Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реформы в области культуры и быта



Главным содержанием реформ в духовной сфере было ста­новление и развитие светской культуры, просвещения, измене­ния в быту. Для реализации задуманных Петром нововведений необходимы были исполнители, достаточно подготовленные, обладающие нужными знаниями и умонастроениями. Отсюда забота Петра о распространении научных знаний, заведение общеобразовательных и технических школ. Образование стано­вится прерогативой светского государства, богословие уступает место наукам. Были открыты Навигационная, Артиллерийская,


Инженерная школы, медицинское училище, общеобразователь­ные школы не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, Был введен новый печатный шрифт, вышла первая русская газета. Созданная Петром кунсткамера положила начало сбору коллекций и музейному делу. Логическим итогом всех этих нововведений стало основание в 1725 г. Академии наук.

Преобразования в области культуры разрушали патриархаль­ные отношения в семье. В дворянских семьях стало модным приглашать иностранных гувернеров и гувернанток для евро­пейского воспитания детей. В 1714 г. появился известный указ о том, чтобы «учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб невольно будет жениться, пока сему не выучиться». Особо важное значение имело принудительное обучение в закрытых учебных заведениях. Под влиянием обуче­ния, которое велось на иностранных языках иностранными учи­телями, формировалась новая система понятий, часто не имевшая эквивалента в русском языке. Поэтому язык претерпел большие изменения, наполнился иностранными словами и оборотами. Изменилось положение женщин в дворянских семьях. Им было предписано следовать европейским нормам жизни, появляться в общественных местах и участвовать в увеселениях.

Европейский стиль жизни внедрялся в российское общество путем административного нажима и насилия, он был проти­вопоставлен русскому традиционализму. Новые культурные ценности шли вразрез с традициями, привычками, российскими представлениями о нравственности. Неприятие петровских но­ваций выразилось в массовом осуждении поведения царя, кото­рого называли царем-антихристом. И он своим «непотребным» поведением часто давал для этого повод: его «забавы» были разнообразны — от курения табака и спаивания приближенных до личного участия в пытках и массовых казнях. Некоторые поступки царя заставляли людей сомневаться в истинности его веры. Он был противником средневековых воззрений, состав­лявших основу народной православной культуры, резко порицал монашество, считая монахов тунеядцами, уклоняющимися от государственной службы. Петр превратил церковь в послушное орудие государства, навязав ей роль осведомителя и надзирате­ля, что не давало церкви выполнять ее истинное предназначе­ние — духовное и нравственное воспитание народа — и вело к усилению старообрядческого движения.


Внешняя политика: цели, направления,





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...