Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная структура человека как объекта и субъекта



труда, общения и познания [67]

            труд   общение   познание  
    Свойства человека (оси) компоненты структуры       Трудо­способ­ность, труд. деят-ть и отноше­ния   Социально-политич. деят-ть и отноше­ния. Нрав­ствен­ность   Мировоз­зрение, ценност­ные ориента­ции   Образо­вание, научная, умствен­ная, эстетич. деят-ть  
    Б       А1   А2   A3   А3а)  
Соци-ально-типи-ческие свой­ства   Свойства связанные с территориально-географической средой, харак­тером эпохи, национально­стью, классами, стратами, тип цивилизации   Б1   Макросоциологические факторы. определяющие характер труда, нацио­нальных особенностей, тип отношений между поколениями, полами, ментали­тета народа, принадлежность к определенному слою населения  
Свойства, зависящие от ближайшего окружения человека   Б2   Микросоциэльные факторы зависи­мость свойств человека от семьи, учебных трудовых коллективов ближайшего окружения  
Социальные функции, позиция, статус, роль   Б3   Социальное положение человека в основных сферах жизнедеятельности в труде, общении познании  
Соци­ально-психи­ческие свой­ства   Интериоризация (субъективирование, внутреннее усвоение)   Б4   Усвоение трудовых навыков, умений. правил поведения, норм морали, формирование самосознания, убежде­нии, идеалов  
Переходные компоненты между интериоризацией-экстериориэацией   Б5   Способности, потребности человека, интересы мотивы установки, ценност­ные ориентации  
Экстериоризация (объективирование, предметная деятельность, отдача)   Б6   Трудовая, творческая активность, со­вершенствование общественных от­ношений, утверждение и развитие идей гуманизма, повышение уровня об­разования, развитие науки и искусства  
Психо­логи­ческие свой­ства   Психологические свойства человека   Б7   Темперамент, характер, сознательное бессознательное, воля, рациональное, эмоциональное, воображение, интроверсия-экстраверсия и пр  
  Социо- биологич. свойства Биолого- физиологические свойства Б8   Морфо-физиологическая организация структуры органических задатков и потребностей, возрастные особенности
Генотипические свойства Б9   Наследственность, общесоматические, конституциональные, нейродинамические свойства, инстинкты

Личность в социологии рассматривают различные теории:

· Теория социального действия Т. Парсонса ("К общей теории действия") представляет модель любого действия человека, взятую в основных чертах. Эта модель включает в себя действующее лицо и ситуативное окружение, которое состоит из социальных, культурных, физических факторов, делающих возможным существование действия и ограничивающих пространство выбора действия. Социальные институты предлагают личности совокупность социальных ролей, которые она должна исполнять.

Роль – это ожидаемое поведение в определенной ситуации. Сами "ролевые ожидания" не являются случайными ситуативными факторами, а вытекают из требований социальной системы. Любая крупномасштабная социальная система (общество) представляет собой не что-то монолитное, а сложную сеть взаимосвязанных взаимопроникающих систем. Один и тот же индивид одновременно участвует во многих системах и играет различные роли; роль определяется как структурно организованное, т.к. нормативно регулируемое участие лица в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными конкретными ролевыми партнерами. По Парсонсу, социальная система складывается из ролей и ролевых ожиданий, над которыми надстраиваются коллективы, нормы и ценности. Любая социальная роль предполагает определенное социальное положение, позицию, занимаемую индивидом в системе общественных отношений. А это, в свою очередь, соотносится с обществом как целым.

Каждая социальная роль выполняет значимую функцию в обществе, т.к. она определяет нормативный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида; они даются ему как нечто внешнее, обязательное; их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа. Именно то, насколько поведение лица соответствует этим ожиданиям, служит критерием оценки выполнения им данной социальной роли. Беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательно действий. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо". Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Т. Парсонс считал, что любая роль может быть описана с помощью 5 основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств, от других ролей ожидается менее сдержанное проявление чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предприсанными статусами. Они определяются возрастом человека, исполняющего роль, другие роли завоевываются.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей.

4. Формализация. Определенные роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик. Социальный анализ, исходящий от общества как системы, через дифференциацию социальных функций и ролей приводит к видению человека как социального типа.

Однако сама по себе социальная роль еще не определяет поведение лица. Для этого она должна быть усвоена, интернализирована. Интернализированная роль – это внутренний процесс определения индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям. Одна и та же социальная роль по-разному воспринимается, переживается, оценивается и реализуется разными людьми. Здесь сказываются индивидуально-психологические особенности личности.

Последующие за Т. Парсонсом ролевые теории оставляют макросоциальные отношения "за скобками" и понимают роль как структуру непосредственного межличностного взаимодействия. Внимание акцентируется прежде всего на том, как сам индивид воспринимает, сознает и оценивает ту или иную функцию (деятельность), какое место занимает она в образе "Я", какой личностным смысл он в нее вкладывает.

В начале ХХ в. социолог Чарлз Кули сформировал теорию "зеркального Я", согласно которой сформулировал теорию «зеркального Я», то есть представление человека о самом себе; «идея Я», складывается под влиянием мне­ний окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой ме­ня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения. «Идея Я» формируется уже в раннем возрасте в ходе взаимодействия индивида с другими людьми, причем решающее значение имеют так назы­ваемые первичные группы (семья, сверстники и т. д.).

В 40-50-х годах теория «зеркального Я» ста­ла базой множества экспериментальных иссле­дований, выясняющих зависимость «образа Я» или частных самооценок от мнения окружаю­щих. Результаты этих исследований показыва­ли,что под влиянием благоприятных суждений окружающих самооценка повышается, неблаго­приятных – снижается, причем нередко меня­ется и самооценка тех качеств, которые не под­вергались оценке со стороны. Так, похвала, по­лученная от авторитетной для личности группы, может способствовать повышению общего уров­ня ее притязаний.

Поскольку теория «зеркального Я» в ее пер­воначальном варианте акцентировала внимание на зависимости формирования «образа Я» от мнения «значимого другого», человеческое «Я» выглядит в ней пассивным: оно только отража­ет и суммирует чужие мнения на свой счет, а взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности сводится к обмену мнениями. На деле каждый индивид общается с множеством разных людей, которые воспринимают и оцени­вают его неодинаково. Кроме того, различные люди (и группы) неодинаково значимы для личности. Например, в одних случаях большее влияние на подростка могут оказать родители, семья, а в других – сверстники, приятели. На­конец, личность не механически усваивает чужие мнения о себе, но более или менее само­стоятельно осмысливает и отбирает их, исполь­зуя при атом собственные критерии.

Формирование человеческого «Я» в процессе реального взаимодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп и в зависимости от выполняемых лично­стью ролей было исследовано американским ученым Джорджем Гербертом Мидом (1863-1931), родоначальником интеракционистской (от interaction – взаимодействие) ориентации в социальной психологии. В противоположность тем, кто считал, что «образ Я» дан индивиду не­посредственно или формируется путем обобще­ния самоощущений, Мид утверждает, что само­сознание – это процесс, в основе которого ле­жит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Индивид познает себя как такового не прямо, а только косвенно, с частных точек зрения других членов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит, ибо он вхо­дит в свой собственный опыт как Я пли как ин­дивид не прямо и непосредственно... а только став для себя таким же объектом, каким явля­ются для него другие индивиды. Объектом же для себя он может стать, приняв отношения к себе других индивидов, в рамках той совместной общественной деятельности, в которую они вовлечены. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реак­цию партнера на то или иное твое действие. Рефлексия на себя есть, по сути дела, не что иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.

Осваивая роль, индивид привыкает воспринимать себя сквозь призму своей роли. Иногда роль буквально «создает» своего носителя. Представление о себе, которое формируется у каждого человека на основании исполняемых им ролей, называется идентичностью. В современном высокодифференцированном обществе индивид вынужден играть множества ролей и, соответственно, иметь несколько идентичностей. «Социальная маска» (точнее, множество масок) срастается с его «истинным я». Но человек, играющий множество ролей и постоянно меняющий «социальную маску», часто начинает терять свое «я». Человек в современном обществе должен уметь «переключать» свои идентичности, различные типы поведения. Идентичность – это социальный продукт не только потому, что «задается» индивиду обществом, но и потому, что без поддержки социального окружения идентичность не может существовать.

· Бихевиоризм и необихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) буквально – наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит понимание человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) на воздействие внешней среды (стимулы). В радикальной форме бихевиоризм сводил все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма. В качестве основных механизмов, определяющих общественную жизнь, рассматривались физиологические механизмы условных рефлексов. Принципиальным для бихевиоризма является сведение объяснений поведения к однозначной жесткой схеме "стимул - реакция" (S → R). Родоначальником бихевиоримза считается Э. Торндайк. Согласно бихевиоризму, при рождении у человека имеется некоторое число врожденных "схем поведения", над которыми в процессе научения надстраиваются более сложные навыки, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения". Научение основано на том, что успешная, результативная реакция и впредь имеет тенденцию к воспроизводству при аналогичных условиях и стимулах.

Закрепление реакцией подчиняется "закону упражнения": многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции. Первоначальный выбор определенных реакций в ответ на то или иное воздействие идет путем проб и ошибок: поиск ответа осуществляется методом слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока не будет найден верный ответ и не возникнет положительный эффект. Необихевиоризм в схему "стимул – реакция" (S – R) ввел опосредующее звено, так называемое промежточное переменные психологического плана и усложнил схему (S – O – R). Необихевиористы отказывались от анализа социального действия, упрощали свою задачу до фиксации стимулов и наблюдаемых в ответ "элементов социального поведения". Немногочисленные обобщения конкретных данных с позиций необихевиоризма были изложены в теории обмена. Основатель теории обмена – Дж. Хоманс. Он определил социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Он считал, что общество – это непрерывные процессы материального и нематериального обмена индивидов, которые могут быть объяснены 5ю положениями:

1) Положение успеха: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тек чаще она стремиться производить это действие.

2) Положение стимула: если какой-либо стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему личность буден стремиться повторить действие.

3) Положение ценности: чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.

4) Положение «насыщения-голодания»: чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для нее повторение подобной награды.

5) Положение «агрессии-одобрения»: если человек не получает вознаграждения на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого он не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными.

Таким образом, личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе.

· Теория социальной установки личности рассматривается как результат тех установок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневного воздействия не индивида. Установка – это психологический процесс, происходящий перед деятельностью и соотнесенный с социальной целостностью. Когда индивид развивает деятельность, он часто переступает за пределы личных потребностей и ориентируется на интересы более или менее близко стоящих к нему индивидов. Индивид отходит от господства настоящего и личного и подчиняет свою активность требованиям и запросам, существующим вне личного и актуального. Индивид развивает свои установки путем принятия установок других, чаще всего «другие» являются решающим фактом в формировании установок. С этой точки зрения группу или даже целое общество можно рассмотреть как сложную сеть или структуру межличностных чувств, в которой все индивиды связаны установками приязни, неприязни, уважения, ненависти. Хотя каждый человек обладает сильными установками по отношению к небольшому числу других, эти другие связаны с третьими, а те, в свою очередь, с четвертыми и т.д. Таким образом, все общество можно представить как паутину межличностных установок[68]. Накапливая различные установки, человек становится личностью.

· Теория потребностей представляет личность как совокупность потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Развиваясь, общество порождает новые разнообразные потребности, за счет которых идет развитие личности. Потребности могут задаваться как обществом в целом, так и отдельными социальными группами, к которым хочет принадлежать и которые предпочитает индивид. У людей можно выделить 5 основных уровней человеческих потребностей (А. Маслоу) (рис. 3).

Рис. 3

I. Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище и пр. Одним из главных средств удовлетворения их являются деньги и высокий заработок. Материальные стимулы, зарплата, социальные блага – средства удовлетворения основных физиологических потребностей.

II. Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении).

III. Потребность в социальной общности (быть принятым в коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей).

IV. Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социальный престиж, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).

V. Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, к творчеству, к развитию, к пониманию своей жизни).

Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтологически, т.е. по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первые два типа потребностей в своей иерархии Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных – вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен. Очевидно, что сила воздействия потребности есть функция от степени ее удовлетворения. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

Для раскрытия сущности понятия личности необходимо отойти от упрощающих личность схем и представить системное понимание, которое бы включило рациональные элементы всех социологических концепций.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...