Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание и школа в средневековом Китае



Во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. в Китае начался переход от ра­бовладельческого строя к феодальному, обществе в период правления династии Цинь (221—207 до н. э.) в Китае сложилось централизованное государство, которое можно считать феодальным. Хотя оно просуществовало не­долго, его значение в истории Китая было велико: именно в этот период сложилось феодальное землевладение, был про­веден ряд реформ, в том числе и в области образования. В эти годы были осуществлены упрощение и унификация ие­роглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Ки­тая была создана централизованная система образования, которая состояла из двух основных типов школ: правитель­ственных, или казенных, школ «Гуань сюэ» и частных школ «Сы сюэ». С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа учебных заведений продолжали сосуществовать.

В период следующей династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) Китай окончательно вступил в феодализм. В эпоху прав­ления династии Хань большое развитие получила медици­на, был изобретен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для развития школь­ного дела и распространения грамоты. В эпоху Хань разви­тие получили казенные и частные школы.

Именно в эпоху Хань в Китае стала формироваться трех­ступенчатая система образования, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. В системе государст­венных школ появились первые высшие школы, которые назывались «Тай сюэ». Они создавались центральными влас­тями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе могло обучаться до 300 человек.

При ханьском императоре У Ди была проведена реформа образования, инициатором и руководителем которой был политик и философ Дун Чжуншу (179—104 до н. э.), который превратил учение Конфуция в официальную государствен­ную идеологию. С тех пор конфуцианство стало господству­ющей идеологией феодального Китая, а древние конфуцианские классические книги стали главным объектом изуче­ния и основой всей системы воспитания и образования. В период правления династии Хань была разработана система изучения конфуцианских классических книг, которая была рассчитана на 10 лет. После прохождения этого курса изуче­ния конфуцианских канонов можно было сдавать экзамены на ученую степень, что давало возможность занять ту или иную чиновничью должность.

После династии Хань, в периоды Троецарствия — прав­ления династии Цзинь, Южных и Северных династий и ди­настии Суй (III—VI вв. н. э.) — развитие феодализма в Ки­тае происходило по восходящей линии, в соответствии с ко­торой развивалась и система образования. Это, прежде всего, проявилось в расширении сети учебных заведений и созда­нии аристократических учебных заведений. Процветали выс­шие школы «Тай сюэ», были созданы учебные заведения «Гоцзы сюэ» — школы для сынов государства. При динас­тии Цзинь был создан университет, где основным объектом изучения оставались конфуцианские классические книги.

В период правления династии Суй (581—617) наблюда­лось расширение сети государственных учебных заведений, особенно высших. Важным изменением в это время была введенная в 606 г. новая система государственных экзаме­нов, которая официально допускала к сдаче экзаменов лю­бого человека, который предварительно изучил конфуциан­ские классические книги, независимо от его социального положения. Одновременно система государственных экза­менов была значительно усложнена.

Следующая династия — Тан (618—907) считается золо­тым веком китайского средневековья. В этот период полу­чили развитие наука, культура и просвещение. Благодаря развитию ксилографии получила развитие литература.

В 807 г. вместо устных экзаменов были введены экзаме­ны в письменной форме, что требовало более тщательного изучения конфуцианских канонов, а также усложняло про­цедуру проведения экзаменов. В высших учебных заведени­ях присуждалась ученая степень доктора — специалиста по пяти классическим книгам: «Ицзин» (Книга перемен), «Лицзи» (Книга этикета), «Чуньцю» (Весна и осень), «Шицзин» (Книга поэзии) и «Шуцзин» (Книга истории). Для того что­бы сдать экзамены на такую степень, надо было пройти курс интенсивного обучения, рассчитанный на десять лет.

В период правления династии Сун (960—1279) в области содержания образования был сделан ащент на изучение конфуцианских классических книг, входящих в состав так на­зываемого четверокнижия «Сышу»: «Дасюэ» (Великое уче­ние), «Луньюй» (Беседы и суждения), сочинения древнего философа-конфуцианца Манцзы «Чжунюн» (Учение о зо­лотой середине). Вся система воспитания и образования в Китае была по-прежнему ориентирована на изучение древ­них классических книг, оторвана от реальной практической жизни. Политический деятель и ученый того времени Ван Анъши (1021—1086) выступил с инициативой осуществления реформы китайской системы образования с целью прибли­зить ее к практическим нуждам общества. Однако эта по­пытка не увенчалась успехом.

Период правления династии Сун был связан со станов­лением неоконфуцианства, которое оказывало сильное вли­яние на содержание воспитания и образования в Китае в последующие века, вплоть до начала XX в.

Основоположники неоконфуцианства еще в X в. выдви­нули положение о необходимости обновления и развития конфуцианских принципов. Они полагали, что после Кунц-зы (Конфуция) и Мэнцзы (Мэнция) прекратилось творчес­кое развитие конфуцианства, что превратило его в догму и схоластику. Китайский философ, ученый, комментатор клас­сических книг и педагог Чжу Си (1130—1200) завершил про­цесс формирования неоконфуцианства. Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основного свода конфу­цианских классических книг, входящих в состав четверо­книжия и пятикнижия. В отличие от раннего конфуцианст­ва с его главным образом этико-политическими положения­ми, в неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы натурфилософии и космогонии. При этом мир при­роды и мир этических отношений неоконфуцианцы рассмат­ривают как единую систему, как две стороны единого цело­го. Чжу Си обобщил идеи конфуцианства от самого Конфу­ция до сунских мыслителей, создав дуалистическую теорию двух взаимосвязанных начал: идеального начала «Ли» (за­кон, принцип) и материального начала «Ци» (вещество, ма­терия). Идеальное начало предшествует всему, без него не может существовать материальное начало. Эти два начала сосуществуют, однако идеальное начало «Ли» первично. «Ли» нуждается в прикреплении к определенному «Ци», что не­обходимо для «Ци» как закон его существования. Чжу Си обосновывает понятие «Жэнъ» (Человеколюбие). В его трак­товке жизнь обретает форму характера человеческого разу­ма и правил любви.

Обобщающее учение Чжу Си стало впоследствии (XIII— XIV вв.) официальной идеологией и главным течением в китайской философии. Чжусианская идеология, будучи ка­нонизированной, была приспособлена к интересам правя­щей верхушки феодального средневекового Китая. В общем неоконфуцианские идеи провозглашали незыблемость су­ществовавшей государственной власти, безусловное подчи­нение старшим по возрасту, детей родителям, подчиненных начальнику, что соответствовало основным целям воспита­ния и образования в тогдашнем Китае. Через систему обра­зования и систему государственных экзаменов учение Чжу Си играло важную роль в воспитании подрастающего поко­ления в Китае вплоть до начала XX в. Учение Чжу Си оказа­ло заметное влияние на философию Кореи и Японии.

В 1279—1368 гг. Китай находился под правлением монгольской династии Юань. Господство этой династии при­вело к распространению монгольской письменности и со­зданию монгольских школ, которые существовали наряду с ханьскими (китайскими) школами. В 1289 г. в Китае функ­ционировало более 24 тыс. различных учебных заведений, многие из которых имели земельные участки для того, что­бы с помощью получаемых с них доходов покрывать расхо­ды, связанные с содержанием школ. При династии Юань в Китае получили развитие астрономическая, математическая и медицинская науки, что способствовало созданию ряда учебных заведений соответствующих профилей.

В 1368—1644 гг. в Китае вновь правила китайская динас­тия Мин. По мнению известного современного китайского историка педагогики Мао Лижуя, при династии Мин в Ки­тае стали зарождаться предпосылки для всеобщего началь­ного обучения через расширение сети местных начальных школ «Шэсюэ» — буквально общинных школ. Минские им­ператоры обращали внимание и на развитие высших школ. В Пекине и Нанкине было создано по одному высшему учеб­ному заведению специально для подготовки чиновников высших государственных учреждений. Императорский двор не оставил без внимания и систему государственных экза­менов. В целях ее усложнения в 1487 г. при написании экза­менационных сочинений на государственных экзаменах был введен литературный схоластический стиль «Багу вэнь». Этот стиль представлял собой шаблон, от которого ни в коем слу­чае нельзя было отступать. Каждое сочинение, написанное в этом стиле, должно было состоять из восьми разделов: введение, структура изложения, основные идеи сочинения, переход к изложению, начало изложения, середина изложе­ния, конец изложения, заключение. При этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей — тезиса и антитезиса, что в сумме составляло во­семь членов, поэтому все сочинение называлось «восьми-членным» или «восьмитезным». Написанное по такой схеме сочинение представляло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочи­нения должен был быть ограничен определенным количест­вом иероглифов. Все сочинение должно было иметь не ме­нее 300 и не более 700 иероглифов. Оно писапось на языке древних конфуцианских книг с учетом неоконфуцианских комментариев к ним. При написании сочинения нельзя было освещать события и факты, имевшие место после династий Цинь и Хань, т. е. после 220 г. н. э.

На 1644—1911 гг. в Китае приходится правление послед­ней маньчжурской династии Цин. Маньчжуры, которые в культурном отношении были значительно ниже китайцев, восприняли китайскую культуру и традиционную систему образования, сохранили систему государственных экзаме­нов. Основой 267-летнего господства маньчжурской динас­тии был союз с китайской феодальной верхушкой. Офици­альной идеологией было признано конфуцианство в его не­оконфуцианской интерпретации. Правление маньчжурской династии привело к длительной консервации феодальных отношений в Китае, что резко затормозило социально-эко­номическое развитие страны, науки, культуры и образова­ния. В то время, когда европейские страны в результате бур­жуазно-демократических революций в основном уже осво­бодились от пут феодализма, Китай продолжал жить в условиях средневековья. При династии Цин образование практически оставалось точно таким же, как и при динас­тии Мин.

В средние века традиционная китайская система школь­ного образования имела следующий вид: обучение китай­ских мальчиков грамоте начиналось с 6—7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в школах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учи­теля, либо отдавали его в частную школу. Первым текстом, который начинали учащиеся заучивать наизусть, была не­большая книга «Троесловие» («Саньцзыцзин»), составлен­ная в XIII в. Ее текст был написан сжатым литературным слогом на классическом литературном языке в стихотвор­ной форме. Книга состояла из 1068 иероглифов, располо­женных в 356 строках по три иероглифа в каждой строке. Содержание этого учебного пособия представляло собой изложение начал философии, китайской классической ли­тературы и истории. Здесь давалось краткое изложение ос­нов конфуцианской морали, прославлялись древние мудре­цы, приводились примеры, достойные подражания, упоми­нались важнейшие события древней истории Китая. Этот учебник использовался на протяжении нескольких столетий вплоть до начала XX в. Затем китайские учащиеся перехо­дили к изучению другого текста — «Фамилии всех родов» («Байцзясин»), в котором в рифмованной форме располага­лись 408 односложных и 30 двусложных наиболее употреби­тельные китайские фамилии по четыре иероглифа в строке. Это учебное пособие было составлено в X в. После этого учащиеся приступали к изучению текста другого учебного пособия — «Тысячесловник» («Цяньцзывэнь»), созданному в VI в. н. э., т. е. значительно раньше, чем первые два. Этот учебный текст состоял из 1 тыс. неповторяющихся иерогли­фов, разбитых на 250 строк по четыре иероглифа в каждой строке. По своему содержанию «Тысячесловник» в основ­ном сходен с первым учебником «Троесловие». Текст «Ты-сячесловника» должен был обязательно заучиваться наизусть.

Помимо названных трех учебных пособий ученики китай­ских средневековых школ заучивали и некоторые другие текс­ты, например, такие, как «Оды для детей», содержание ко­торых носило в основном нравоучительный характер. На этом заканчивалось начальное обучение, которое обычно длилось 7—8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тыс. наибо­лее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и китайской истории. Большое зна­чение в процессе элементарного обучения уделялось калли­графии — искусству красиво писать иероглифы. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образова­ние на второй ступени, условно говоря, в средней школе.

Обучение на второй ступени длилось 5—6 лет, в течение которых изучшшсь классические книги, входившие в кон­фуцианское четверокнижие — «Сышу» и конфуцианское пя­тикнижие — «Уцзин». На последних годах обучения второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты классических книг и комментариев к ним, пи­сать сочинения по определенной форме. В процессе обуче­ния на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месяч­ные, квартальные и годовые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитарный характер. Преподавание ес­тественных наук, за исключением основ арифметики, не входило в содержание образования. После получения тако­го образования китайские юноши в возрасте 18—19 лет мог­ли приготовиться к сдаче государственных экзаменов.

Система государственных экзаменов была громоздкой и сложной. В основном она состояла из трех последователь­ных ступеней. Первая ступень — уездные экзамены, кото­рые проводились ежегодно осенью в главном городе уезда. Претенденты, которые выдерживали эти экзамены, получа­ли первую ученую степень «Сюцай» (студент, в буквальном переводе — «расцветающий талант»). Обладатели первой степени могли рассчитывать на занятие чиновничьей долж­ности в масштабах уезда, а также имели право сдавать экза­мены на получение второй ученой степени. Те обладатели первой ученой степени, которые не выдерживали дальней­ших экзаменов и не получали никакой чиновничьей долж­ности, считались неудачниками и обычно становились школь­ными учителями.

Вторая ступень — провинциальные экзамены, проводи­лись весной один раз в три года в главном городе провин­ции, а также в Пекине и Нанкине. В большинстве случаев к ним допускались особенно отличившиеся обладатели пер­вой ученой степени. Выдержавшие провинциальные экза­мены лица получали вторую ученую степень «Цзюйжэнь» (в буквальном переводе — «представляемый человек»). Эти экзамены отличались большей строгостью и контролирова­лись главным экзаменатором из Пекина. Его помощники и наблюдатели назначались из числа крупных чиновников. Обладатели второй ученой степени получали крупные чи­новничьи и государственные должности в масштабах про­винции, а также имели право сдавать экзамены на получе­ние третьей ученой степени в столице.

Третья ступень — столичные экзамены, которые прово­дились один раз в три года в специальной экзаменационной палате. Столичными экзаменами руководил генеральный эк­заменатор, назначавшийся из числа крупных придворных са­новников. Ему помогали большое число инспекторов и над­зирателей. Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень «Цзинь-ши» (в буквальном переводе — «прогрессирующий ученый»). Из тысяч лиц, которые через каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень. Обладание этой ученой степенью открывало путь к блестящей в тех услови­ях бюрократической карьере.

На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались по одиночке в изолированные кельи, где они должны были написать на заданную тему сочинение соглас­но стилю «багувэнь», о котором шла речь выше.

В условиях многовекового существования системы госу­дарственных экзаменов китайская школа не могла разви­ваться и, по существу, была придатком этой системы.

Средневековое школьное образование в итоге просуще­ствовало в Китае до начала XX в. Система государственных экзаменов официально была отменена только в 1905 г.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...