Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методология гуманитарного познания



Общетеоретические подходы.

Развитие методологии социально-гуманитарного познания зависит от типа рациональности. В XX веке изменяется сама методология социально-гуманитарного познания: основным объектом познания становится не познание закономерностей сознательных процессов и сущности человека, а отношение человека к миру и себе самому, что составляет основу неклассической научной методологии, в рамках парадигмы которой формируется философско-антропологический подход, акцентирующий внимание на онтологии, антропологии, аксиологии.

Антропологизм-это философско-антропологический подход философствования, который отличается от рационализма, натурфилософии, мистицизма в том числе и тем, что рассматривает человека в контексте внутренних присущих его бытию сфер и аспектов. Если рационализм утверждает, что мир развивается по объективным законам, то антропологизм исходит из того, что человек формирует бытие, его типологию и формы.

Предмет классицистической философии-бытие сознания, познание. Предмет антропологической философии-смысл бытия, понимание, общение. Человек рассматривается в конкретной жизненной ситуации, в культурно-исторических, психологических, экзистенциональных связях с другим, другими.

Современная социология акцентирует внимание не на выявлении общих закономерностей общественной жизни, а на феномене повседневности (человек в привычных ситуациях не понятнее, упорядоченнее, прагматичнее, нерефлексивнее.) Этот подход оказал воздействие на все гуманитарное знание: сегодня и психологов и культорологов интересует больше потребности привычной формы жизни. Количественные методы антропологизма уступают место качественным методам, с помощью которых можно глубже понять природу феномена, объяснить и понять личностные смыслы социального действия, ценности и потребности людей в привычном образе жизни.

Основополагающие принципы в социально-гуманитарного познания - микроанализ, многомерность, метод интервальной антропологии. Мы всегда имеем дело не с целостным человеком,а с одной из его сторон. Интервальный метод предполагает также не столько поиски единства, сколько осмысление иного; это метод ограничения, поиск инаковостей, «мышление границ». Это поиск атома многомерности бытия человека. Будучи многомерным человек изучается не как универсальность, а как её интервал. Человек-ситуативный феномен (субъект может быть заложником общества, а может быть свободным в выборе действия), который никогда не равен ни одной конкретной ситуации. Ибо у него есть принципиальная возможность перехода от одной ситуации к другой, всё большей актуализации, специфически человеческих проявлений себя самого.

Философско-антропологическая методология исходит не от множественности проекций культуры, общества, человека к их целостности, а от многомерного единства к ситуациям, в которых это единство проявляется. Надо расширять диалог всех контекстов бытия, в которые вовлечён сегодня человек, то есть создавать диалогическое пространство социальных и гуманитаных наук, учитывать способность человека влиять на окужающую его действительность.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...