Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На рубеже XV—XVI вв. гуманистическая мысль уже не только итальянская, а и охватывающая территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова, становится ведущей идеологией эпохи. И именно в этот период она вступает в непримиримые противоречия с набирающим силу реформационным движением, борющимся с католицизмом.
Несмотря на то что как Возрождение, так и Реформация выступали против идеологии и институтов феодатизма, ставшего тормозом общественного развития, по своему духу это были противоположные движения. Философия Эразма с ее призывом к земной гармонии была категорически отвергнута Реформацией, как в дальнейшем и Контрреформацией.
Движение Реформации связано с именами немецкого деятеля Мартина Лютера (1483 — 1546), французского реформатора Жана Кальвина (1509—1564) и швейцарца Улъриха Цвингли (1484—1531), хотя рычагом этого движения выступала Германия.
Реформация, направленная против средневековой католической церкви, требовала перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения. Ее идеологи выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление человеком Библии без посредничества церкви и священнослужителей.
Внутри реформационного движения наметились два направления — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и крестьянское, возглавляемое революционно настроенным Томасом Мюнцером (ок. 1490—1525), которое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения эксплуатации и частной собственности.
В целях распространения своего религиозного учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке, что в значительной степени облегчало усвоение знаний. Провозглашенная обязательной начальная школа была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась религиозному воспитанию. Сравнительно автономная прежде от церкви начальная школа теперь попадала в прямую от нее зависимость.
Если начальная школа решала простейшую задачу — научить читать и понимать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача — с помощью хорошо организованной системы воспитания и образования подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества, готовых служить интересам протестантской Германии.
Идеи для реорганизации школьного дела деятели Реформации черпали из практики обучения и воспитания так называемых «братских общин». Они представляли собой формально светские организации, не связанные официально с церковью, имели общее имущество, совместное питание и работу, проповедовали идеалы христианского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они видели в воспитании детей и распространении образования. Принятое в общинах воспитание включало умение коллективно работать и уважение к физическому труду. В одной из крупных католических организаций XV в., называемой «Братьями общей жизни», были созданы школы, снискавшие себе славу во всем мире. Это были известные школы в г. Льеж на территории Франции и голландские школы в Зволе и Девентере. В их стенах получили образование такие выдающиеся гуманисты, как Эразм Роттердамский, Рудольф Агрикола и многие другие. Из общины «Моравских братьев» вышел и Я. А. Коменский. Учебные заведения в них организовывались по типу латинских тривиальных школ, имели квалифицированный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. Особенность школ состояла в том, что им удавалось небольшим количеством преподавателей обучать несколько сот учеников путем тренировочных занятий в малых (по десять человек) группах, проводимых наиболее продвинутыми в познании учащимися под контролем педагога. В XIX в. такой опыт взаимного обучения был теоретически осмыслен англичанами и использован в практике многих европейских стран под названием Белл-Ланкастерской системы обучения. Перестройка средней и высшей школы Реформационное движения осуществлялась сподвижниками Лютера — Филиппом Меланхтоном (1497—1560) и Иоганном Штурмом 1507—1587). Главная цель этих преобразований состояла в: заработке рационального содержания образования и воспитания, предусматривающего преемственную связь между средней школой, дающей общее развитие ученикам, и высшей, в функцию которой входила профессиональная подготовка. Изданный Меланхтоном в 1528 г. учебный план для средней школы «Евангелический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера» предусматривал разделение детей на классы, вытеснение латынью родного языка, изучение грамматики, римской поэтики и классической прозы, обязательное знание закона Божьего, пение.
Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней школы. Она базировалась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики.
Несмотря на все нововведения протестантской школы, состоящие в формах ее организации, методах преподавания, хорошо разработанных учебных программах, доминирование религиозно-политической направленности учебно-воспитательного процесса делало ее крайне ограниченной. Там, где лютеранство, писал Эразм, там гибель науки и цивилизации.
В Англии с Реформацией связывались надежды на социально-политическую трансформацию общества, истерзанного абсолютизмом. Новые чаяния широких слоев населения замыкались на «библейской культуре», проповедующей идеалы общности и трудолюбия. Для неимущего населения.на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских приходах были организованы «паблик скулз». Однако со временем именно неимущие слои и были вытеснены из этих школ, с тем чтобы они стали достаточно элитарными учебными заведениями.
В своем роде только Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту. По-своему интерпретирующий античный взгляд на развитие и воспитание человека, гуманизм Возрождения оказал значительное влияние на определение типа воспитания в новое время. В рамках одного и того же исторического периода Возрождение и Реформация по-разному определяли взаимоотношение индивида и общества. Если гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвещения, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то реформаторам церкви удалось при помощи воспитания властвовать над самими людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полностью оттеснено идеологией Реформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.
Социально-экономические преобразования и общественно-религиозные бури, прокатившиеся по всей Европе в средние века, затронули все аспекты человеческого существования — его быт, культуру, идеологию, духовное и интеллектуальное развитие. Понять закономерности формирования педагогической мысли этого периода возможно только в социально-историческом контексте, путем осмысления мотивов, которые побуждали средневекового человека к поиску истины, причин, по которым нигде больше, за исключением классической китайской культуры, ученому человеку не придавалось большого значения, как в эти «темные века». Проникновение в сущность педагогики средних веков позволяет понять дальнейшее развитие теории и практики воспитания в широком смысле слова
Рекомендуемая литература
Античное наследие в культуре Возрождения. — М.: Наука, 1984. — 285 с.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1965. — 327 с.
Библиотека в саду: Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве / Сост. В. А. Эльвова. — М.: Книга, 1985. — 216 с.
Верджерио Паоло о благородных нравах: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения / Ред. С. М. Стама. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. — 239 с.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени: (Исследования и материалы): Сб. науч. трудов / Под ред. К. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 200 с.
Гуревич А. Я., Херлики Д. Средневековые дети: культура и общество в средние века.: Реф. сб. ИНИОН АПН СССР, 1982.
Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2-х т. — М.: Искусство, 1973.
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. — Ч. II / Под ред. С. М. Стама. — Саратов, 1988.
Культура Возрождения и Средние века / Ред. кол. Л. С. Чико-лини и др. — М.: Наука, 1992. — 220 с.
Леон Баттиста Альберти: Сб. статей / Отв. ред. В. Н. Лазарев — М.: Наука, 1977. - 192 с.
Леонардо Бруни Аретино. Введение в науку о морали // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV в. /Сост. Л. М. Брагина. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 384 с.
Лютер Мартин. К советникам всех городов земли немецкой о том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы: Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала нового времени: Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Сали-мовой, В. Г. Безрогова. — М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 285 с.
Монтенъ М. Опыты: В 3-х кн. — Кн. I—II. — М.: Наука, 1980. — 703с.
Мор Томас. Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия / Пер. С англ. — М., 1978.
Мор Томас. Утопия / Пер. Ю. М. Каган. — М.: Наука, 1978. — 415 с.
Рабинович В. Л. Ученый человек в средневековой культуре: Наука и культура / Под ред. Б. Ж. Келле. — М.: Наука, 1984. — 336 с.
Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. с фр. Н. Любимова. — М.: Правда, 1981. — 560 с.
Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение: Гуманизм второй половины XIV— нач. XV в.: Учеб. пособие для студентов. — Новосибирск: НГУ, 1975. - 173 с.
Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме во второй половине XIV — первой половине XV в. — М.: Наука, 1977. — 272с.
Рутенберг Б. И. Культура эпохи Возрождения: Средние века / Под ред. С. Д. Сказкина. — Вып. 50. — М.: Наука, 1987. — 330 с.
Струков Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. — М.: Наука, 1980. — 212 с,
Уколова -В. И. Последний римлянин Боэций / Отв ред. 3. В. Удальцова. — М.: Наука, 1987. — 159 с.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
Эразм Роттердамский и его время / Отв. ред. Л. С. Чиколини. - М.: Наука, 1988. — 219 с.
Эразм Роттердамский. Философские произведения / Отв. ред. В. В. Соколов. — М/. Наука, 1986. — 702 с.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1379 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!