Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зарождение воспитания в первобытном обществе



Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продук­тивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно дает представить себе и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позволяет более широко взгля­нуть на ставший столь привычным арсенал педагогических средств.

Социальная функция воспитания заключается в пред­намеренной и целенаправленной передаче общественно-ис­торического опыта подрастающему поколению, в овладе­нии им практическими трудовыми умениями, а также вы­работанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно. Вос­питание является, таким образом, органичной частью общего социального развития и неотделимо от всей истории человеческого общества.

Важнейшим источником изучения происхождения человека, самых ранних этапов его истории служат материал археологических раскопок. Восстановление историко-культурных процессов, происходивших на ранних этапах ис­тории человечества, основывается прежде всего на использовании данных этнографии, кото­рая собирает и описывает предметы и явления материаль­ной и духовной культуры разных народов.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обы­чаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме раз­личных образцов устного народного творчества: песен, ска­зок, легенд, былин, поговорок и т. д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которой скон­центрирована и извечная мудрость народного воспитания. Педагогическая мысль и воспитательные традиции каждого народа отражают многообразную историю его духовно-нрав­ственной жизни, являются важным подспорьем в деле вос­становления общей картины воспитания в древнейшие пе­риоды истории человечества.

При рассмотрении вопроса о происхождении воспита­ния в советской историко-педагогической литературе дли­тельное время была традиционна критика таких концепций происхождения воспитания, как эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас), сближающая воспитательную деятельность людей первобытного общест­ва с наблюдаемой у высших животных инстинктивной забо­той о своем потомстве, или психологическая (П. Монро), объясняющая происхождение воспитания присущим детям инстинктивно-бессознательным стремлением подражать взрослым.

Размышляя о преодолении человеком на путях своего ста­новления зверинообразных форм жизни, И. П. Павлов от­мечал, что сюда входил и процесс развития воспитания, ко­торый, как и все другие формы существования человека, лишь постепенно пробивался через животнообразные фор­мы в условиях формирования социума. Шаг за шагом на протяжении миллионов лет происходили преобразования присущей инстинктивной заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта следования-механизму пере­дачи социального наследования культуры предшествующих поколений.

В общинах палеоантропов совершенствовались способы изготовления орудий и охоты, другие виды хозяйственной коллективно-групповой деятельности. Общая эволюция хозяй­ственной деятельности вела к увеличению и разнообразию пищевого рациона, улучшению общих условий жизни. На­ряду с временными лагерями стали появляться постоянные стойбища. Создавались относительно более благоприятные условия для роста численности детей, удлинения периода детства, сохранения жизни неспособных участвовать в про­изводстве стариков.

Все это в исторической перспективе подготавливало воз­никновение условий, необходимых для зарождения собст­венно воспитания. Вместе с этим расширение эмпиричес­кого опыта орудийной деятельности порождало потребность в его сохранении и продолжении. В результате этих двух взаимосвязанных явлений детей стали привлекать к трудо­вой деятельности вместе со взрослыми. В этом совместном труде шло созревание и развитие детей и подростков. Их совместная деятельность осуществлялась в таких видах тру­да, как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съе­добных кореньев и плодов, участие в ловле рыбы и т. д., которые были доступны детям и старикам, что объединяло их в обособленные группы.

Раннее включение детей в хозяйственный труд было обу­словлено бедностью и монотонностью жизненного цикла в первобытную эпоху, низким уровнем развития средств про­изводства. Нельзя не заметить, что в условиях роста рожда­емости в заботе старших о подрастающем поколении про­исходили качественные изменения: воспитание детей становится коллективным делом, а передатчиками подрастаю­щему поколению накопленных в сообществе традиций и опыта выступают представители старшего поколения.

Правда, следует отметить, что в это время еще отсутство­вали специальные приемы и организационные формы вос­питания, а воспитание не отделялось от совместного труда. Поэтому в данном случае можно говорить лишь о тенденци­ях, свидетельствующих о зарождении самых примитивных форм воспитания: полностью отсутствовал специально ор­ганизованный процесс обучения и воспитания; воспитатель­ное влияние осуществлялось как непосредственное и пре­имущественно спонтанное воздействие на ребенка окружаю­щей его социальной среды. Тем не менее этот совместный труд детей и взрослых приобретал со стороны старших обу­чающих направленный образ действий в соответствии с по­степенно осознававшимися ими целью и конечным резуль­татом. С другой стороны, детское подражание поведению взрослых в быту, совместном труде, в играх качественно осталось от животных форм: здесь наблюдается уже созна­тельная, целенаправленная деятельность, предполагающая волевые усилия и определенную систему социальных свя­зей. Следует заметить, что воспитательные отношения с само­го момента своего возникновения базировались на актив­ности и самостоятельности подрастающего поколения.

Так начался процесс зарождения собственно человечес­ких форм воспитания с целью передачи не только опыта; хозяйственной деятельности, но и воспроизводства необходимого типа личности, соответствовавшего складывающемуся: опъпу хозяйствования. Обучающее-направленный с этой целью образ действий объективно требовал и определенного способа его организации. В этом формирующемся процессе содержались зародыши последующих собственно педагогики кто в каждое поколение училось у предшествующего, ж с этой целью формировалась общественная традиция передачи и преемственности приобретенных навыков.

По мере становления общей хозяйственной деятельности и складывавшихся социальных связей происходило качественное преобразование доставшегося в наследство от животного мира инстинктивного механизма заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта подражания в социальный механизм наследования человеческого опыта.

В общем, можно сделать вывод, что вместе с сознательной целенаправленной орудийно-трудовой деятельностью людей зарождается и воспитание как один из ее видов.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1135 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...