триады, а также сами процессы межличностного взаимодействия – такие, как психическое заражение, внушение и подражание.

Элементарное социальное отношение, по Габриэлю Тарду (1843- 1904), - передача или попытка передачи верования или желания. Простейшая модель этого - состояние гипнотического сна ("общество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм"). Всякое нововведение, считал Тард, является продуктом индивидуального творчества. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму "подражания". Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.

Попытку соединить психологизм с органицизмом сделала зародившаяся в США интеракционистская школа в социологии (Чарльз Хортон Кули, Джордж Герберт Мид). В центре ее внимания стоит процесс взаимодействия индивидов. Отсюда и название теории – "интеракция" в переводе на русский означает "взаимодействие". Личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения.

Отказавшись от биологизации общества, психосоциологи пытались преодолеть ограниченность эволюционизма; их теоретические концепции приобретали все более аналитический характер. Важнейшим положительным результатом этого процесса стало рождение социальной психологии как самостоятельной дисциплины, хотя, возникнув на стыке социологии и психологии, эта новая дисциплина еще долго не имела четко очерченного предмета, тяготея поочередно к обеим своим "прародительницам".

Продолжателем контовской традиции в конце XIX - начале XX вв. явился французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917), который немало сделал для утверждения социологии как самостоятельной науки. Его доктрина получила название "социологизм".

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. По мнению Э. Дюркгейма, социолог изучает особую социальную реальность, которая не сводится ни к природно-биологической основе общества, ни к психологии индивидов. В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал для Дюркгейма необходимость изучения "социального через социальное", т.е. объяснение всех социальных феноменов социальной средой их существования. Элементами этой особой социальной реальности Дюркгейм считал социальные факты.

Под социальным фактом Дюркгейм подразумевал всякий образ действия, способный оказывать давление на индивида и существующий вне его и независимо от него. Такими социальными фактами являются "коллективные представления" - законы, обычаи, правила поведения, язык, религиозные верования, общественные институты и многое другое, что всякий человек застает, начиная жизнь, и что существует независимо от него, объективно. Объективность существования социальных фактов позволяет изучать их "как вещи", т.е. методами, аналогичными методам естественных наук - через наблюдение, сравнение, эксперимент.

В концепции Э. Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Ее задача - не только исследование социальных фактов. Социология вооружает все другие общественные науки методом и теорией.

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория "социальной солидарности". Разработке этой проблемы посвящен его главный труд "О разделении общественного труда". Французский социолог считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Анализируя эволюцию общества, Э. Дюркгейм выделил два основных типа социальных связей, которым, в свою очередь, соответствовали два типа общества: с "механистической солидарностью" и с "органической солидарностью".

Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекулы в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминирует его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида.

Совсем иная картина наблюдается в современном обществе с органической солидарностью. Социальная сплоченность здесь обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Интегративная роль общественного сознания здесь значительно слабее, так как религиозные верования и обряды не играют прежней роли. В этом обществе индивид существует в значительной мере независимо от общества, что обеспечивает ему свободу и автономию. В то же время современное общество менее стабильно, чем архаическое. В классификации типов обществ Э. Дюркгейма без труда можно обнаружить черты сходства с классификацией обществ Г. Спенсера, хотя методологические позиции последнего он подвергал критике.

Конкретным применением метода "социологизма" явилось социологическое исследование самоубийства на основе многолетних статистических наблюдений в нескольких странах Европы. Исходя из принципов своей доктрины, Э. Дюркгейм видел решающую причину самоубийств, как и любых других форм социальной патологии, в характере социальной среды, точнее в степени и интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Опираясь на большой фактический материал, Дюркгейм обосновывал мысль о том, что чем выше уровень интеграции общества, тем ниже уровень самоубийств и наоборот. На основе данного исследования французский учёный ввёл в научный оборот понятие "аномия" - безнормность, беззаконие. Аномия - такое состояние общества, которое характеризуется ослаблением моральной регуляции поведения, неэффективной деятельностью основных социальных институтов, социальными конфликтами. Дюркгейм считал состояние аномии неизбежным при переходе от обществ с механической солидарностью к обществам с органической солидарностью. Работа Э. Дюркгейма "Самоубийство. Социологический этюд" фактически заложила основы социологического изучения преступности и других форм девиантного поведения.

С именем Дюркгейма связан также процесс институционализации социологии на европейском континенте, начало её преподавания как самостоятельной учебной дисциплины. Наконец, отмечая роль Э. Дюркгейма в развитии социологии нельзя не сказать о нём как об основателе самостоятельной научной школы, объединившей ученых вокруг журнала "Анналы социологии" (издавался с перерывами с 1898 по 1927 г.).

Важный вклад в развитие математических и статистических методов в социологии, а также в формирование логического аппарата новой науки внес итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Поддерживая в целом концепцию общественной науки, созданную основоположниками позитивизма - Контом, Миллем и Спенсером, Парето критиковал их за непоследовательность в проведении принципа эмпирической обоснованности знания.

Стремясь сделать социологию такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов и поэтому подлежат устранению. Понятие причинности, поскольку оно выражает отношение, которое нельзя наблюдать, он требовал заменить понятием функциональности, а причинное объяснение - функциональным. Поскольку каждое социальное явление - функция многих переменных, социальная теория должна принимать во внимание все факторы, действующие в обществе, и устанавливать между ними отношения постоянных функциональных зависимостей. Идеи В. Парето нашли дальнейшее развитие в эмпирической социологии XX в.

В конце XIX- начале XX вв. позитивистское направление в социологии было самым представительным, но не единственным.

Почти одновременно с О. Контом Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали самостоятельную научную школу в философии, социологии, политэкономии и политической науке, разрабатывая проблемы происхождения и эволюции буржуазного ("индустриального") общества.

Маркс, подобно О. Конту и сторонникам позитивистской традиции в социологии, стремился нарисовать объективную, основывающуюся на конкретных фактах теорию общественного развития, в противоположность абстрактным и спекулятивным концепциям, но отличался от них сознательной ориентацией на философский материализм и метод, заимствованный в философии Гегеля - диалектику. В марксизме социология не противопоставлена ни философии, ни естественным наукам, а вписана в единую систему познания природы и общества; длительное время социология в марксизме существовала как часть социальной философии. В зависимости от характера взаимосвязей и уровня сложности объекта исследования марксизм различает методы частных наук и общенаучные методы. Общество рассматривается как наиболее сложный объект исследования, поскольку в нём действуют люди, наделённые сознанием и волей.

В отличие от других социально-философских и социологических доктрин своего времени К. Маркс и Ф. Энгельс использовали принципы материализма для объяснения жизни общества и развития человеческой истории. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне. Основу всякого общественного строя определяет уровень развития производительных сил данного общества - уровень развития технологии, характер разделения труда, уровень квалификации работников - и способ производства и обмена материальных благ, господствующий в обществе.

Утверждая определяющую роль экономических факторов в развитии общества, марксизм не отрицает влияние других факторов на ход исторического процесса. Производственные отношения - это базис, но на ход общественного развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результат - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения.

Анализ производственных отношений дал возможность сопоставить явления и процессы, происходящие в различных странах, выделить в них общие черты, подметить повторяемость явлений общественной жизни, охватить их понятием "общественно-экономическая формация". Общественно-экономическая формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической, идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма. Марксизм выделяется четыре реально существовавших общественно-экономических формации - первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая - и коммунизм - перспективная форма общественного устройства, которая только складывается. Социализм при этом рассматривался как первая стадия будущей коммунистической формации. К. Маркс описывал ещё один способ производства - "азиатский" - особую форму общественного устройства, распространённую в странах Востока и отличающуюся от рабовладения и феодализма, типичных для Европы. В "официальной" идеологии марксизма, принятой в СССР, этот способ производства не признавался основой особой общественно-экономической формации.

Согласно марксизму переход от одной формации к другой происходит, как правило, революционным путём и сопровождается социальными конфликтами. По этой причине многие зарубежные авторы, пишущие по истории социологии, относят марксизм к теориям конфликтов. Согласно Марксу экономическую основу социальных конфликтов, приводящих к революциям, составляют противоречия между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Развитие производительных сил "подталкивает" изменения в способе производства, а вместе с ними - изменения в социальной структуре общества, а затем - изменения в "надстройке" (идеологии, форме государственного устройства, нормах права и т.д.).

К. Маркс и Ф. Энгельс внесли существенный вклад в исследование классов и социальных групп современного им капиталистического общества. Наряду с теоретическими работами в этой области, такими как "Немецкая идеология" или "Капитал" К. Маркса, их перу принадлежат труды, в которых содержится детальный анализ социально-классовой структуры и социальных конфликтов в отдельных странах Европы, например, работы К. Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." и "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", работа Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии". Последняя книга явилась результатом проведённого автором "социального обследования", в котором использовались многие приёмы и методы, типичные для современной эмпирической социологии: наблюдение, опрос, анализ статистических данных.

Социологическая теория марксизма оказала значительное влияние на мышление ученых XIX и XX вв.: марксистское понимание генезиса и природы капиталистического ("индустриального") общества, марксистская теория классов и классовой борьбы, теория отчуждения и многие другие элементы марксизма стали одновременно как объектом полемики, так и предметом подражания для различных социологических школ.

Кроме того, в течение нескольких десятилетий марксизм был господствующей идеологией на территории социалистических стран - в СССР, в странах Восточной Европы, ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, и оказал решающее влияние на процесс формирования в них социологической науки.

В конце XIX в. в социологии сложилось еще одно направление. Широкую поддержку оно получило прежде всего в Германии, где социальные науки сохранили тесную связь с немецкой классической философией. Позитивизм как система взглядов был подвергнут критике основателем "философии жизни" В. Дильтеем и представителями баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. На основе идей этих философов позже в немецкой социологии сформировалась новая методология.

Известный немецкий историк и социолог Макс Вебер (1864-1920) был одним из первых, попытавшихся сознательно применить дильтеевский и неокантианский инструментарий в практике социологических исследований.

Вебер разделял антинатурализм Дильтея и был убежден, что, изучая человеческую деятельность, нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходят представители естественных наук: отвлечься от того обстоятельства, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист.

По мнению М. Вебера, социология обязана учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, эмоции, переживания индивида. Главная задача социологии заключается в том, чтобы понять смысл и значение человеческих действий, и с учетом их раскрывать причинные связи в поведении индивидов и социальных групп. Вебер предложил новый метод познания социальных явлений – метод понимания, - смысл которого состоял в том, что ученый должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и постараться понять мотивы его поведения в той или иной ситуации. Достоверность результатов, полученных с помощью этого метода, была обусловлена, по мнению Вебера, тем, что в сходных обстоятельствах люди действуют сходным образом, а социолог живет в том же обществе, что и индивиды, мотивы поведения которых он изучает и погружен в ту же систему социальных норм и ценностей. Учитывая то большое значение, которое Макс Вебер придавал методу понимания, интерпретации человеческих действий, его социологию нередко называют "понимающей" или "интерпретативной".

Индивид, мотивы его поведения являются первичным, главным элементом общества. Однако помимо индивидуальных мотивов поведения в обществе существуют и некоторые коллективные представления, например такие как «государство», «класс», «капитализм» и т.п., которыми широко пользуются ученые в процессе социального познания. Для объяснения происхождения и социальных (познавательных) функций такого рода понятий Вебер разработал специальную теорию или метод идеальных типов. Согласно Веберу идеальный тип есть инструмент познания, продукт творческого воображения учёного, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значительных, типичных аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как идеальная модель, логическая конструкция. Он дает возможность ученому понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом.

Например, согласно Веберу, построение категории идеального типа - "городское ремесленное хозяйство", предполагает выделение из многообразных исторических форм ремесленного производства в феодальную эпоху типичных, повторяющихся признаков, их систематизацию, анализ взаимосвязей между этими признаками и создание логической модели организации ремесла в средневековых городах. В последующих исследованиях учёный применял эту идеальную модель для анализа новых, ранее не известных ему форм городского ремесленного хозяйства, например в Древней Индии или в Китае, выделяя их сходство с идеальным типом и отличия от него. Идеальный тип может корректироваться на основе новых данных и вновь использоваться при исследовании неизвестных ранее явлений. С каждым новым циклом происходит приращение нового знания.

Учитывая введённое неокантианцами разделение наук на идеографические (описывающие уникальные явления) и номотетические (описывающие повторяющиеся явления, закономерности), М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: генетические, используемые в исторической науке для анализа уникальных событий, и социологические (чистые) идеальные модели, встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара. Поскольку задача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к их пространственно-временному определению, то Вебер относил её к наукам номотетическим.

В отличие от Э. Дюркгейма, признававшего реальность различных форм группового сознания ("коллективных представлений"), М. Вебер придерживался номиналистической точки зрения на общественную жизнь, полагая, что все социальные явления, в конечном счете, складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие, как, например, государство, экономическая формация и др. в качестве реальных исторических сущностей, является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования. Однако не все действия, по Веберу, можно считать социальными. Действие считается социальным только в том случае, если, во-первых, имеется мотивация действия и, во-вторых, оно ориентировано на других людей, на их ожидание.

М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:

1. целерациональное, осознанное с точки зрения его целей, средств и возможных социальных последствий; 2. ценностно-рациональное, при котором действие совершается во имя какой-то ценности (религиозной, моральной и др.), стоящей выше каких-либо деловых, повседневных расчетов; 3. аффективное, базирующееся на эмоциональных реакциях людей; 4. традиционное, совершаемое в соответствии с традициями и обычаями.

Вебер считал, что в процессе развития европейской цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества, особенно в таких областях, как экономика, наука, политика и даже искусство. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его знаменитой работы "Протестантская этика и дух капитализма". В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические предпосылки, как считал К. Маркс, но и духовные истоки (среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушавшей человеку ценность бережливого и рачительного труда) явившиеся важнейшей предпосылкой капиталистического предпринимательства. Анализ Вебером мировых религий привел его к выводу о том, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономической деятельностью, и, стало быть, разные типы религиозной веры различным образом мотивируют людей к трудовой деятельности.

Большой вклад внес Вебер в развитие политической социологии. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделял три типа господства - харизматическое, традиционное и рационально-легальное - и проанализировал соответствующие им виды легитимности власти. В процессе исследования широко распространенной в западных демократиях рационально-легальной формы господства Вебер разработал оригинальную концепцию "идеальной бюрократии".

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая явилась попыткой преодолеть теорию классов, разработанную марксизмом. Вебер полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.

Влияние М. Вебера на современную западную социологию чрезвычайно велико, но неоднозначно. Его идеи наследовали совершенно разные направления и школы: например, теория социального действия была развита в структурном функционализме, а принципы "понимающей" социологии - в феноменологической социологии Шюца.

Влияние философии Дильтея и неокантианцев испытали и старшие соратники М. Вебера по немецкой социологической школе - Фердинанд Тённис (1855 - 1936) и Георг Зиммель (1868 - 1918) - создатели " формальной " социологии. Тённис, а за ним Зиммель выработали детальные классификации социальных форм (своеобразных идеальных типов по терминологии М.Вебера), которые должны были стать фундаментом для широких историко-социологических обобщений.

Тённис выделял три типа социальных "сущностей", или "форм", социальной жизни: социальные отношения, группы, объединения. Основу разработанной Тённисом теории общества составляют два понятия - "община" и "общество". В общине социальные связи основаны на доверительности, привязанности, душевной склонности, в обществе - на формально-рациональных связях, расчётливости, ориентации на коммерческий успех. Эти два типа связи характеризуют не только отношения людей друг к другу, но отношения их к обществу. В общине социальное целое предшествует частям, а нормативное регулирование основано на обычаях, традициях, религии, в обществе, наоборот, целое складывается из частей, а нормативное регулирование основано на законах и распоряжениях государственных органов. Общинная жизнь протекает, как правило, в сельской местности и малых городах, отношения типа "общество" преобладают в больших городах и стране в целом.

Разработанный категориальный аппарат Ф. Тённис широко применял в многочисленных эмпирических социологических исследованиях.

По мнению Г. Зиммеля предметом теоретической социологии, которую немецкий социолог уподоблял геометрии, должны быть различные "чистые" формы социальности, т.е. относительно стабильные образования, структуры социального взаимодействия, придающие социальному процессу целостность и устойчивость. Главный метод социо­логии - историко-сравнительный, так как он позволяет определить стабильные формы социальных связей, существующие в различные исторические эпохи. В своих работах Г. Зиммель описал и проанализировал множество "чистых" форм социальности: господство, подчинение, соревнование, мода, конфликт и т.п., социальных типов личности ("циник", "аристократ", "бедняк" и т.п.) и др.

Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социаль­ного конфликта, феномена моды, культуры и др. В отличие от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривавших конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий социолог привлек внимание к его позитивным функциям и интегративным аспектам. Г. Зиммель заложил основы социологического изучения городского образа жизни. Позитивную роль крупных городов он видел в том, что они дают возможность расширить и углубить разделение общественного труда, повышают эффективность экономики, позволяя людям удовлетворять разнообразные потребности, и способствуют тем самым развитию человеческой личности. Вместе с тем немецкий социолог отмечал и негативные стороны городского образа жизни, в том числе присущую горожанам повышенную нервозность, рациональный и безличный характер отношений людей в больших городах.

Несмотря на известную ограниченность формального подхода Тённис и Зиммель внесли значительный вклад в развитие понятийного аппарата социологии.

Таким образом, в ХIХ - первой половине ХХ в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные теоретические концепции и методологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению общества. Так или иначе, дальнейшее развитие социологии, независимо от того принимались или отвергались разработанные в ее рамках основные идеи, опиралось на достижения указанного периода.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1626 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...