Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие личности. Каждая крупная историческая эпоха формирует свой идеал человека, который отражает потребности определенной ступени общественного развития



Каждая крупная историческая эпоха формирует свой идеал человека, который отражает потребности определенной ступени общественного развития. Для эпохи Аристотеля человек ­– политическое животное (political animal), для эпохи Франклина человек – животное, создающее орудия труда (toolmaking animal), для эпохи первоначального накопления капитала – человек производящий (homo economicus), для научно-технической эпохи – человек-потребитель (homo consumer). В каждой модели личности воплощен заказ общества на конкретные социальные качества в реальном человеке.

В социологии понятие "личность" относится к числу базовых понятий. Личность изучается философией, психологией, этикой, педагогикой. Какой же аспект в понятии личности выделяет социология? Понятие "личность" тесно связано с терминами "человек" и "индивид". Проследим взаимосвязь дефиниций "человек" и "личность". Эти понятия не только органически связаны, часто взаимозаменяемы, но и в то же время находятся в определенной оппозиции. Это выражается, например, в вопросе, не сегодня возникшем – каждый ли человек личность? И вопрос этот отнюдь не только теоретический, а и глубоко практический, вопрос нашей повседневной жизни. Можно ли считать личностью человека с разрушенной психикой, человека – преступника – "преступившего" все мыслимые и немыслимые нормы человеческого существования?

Личность ли новорожденный ребенок? С какого возраста человек становится личностью? Все согласны: человек личностью не рождается, он ею становится. Но как, когда? Почему одни становятся великой личностью, а другие низменной, бесчестной, а то и отрицающей себя самою, уничтожающей себя и как человека и как личность? Пониманию социального содержания названных проблем должно помочь уточнение исходных дефиниций.

Человек – понятие родовое. Человек – представитель рода homo sapiens в единстве биологических и социальных сторон его существования при решающем значении социального начала. Человеческий род – высшая ступень эволюции живой природы на Земле, генетически связанная с другими формами жизни. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, сознанием, способностью к созидательной практической деятельности. Все эти специфические способности человека заложены в нем как потенциальная возможность; они передаются людям в порядке биологической наследственности, но формируются у них прижизненно, в процессе усвоения людьми культуры, созданной предшествующими поколениями. Признавая существенность природной стороны человека, на первый план в диалектике биологического и социального выдвигается социальное начало.

Таким образом, с одной стороны, жизнь человека подчиняется социальным законам. С другой стороны, исследуя социальную жизнь человеческого индивида, важно учитывать его биологическую природу. И все же исходным для понимания явления, изучаемого объекта является определение его сущности, т.е. главного, специфического, существенного признака, выделяющего предмет среди других. Общепризнанно считается, что сущность человека выражается в совокупности общественных отношений, проявляющихся в его общественно-деятельном бытии.

Но человечество как реальность прежде всего является сочетанием конкретных людей. Понятие "человек" тесно связано с понятием "индивид". "Индивид" – человек как единичный представитель того или иного целого.

Каждый человек – это явление отдельное и в этом смысле индивидуальное. Человеческой личности прису­ща индивидуальность, т.е. свойства данной личности об­разуют некое неповторимое интегративное целое, не сво­димое к отдельно взятым ее чертам, компонентам. Индивидуальность может быть понята только при целостном подходе к человеку.

Человеческая индивидуальность может рассматри­ваться как закрытая система, «встроенная» в открытую систему взаимодействия с миром. Именно в индивидуаль­ном «замыкается» регулирование всех свойств человека и как природного, и как общественного существа. В этом относительно обособленном от окружающих внутреннем мире перерабатывается опыт человечества, формируют­ся позиции, планы, вырабатывается самосознание, наме­чаются пути самоопределения, поведения, деятельнос­ти, возникают переживания, дают себя знать явления бессознательного.

Индивидуальность означает отграниченность, непов­торимость личности, т.е. способность к самостоятель­ной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей ус­тойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, не­повторимость, автономность, свобода, наличие внутрен­него «Я», творчество, в то же время не только не означа­ет разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства.

Известно, что обособление личности возможно лишь в обществе. Индивиду­альная и общественная жизнь не отличны принципиаль­но друг от друга, а выступают как две стороны жизни од­ного человека,

Каждый человек, являясь носителем всеобщих соци­ально-типических качеств, в то же время выступает как неповторимая индивидуальность. Более того, воплотить в себе совокупность общественных отношений человек может лишь в результате их индивидуального освоения.

Единство природной и социальной неповторимости создают новое качество, которое находит свое выражение в понятии "личность". В чем же особенность понятия «личность»? В повсед­невной жизни интуитивно легко улавливается различие между понятиями «человек» и «личность». Если каждого из людей мы, безусловно, воспринимаем как человека, как индивида (отдельно взятую особь, принадлежащую к че­ловеческому роду), как индивидуальность с неповторимы­ми, уникальными характеристиками внешнего вида, внут­реннего мира, то иначе обстоит дело с понятием «лич­ность». Чаще всего, чтобы назвать человека личностью, мы задумываемся над тем, насколько значительна, замет­на его жизнедеятельность, каково его место в обществе, какая он личность: великая – ничтожная, прогрессивная – реакционная, выдающаяся – рядовая, т.е. оценивают­ся связи человека с другими людьми. Самое главное в лич­ности заключено в ее социальных свойствах, которые обусловлены общественными отношениями и внутренней позицией человека.

Личность – это конкретный человек в его социальной обус­ловленности, в единстве социально-общих черт и инди­видуальной неповторимости.

Личность – мера при­своения (интериоризации) и социальных отношений и мера активности, участия (отдачи, зкстериоризации) в жизнедеятельности общества.

Личностью является любой человек, включенный в со­циальные связи. Можно ли новорожденного считать личностью? Ново­рожденный – это начало «отсчета» социальных качеств личности, это потенциальная личность. Развить личнос­тные качества существа, рожденного как человек, можно лишь при соответствующих социальных условиях. Обще­ние с себе подобными и деятельность на любом этапе существования – главные факторы становления личнос­ти. Ребенок – личность, которая находится в процессе формирования. Можно ли считать личностью преступника? Отече­ственная юридическая наука и практика и в преступнике видят личность, обладающую правами и обязанностями, закрепленными законом. Человек, отрицающий нормы человечес­кого общежития, покушающийся на права и свободы дру­гих людей, на устои общества, давшего ему жизнь, тем самым отрицает сам себя, в крайних случаях его исклю­чают из жизни общества. Это личность с отрицательным знаком. Но выбившийся из колеи человек может вернуться к нормальной жизни, стать нормальной личностью.

Является ли человек с разрушенной психикой личностью? Общество относится к такому человеку как к «личности в возможности». Он находится под охра­ной общества, имеет право на лечение, на социальное обеспечение. Гуманизм означает борьбу за здорового человека, борьбу со всякого рода патологией, препятству­ющей полному раскрытию возможностей, способностей человека.

Анализ соотношения понятий «человек» и «личность» позволяет сделать вывод: личность – «производная», «произведение» человека и общества. Человек и общество могут рассматриваться как предпосылки формирования личности.

Понятие "личность" помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Личность – это социализируемый индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств.

Представление о личности конкретизируется анализом ее социальной структуры. Системный подход ориенти­рует на то, чтобы искать основание для выделения эле­ментов-свойств не только во внутренней спонтанной ак­тивности саморазвития человека, но и в тех связях, отно­шениях, взаимодействиях, которые определяют его жиз­недеятельность. Поэтому социальный аспект изучения структуры личности представляется основным.

Привсей специфичности социального подхода к пони­манию личности по сравнению с психологическим, педа­гогическим именно социальный подход является наибо­лее существенным и всеобщим, т.е. таким, без которого не может быть познано ни одно из свойств человека.

Выделим наиболее важные принципы классификации качеств человека, построения социальной структуры его наиболее существенных свойств.

Первый принцип – координационный, при котором допускается относительная равнозначность, автономия и свобода каждого из системно-обязательных свойств при взаимодействии с другими. Каждого человека отличает его способность к труду, к общению, познанию. Но проявля­ются эти способности в разной степени, образуется раз­ная конфигурация структуры. Эти основополагающие качества в схеме структуры человека расположены по горизонтали (см. схему, верхняя строка А).

Второй принцип – субординационный, иерархический, при котором более сложные и более общие социальные свойства подчиняют свойства более низкого уровня – пси­хофизиологические. Это вовсе не означает меньшего зна­чения последних для жизни человека. Но и история ста­новления человека как существа прежде всего социаль­ного, и практика жизнедеятельности современных людей с учетом достижений науки свидетельствуют духовное здоровье человека во многом определяет его здоровье физическое, психическое. Эти свойства человека распо­ложены в схеме по вертикали (см. свойства группы Б).

Согласно изложенным принципам к созданию социаль­ной структуры человека вырисовывается следующая кар­тина. Основные свойства-элементы человека относитель­но равнозначные, находящиеся преимущественно в от­ношениях координационной взаимозависимости и равно подчиненные родовому понятию «человек», выступают как формы его жизнедеятельности и отношений, соответству­ющие различным функциям, основным человеческим фор­мам жизнедеятельности.

Методологическим основанием выделения и классифи­кации свойств человека может служить его отношение к объектам социально-преобразующей деятельности – природе, обществу, мышлению Соответственно выделя­ются материально-преобразующие, социально-преобра­зующие (общественно-преобразующие, политические, нравственные) и духовно преобразующие формы деятель­ности и отношений и черты человека как объекта и субъек­та труда, общения, познания.

Способности к труду, познанию и общению – это три наиболее важных структурных компонента личности. Эволюция одного из компонентов в том или ином на­правлении и темпе ведет к изменению системы в целом.

Не менее важно при социологическом анализе учиты­вать и наличие различных уровней в структуре личности, иерархически соподчиненных, относительно самостоя­тельных подструктур. Здесь выделяются такие специфи­ческие уровни организации системы, как социально-ти­пические, социально и индивидуально-психологические качества личности, биолого-физиологические свойства (последние два уровня свойств в их социальном содер­жании, собственно личностном преломлении).

Уже в такого рода структурном ряду обнаруживается непосредственная связь каждого элемента с последую­щим и предыдущим, причем эта связь может проходить через несколько или даже через все уровни системно­сти.

Каждое из свойств данного ряда может также рассмат­риваться как относительно самостоятельная система. Образуется как бы «лестница оснований»: низшая по уровню система (на­пример, биологическая) является исходным пунктом, предпосылкой и основанием более высокой (например, социальной) и т.д. Здесь обнаруживается, что прогресс личности ограничен со стороны более низких оснований.

Понимание «многослойности» субординированных ос­нований, или феномен «лестницы», играет большую ме­тодологическую роль при изучении структуры личности.

Надо также помнить, что элементы-свойства должны рассматриваться не только через призму одной линии структурных связей, а в рамках ряда различных систем, причем в разных конкретных случаях разные системы мо­гут приобретать решающее значение, вплоть до систем, казалось бы, самого низкого уровня.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 587 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...