Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Печати второй половины XIII – первой половины XIV вв. мало отличаются от печатей домонгольского времени. Они преимущественно содержат легенды, включающие указание на имя, титул или должностное положение владельца либо на институт власти, регалией которого является печать. Переход к употреблению печатей с наличием легенды отражает процесс унификации русских средневековых печатей. Наличие легенд позволяет группировать печати не только по формально-типологическим признакам, но и на основании сведений о принадлежности печати.
От периода XIII – XV вв. сохранились печати князей, иерархов церкви, светских и церковных должностных лиц, а также печати различных структур управления в Новгородской и Псковской боярских республиках.
Княжеские печати представлены буллами и вощаными печатями. На аверсе княжеских булл по-прежнему изображали святых, тезоименитых князю. Но стали появляться и личные эмблемы великих князей. Так, на печатях в.кн. Ярослава Всеволодовича, имевшего крестильное имя Федор, на реверсе был изображен св. Федор, а на аверсе – светский всадник в короне и с мечом. На печатях в. кн. Андрея Александровича на реверсе была помещена его личная эмблема в виде сокольника. На печати в. кн. Василия I Дмитриевича (1389-1425) был изображен конный копейщик, ставший эмблемой Московии. Со времен вокняжения на Москве Ивана I Даниловича великокняжеская сфрагистика начала меняться. Надписи на обеих сторонах печати стали размещаться не горизонтально, а по кругу, в легенде содержались имя и титул владельца ("Печать великого/ князя Ивана").
Перстневые княжеские печати XIV-XV вв. По С.В. Белецкому, 2001 | Со второй половины XIV в. распространились вощаные перстневые печати. Среди них преобладали прикладные печати, но встречаются и вислые. Наиболее ранние из известных вощаных печатей - печати сыновей Ивана Калиты – Ивана и Андрея. Позже практика использования князьями северо-восточной Руси оттисков перстневых печатей стала повсеместной. |
В качестве печатей использовались позднеантичные или западноевропейские геммы, заключенные в перстневую оправу, по ободку которой была вырезана легенда, включающая формулу принадлежности или формулу указания.
Особенностью печатей светских должностных и частных лиц оставалось то, что на аверсе их печатей помещалось изображение святого, тезоименитого не самому владельцу печати, а его господину. К XV в. относится также использование великокняжескими тиунами печатей с изображением "лютого зверя". Также как у князей, у должностных лиц постепенно распространились перстневые вощаные печати, отличающиеся от княжеских только отсутствием титула в легенде.
На печатях митрополитов Московских и Всея Руси в XIV-XV вв. на аверсе традиционно помещалась Богоматерь, а на реверсе – легенда с указанием имени и титула владыки. Различий в оформлении металлических и вощаных печатей не было. По образцу митрополичьих оформлялись и епископские печати, хотя с конца XV в. распространились вощаные епископские печати, у которых центральная часть поля заполнялась выполненным вязью именем владыки, а титул помещался в круговой надписи. У церковнослужителей низшего сана использовались оттиски перстней со вставками и оттиски специально изготовленных матриц. Сведения о должностном и социальном положении владельца печати включались в формулу легенды.
Новгородские печати составляют более половины всех известных русских металлических печатей. Подавляющее большинство булл принадлежит к общерусским типам и разрядам. Собственно новгородская республиканская сфрагистика начала формироваться с середины XIII в., при этом важнейшей особенностью большинства печатей является включение в формулу легенды сведений о принадлежности регалии конкретному институту власти или о должностном положении держателя буллотерия.
Древнейшей новгородской печатью является "Печать Всего Новгорода". Ее появление в скрытой форме декларировало равенство высшего органа власти Новгородской республики великому князю. Наряду с ней несколько позже появилась "Новгородская печать// и посадничья". Наличие этих печатей позволяет предполагать, что с XIII в. в Новгороде существовал институт власти, располагавший правом выступать от имени Всего Новгорода, что подтверждается и письменными источниками.
Новгородская печать "Людина конца" По С.В. Белецкому, 2001 | Среди сфрагистических регалий, принадлежавших государственным учреждениям республиканского Новгорода, известны также печати городских концов. У подавляющего большинства всех этих новгородских печатей на аверсе размещены изображения птицы ("орел"), хищника ("лютый зверь"), конного или пешего воина. |
У монастырских печатей Новгорода на аверсе помещалось изображение святого – покровителя обители, на реверсе – формула принадлежности святыне. Среди печатей должностных лиц новгородского аппарата управления известны регалии власти высших боярских магистратов (посадники, тысяцкие), и буллы чиновников среднего звена (тиуны, старосты). Печати новгородских посадников в XIV в. обычно имели на аверсе изображение креста, Христоса или святого. А в XV в. на обеих сторонах их печатей помещались эмблемы (птица, хищник, воин) и круговые легенды, содержащие имя и титул владельца. Печати новгородских тысяцких в XIV в. содержали изображение святого на аверсе. В XV в. распространились печати с изображением эмблем (как и у посадников), причем легенда могла размещаться либо на реверсе, либо в круговой надписи по обводу эмблемы. Печати чиновников среднего звена обычно содержали только надписи.
Печати Пскова, в отличие от сфрагистических регалий Новгорода, обычно не содержат указания на принадлежность регалий, что создает трудности при их атрибутации. По письменным источникам установлено, что вечевой печатью республиканского Пскова была "Печать Святой Троицы", у которой на аверсе помещалась Богоматерь, а на реверсе – легенда "Печать Троицкая", "Печать Стыя Троица", а у позднейших – "Печать Господарства Псковскога".
Среди печатей должностных лиц Пскова наиболее многочисленными являются Печати Господы. Господа – это судебная коллегия в составе князя, посадского и сотского, осуществляющая исполнительную власть Пскова. На аверсе ранних печатей Господы было помещено изображение мужской головы в короне, окруженное надписью: | Псковская печать Господы По С.В. Белецкому, 2001 |
"В лето 6924, солнца круг 17, луны круг 17, индикта 3" (т.е. – время введения печати в делопроизводство), а на реверсе надпись, содержащая формулу принадлежности и текст: "Печать псковская, тогда и Перси свершишь камены".
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1988 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!