Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом отечественной культуры



Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом отечественной культуры. Культурное влияние проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям жизни. Это была культура, выросшая на высоких идеалах Просвещения. Особенности социально-политического развития России обусловили одновременное развитие двух вза­имосвязанных и противоречивых тенденций. С одной стороны, культура социальной верхушки общества все больше отрывалась


от чуждых ей интересов народа, с другой — нарастал интерес к народной культуре, под влиянием которой были созданы многие художественные произведения. Антикрепостнические настроения все больше начинают определять характер и содер­жание культуры.

В годы царствования Александра I окончательно сложи­лась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения. Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заве­дений предусматривало создание 4-ступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Позднее в соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-ступенчатая система образования: для детей самых нижних состояний (кроме кре­постных крестьян) предназначались приходские училища, для детей городских обывателей — уездные училища, а для детей дворян — гимназии. В 1858 г. в Петербурге была открыта первая женская гимназия — Мариинская. Значительно увеличилась сеть высших учебных заведений: открылись Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский университеты.

Однако грамотность оставалась во многом уделом при­вилегированных сословий. В первой половине века в России насчитывалось только 3-4% грамотных.

В первой половине XIX в. русская наука достигла значитель­ных успехов. Главными центрами науки были Академия наук и университеты. В начале века при Московском университете возникло Общество испытателей природы, целью деятельности которого было содействие успехам естественных наук. Миро­вую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкла­дом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским не­евклидовой геометрии. В 1839 г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.

Русские физики успешно работали в области электричес­тва. В.В. Петров описал свойства электрической дуги (1802), что имело большое практическое значение. Работы Э.Х. Лен­ца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л. Шиллинг явился создателем элект-


ромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. физик Б.С. Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П. Аносов, химик Н.Н. Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К. Бэр и К. Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И. Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М. Филомафитский).

Активизировалось изучение отечественной истории. Впервые читатель получил 12-томную «Историю государства Российского», созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н. Гра­новский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс. Значительных успехов до­бились русские филологи, А.Х. Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

Литература первой половины XIX в. — одно из самых ярких явлений в истории мировой культуры. Уже на рубеже ХУШ-Х1Х вв. классицизм постепенно вытесняется новым литературным течением — сентиментализмом. Основопо­ложником этого направления был Н.М. Карамзин, творчество которого сыграло большую роль в развитии русского литера­турного языка. Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвали к жизни такое литературное течение, как романтизм (В. А. Жуковский, К.Ф. Рылеев). Во второй четверти века зарождается реализм, характеризующийся отражением реальной жизни различных социальных слоев России, широкой постановкой социальных и нравственных проблем. Формирование и расцвет реализма в первой половине XIX в. связаны с творчеством А.С. Гри­боедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Ве­ликий Пушкин утвердил главенствующую роль литературы в национальной культуре и художественном творчестве. Поэзия и проза Пушкина завершили процесс преобразования и фор­мирования русского литературного языка. В 40-50-е гг.начали свой творческий путь знаменитые писатели, творчество кото­рых достигло своего расцвета во второй половине столетия


(Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салты­ков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).

Изобразительное искусство отличалось динамизмом, разно­образием художественных стилей, школ и направлений, ростом общественного интереса ко всем видам искусства. Возникший в живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил античное искусство образцом для подражания. В начале XIX в. он выра­жался в академизме, принятом Академией художеств в качестве единственной художественной школы.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается сентиментализм, который сочетался с элемен­тами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах А.Г. Венецианова, с любовью писавшего деревенские пейзажи и портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П. Брюллова («Последний день Помпеи») и О. А. Кипренско­го. 30-40-е гг. стали временем зарождения в живописи нового направления — реализма. Одним из его основоположников стал П.А. Федотов. Персонажами Федотова были не герои древнос­ти, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему «маленького человека». Значительным явлением художест­венной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А. Иванова и выдающегося мариниста И.К. Айвазовского. А.А. Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном «Явление Христа народу», вложив в него глубокое философско-этическое содержание.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой, являясь неотъемлемой частью архитектурного декора или городских ансамблей, и во многом отражала идеи имперского величия. Это обусловило господство монументально-декора­тивной скульптуры. Тематические особенности в этот период были связаны с преобладанием героических и национально-патриотических тем, интерес к которым обострился после Отечественной войны 1812 г. И.П. Мартос 14 лет работал над памятником Минину и Пожарскому в Москве. На порталах колоннады Казанского собора в Петербурге скульптором Б.И. Орловским были установлены статуи Кутузову и Бар­клаю де Толли.

Архитектура. Отечественная архитектура первой половины XIX в. является неотъемлемой частью общеевропейской ар-


­

хитектуры. В ее развитии проявились общие закономерности архитектурных процессов этого периода, переосмысленные в соответствии с традициями национального зодчества. Активное градостроительство в связи с массовым притоком населения стимулировало творческий поиск архитекторов.

Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге, где реализовывалась идея единого ансамблевого строительства. В стиле зрелого классицизма в городе созда­ется ряд монументальных ансамблей. В центре столицы на Дворцовой площади зодчий К.И. Росеи возводит здание Ге­нерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О. Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П. Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строятся Смольный институт (Д. Кваренги), здание Биржи с ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казан­ский собор (А.Н. Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О. Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д. Захаров).

После пожара 1812 г. Москва быстро восстанавливалась. По проектам О.И. Бове был сооружен Манеж, создан ансамбль Театральной площади, возле Кремля был разбит Александров­ский сад. Был восстановлен и заново оформлен Московский университет (Д.И. Жилярди). На смену деревянному пришло каменное строительство.

Театр стал значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. В развитии театрального ис­кусства в этот период проявились две основные тенденции: освобождение от европейского влияния, достаточно заметного в XVIII в., и укрепление национальных традиций, отход от традиций классицизма и сентиментализма и становление ро­мантизма и реализма. Профессиональный театр окончательно занял ведущее место. Были основаны два знаменитых драма­тических театра — Малый в Москве (1825) и Александрийский в Петербурге (1832). В 1825 г. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли спектакли «Горе от ума» А.С. Гри­боедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя и др. В начале 50-х гг. появи­лись первые пьесы А.Н. Островского. В 20-40-е гг. в Москве в Малом театре творил вдающийся русский актер М. С. Щепкин.


Большим успехом у публики пользовались и другие замеча­тельные артисты — В. А. Каратыгин — премьер петербургской сцены, П.С. Мочалов.

Продолжали развиваться традиционные музыкальные на­правления, ведущее место среди которых заняла светская про­фессиональная музыка, опиравшаяся на многовековые традиции народного песенного творчества. Первая половина столетия стала временем формирования в России национальной музы­кальной школы и оперы, что прежде всего связано с именем М.И. Глинки. Созданные им оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» поставили Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. К числу известных композиторов относились А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский. Крупным явлением в истории отечественного музыкального искусства стало творчество А.С Даргомыжского (оперы «Ру­салка», «Каменный гость»).

В целом культура первой половины. XIX в. отличалась высокими темпами развития всех ее областей, поиском новых художественных методов, сочетанием различных стилей, на­правлений и жанров, дальнейшим сближением с европейской культурой при сохранении национального характера.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...