Иоанниты, XII в. По Ф.А. Брокгаузу и И.А. Ефрону,…2007
| В раннем средневековье Европа раскололась на многочисленные княжества, замки, монастыри, не ограниченные законами государства. Римские папы, понимая, что теряют власть над христианским миром, начали борьбу за укрепление и централизацию католической церкви в Европе. Основными их союзниками в этой борьбе стали монастыри. В XI в. они стали объединяться в конгрегации, со временем получившие наименование " духовные ордена" (от лат. " ордо " – организация). Создание орденов приблизило монашество к политике. Принадлежность к тому или иному ордену приводила к желанию продемонстрировать это в одежде. Монашеские ордены ввели собственную униформу, различавшуюся цветом, деталями, знаками отличия. В XII в. в монашеских орденах возникли военные ответвления - духовно-рыцарские ордена - военизированные организации с четко разработанной иерархией.
|
Такая организация требовала обособления от остального мира. И если в монашеских орденах различия в одежде порой были не столь заметны, то духовные рыцари придумали себе разнообразные яркие орденские одеяния:
- Иоанниты (иначе – орден госпитальеров) носили черную мантию с белым "мальтийским" крестом, а в дни сражений надевали поверх кольчуги красный полукафтан с прямым белым крестом. Мальтийский крест известен также под названием "восьмиконечный крест", т.к. концы его раздвоены, как хвост ласточки.
| - Тамплиеры носили серую мантию с красным прямым крестом на плече, в бою поверх кольчуги надевали черный кафтан.
- Тевтонцы носили белую одежду с вытянутым по вертикали черным крестом с расширенными к концам лучами.
|
Одежда и знаки рыцарей и других чинов ордена не только отличали их от представителей других орденов, но и различались в зависимости от положения человека в ордене.