Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологической науки



1. "Досоциологический" этап познания общества. Исторические

условия возникновения социологии

История социологии - необходимый элемент социологической науки и включает в себя историю становления ее предмета, методов, понятийного аппарата, структуры, историю ее институционализации, а также соотношение различных школ и течений в социологии.

Знание истории социологии позволяет лучше понять, для решения каких практических задач возникла новая наука, с какими науками она генетически связана, как изменилось толкование предмета социологии с середины XIX в. до наших дней. Поэтому в данном учебном пособии глава по истории социологии предшествует главе, посвящённой структуре современного социологического знания и его месту в системе общественных наук: вначале предмет социологии рассматривается исторически и генетически, затем – теоретически.

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в середине XIX в. не потому, что появился новый объект исследования, а потому, что науки об обществе того времени - прежде всего социальная философия – столкнулись с методологическими проблемами, которые невозможно было решить в рамках существовавшей тогда системы научного знания.

Первая половина XIX в. – эпоха перехода ведущих европейских стран (Англии, Франции и др.) от традиционного аграрного общества к индустриальному. Бурный рост промышленности в городах привёл к интенсивной миграции сельского населения в индустриальные центры и обострению социальных проблем: бездомности, нищеты, преступности, безработицы. Органы власти столкнулись с ситуацией, в которой традиционные структуры и методы управления оказались малоэффективными, а обострение социальных противоречий неизбежно вело к социальному взрыву, как это произошло в различных европейских столицах во время революций 1848 г. В таких исторических условиях сформировался "социальный заказ" на "позитивную" науку об обществе, которая могла бы служить инструментом для его реформирования и решения острых социальных проблем.

Социологическое видение мира предполагает осознанную установку на изучение реально существующих общественных отношений и отказ от конструирования идеальных форм общественного устройства. В отличие от социальной философии, решающей, прежде всего, мировоззренческие вопросы о первоначалах социальной жизни, об отношении общества к природе, индивида к обществу и т.д., социология изучает закономерности возникновения и развития конкретных человеческих сообществ. При этом в отличие от философии социология включает в себя "полный цикл" производства научного знания: от эмпирических методов сбора первичной социальной информации до общей теории развития социальных систем. В отличие от социальных наук, изучающих отдельные сферы общественной жизни - экономической теории, политологии, юридических наук - социология рассматривает общество как целостную систему и исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования социальных систем различного масштаба (от компании любителей домино до Организации Объединенных Наций). Идейно-теоретические предпосылки социологического знания сформировались задолго до появления термина "социология" в рамках социальной философии и философии истории, а также по мере развития естественных наук и эмпирических "социальных обследований".

У истоков европейской социологической традиции стоит Аристотель - великий философ античной эпохи, живший в IV в. до н.э. Предложенная им теория общественного устройства основывалась на обобщении богатого эмпирического материала - описания конституций и исторического развития 158 греческих городов-государств. В отличие от своего учителя Платона, выводившего идеальную модель общества посредством дедуктивного метода из идеи общего блага, Аристотель строил свою модель на основе анализа и классификации реально существовавших типов обществ. Он одним из первых применил к изучению общества индуктивный метод, который широко используется и по сей день, как в естественных науках, так и в социологии. Однако Аристотеля нельзя считать родоначальником науки об обществе по одной причине - в своих трудах он не различал понятия "общество" и "государство", их разграничение произошло значительно позднее. Наука о политике и социология в его работах тесно переплетены, их невозможно отделить друг от друга и от философии, в рамках которой эти области знания существовали в античную эпоху.

Средневековая европейская мысль развивалась в рамках теологии и религиозной философии (А.Августин, Ф.Аквинский) и не рассматривала общество как самостоятельный объект исследования. Общество в этот период трактовалось как часть (форма проявления, уровень) всеобщего божественного миропорядка, как духовная, религиозная общность.

Идея выделения социологии в самостоятельную науку о "цивилизации и человеческом обществе" впервые зародилась на Востоке: в XIV в. об этом писал арабский историк и социолог Ибн-Хальдун. Он считал, что такая наука принесет огромную пользу, так как позволит предвидеть события, которые могут случиться в будущем. Важное влияние на западноевропейскую научную мысль оказали его идеи о зависимости жизни людей от географических и других материальных (естественных) факторов. В Европе они были "открыты" лишь в XVIII в.

В европейской мысли ХVII в. в теориях "социальной физики" впервые возникает идея о том, что общество - это система. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы (например, "естественное право" у Т. Гоббса) и стремились применять в его исследовании естественнонаучные методы. Взяв за образец научного знания математику, астрономию и механику, мыслители XVII в. с помощью широких дедуктивных построений стремились свести многообразие социальных фактов к небольшому числу общих законов, достоверность которых не вызывала сомнений. Представления об обществе строились на аналогиях с астрономическими системами, где все элементы связаны силами притяжения и отталкивания. Однако очень скоро ученые убедились, что такого рода абстрактные механистические модели общества входят в противоречие с жизнью.

Социальная философия ХVIII века, ориентировавшаяся не на астрономию и геометрию, а на ньютоновскую физику была уже не столь механистична и более осторожна в своих обобщениях. Мыслители эпохи Просвещения сравнивали общество с машиной, в которой каждый член общества - часть огромного механизма, основанного на строгом разделении труда и рациональном обмене ценностями. Используя данную модель, философы стремились выявить закономерности в бесконечном многообразии обычаев, нравов, традиций, идей, социальных институтов.

Формированию теоретических предпосылок нового социологического подхода к изучению общества способствовали и великие географические открытия, которые дали толчок бурному развитию этнографии и антропологии (работы Ж.Л. Бюффона). Сравнительные исследования истории европейских и "примитивных" народов способствовали утверждению в научном сообществе идеи общественного прогресса. Впервые эта идея была высказана в работах французских просветителей А.Р. Тюрго и Ж.А. Кондорсе. Просветительская теория прогресса, сыгравшая роль идеологического обоснования наступающей буржуазной эпохи, во многом подготовила эволюционистские схемы в социологии XIX в.

В эпоху Нового времени сформировалась концепция гражданского общества, произошло разграничение понятий "общество" и "государство", что создало важные предпосылки для выделения предмета социологической науки. В ХVIII в. социальные мыслители рассматривали хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества. В конце XVIII в. вошли в употребление понятия "класс" и "классовая борьба", получившие в социологии XIX - XX вв. широкое распространение.

Параллельно спекулятивной философии истории в XVII-XVIII вв. начали развиваться эмпирические социальные исследования, прежде всего социальная статистика. Вырастая из практических потребностей управления, эти исследования первоначально были методически несовершенны и проводились локально, но постепенно они набрали размах и силу. Во Франции была разработана техника массовых статистических опросов и хозяйственных переписей. Английские "политические арифметики" ХVII в. (У. Петти, Дж. Граунт, Э. Галлей и др.) заложили основы современной демографии, выработав методы количественного исследования социальных закономерностей. Характерно, что в числе родоначальников эмпирической социологии были многие выдающиеся естествоиспытатели, например, Галлей, Лаплас, Бюффон, Лавуазье; изучение ими социальных процессов было органически связано с их естественнонаучной деятельностью. Они не только переносили в социальную сферу методы, разработанные в естественных науках, но и разрабатывали новые общенаучные методы на материале общественных наук. Так, работа Лапласа "Философские очерки о вероятностях" (1795 г.) в значительной мере основывается на результатах социально-демографических исследований.

В начале XIX в. спекулятивной социальной философии всюду противопоставлялась идея научного, "положительного" исследования общественной жизни. Ускорялся процесс дифференциации в общественных науках: вслед за юриспруденцией и историей от философии отделились политэкономия, этнография, статистика, языкознание. В связи с дифференциацией возникла потребность в интегрирующей науке об обществе и человеке, основанной на иных, не спекулятивных принципах.

Катализатором, инициировавшим размежевание социологии и философии, стала Великая Французская революция. Ужасы революции, якобинский террор, многочисленные жертвы гражданской войны и завоевательных походов Наполеона ставились “в вину” принципам и идеям философии Просвещения. Именно тогда встал вопрос о радикальном реформировании учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие учёные-обществоведы обратили своё внимание на принципы и методы исследования, разработанные в естественных науках.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...