Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 5. Экономические учения социалистов-утопистов



1. Возникновение утопического социализма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

2. Социалистические учения начала XIX века (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

3. Утопический социализм в России (А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

История социалистических идей уходит своими корнями в эпоху позднего средневековья, когда острые социальные противоречия и развитие гуманистического направления общественной мысли подготовили появление выдающихся, по тому времени, произведений, рисующих пленительные картины справедливого общественного строя.

1. Возникновение утопического социализма
(Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Утопический социализм - совокупность социальных учений, в которых в описательной форме выражено стремление к установлению справедливого общества без эксплуатации и неравенства. Понятие “утопический” связано с книгой блестяще образованного английского гуманиста Томаса Мора (1478-1538 гг.), опубликовавшего в 1516 году знаменитую “Утопию”, (полное название: “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”). Эта книга положила начало привлекательному своим гуманизмом новому направлению общественной мысли, прошедшему в своем развитии ряд этапов.

Название острова Утопия символично. Оно показывает, что такого острова в действительности не существует. В переводе с греческого “У” означает отрицание, “топос” - место. Томас Мор применял слово Утопия, как имя собственное, впоследствии это слово стало нарицательным, обозначающим нереальность, несбыточность. “Утопия” переведена на многие языки мира. Несколько раз она издавалась и в нашей стране.

Необычным был жизненный путь автора книги. Занимавший в течение ряда лет видное положение в обществе (был спикером парламента и лордом-канцлером), Томас Мор казнен по приказу короля Генриха VII по обвинению в государственной измене.

“Утопия” написана в форме рассказа бывалого моряка Рафаила Гитлодея о своих удивительных странствиях, в том числе, о посещении острова Утопия. В государстве, расположенном на этом острове, нет частной собственности, продукты питания и ремесленные изделия распределяются поровну и бесплатно. Заметим, что Т.Мор не только подчеркивает справедливость общественного устройства, но и критически оценивает существующие в тот период в Европе социально-экономические отношения. Так, он пишет: “Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо”.[16] Вместе с тем Т.Мор конструирует такую систему социальных отношений на острове Утопия, которая радикально отличается от соответствующих отношений Англии и других европейских государств того времени. Рабочий день на Утопии составляет 6 часов в сутки. Остальное время утопийцы посвящают наукам и полезным развлечениям. В государстве нет богатых и бедных. Общественными делами управляют сифогранты - выборные должностные лица, которые следят, чтобы все жители острова занимались полезным трудом. Однако производство вещей - не самоцель, а средство для жизни. Т.Мор подчеркивает, что лучше меньше работать, чем губить жизнь в погоне за богатством. Аскетизм Т.Мора сочетается с негативным отношением к физическому труду, который он называет “телесным рабством”. Земледелием утопийцы занимаются поочередно, выезжая из города в деревню на два года, “чтобы никто не был вынужден против воли очень долго вести весьма суровую жизнь, многие, однако, - пишет Т.Мор, - которым от природы нравится заниматься деревенскими делами, испрашивают себе более долгий срок”.[17]

Значительное место в “Утопии” занимают описания быта утопийцев, порядок распределения продуктов и приема пищи в общественных столовых.

Оригинально решил Т.Мор проблему поклонения золотому тельцу, распространенную во все времена у всех народов. “Из золота и серебра, - пишет Т.Мор, - не только в общих дворцах, но и в частных домах - повсюду делают они ночные горшки и всякие сосуды для нечистот. К тому же утопийцы из этих металлов изготовляют цепи и тяжелые оковы, которые надевают на рабов. Наконец, у каждого, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением, с ушей свисают золотые кольца, золото охватывает пальцы, золотое ожерелье окружает шею, и, наконец, золото обвивает его голову. Так они всеми способами стараются, чтобы золото и серебро были у них в бесславии”.[18] Заметим, что этот пассаж Т.Мора был использован В.И.Лениным в его известной статье “О значении золота теперь и после полной победы социализма”, написанной в ноябре 1921 года.

Важное значение придавал Т.Мор образованию. В его Утопии все учатся, а тот, кто проявил отменные способности к наукам, “освобожден от прочих трудов и приставлен к одному только учению”.

Регламентирует Т.Мор и семейные отношения. Он подробно описывает, как подбираются супружеские пары и устанавливает возраст вступления в брак. Так, девушки выходят замуж не ранее 18-ти, а мужчины с 22-х лет. Браки заключаются, как правило, на всю жизнь. Однако в исключительных случаях сенат разрешает вступление в новые семейные отношения.

Подробно описывает Мор систему наказаний за различные преступления утопийцев. Вторичное преступление карается смертью.

Рассматриваются в книге и внешнеполитические проблемы. Так, Мор пишет, что “Война утопийцам в высшей степени отвратительна как дело поистине зверское...” Однако утопийцы усердно занимаются военной подготовкой, “дабы не оказаться не способными к войне, когда случится в этом необходимость”. Уже тогда Т.Мор различал войны справедливые и несправедливые.

Вызывают уважение взгляды Т.Мора на свободу вероисповеданий. В своей книге он подчеркивал, что каждый утопиец был волен веровать во что пожелает, - за исключением того, что нарушает человеческое достоинство.

Оценивая взгляды Томаса Мора на справедливое общественное устройство с позиций того времени, мы отдаем должное его демократизму и гуманизму, его мужеству и новаторству. Оценивая с позиций сегодняшнего дня, мы подчеркиваем наивность и незрелость его уравнительного коммунизма.

Видным представителем раннего утопического социализма был Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). Сын итальянского сапожника, ставший в 14 лет монахом-доминиканцем, участник заговора в Калабрии, направленного против испанского владычества, Кампанелла был схвачен испанскими властями в 1599 году и приговорен к пожизненному заключению. В тюрьме он написал “Город солнца”. Книга была опубликована в 1623 году (первый русский перевод сделан в 1906 г.).

Просидев в тюрьме двадцать семь лет, он выходит на свободу, но спустя месяц его снова арестовывают. И еще два года он находится в заключении. После освобождения Кампанелла продолжает бороться за свободу Калабрии. Его преследуют. Он вынужден бежать во Францию, где и заканчивает свой жизненный путь.

В “Городе солнца” Кампанелла описал коммунистическое общество, расположенное на острове Тапробан. Город управляется верховным правителем Метафизиком и тремя соправителями - Мощью, Мудростью, Любовью. Метафизик является главою светской и духовной власти и выносит окончательные решения по всем вопросам. В ведении Мощи находится все, касающееся войны и мира. Мудрость управляет искусствами и ремеслами, всевозможными науками и учебными заведениями. Ведению Любви подлежат: заключение браков между мужчинами и женщинами, деторождение и воспитание подрастающего поколения, его обеспечение всем необходимым.

Солярии живут общиной, у них нет частной собственности и классов. Материальные блага распределяются поровну и без денег. Монеты чеканятся только для послов и разведчиков. Основные занятия жителей города Солнца - сельское хозяйство и ремесло. Солярии работают в день 4 часа. Остальное время посвящают развитию духовных и физических способностей.

В отличие от Мора Кампанелла не допускал существования рабов в городе Солнца. Понимая роль средств производства в создании материальных благ, Кампанелла подчеркивал необходимость их совершенствования.

Идеи утопического социализма получили развитие в XVII веке в движениях левеллеров (уравнителей) и диггеров (копателей). Руководитель диггеров Джерард Уинстенли предпринял попытку создать в 1649 г. коммунистическую общину. Однако через год она была уничтожена властями и окрестными лендлордами.

2. Утопический социализм начала XIX века
(Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

Утопический социализм начала XIX столетия отличался от раннего утопического социализма своей направленностью против капиталистической эксплуатации и более зрелыми формами предлагаемого общественного устройства. Наиболее яркими представителями социальных утопий того времени были французы Cен-Симон и Фурье и англичанин Оуэн.

Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.) был современником Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг., на начальном этапе которой он принимал активное участие. Однако в 1791 г. Сен-Симон ушел из политики в бизнес, нажил на спекуляции землей крупное состояние, затем потерял его и отдался литературной деятельности. Его перу принадлежат: “Письма женевского обитателя к современникам” (1802 г.), “О промышленной системе” (1821 г.), “Катехизис промышленников” (1824 г.), “Новое христианство” (1825 г.). В этих работах Сен-Симон трактовал историю человеческого общества как развитие от низших стадий к высшим, а движущей силой общественного прогресса объявил знания.

Сен-Симон выделил в истории человечества пять стадий: ранний период, рабство, средневековье, современный период, золотой век. В ранний период или “период детства”, - указывал Сен-Симон, - усилия людей были направлены на добывание пищи. В рабовладельческий период появились ремесла и искусство, что создавало благоприятные условия для развития человеческого разума. Средневековье Сен-Симон идеализировал, считая, что цеховой строй, крестьянские общины и христианская религия образуют организованное общество. Современный период, по Сен-Симону, есть переходная эпоха, в которую должна быть создана партия промышленников. К промышленникам он относил ученых, предпринимателей и рабочих. Эта партия, опираясь на королевскую власть, должна установить справедливое общество - начальную ступень золотого века.

Будущее справедливое общество Сен-Симон называл индустриальной системой, развивающейся по плану. Развитие от низших ступеней к высшим он обосновывал исторической необходимостью, а не только требованием социальной природы человека, его стремлением к справедливости.

Социальный оптимизм Сен-Симона опирался на его представление о достаточно высоком уровне развития французских пролетариев. Так, в “Рассуждениях литературных, философских и промышленных” он писал, что народ теперь состоит из людей, умственные способности которых достаточно развиты, а предусмотрительность достаточно изощрена, чтобы можно было без всяких трудностей установить систему социальной организации, допускающую их в качестве равноправных членов общества. Далее Сен-Симон подчеркивает, что “...сейчас Франция гораздо более процветает, больше производит и имеет большее значение в земледелии, промышленности и торговле, чем до революции, хотя большая часть теперешних руководителей всеми этими предприятиями вышла из народа”.[19]

Сохраняя капиталистическую собственность в индустриальном обществе, Сен-Симон подчеркивал, что капиталисты из эксплуататоров превращаются в управленцев и организаторов производства. Сен-Симону принадлежит авторство в провозглашении принципа всеобщей обязательности труда.

Цель производства в будущем обществе Сен-Симон видел в удовлетворении потребностей людей. Он писал также об изменении функций государства в новом обществе, которое будет направлять свои усилия на развитие науки, культуры и промышленности, а охрана порядка станет общественной функцией.

Переход от капитализма к индустриальному обществу, по мнению Сен-Симона, осуществится мирно, посредством реформ, проводимых просвещенными монархами. Он был убежденным сторонником прогресса. “Золотой век, - писал Сен-Симон, - который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас”.[20]

Шарль Фурье (1772-1832 гг.) был выходцем из купеческой семьи и всю жизнь занимался торговыми операциями.

Занимаясь самообразованием и увлекшись социалистическими идеями, Фурье стал одним из наиболее ярких пропагандистов социализма. В своих работах: “Теория четырех движений и всеобщих судеб” (1808 г.), “Трактат о домашней и земледельческой ассоциации” (1822 г.), “Новый промышленный и общественный мир” (1828 г.) Фурье подверг критике капитализм и разработал программу создания общества социальной справедливости.

Движущим началом человеческой деятельности, по мнению Фурье, являются человеческие страсти, под которыми он понимал склонности, влечения, стремления. Страсти Фурье делил на три группы:

1) материальные страсти (вкус, зрение, осязание, слух и обоняние);

2) верховные страсти (энтузиазм, новаторство, соревнование);

3) влечение души (дружба, любовь, честолюбие).

Фурье писал, что в определенных исторических условиях положительные страсти могут превратиться в отрицательные. Так, при капитализме честолюбие ведет к корыстолюбию, к стремлению обогатиться путем эксплуатации других людей. Поэтому, чтобы страсти получили свое естественное положительное развитие, необходимо изменить общественный строй.

Рассматривая периодизацию истории, Фурье выделил стадии дикости, патриархата, варварства и цивилизации. Причем, каждая стадия проходит периоды детства, роста, упадка и дряхлости.

Под цивилизацией Фурье понимал капиталистическое общество, в котором распределение осуществляется по капиталу, “соразмерно вложениям”. Этот принцип распределения не удовлетворяет Фурье и он предлагает на следующей ступени общественного развития, которую он называет “гармонией”, осуществить распределение по “капиталу, труду и таланту”.

Общественный прогресс Фурье связывает с развитием производительных сил. Вместе с тем материалистическое понимание истории сочеталось у Фурье с идеализмом. Так, он полагал, что общество освободит от эксплуатации гениальная личность, которая внушит людям мысль о необходимости перемен.

Капитализм, - подчеркивал Фурье, - исторически обреченный строй, т.к. он несправедлив. Особенно резко Фурье критиковал торговую спекуляцию, называя ее “торговым грабительством”. Экономические кризисы Фурье выводил из анархии производства и нищеты трудящихся.

Анализируя процессы капиталистического производства, Фурье проницательно предсказал замену конкуренции монополией. Он выделил такие виды монополий как колониальная монополия, простая морская монополия, монополия замкнутых объединений, государственная монополия.

Фурье был противником революций. Переход от цивилизации к гармонии, по его мнению, должен произойти путем реформ, посредством агитации и силы примера. Будущее общество, согласно учению Фурье, является бесклассовым и гармоничным. Оно состоит из ассоциаций (фаланг) производителей. Цель производства каждой ассоциации - удовлетворение потребностей людей. Труд в будущем обществе превратится в первую жизненную потребность, исчезнет противоположность между физическим и умственным трудом, между городом и деревней. Свободный труд станет высокопроизводительным.

Учение Шарля Фурье о будущем обществе получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие социалистических идей.

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) был более радикальным социалистом, чем Анри Сен-Симон и Шарль Фурье. Он отрицал частную собственность в любых вариантах. В отличие от французских социалистов-утопистов, которые были кабинетными мыслителями, Оуэн попытался практически реализовать программу социалистического переустройства жизни.

В начале 1800 г. Роберт Оуэн становится совладельцем и директором прядильной фабрики в Нью-Ленарке. Осуществив техническую реорганизацию и крупные социальные преобразования, Оуэн добился впечатляющих экономических успехов. Для рабочих были построены удобные жилища, улучшено питание. Возведены школа, детский сад, ясли. Рабочий день был сокращен с 14 до 10-ти с половиной часов.

В 1813 г. Роберт Оуэн опубликовал книгу “Новый взгляд на общество, или опыты о выработке характера”, которую он разослал многим государственным деятелям. Эксперимент Оуэна привлек широкое внимание мировой общественности. Нью-Ленарк становится центром паломничества единомышленников.

Однако попытка Оуэна воздействовать на парламент с целью принятия нового фабричного закона, не увенчалась успехом. Оуэн продает фабрику и посвящает всю оставшуюся жизнь пропаганде социалистических идей и практическому их воплощению в Англии и других странах.

Основные работы Оуэна: “Об образовании человеческого характера” (1814 г.), “Замечания о влиянии промышленной системы” (1815 г.), “Изложение рациональной системы” (1830 г.), “Книга о новом нравственном мире” (1840 г.).

Критикуя частную собственность, которая “была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий”, Оуэн подчеркивал, что только ликвидация частной собственности позволит решить социальные проблемы, накопившиеся в обществе. Переход к социализму, по его мнению, должен осуществляться мирным путем, посредством практического показа его преимуществ. Однако эксперимент по созданию коммунистической общины под названием “Новая гармония” закончился неудачей. Организованная в 1825 году в США коммуна просуществовала всего четыре года и распалась, не выдержав проверки уравнительным распределением. Но Оуэн не прекращает практическую деятельность по реализации своих социалистических идей.

Продолжая научную и литературную деятельность по пропаганде социализма, Оуэн в публикуемых работах подчеркивает, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит. Оуэн отрицательно относится к существованию металлических денег как воплощению богатства и предлагает заменить их “рабочими деньгами”, непосредственно выражающими рабочее время. В целях реализации этой идеи Оуэн и его последователи учредили в Лондоне и ряде других городов “базары справедливого обмена”, на которых обращались “рабочие деньги”. Однако и этот эксперимент потерпел крах, т.к. на “базарах” скопилась масса нереализованных товаров, не пользующихся спросом, а ходовые товары быстро раскупались на квитанции и затем перепродавались на других рынках за обычные деньги.

Закончилась неудачей и попытка создать “Союз производств”, в котором капиталисты должны были продать свои предприятия профсоюзам. Между тем выяснилось, что у профсоюзов не было такого количества денег, а предприниматели не спешили продавать свои фабрики и заводы.

Оуэн одним из первых выступил с критикой теории народонаселения Мальтуса. Он показал, что причиной бедности трудящихся является не рост народонаселения, а несправедливое распределение средств существования в капиталистическом обществе.

Переход от капитализма к социализму, по мнению Оуэна, должен осуществиться путем принятия разумных законов и просвещения населения. Оуэн сформулировал цель социализма и его основной принцип. По его мнению, целью социализма является обеспечение счастливого будущего всему человечеству на базе общественной собственности. Сам социализм Оуэн объявил выражением абсолютной истины и справедливости. Ячейкой будущего общества должна стать кооперативная община. Основой богатства общества будет обязательный для всех труд. Оуэн выдвинул принцип социализма: от каждого - по способности, каждому - по труду. Одним из главных принципов нового общества, по мнению Оуэна, должно стать всестороннее развитие личности. Для ликвидации противоположности между городом и деревней в обществе социальной справедливости Оуэн предлагал чередование занятий земледелием и промышленным трудом в кооперативной общине. Организация кооперативных общин, по его мнению, должна проходить под руководством государства. Оуэн полагал, что положительный пример деятельности общин приведет к массовому кооперированию производства. Однако, как и следовало ожидать, все организованные Оуэном кооперации в условиях капитализма превращались в капиталистические коллективные предприятия или распадались.

Несмотря на противоречивость социальной утопии и реформаторской деятельности Оуэна, приведшую к провалу социалистических экспериментов, его идеи оказали существенное влияние на развитие английского рабочего движения и на распространение социалистических идей.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн оставили глубокий след в гуманистическом направлении общественной мысли. Их вклад в развитие идей о справедливом общественном устройстве обогащает историю экономических учений. Разработанные ими принципы организации будущего общества послужили источником марксистского учения о социализме.

3. Утопический социализм в России
(А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

Идеи утопического социализма в России конца XVIII - середины XIX столетия получили отражение в сочинениях А.Н.Радищева и В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева, петрашевцев и Н.Г.Чернышевского. Они жили в сложный период мировой истории, когда обострение социальных противоречий привело к антифеодальным революциям и гражданским войнам, меняющим на баррикадах общественные системы стран и континентов.

Наиболее радикальными сторонниками социальных преобразований в России того периода были Радищев, Белинский и Чернышевский.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) родился в Москве, в семье дворянина. Учился в Лейпцигском университете. По окончании учебы в 1771 году вернулся в Россию, где занимал различные должности на государственной службе.

В 1790 г. напечатал в домашней типографии главное свое произведение “Путешествие из Петербурга в Москву”. Книга вызвала гнев Екатерины II, назвавшей Радищева “бунтовщиком, страшнее Пугачева”. Автор книги был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой в Сибирь на 10 лет.

В ссылке Радищев написал “Письмо о китайском торге”, содержащем предложения по развитию экономики России.

В своих работах Радищев критиковал крепостное право, которое лишает крестьян личной заинтересованности в результатах своего труда. Выступая против частной собственности помещиков на землю, он предлагал передать ее крестьянам. Радищев подчеркивал, что став собственниками земли и созданного на ней продукта, свободные крестьяне будут заинтересованы в эффективном ведении хозяйства.

Радищев был сторонником сочетания земледелия с крестьянскими промыслами. Стоит отметить, что эта проблема всегда стояла в аграрном секторе экономики России с ее континентальным климатом и продолжительной зимой. К сожалению, эта проблема не получила удовлетворительного решения в нашей стране до настоящего времени.

Рассматривая перспективы развития промышленности в России, Радищев выступал за протекционистскую политику российского государства. Так, в “Письме о китайском торге” он указывал, что запрещение импорта иностранных мануфактурных изделий будет способствовать развитию отечественного ремесленного производства. Он подчеркивал, что необходимо содействовать той торговле, которую ведут крестьяне и ремесленники, а не крупные купцы и скупщики.

Оценивая налоговую политику правительства, Радищев предлагал отменить подушную подать с низших сословий и перейти к налогам на доходы и имущество всех граждан.

Радищева интересовали и вопросы денежного обращения. Полноценные золотые и серебряные монеты Радищев рассматривал как мерило стоимости товаров, а также как средство обращения и платежа. Бумажные деньги он считал знаками полноценных денег, указывая, что их устойчивость зависит от количества выпущенных в обращение денежных знаков.

Радищев различал “истинную цену” и “прибавочную цену”. Различие между ними, по его мнению, состоит в том, что “истинная цена” никому (ни продавцу, ни покупателю) не приносит прибыли, а “прибавочная цена” товара есть прибыль всем тем, через чьи руки он проходил”.[21]

Таким образом, Радищев связывал образование прибыли с обращением товаров.

Оценивая в целом теоретическое наследие Радищева, можно сказать, что он был сторонником экономических интересов крестьянства - основной производительной силы России того времени. Выражая его интересы, Радищев в определенной степени предвосхитил появление идей крестьянского социализма в России во второй половине XIX века.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848 гг.) родился в Чембаре Пензенской губернии (ныне г.Белинский) в семье уездного лекаря. В 1829 г. успешно сдает вступительные экзамены в Московский университет. В сентябре 1832 г. Белинский из-за большого количества пропусков занятий был исключен из университета. С этого времени он целиком посвящает себя литературному труду.

Российскому читателю Белинский известен прежде всего как публицист и критик. Однако Белинского всегда интересовали и социально-экономические проблемы общественного развития. Так, в критической статье, написанной в 1844 году на книгу историка С.Н.Смарагдова “Руководство к познанию новой истории”, Белинский развернуто излагает собственные взгляды на ход исторического прогресса. Историю Белинский рассматривает как закономерный процесс восхождения от низших форм организации общества к высшим. Он восторженно пишет о техническом прогрессе как материальном условии прогресса социального. “И эти паровые машины, - восклицает Белинский, - эти железные дороги, электрические телеграфы - все это что же такое, если не предвестник близкого освобождения человека от материальных работ, унижающих душу и сокрушающих волю, от рабства, нужды и вещественности!... Нет предела развитию человечества и никогда человечество не скажет себе: “Стой, довольно, больше идти некуда!”[22]

И далее Белинский подчеркивает, что понятие о прогрессе как источнике и цели исторического движения, должно быть прямым и непосредственным выводом из воззрения на народ и человечество как на идеальные личности. Он отмечает, что есть люди, понимающие под прогрессом только сознательное движение, “производимое благородными деятелями”, и, если они не видят на исторической сцене таких деятелей, то впадают в отчаяние. Есть и другие люди, чья деятельность преследует лишь прагматические цели. Очевидно, это две крайности. Первая крайность производит пустых мечтателей. Вторая крайность производит спекулянтов и торговцев, ограниченных и пошлых утилитаристов. Для избежания этих крайностей, - подчеркивал Белинский, - необходимо рассматривать общество как предмет многосложный, в котором нравственная сторона должна быть слита с практической стороной, а интересы духовные с интересами материальными, причем “материальная нужда есть великий рычаг нравственной деятельности. Если б человек не нуждался в пище, в одежде, в жилище, в удобствах жизни - он навсегда остался бы в животном состоянии”.[23]

Заметим, что эти слова были написаны в сороковые годы девятнадцатого столетия, когда ожесточенно боролись два направления в объяснении истории - идеалистическое и материалистическое. И Белинский в своей статье блестяще раскрывает с материалистических позиций действительный источник общественного прогресса.

В статье “Тереза Дюнойе” (1847 г.) Белинский остроумно показал движущие мотивы капиталистического предпринимательства. Не спешите обвинять наш век, - писал Белинский, - правда, он вовсе не рыцарь, не думает нисколько ни о добродетели, ни о морали, ни о чести и весь погружен в приобретение, но он лучше своих предшественников смекнул, на чем стоит и чем держится общество, и “ухватился за принцип собственности, впился в него душой и телом и развивает его до последних следствий, каковы бы они ни были”.[24]

В “Письме к В.П.Боткину” (2-6 декабря 1847 г.) Белинский размышляет о судьбе современной ему Франции, вставшей после Великой буржуазной революции 1789-1793 гг. на путь капиталистического развития. Подчеркнув, что буржуазия - явление не случайное и показав, что само это понятие не является в социальном смысле достаточно строгим, Белинский резко критикует крупную буржуазию, захватившую власть, и с симпатией рисует характер среднего класса. По его мнению, средний класс “великодушен и хитер, и герой и эгоист, ибо действуют, жертвуют и гибнут из него избранные, а плодами подвига или победы пользуются все”.[25]

Горе государству, - восклицает Белинский, - которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах.

Особенно резко он критикует торговую буржуазию, цель жизни которой - нажива.

Далее Белинский отмечает, что государства без среднего класса “осуждены на вечное ничтожество”.[26]

Как показала современная история, Белинский был прав, рассматривая средний класс как стабилизирующую социальную силу общества.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.), выдающийся русский ученый, блестящий публицист и революционер, родился в Саратове, в семье священника, приучившего сына к постоянному самообразованию. После окончания Петербургского университета (1850 г.) Чернышевский преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии, затем вернулся в Петербург, где становится редактором журнала “Современник”. Революционное направление журнальных статей привлекает внимание полиции. Летом 1862 г. Чернышевского арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость. В крепости он пишет роман “Что делать?” и ряд других произведений. В 1864 г. его приговаривают к семи годам каторжных работ в рудниках и вечному поселению в Сибири с лишением всех прав состояния. Несколько попыток единомышленников освободить Чернышевского не увенчались успехом. Только в 1883 г. Чернышевскому разрешили вернуться в европейскую часть России.

Н.Г.Чернышевский оставил глубокий след в литературе о социализме. В отличие от своих западных предшественников - Сен-Симона, Фурье и Оуэна - Чернышевский рассматривал социализм не как результат пропаганды, а как закономерный итог борьбы трудящихся за свое освобождение. В своих сочинениях: “Славянофилы и вопрос об общине”, “О поземельной собственности” Чернышевский разработал программу экономических преобразований в сельском хозяйстве, выдвинул идею перехода к социализму через сельскую общину.

Значительное место в работах Н.Г.Чернышевского занимает критика буржуазных экономических теорий. Так, в статье “Капитал и труд” (1860 г.) Чернышевский показал, что экономисты, рассуждающие о невыгодности рабства, не замечают сходства в экономическом положении раба и наемного рабочего, “где собственность и труд не соединены в одном лице”. И далее Чернышевский подчеркивает: “Между состоянием невольника и наемного рабочего существует огромная разница в нравственном и юридическом отношениях, но специальной экономической разницы в их отношениях к производству нет никакой”.[27] Далее Чернышевский отмечает, что положение наемного рабочего изменится лишь тогда, когда сам работник станет хозяином средств производства.

Рассматривая структуру потребностей, Чернышевский подразделял их на “необходимые” и “прихотливые”, поясняя, что список необходимых потребностей не очень длинен, и пока все члены общества не имеют возможности удовлетворять эти первые потребности, труд, обращаемый на производство предметов роскоши, является непроизводительным.[28] Здесь мы видим новую, оригинальную постановку вопроса о производительном и непроизводительном труде, критерием которого является социальная значимость продуктов труда с точки зрения рационального подхода.

Конструктивная критика буржуазной политической экономии в сочетании с развитием социалистических принципов организации производства и потребления, традиционно рассматриваются в литературе по истории экономических учений как важный вклад Чернышевского в создание и развитие политической экономии трудящихся. Новая экономическая наука, по мнению Чернышевского, должна доказать необходимость превращения работника в собственника средств производства и продуктов его труда, и, на этой основе сформировать реально свободного человека. На смену капиталистическому хозяйству, утверждал Чернышевский, неизбежно придет общественное производство с промышленно-земледельческими товариществами в деревне и кооперативами ремесленников в городе. Управление производством и распределением продуктов будет коллективным.

В своем проекте создания нового общества Чернышевский большую роль отводил государству. Он полагал, что в начальный период общественного переустройства государство обязано оказать денежную и административную помощь предприятиям в организации коллективного производства.

Наиболее крупными сочинениями Чернышевского по экономической теории являются “Примечания к “Основам политической экономии Милля” и “Очерки из политической экономии (по Миллю)”. В этих книгах, подвергнув критике капитализм и буржуазную политическую экономию, Чернышевский дает развернутое обоснование социализма, как общества наибольшего благосостояния и развития человека. Критикуя капиталистическое разделение труда, он подчеркивал, что оно обрекает рабочего на однобокое развитие. Его интересовали вопросы нормальной интенсивности труда и смены трудовых операций. Перемена труда, справедливо указывал Чернышевский, обеспечивает рост его производительности и гармоническое развитие человека.

В работах Чернышевского показана двойственная роль капиталистической конкуренции, которая, с одной стороны, стимулирует технический прогресс, а с другой - ведет к коммерческой тайне и “экономической неприязни” сословий и целых стран друг к другу.

Чернышевский был сторонником трудовой теории стоимости и, как многие его современники, полагал, что стоимость будет существовать вечно. Анализируя проблемы наемного труда, он высказал догадку, что при капитализме труд лишь по форме выступает как товар, что труд не может быть товаром, т.к. он не имеет стоимости, а сам является мерой стоимости. Чернышевский проводил различия между экономическим и внеэкономическим принуждением к труду. Раскрывая сущность капитализма, он показал, что движение заработной платы рабочего и движение прибыли капиталиста - противоположны, что в погоне за прибылью капиталист стремится низвести заработную плату рабочего до физического минимума.

В теории земельной ренты Чернышевский придерживался таких же взглядов, как и Рикардо. Однако в отличие от Рикардо, отрицавшего ренту с худшего участка, Чернышевский писал, что “земля и самого низшего сорта из удобных к возделыванию приносит ренту”.[29]

Глубокое понимание закономерностей общественного развития, как неуклонного движения к социальному прогрессу, получило яркое отражение в романе Чернышевского “Что делать?” Будущее общество он рисует восторженными словами: “Оно светло, оно прекрасно... Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением наша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести”.[30]

Основные понятия

Утопический социализм. Общественная собственность. Уравнительное распределение. Движущие силы развития. Стадии развития общества. Организованное общество. Индустриальная система. Гармония. Ассоциация. Капитал. Конкуренция и монополия. Сельская община. Наемный труд. Земельная рента. Промышленно-земледельческие товарищества. Заработная плата.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты утопического социализма.

2. Были ли Сен-Симон, Фурье и Оуэн революционерами? Поясните свой ответ.

3. Проанализируйте учение Сен-Симона о стадиях развития человеческого общества.

4. Сформулируйте Ваше отношение к тезису Сен-Симона о цели производства в будущем обществе. Можете ли Вы предложить иную цель, которая представляется Вам более правильной?

Литература к вопросам 1-4

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - Гл.17.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.211-241.

5. Известно, что движущим началом человеческой деятельности Фурье называл страсти. На какие три группы он подразделял человеческие страсти? Сформулируйте свое отношение к учению Фурье о страстях. Что говорит о движущих началах человеческой деятельности современная наука?

6. Сравните периодизацию истории Сен-Симона и Фурье. Кто из них, по Вашему мнению, предложил более удачные названия периодов. Аргументируйте свой ответ.

Литература к вопросам 5-6

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - С.151-156.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.195-211.

7. Как Вы полагаете, почему практическая деятельность Оуэна по созданию “коммунистических форм производства и обмена” закончилась неудачей?

8. В обращении к государственным деятелям Европы и Америки Роберт Оуэн писал, что легко построить разумное и счастливое общество можно было бы из совершенных людей. “Но практически начинать таким образом невозможно. Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечество разумным”. (Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.338.) Прокомментируйте эти мысли Оуэна. С каких позиций: идеалистических или материалистических выступил в данном случае Оуэн?

Литература к вопросам 7-8

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - С.156-159.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.337-340.

9. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Они жили в разные исторические эпохи. Они были выходцами из разных классов. Один из них закончил свой жизненный путь на эшафоте, его последними словами было обращение к палачу: “Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться”. Другого в юности каждое утро будил слуга словами: “Вставайте, граф, Вас ждут великие дела”.

Они различались по образу жизни. Каждый из них был оригинальным мыслителем, и, следовательно, каждый из них по-своему видел будущее человеческого общества. Но была у этих мыслителей одна общая идея, которая сближает их и превращает в единомышленников.

Дайте определение этой идее. Почему она зародилась в достаточно развитом виде в позднее средневековье, когда еще не было ни материальных, ни социальных предпосылок ее осуществления?

10. Если дать общую оценку воззрениям Чернышевского на проблемы перехода к социализму, то чем они отличаются от взглядов Сен-Симона, Фурье и Оуэна с точки зрения политических способов?

11. Была ли идея перехода к социализму посредством сельской общины прогрессивной для того времени?

Литература к вопросам 9-11

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - С.170-182.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.427-469.

Утопический социализм в России. - М.: Политиздат, 1985. - С.239-283.

Чернышевский Н.Г. Что делать? - М.: Учпедгиз, 1959.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4338 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...