Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Распространение идей марксизма в России



В 90-е годы XIX века в центре российской общественно-политической жизни находилась полемика сторонников либерального народничества и, прежде всего, Н.К.Михайловского с распространявшимся в России марксизмом. Уже в начале 90-х годов, не отражаясь в легальной литературе, в революционной русской среде все больше начали распространяться идеи марксизма, развитые еще в середине 80-х годов Г.В.Плехановым и возглавляемой им группой “Освобождение труда”. Но в то время эти идеи еще не получили широкого распространения.

Первый переводчик “Капитала” на русский язык - Г.А.Лопатин, перевод 1 тома вышел в свет в 1872 г.

Первым русским марксистом был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918 гг.). Плеханов начинал как народник. В нескольких своих ранних работах он развивал идеи общинного социализма, разделял анархистские положения бакунизма. Однако, позднее, в 1880-83 гг., эмигрировав в Европу, Плеханов порывает с народничеством и переходит на позиции марксизма. В своих экономических работах “Социализм и политическая борьба” и “Наши разногласия” он продемонстрировал блестящее знание марксистской теории.

Плеханов вскрыл несостоятельность народнической идеи о крестьянском социализме, подверг критике идею самобытности исторического развития России. Плеханов раскрыл всю глубину преобразований в экономической жизни России, связанных с развитием капитализма. Изменения коснулись промышленности, сельского хозяйства, торговли.

Отмечая ошибочность теории народников о невозможности развития капитализма без внешних рынков, Плеханов всесторонне обосновал положение о том, что капитализм в своем развитии создает себе рынок. Плеханов подверг критике взгляды народников по широкому кругу вопросов - в теории стоимости, теории воспроизводства, теории кризисов.

Отвечая Плеханову, Н.К.Михайловский писал полемические статьи, направленные против марксизма, эти статьи имели определенную популярность, так как Михайловский был опытным публицистом и обладал блестящим литературным стилем.

В 1894 г. в разгар полемики между Плехановым и Михайловским вышла книга П.Б.Струве “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России”. Книга заканчивалась нашумевшей фразой: “Признаем же нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму”.

Либеральные народники ответили на эту книгу серией едких критических статей.

Вслед за книгой Струве вышла книга никому неизвестного Н.Бельтова “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (ответ г.г. Михайловскому, Карееву и комп.)”. Книга произвела большое впечатление на интеллигенцию и пользовалась популярностью. Под псевдонимом Бельтова скрывался Г.В.Плеханов. По существу эта работа поставила точку в дискуссии марксистов с народниками. Либеральное народничество быстро теряло свою былую популярность.

В этот же период в студенческих и рабочих кружках распространялась нелегальная брошюра В.И.Ленина “Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов (ответ на статьи “Русского богатства” против марксистов)”, а также книги Плеханова, Струве. Сделана была попытка выпустить легально большой сборник марксистских статей под названием “Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития”. Центральной статьей сборника являлась статья Ленина “Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве”. Сборник был конфискован, однако часть экземпляров удалось спасти, и книга пользовалась большой популярностью.

Уже в это время, как следует из названия вышеприведенной статьи, ленинская трактовка марксистских идей расходилась с взглядами Струве и других, так называемых представителей легального марксизма.

Если Ленин и его сторонники обращали прежде всего внимание на революционное содержание марксистского учения: теорию прибавочной стоимости, эксплуатации, неизбежности гибели капитализма как общественного строя и необходимости пролетарской революции, то легальные марксисты извлекли из учения Маркса другие уроки.

С их точки зрения, развитие России должно было осуществляться по естественно-историческому пути, не минуя капитализма, как предполагали народники, и не уничтожая его революционным путем, как это предлагали ленинцы. Легальные марксисты видели позитивные и негативные стороны капитализма, хорошо владели научной стороной учения Маркса и развивали ее.

Работы представителей этого направления публиковались в открытой печати (откуда и происхождение термина “легальные”). В дальнейшем революционные и легальные марксисты все больше расходились во взглядах. Например, легальные марксисты, не отрицая трудовой теории стоимости Маркса, считали, что стоимость - категория абстрактная, на практике же мы имеем дело с рыночной ценой. Это уже была попытка синтеза учения о предельной полезности и трудовой теории стоимости.

Что касается экономической политики, то в этой области легальные марксисты выступали за эволюционный путь развития России, полностью отрицали идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата. Следует сказать, что и Г.В.Плеханов в начале ХХ века изменил частично свои воззрения по важнейшим вопросам хозяйственной жизни России, он отошел от ортодоксального марксизма. Вооруженное восстание 1905-1907 гг., а также революцию 1917 г. он не принял.

Основные понятия

Народничество. Революционное народничество. Анархизм. Либеральное народничество. Крестьянский социализм. Теория государственного социализма. Протекционизм. Государственное регулирование промышленности. Эконометрика. Легальный марксизм. Революционный марксизм. Экономические кризисы.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность идеи “крестьянского социализма”?

2. На чем базировались суждения народников о самобытном пути экономического развития России?

3. Известный русский писатель В.В.Вересаев в своих литературных воспоминаниях пишет: “15 ноября весь левый литературный и общественный Петербург собирался к Михайловскому поздравить его. С утра до поздней ночи в квартире толкался народ. Одни приезжали, другие уезжали. Среди гостей расхаживал хозяин в своей неизменной темно-синей австрийской куртке, радушный и сдержанный. В полном составе были, конечно члены редакции “Русского богатства”...

Каковы были экономические и политические воззрения Н.К.Михайловского?

Кого объединял журнал “Русское богатство”?

4. Каких видных представителей российской университетской науки XIX века вы знаете? В чем заключался их вклад в развитие экономической мысли?

5. Легальный и революционный марксизм - это два направления, по которому шло распространение марксистских идей в России. В чем заключалось различие во взглядах представителей этих направлений? Какова историческая судьба каждого направления?

Литература

1. История экономических учений. Ч.1. - Изд. МГУ, 1989. - Гл.31.

2. История экономической мысли в России. Под ред. Марковой А.Н. - М., 1996. - Гл.5.

3. Аникин А.В. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. - М., 1990.


Тема 9. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

1. Характерные черты институционализма.

2. Социально-психологический институционализм Т.Веблена.

3. Социально-правовой институционализм Дж.Коммонса.

4. Социально-статистический, эмпирический институционализм.

5. Экономические аспекты теории индустриального общества.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1875 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...